Решение б/н б/а от 14 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-15203/2022 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
11.10.2022                                                                                                г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

..............

при участии посредством видеконференцсвязи представителей ООО «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ»,

в отсутствие представителей ООО «Сибирский тендер», извещенных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 06.10.2022 № НП/51706/22,

рассмотрев жалобы ООО «Сибирский тендер» (далее — Заявитель) на действия ООО «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ» (далее — Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на техническое обслуживание и ремонт оборудования электрообогрева на объектах ООО «ЛУКОЙЛПЕРМЬ» (реестровый № 32211704251) и запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по электроснабжению объектов ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» от дизельных электростанций (реестровый № 32211693012) (далее — Закупки),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупок.

Рассмотрение жалоб проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.

Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.

Заявлений о невозможности подключения к сеансу в назначенное время, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от Заявителя, которому направлялось уведомление о принятии жалоб к рассмотрению в Управление не поступало.

Таким образом, учитывая, что указанное лицо надлежащим образом извещено о дате, времени и способе рассмотрения жалоб заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалоб в отсутствие представителей Заявителя.

Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалобы Заявителя отвечают требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалоб, Заказчиком в нарушение требований Закона о закупках и Положения о закупках неправомерно выбран способ проведения закупок путем запроса котировок с установлением начальной (максимальной) цены договора превышающей семь миллионом рублей.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Комиссией установлено, что 15.09.2022 Заказчик на сайте электронной торговой площадки ООО «РТС - Тендер», а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по электроснабжению объектов ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» от дизельных электростанций (реестровый № 32211693012) и 20.09.2022 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на техническое обслуживание и ремонт оборудования электрообогрева на объектах ООО «ЛУКОЙЛПЕРМЬ» (реестровый № 32211704251).

Так, согласно пункту 13 извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключить договор по предмету: Оказание услуг по электроснабжению объектов ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» от дизельных Электростанций (реестровый № 32211693012) сведения о начальной (максимальной) цене договора: 37 843 684,42 (Тридцать семь миллионов восемьсот сорок три тысячи шестьсот восемьдесят четыре) рубля 42 копейки без НДС.

Согласно пункту 13 Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключить договор по предмету: «Техническое обслуживание и ремонт оборудования электрообогрева на объектах ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» сведения о начальной (максимальной) цене договора: 14 859 992 (Четырнадцать миллионов восемьсот пятьдесят девять тысяч девятьсот девяносто два ) рубля 00 копеек без учета НДС.

В силу части 1 статьи 3.2 Закона о закупках конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.

Частью 2 статьи 3.4 Закона о закупках установлено, что конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме.

В соответствии с частью 3 статьи 3.4 Закона о закупках Заказчик при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства размещает в единой информационной системе извещение о проведении:

1) конкурса в электронной форме в следующие сроки:

а) не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе в случае, если начальная (максимальная) цена договора не превышает тридцать миллионов рублей;

б) не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе в случае, если начальная (максимальная) цена договора превышает тридцать миллионов рублей;

2) аукциона в электронной форме в следующие сроки:

а) не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в случае, если начальная (максимальная) цена договора не превышает тридцать миллионов рублей;

б) не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в случае, если начальная (максимальная) цена договора превышает тридцать миллионов рублей;

3) запроса предложений в электронной форме не менее чем за пять рабочих дней до дня проведения такого запроса предложений. При этом начальная (максимальная) цена договора не должна превышать пятнадцать миллионов рублей;

4) запроса котировок в электронной форме не менее чем за четыре рабочих дня до дня истечения срока подачи заявок на участие в таком запросе котировок. При этом начальная (максимальная) цена договора не должна превышать семь миллионов рублей.

Таким образом, из системного толкования приведенных норм следует, что конкурентная закупка, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, проводится исключительно в электронной форме и с учетом особенностей, установленных в статье 3.4 Закона о закупках.

На основании пункта 15.5.4 Положения о закупке Заказчик при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства размещает в Единой информационной системе извещение о проведении:

- запроса котировок в электронной форме не менее чем за четыре рабочих дня до дня истечения срока подачи заявок на участие в таком запросе котировок. При этом начальная (максимальная) цена договора не должна превышать семь миллионов рублей.

Таким образом, Законом о закупках и Положением о закупках установлено ограничение при проведении закупки путем запроса котировок в части установления НМЦ, которая не должна превышать семь миллионов рублей.

Иными словами Заказчик вправе проводить конкурентную процедуру путем проведения запроса котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства только при условии, что НМЦ не превышает семь миллионов рублей.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что им размещены закупки на срок значительно превышающий минимальный срок, установленный п. 4 ч. 3 ст. 3.4. Закона о закупках, что в свою очередь, не нарушает права и законные интересы потенциальных участников. Также Заказчик отметил, что Закон о закупках, не содержит условий, ограничивающих Заказчика в выборе способа закупки (конкурса в электронной форме, запроса предложений или запроса котировок) в зависимости от начальной (максимальной) цены договора. Положением о закупке Заказчика установлено, что любой способ закупки может быть проведен среди субъектов малого и среднего предпринимательства при условии, что он проводится в электронном виде (пункт 3.4 Положения о закупке).

Вместе с тем, Комиссия расценивает доводы Заказчика критически на основании следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 3 Закона о закупках, информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки.

Проведение конкурентных закупок, которые не относятся к закрытым закупкам, без размещения извещения в единой информационной системе невозможно, поскольку именно с даты размещения извещения начинается прием заявок участников в пределах установленного в нем срока.

Законодатель в части 3 статьи 3.4 Закона о закупках устанавливает минимально возможный период проведения закупки, который начинается с даты размещения извещения и заканчивается датой истечения срока подачи заявок, который зависит от способа закупки (конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок) и от начальной цены договора (до тридцати миллионов или свыше тридцати миллионов рублей при проведении конкурса или аукциона; только до пятнадцати миллионов рублей при проведении запроса предложений; только до семи миллионов рублей при проведении запроса котировок).

Согласно пункту 4 части 3 статьи 3.4. Закона о закупках, извещение о проведении запроса котировок в электронной форме размещается в единой электронной системе не менее чем за четыре рабочих дня до дня проведения такого запроса предложений. При этом начальная (максимальная) цена договора не должна превышать семь миллионов рублей.

При этом, Комиссия отмечает, что возможность размещения извещения о проведении запроса котировок в иной срок и на сумму, превышающую семь миллионов рублей не предусмотрена действующим законодательством.

Таким образом, закупка путем проведения запроса котировок допускается только при начальной цене договора не превышающей семь миллионов рублей.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что проведение Заказчиком оспариваемых закупок в форме запроса котировок, с начальной максимальной ценой договора, превышающей семь миллионов рублей противоречит требованиям Закона о закупках, а также Положению о закупках

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики при закупке товаров, работ и услуг руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений по отношению к участникам Закупки.

Вместе с тем действия Заказчика в настоящем случае упомянутым целям и принципам не соответствовали, поскольку объективно повлекли за собой их нарушение.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалоб и необходимости в выдаче предписания об аннулировании оспариваемых Закупок.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,


 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобы ООО «Сибирский тендер» (ИНН: 7607018403; ОГРН: 1027600984916) на действия ООО «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ» (ИНН: 7708503727; ОГРН: 1037739877295) при проведении Закупок обоснованными.

2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 4 части 3 статьи 3.4 Закона о закупках.

3. Выдать обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны