Решение б/н без аннотации от 26 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-691/77-19 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

25.03.2019 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

<...>

при участии:

<...>

от АО «НПФ Сбербанк»: <...>

рассмотрев жалобу Степанцовой Ю.А. (далее также — Заявитель) на действия АО «НПФ Сбербанк» (далее также — Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на на оказание услуг по проведению исследований для нужд АО «НПФ Сбербанка» (реестровый № 31907489543) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении его заявки от участия в Закупке.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной комиссии или Закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной или Закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Извещение о проведении Закупки с начальной (максимальной) ценой договора в размере 1 750 000,00 руб. размещено на Официальном сайте 04.02.2019. Датой окончания подачи заявок на участие в Закупке и их рассмотрения является 13.02.2019, дата подведения итогов Закупки — 19.02.2019.

Из протокола по рассмотрению заявок и подведению итогов Закупки от 19.02.2019 следует, что заявка Заявителя отклонена от участия в процедуре в связи с несоответствием заявки требованиям документации, а именно: паспортные данные в составе заявки несоответствие действительности. Трудовые ресурсы подтверждены одним временным периодом, сроком действия (август-сентябрь 2019 года).

В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В приложении № 2 Закупочной документации установлены требования к оформлению и содержанию предложения участника Закупки, в том числе необходимо представить:

  • копии договоров (первая и последняя страница) по социологическим исследованиям социального и/или экономического поведения населения за последний 1 (один) год (выписки из договоров), акты выполненных работ, датированные не ранее 2018 г., и описание конкретных кейсов по каждому предоставленному договору (пункт 1.3 Приложения № 2);

  • для индивидуального предпринимателя - документы, удостоверяющие личность участника - физического лица и физического лица-представителя участника (пункт 3.7 Приложения № 2).

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что при рассмотрении заявки Закупочная комиссия произвела проверку паспортных данных Заявителя с помощью реестра утраченных документов учета ФМС РФ (адрес сайта в сети «Интернет» - www.services.fms.gov.ru) (далее — Реестр ФМС РФ). В соответствии с полученными данными по реквизитам документов, представленным в заявке, по состоянию на 19.02.2019 в названном реестре содержатся данные о Заявителе как о лице, утратившем паспорт гражданина Российской Федерации.

При этом Заявитель на заседании Комиссии отрицал факт утраты соответствующих документов.

Комиссия оценивает доводы Заказчика критически в связи с тем, что на главной странице Реестра ФМС РФ указано, что данный сервис является информационным, предоставляемая информация не является юридически значимой, то есть сведения из Реестра не являются по своей сути неопровержимым доказательством недостоверности сведений, представленных Заявителем.

Также Заказчик счел недостоверными представленные Заявителем в качестве подтверждения наличия опыта оказания услуг по социологическим исследованиям соответствующие договоры, которые заключены в один временной период (август-сентябрь 2019 года).

Согласно возражениям Заказчика в отчете системы «СПАРК» в отношении Заявителя содержится информация об отсутствии в 2018 году договоров с контаргентами.

Комиссия оценивает вышеизложенный довод о сомнительности договоров в виду того, что они заключены в один временной период критически, так как один лишь факт заключения Заявителем серии договоров в конкретный период не свидетельствует об их недостоверности. Кроме того, система «СПАРК» не является официальным и достоверным источником информации о заключенных различными лицами субъектами договорах, в связи с чем ссылки Заказчика на информацию, полученную из такого источника, признаются несостоятельными.

Вместе с тем Комиссия считает необходимым отметить, что Заказчиком не учтены следующее обстоятельства.

Предоставление участником Закупки в составе заявки недостоверных сведений и выявление Заказчиком названного факта является самостоятельным основанием для отстранения такого лица от участия в закупочной процедуре на любом этапе его проведения.

Указанное требование обусловлено более значимыми правовыми последствиями для участника торгов, нежели несоответствие заявки формальным требованиям Закупочной документации, а потому требует большей проработанности со стороны Заказчика и наличия у него неопровержимых доказательств недостоверности представленных сведений.

При этом под недостоверными сведениями следует понимать сведения, не соответствующие действительности. В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что для принятия решения об отклонении той или иной заявки по причине наличия в ней недостоверных сведений Заказчик должен располагать неопровержимым и документальным подтверждением данного обстоятельства.

При этом предоставленное Заказчику право отклонить поданную заявку в случае обнаружения в ней недостоверных сведений на любом этапе проведения конкурса свидетельствует о том, что располагать такой информацией заказчик должен непосредственно на момент принятия соответствующего решения (отказ в допуске либо отказ от заключения договора).

В настоящем случае, как следует из материалов дела, поданная Заявителем заявка требованиям Закупочной документации соответствовала. Каких-либо оснований сомневаться в достоверности представленных в ней сведений у Заказчика не имелось, неопровержимыми доказательствами недостоверности таких сведений последний не располагал. Доказательств обратного Заказчиком не представлено, а Комиссией не установлено.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что у Заказчика отсутствовали правовые основания для отклонения заявки Заявителя от участия в Закупке, что противоречит принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, закрепленным в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Вместе с тем Заказчиком по результатам Закупки заключен договор от 18.03.2019 № 03-83/15 (сведения о договоре размещены в ЕИС 18.03.2019 в 16:34). Уведомление Московского УФАС России о принятии жалобы Заявителя к рассмотрению, содержащее указание на наложение ограничений действий Заказчика в части заключения договора направлено 21.03.2019.

При таких обстоятельствах, у Московского УФАС России отсутствуют правовые основания для выдачи Заказчику обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия АО «НПФ Сбербанк» (ОГРН: 1147799009160, ИНН: 7725352740) при проведении Закупки обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

  3. Обязательное для исполнения предписание Заказчику не выдавать в связи с тем, что по результатам Закупки заключен договор от 18.03.2019 № 03-83/15.

  4. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 21.03.2019 № ТФ/12961/19.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны