Решение б/н Решение по рекламе букмекерской конторы от 27 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 РЕШЕНИЕ

по делу № 077/05/27-12762/2022

 

«27» октября 2022 года г. Москва

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве
по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия Московского УФАС России, Комиссия)
в составе:

председателя Комиссии:<...>

членов Комиссии: <...>, <...> ,

рассмотрев дело № 077/05/27-12762/2022 по признакам нарушения
ООО «Гэллэри Сервис» (ИНН: 7714564333, ОГРН: 1047796590159) частей 2, 2.2 статьи 27 Федерального закона от 13.03.2006 № 38- ФЗ «О рекламе» (далее — Закон
о рекламе) при распространении рекламы «AllstaR FONBET. ФОНБЕТ НЕДЕЛЯ ЗВЕЗД ХОККЕЯ. ПРИСОЕДИНЯЙСЯ, БУДЕТ ЖАРКО! ДЕКАБРЬ 2022 ЧЕЛЯБИНСК»,

в присутствии представителя ООО «Гэллэри Сервис» (по доверенности),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело № 077/05/27-12762/2022 возбуждено в отношении ООО «Гэллэри Сервис» (ИНН: 7714564333, ОГРН: 1047796590159) на основании заявления физических лиц относительно наличия признаков нарушения статьи 27 Закона
о рекламе при распространения 20.06.2022, 22.06.2022, 23.06.2022, 29.06.2022
и 30.06.2022 рекламы «AllstaR FONBET. ФОНБЕТ НЕДЕЛЯ ЗВЕЗД ХОККЕЯ. ПРИСОЕДИНЯЙСЯ, БУДЕТ ЖАРКО! ДЕКАБРЬ 2022 ЧЕЛЯБИНСК» в городе Москве по следующим адресам:

- на Ленинградском шоссе напротив дома 64 корпус 1;

- на Ленинградском шоссе 110 у АЗС Газпромнефть;

- на МКАД в месте съезда в район Куркино 73-й километр Московской Кольцевой Автодороги, дом 7, корпус 1;

- на Дмитровском шоссе напротив дома 13А;

- на Дмитровском шоссе напротив дома 29 к.1;

- на Дмитровском шоссе напротив дома 153;

- на Дмитровском шоссе напротив дома 116;

- на МКАД на 88 км и 93 км;

- на Бутырской улице около дома 15;

- на Кутузовском проспекте около дома 2;

- напротив дома 90 по Рублевскому шоссе;

- на улице Лобачевского около дома 48;

- на Кутузовском проспекте в начале и в конце дома 14;

- по Волгоградскому проспекту и напротив домов 9, 17, 43;

- на Ленинском проспекте около дома 68;

- на Ленинском проспекте напротив дома 40;

- на Ленинском проспекте напротив дома 54;

- на Волгоградском проспекте напротив домов 4, 26 и 32;

- на Симоновском валу напротив дома 12;

- на Кутузовском проспекте около Торгового центра ОКЕАНИЯ;

- на Минской улице, напротив дома 1;

- на проспекте Вернадского в сторону области и напротив домов 21, 29, 79;

- на Дмитровском шоссе напротив дома 90;

- на Дмитровском шоссе напротив дома 108.

А также по факту распространения 28.06.2022, 29.06.2022, 30.06.2022, 01.07.2022, 02.07.2022 аналогичной рекламы в городе Екатеринбурге по следующим адресам:

- ул. Восточная, д. 35 рядом с магазином «Мегамарт»;

- на перекрестке улиц Кирова и Бебеля, напротив дома №33 по ул. Кирова;

- на перекрестке улиц Автомагистральная и Бебеля;

- на перекресте улиц проспект Космонавтов и Маяковского, рядом с кафе «Бургер Кинг» (ул. Маяковского, 1а);

- рядом с остановкой общественного транспорта «Метро Уралмаш» по адресу пр. Космонавтов, 21б;

- ул. Бебеля, 148;

- пр-т Академика Сахарова

ул. Чкалова, 279;

- ул. Сыромолотова, 25;

- ул. Уральская, 3;

- ул. Шефская, 2Г, к1;

- на перекрестке улиц Щербакова и Самолетная;

- ул. Большакова (напротив дома № 157).

При рассмотрении дела Комиссией установлено, что адрес распространения рекламы — г. Екатеринбург, на объездной дороге, 43 м от ул. Амундсена в сторону ул. Московская указан ошибочно, в связи с чем исключается из перечня адресов.

Владельцем рекламных щитов по вышеуказанным адресам является
ООО «Гэллэри Сервис».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме
и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц
и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средство индивидуализации юридического лица
и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания
к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе, товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведении азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об азартных играх) определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации, а также установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

Согласно пункту 14 статьи 4 Закона об азартных играх букмекерской конторой является игорное заведение, в котором организатор азартных игр заключает пари
с участниками данного вида азартных игр.

Согласно пункту 2 статьи 4 Закона об азартных играх под пари понимается азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо
с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.

На заседании Комиссии представитель ООО «Гэллэри Сервис» поддержал ранее представленные объяснения, а также пояснил, что на рекламных щитах в рамках заключенного договора от 15.05.2022 № 6403/ГС-22, с ООО «Фонкор»
(ОГРН: 1147746836203) (до 24.05.2022 ООО «ПИН-АП.РУ») размещалась реклама именно спортивного мероприятия по хоккею, а не букмекерской конторы.

В подтверждение указанной позиции ООО «Гэллэри Сервис» также представило письмо ООО «Фонкор» от 09.06.2022 № б/н (далее - Письмо).

В свою очередь, Комиссией Московского УФАС России установлено следующее.

Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО «Фонкор» (ОГРН: 1147746836203) является деятельность по организации и проведению азартных игр и заключения пари (ОКВЭД 92.1). ООО «Фонкор» имеет лицензию на осуществление данного вида деятельности № Л027-00108-77/00395494 от 10.10.2014 года с указанием на доменное имя www.fon.bet.

Коммерческим обозначением ООО «Фонкор» является обозначение FONBET.

Одновременно Комиссия из открытых данных в сети Интернет установила, что имеется товарный знак «FONBET ставки на спорт с 1994 г.» по свидетельству № 562617 по 41 классу МКТУ: услуги букмекеров в области спорта, спортивных соревнований; а также товарный знак «ФОНБЕТ ставки на спорт с 1994 г.» по свидетельству № 632552 в том числе по 41 классу МКТУ: услуги букмекеров в области спорта, спортивных соревнований.

В обоих случаях слова ФОНБЕТ и FONBET выполнены красным цветом шрифта на белом фоне с наклоном в правую сторону и относятся к названию букмекерской конторы.

В представленном Письме указано, что распространенная реклама это реклама спортивного мероприятия, информацию о котором можно получить по ссылке https://www.allstarweek.com.

На сайте мероприятия отображены партнеры данного мероприятия. Титульным партнером мероприятия является FONBET. Название компании партнера выполнено в формате логотипа поименованной букмекерской конторы.

 При нажатии на изображения партнера мероприятия происходит переход на сайт www.fon.bet (содержание недоступно).

На рекламных щитах по вышеуказанным адресам была размещена реклама с текстом «AllstaR FONBET. ФОНБЕТ НЕДЕЛЯ ЗВЕЗД ХОККЕЯ. ПРИСОЕДИНЯЙСЯ, БУДЕТ ЖАРКО! ДЕКАБРЬ 2022 ЧЕЛЯБИНСК».

На изображении рекламы присутствуют обозначения «FONBET» и «ФОНБЕТ», выполненные в сходном стиле с логотипом поименованной букмекерской конторы: идентичный шрифт, наклон букв, сочетание белого и красного цветов.

Исходя из совокупного восприятия указанного рекламного макета, содержащего название как спортивного мероприятия, так и названия только одного партнера мероприятия (букмекерской конторы «FONBET») из массы других, а также с учетом значительного количества поступивших заявлений физических лиц с жалобой на распространение рекламы, Комиссия в данном конкретном случае с учетом имеющихся в материалах дела доказательств приходит к выводу, что указанная реклама воспринимается потребителями именно как реклама букмекерской конторы.

Законом о рекламе установлены особые условия распространения рекламы отдельных видов товаров (услуг), в частности рекламы основанных на риске игр, пари.

Согласно части 2 статьи 27 Закон о рекламе реклама основанных на риске игр, пари допускается только: в теле- и радиопрограммах с 22 до 7 часов местного времени, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи;
в зданиях, строениях, сооружениях, в которых проводятся такие игры, пари,
за исключением объектов транспортной инфраструктуры (вокзалов, аэропортов, станций метрополитена и других подобных объектов); в периодических печатных изданиях, на обложках и в выходных данных которых содержится информация
о специализации указанных изданий на сообщениях и материалах рекламного характера, а также в периодических печатных изданиях, предназначенных для работников организатора азартных игр и (или) участников таких игр, находящихся
в границах игорных зон, созданных в соответствии с Федеральным законом
от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с частью 2.2 статьи 27 Закона о рекламе помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, допускаются размещение, распространение рекламы:

1) основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах, и (или) средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах:

а) в периодических печатных изданиях, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера;

б) в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети «Интернет»):

на сайтах, зарегистрированных в качестве сетевых изданий, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера;

на официальных сайтах общероссийских спортивных федераций либо профессиональных спортивных лиг;

на сайтах, владельцем которых является учредитель телеканала спортивной направленности, не являющегося телеканалом, доступ к которому осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств;

в) во время трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок) при условии, что общая продолжительность такой рекламы составляет не более двадцати процентов общего допустимого времени трансляции рекламы во время трансляции спортивных соревнований, установленного в соответствии с частями 3 и 9 статьи 14, частями 2 и 8 статьи 15 настоящего Федерального закона;

2) средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах:

а) в спортивных сооружениях;

б) на спортивной форме спортсменов и (или) спортивных клубов;

3) основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в тотализаторах, и (или) средств индивидуализации организаторов азартных игр в тотализаторах:

а) в периодических печатных изданиях, специализирующихся на материалах и сообщениях о конном спорте, о разведении и об испытаниях лошадей;

б) во время трансляции в прямом эфире или в записи бегов и скачек, испытаний лошадей на ипподромах, спортивных соревнований по конному спорту при условии, что общая продолжительность такой рекламы составляет не более двадцати процентов общего допустимого времени трансляции рекламы во время трансляции указанных мероприятий, установленного в соответствии с частями 3 и 9 статьи 14, частями 2 и 8 статьи 15 настоящего Федерального закона;

в) в эфире телеканалов, программная направленность которых связана с конным спортом, разведением и испытаниями лошадей, при условии, что общая продолжительность такой рекламы составляет не более двадцати процентов общего допустимого времени трансляции рекламы, установленного в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона;

г) в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети «Интернет»):

на сайтах, зарегистрированных в качестве сетевых изданий, специализирующихся на материалах и сообщениях о конном спорте, о разведении и об испытаниях лошадей;

на официальных сайтах общероссийской и региональных федераций конного спорта, а также организаций, специализирующихся на конном спорте, на разведении и испытаниях лошадей;

на сайтах, размещающих информацию о конном спорте, о разведении и об испытаниях лошадей, владельцем которых является учредитель телеканала, программная направленность которого связана с конным спортом, разведением и испытаниями лошадей, при условии, что такой телеканал не является телеканалом, доступ к которому осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств;

4) средств индивидуализации организаторов азартных игр в тотализаторах:

а) на территориях ипподромов:

в конюшнях;

на территориях, на которых осуществляются испытания лошадей;

в местах, предназначенных для размещения зрителей, присутствующих на испытаниях лошадей;

б) на спортивной форме спортсменов, занимающихся конным спортом, и (или) конноспортивных клубов, экипировке жокеев, наездников, снаряжении лошадей.

При этом, распространение рекламы основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах, и/или средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах
в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования на иных сайтах, не указанных в части 2.2 Закона о рекламе, не допускается.

Среди законодательно закрепленных способов распространения рекламы основанных на риске игр, пари, предусмотренных частями 2-2.2 статьи 27 Закона
о рекламе, распространение рекламы на рекламных щитах не значится, следовательно, запрещено.

Комиссия полагает необходимым также отметить, что часть 2.2 статьи 27 Закона о рекламе является специальной нормой по отношению к части 2 статьи 27 Закона о рекламе, так как частью 2.2 статьи 27 были введены новые исключения
из общих запретов рекламы основанных на риске игр, пари.

В соответствии с частью 3 статьи 27 Закона о рекламе требования частей 1 и 2 статьи 27 применяются соответственно к рекламе организатора азартных игр, рекламе сопутствующих азартным играм услуг и рекламе игорного заведения, в том числе рекламе мест осуществления деятельности по оказанию сопутствующих азартным играм услуг.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, является ненадлежащей.

Таким образом, распространяемая реклама «AllstaR FONBET. ФОНБЕТ НЕДЕЛЯ ЗВЕЗД ХОККЕЯ. ПРИСОЕДИНЯЙСЯ, БУДЕТ ЖАРКО! ДЕКАБРЬ 2022 ЧЕЛЯБИНСК» по вышеуказанным адресам является ненадлежащей.

В силу статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 2 статьи 27 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.

Рассматриваемая реклама распространялась на рекламных щитах
ООО «Гэллэри Сервис».

Владельцем рекламных щитов по вышеуказанным адресам является
ООО «Гэллэри Сервис».

Исходя из ответа ООО «Гэллэри Сервис» факт распространения рекламы «AllstaR FONBET. ФОНБЕТ НЕДЕЛЯ ЗВЕЗД ХОККЕЯ. ПРИСОЕДИНЯЙСЯ, БУДЕТ ЖАРКО! ДЕКАБРЬ 2022 ЧЕЛЯБИНСК» по вышеуказанным адресам
не оспаривается.

Таким образом, Московское УФАС России приходит к выводу,
что рекламораспространителем рекламы букмекерской конторы является
ООО «Гэллэри Сервис».

В связи с вышеизложенным в действиях ООО «Гэллэри Сервис» при распространения 20.06.2022, 22.06.2022, 23.06.2022, 29.06.2022 и 30.06.2022 рекламы «AllstaR FONBET. ФОНБЕТ НЕДЕЛЯ ЗВЕЗД ХОККЕЯ. ПРИСОЕДИНЯЙСЯ, БУДЕТ ЖАРКО! ДЕКАБРЬ 2022 ЧЕЛЯБИНСК» в городе Москве, 28.06.2022, 29.06.2022, 30.06.2022, 01.07.2022, 02.07.2022 — в городе Екатеринбурге, установлено нарушение частей 2, 2.2 статьи 27 Закона о рекламе.

Согласно пункту 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации
о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 24 ноября 2020 года № 1922 (далее — Правила), при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей
на получение рекламы, которая не побуждает к совершению противоправных действий, а также не призывает к совершению насилия и жестокости, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, выявленных
при рассмотрении конкретного дела, не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.

В дело не представлено документальных доказательств невозможности продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а равно подтвержденной информации о прекращении действия либо расторжении договоров, гражданско-правовых отношений или иных внутренних актов, на основании которых рассматриваемая реклама размещалась.

Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.

На основании изложенного Комиссия Московского УФАС России приходит
к выводу о необходимости выдачи ООО «Гэллэри Сервис» предписания
о прекращении (недопущении дальнейшего) нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно размещения (распространения) рекламы, нарушающей положения Закона о рекламе, в том числе в дальнейшем.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона
о рекламе и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Гэллэри Сервис» нарушившим части 2, 2.2 статьи 27 Закона о рекламе в связи с распространением 20.06.2022, 22.06.2022, 23.06.2022, 28.06.2022, 29.06.2022, 30.06.2022 01.07.2022, 02.07.2022 рекламы «AllstaR FONBET. ФОНБЕТ НЕДЕЛЯ ЗВЕЗД ХОККЕЯ. ПРИСОЕДИНЯЙСЯ, БУДЕТ ЖАРКО! ДЕКАБРЬ 2022 ЧЕЛЯБИНСК».

2. Выдать ООО «Гэллэри Сервис» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Московского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела
об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

<...>

Члены Комиссии

<...>

 

<...>   

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны