Решение б/н Решение по жалобе <...> на действия ИП Борзых Е.А. от 10 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

по делу № 077/07/00-14157/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

08.09.2020 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),

рассмотрев в жалобу <...> (далее также — Заявитель) на действия ИП Борзых Е.А. (далее также — Организатор торгов), при проведении торгов посредством публичного предложения по продаже имущества должника
ООО «ОКТАВИА» (сообщение № 4977323, лот № 7, далее — Торги) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов, мотивированная несогласием с отменой Торгов.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии
с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом
от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона
от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон
о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов. Кроме того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС России от 22.04.2014 № 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.

Согласно пункту 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.

Таким образом, проведение спорного Торгов является обязательным в силу Закона о банкротстве, в связи с чем рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции как жалоба на обязательные в силу закона торги.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Организатора торгов выразилось в неправомерной отмене торгов.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.01.2020 по делу № А40-223817/17-86-331 ООО ««Октавиа»» (далее — Должник) признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введено конкурсное производство. Конкурсным управляющим Должника утвержден Смирнов А.И.

Сообщение о проведении Торгов по продаже имущества Должника опубликовано на официальном сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (далее — ЕРФСБ) (сообщение № 4977323 от 12.05.2020), а также информация о проведении Торгов размещена на сайте Оператора ЭТП http://www.utender.ru/ (реестровый № 0046567 лот № 7).

В соответствии с указанными сообщениями, заявки на участие в Торгах принимаются с 23.06.2020 00:00 по 20.09.2020 00:00. Предметом Торгов по оспариваемому лоту является право требования исполнения денежного обязательства от ООО «Элит Текстиль» на сумму 37 561 668,08 рублей.

Комиссией установлено, что в период проведения Торгов с 20.07.2020 по 20.08.2020 в установленный для подачи заявок срок Заявитель 19.08.2020 подал заявку на участие в торгах. Указанная заявка была зарегистрирована электронной торговой площадкой 19.08.2020 в 23:49.

Согласно информации о лоте № 7 всего на участие в Торгах по лоту № 7 на указанном периоде была подана 1 заявка.

В свою очередь, 23.08.2018 Организатором торгов была размещена информация об отмене торгов в связи с технической неисправностью оборудования.

Как указывает в своих возражениях Организатор торгов, отмена торгов была произведена в связи с отсутствием возможности подписать протокол о допуске к участию в торгах и протокол о результатах торгов ввиду неисправности электронной цифровой подписи.

Вместе с тем Комиссия усматривает данные действия Организатора торгов неправомерными ввиду следующего.

Согласно пункту 4 статьи 139 Закона о банкротстве при продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 Закона о банкротстве, указываются начальная цена, величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена.

Рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 Закона о банкротстве.

Победителем торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения признается участник торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов.

С даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращается.

В соответствии с пунктом 12 статьи 110 Закона о банкротстве решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным Законом о банкротстве и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов. Организатор торгов уведомляет всех заявителей о результатах рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и признании или непризнании заявителей участниками торгов посредством направления заявителям в письменной форме или в форме электронного документа копий протокола об определении участников торгов в течение пяти дней со дня подписания указанного протокола.

Решение организатора торгов об определении победителя торгов принимается в день подведения результатов торгов и оформляется протоколом о результатах проведения торгов (пункт 15 статьи 110 Закон о банкротстве).

В соответствии с пунктом 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.

В случае, если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.

Учитывая указанные выше правовые нормы, приняв во внимание отсутствие в Законе о банкротстве императивного запрета на отказ организатора торгов (внешнего, конкурсного управляющего) от продажи имущества должника посредством публичного предложения, а также правовую природу торгов в форме публичного предложения, Комиссия приходит к выводу о том, что Организатор торгов (конкурсный управляющий) вправе отказаться от проведения торгов в форме публичного предложения до получения первой заявки на участие в торгах. Изложенная правовая позиция нашла свое отражение в сложившейся судебной практике (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2016 № 308 ЭС15-19289).

Материалами дела установлено, что Организатором торгов было принято решение об отмене Торгов после начала начала приема заявок на участие в торгах и поступления первой заявки Заявителя, то есть с нарушением срока для отмены торгов.

Являясь Организатором торгов и зная о наличии поступившей заявки, Организатор торгов в нарушение требований законодательства о банкротстве отменил торги, тем самым нарушив права и законные интересы Заявителя, а поэтому указанные действия Организатора торгов не могут быть признаны законными.

В связи с вышеизложенным, Комиссия признает жалобу Заявителя на действия Организатора торгов обоснованной. В действиях Организатора торгов усматриваются нарушения требований пункта 12 статьи 110 Закона о банкротстве, части 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Вместе с тем, как, в том числе было указано в решении Арбитражного суда города Москвы от 26.06.2018 № по делу № А40-89551/2018-147-1025 нарушение срока отказа от проведения торгов влечет за собой правовые последствия в виде возможности взыскания с организатора торгов реального ущерба, при этом иные полследствия нарушения сроков отмены торгов ни Гражданским кодексом Российской Федерации, ни положениями закона, регулирующего банкротство, не предусмотрены.

При этом при незавершенной процедуре подготовки к проведению торгов, а также при отсутствии результата проверки заявки Заявителя на предмет ее соответствия Положению о продаже имущества должника и сообщению о проведении торгов, правовых оснований для обязания Организатора торгов подвести итоги отмененных торгов, у антимонопольного органа по оспариваемому предписанию у антимонопольного органа не имеется.

В свою очередь, Организатор торгов на заседании Комиссии пояснил, что процедура по реализации имущества должника была повторно объявлена со сроком представления заявок с 15.10.2020 по 11.01.2021 включительно.

Резюмируя изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов обоснованной.

2. Признать в действиях Организатора торгов нарушения требований пункта 12 статьи 110 Закона о банкротстве, части 4 статьи 448 ГК РФ.

3. Обязательное для исполнения предписание Организатору торгов не выдавать, поскольку допущенные нарушения носят неустранимый характер.

 

Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны