Решение №45852/22 б/а от 1 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-12668/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

29.08.2022                                                                                                          г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

"....."

членов Комиссии:

"....."

"....."

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей "...", "...",

рассмотрев жалобу "....." (далее также - Заявитель) на действия "....." (далее также - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ по разработке системы создания образовательных чат-ботов для мессенджера Тelegram (реестровый № 32211563026, далее — Закупка) (далее - Жалоба),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, мотивированная несогласием с оценкой заявки Заявителя.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Заказчика выразилось в ненадлежащей оценке заявки Заявителя по нестоимостному критерию «Квалификация участника закупки».

В соответствии с протоколом подведения итогов процедуры от 12.08.2022 указано, что всего Заявителем по показателю «Квалификация участника закупки» предоставлены сведения о 26 специалистах (кадровых ресурсах), включая 24 штатных специалиста и 2 привлеченных специалиста, в том числе к учету приняты сведения о 4 штатных специалистах в отношении которых представлены все требуемые данные, указанные в показатели.

Заявитель указывает, что Заказчиком не приняты сведения о 22 специалистах, в том числе о 18 специалистах по следующим основаниям:

12 штатных специалистов – в связи с не предоставлением приложений к трудовому договору;

4 штатных специалистов – в связи с не предоставлением приложений к трудовому договору, а также в связи с тем, что сведения о трудовой деятельности, предоставляемые из информационных источников Пенсионного фонда РФ на сотрудников содержат информацию о работе сотрудника у участника и сформированы 01.07.2022, т.е. до даты начала подачи заявок;

2 привлеченных специалиста – в связи с не предоставлением приложения к гражданско-правовому договору.

По мнению Заявителя, Заказчиком необоснованно не приняты сведения об указанных 18 специалистах, несмотря на соответствие их критериям оценки по показателю «Обеспеченность кадровыми ресурсами» по критерию «Квалификация участников закупки».

Таким образом, Заявитель считает, что допущенные Заказчиком нарушения повлияли на результат закупки, поскольку в случае соблюдения порядка присвоения (выставления) баллов по нестоимостному критерию, Заявитель был бы признан победителем закупки.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и истребуемые антимонопольным органом материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Извещение о проведении Закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок (адрес в сети «Интернет» - www.zakupki.gov.ru) (далее также — ЕИС) и на сайте Единой электронной торговой площадки - 20.07.2022.

Начальная (максимальная) цена установлена в размере 4 454 080,58 руб.

Дата начала срока подачи заявок - 20.07.2022.

Дата окончания срока подачи заявок - «01» августа 2022 г. в 11 часов 00 минут (время московское).

Приложением № 4 к Документации установлены критерии оценки заявок на участие в электронном конкурсе, их содержание, значимость и порядок оценки.

Согласно пункту 4 Приложения № 4 заявки на участие в электронном конкурсе участников электронного конкурса оцениваются исходя из критериев:

Номер критерия

Критерии оценки

заявок на участие в электронном конкурсе

Значимость критериев

в процентах

(К)

1.

Цена договора (лота)

50%

2.

Квалификация участника электронного конкурса

50%

Сумма значимостей критериев оценки заявок

на участие в электронном конкурсе:

100%

Пунктом 4.2 Приложения № 4 установлены нестоимостные критерии оценки.

Требования к описанию критерия

Нестоимостные критерии оценки: 50%

Содержание описания критерия

Квалификация участников закупки.

 

Значимость критерия: 50%

Коэффициент значимости (КЗ) = 0,5.

 

Содержание:

 

Показатель 1. Обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и/или квалификация).

 

Вес критерия оценки определен в соответствии с п.12.2 Положения о закупках товаров, работ, услуг Заказчика.

 

Порядок оценки:

Лучшим условием исполнения договора является наибольшее значение критерия (показателя) (максимальное количество баллов – 100).

Показатель 1

Обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и/или квалификация)

 

Величина значимости показателя: 100%

Коэффициент значимости (КЗ) = 1

 

Содержание: Количество специалистов, предлагаемых для оказания услуг.

 

Заявка участника с наибольшим количеством сотрудников с подтвержденной квалификацией оценивается максимальным количеством баллов с учетом коэффициента значимости (КЗ). Заявки других участников оцениваются пропорционально относительно показателей заявки, которой присвоено максимальное количество баллов с учетом коэффициента значимости (КЗ).

Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется по формуле:

НЦБi = КЗ x (Кi / Кmax ),

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя;

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки;

Оценка в 0 баллов по показателю будет присвоена:

- участнику закупки, который представил сведения, содержащие не все требуемые данные, указанные в показателе;

- участнику закупки, который не представил в составе своей заявки документы (копии документов в электронной форме), подтверждающие предоставленные сведения о наличии специалистов, указанных в показателе.

 

Участник закупки несет персональную ответственность за соблюдение законодательства Российской Федерации о персональных данных при предоставлении сведений.

 

Оценивается количество квалифицированных специалистов (штатные, привлеченные), которые будут задействованы при исполнении договора, имеющих высшее образование (степень специалиста, степень бакалавра или степень магистра, степень кандидата наук или степень доктора наук) в одной или нескольких областей из указанного ниже перечня, по следующим направлениям подготовки (включая квалификации и специальности согласно Общероссийскому классификатору специальностей по образованию):

 

п/п

Наименование профессии, специальности, направления подготовки

МСКО

Направление подготовки высшего образования

Код образовательной программы (МСКО 2011)

Код области образования (МСКО-О 2013)

1.

«Прикладная информатика»

665

0611

Бакалавриат

767

0611

Магистратура

2.

«Фундаментальная информатика и информационные технологии»

665

0613

Бакалавриат

767

0613

Магистратура

3.

«Информатика и вычислительная техника»

665

0610

Бакалавриат

767

0610

Магистратура

766

0613

Специалитет

768

0610

Аспирантура

768

0610

Адъюнктура

4.

«Математическое обеспечение и администрирование информационных систем»

665

0613

Бакалавриат

767

0613

Магистратура

5.

«Информационная безопасность»

665

0611

Бакалавриат

767

0611

Магистратура

766

0613

Специалитет

768

0613

Аспирантура

768

0613

Адъюнктура

 

Участником (в случае наличия таких специалистов) в составе заявки предоставляются «Сводные сведения об обеспеченности кадровыми ресурсами (количество и (или) квалификация)» (Приложение № 1 к критериям оценки заявок участников закупки, Рекомендуемая форма), содержащие перечень сотрудников, информацию о ФИО, должности каждого сотрудника (для сотрудников, находящегося в штате организации), либо указание, на то, что он является привлеченным специалистом (для сотрудников, работающих на основании гражданско-правового договора), и область его квалификации, в соответствии с приведенной выше.

 

Предоставленные участником сведения подтверждаются следующими документами в электронной форме:

штатный специалист: копия трудовой книжки, копии трудовых договоров, копия соответствующего документа, подтверждающего прохождение обучения / квалификацию специалистов (дипломы, аттестаты и т.п.);

- привлеченный специалист: копии гражданско-правовых договоров, копия соответствующего документа, подтверждающего прохождение обучения / квалификацию специалистов (дипломы, аттестаты и т.п.).

 

В случае смены фамилии специалистом, указанным участником закупки, участник закупки должен представить документы, позволяющие определить принадлежность представленных документов специалисту, указанному при подтверждении данного показателя.

 

В случае если документы, подтверждающие квалификацию, предоставлены на иностранном языке, то они должны сопровождаться переводом на русский язык, заверенным в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации.

 

При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий в электронной форме, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.

 

Непредоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.

 

Предоставленные участником иные документы и сведения, предоставление которых порядком оценки заявок участников не установлено, оценке не подлежат.

 

Учитывается фактическое количество специалистов, независящее от количества у каждого специалиста сертификатов (дипломов, сертификатов, аттестатов, удостоверений и т.п.) в одной или нескольких из вышеперечисленных областей.

 

Показатели, по которым отсутствуют предложения, оцениваются нулевым количеством баллов.

Для оценки заявки на участие в электронном конкурсе, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке на участие в электронном конкурсе, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Итоговый рейтинг заявки на участие в электронном конкурсе, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки на участие в электронном конкурсе, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Победителем признается участник закупки, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.

В соответствии с вышеизложенными критериями оценки заявок на участие в электронном конкурсе, их содержанием, значимости и порядком оценки на основании пункта 4.2 Приложения № 4, к Оценке принимаются представленные документы в виде не повторяющихся, полно читаемых копий в электронной форме, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.

Вместе с тем, как указано в пункте 4.2 Приложения № 4 не предоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.

Комиссия Управления проанализировав и исследовав заявку Заявителя установила, что Заявитель в составе заявки представил в качестве подтверждающих документов копии трудовых договоров, в которых отсутствуют приложения к трудовым договорам, являющиеся их неотъемлемыми частями и должны быть подписаны Работодателем и Работником (во всех представленных копиях трудовых договоров п. 14.2).

Таким образом, в представленных копиях документов (трудовые договоры) отсутствует следующая информация:

- трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы);

- условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

В представленных копиях трудовых договоров имеются ссылки на эту информацию, выведенную в отдельные приложения, однако эти приложения отсутствуют.

Таким образом, представленные участником копии трудовых договоров, в которых отсутствовали приложения, нарушают требования статьи 57 ТК РФ № 197-ФЗ от 30.12. 2001, по указанию обязательного перечня условий (трудовая функция, условия оплаты труда) для их включения в трудовой договор.

По результатам оценки специалистов, не вошедших в итоговый рейтинг Заявителя установлено следующее.

В отношении специалистов: ".....", ".....", ".....", ".....", ".....", ".....", ".....", ".....", ".....", ".....", ".....", ".....", ".....", ".....", установлено, что трудовые договоры на перечисленных сотрудников представлены не в полном объеме. В представленных копиях отсутствует трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).

В представленных трудовых договорах имеется пункт 14.2., согласно которому указано: «Все Приложения к настоящему Договору считаются его неотъемлемой частью и должны быть подписаны Работодателем и Работником». Однако приложения к договору отсутствуют.

В отношении специалистов: ".....", ".....", ".....", ".....", ".....", установлено, что трудовые договоры также представлены не в полном объеме. Кроме того, сведения из электронной трудовой книжки представлены на 01 июля 2022 г.

В представленных трудовых договорах также есть ссылки, которые выведены в отдельные приложения и которые отсутствую в составе заявки, также в п. 14.2. Трудовых договоров указано: «Все Приложения к настоящему Договору считаются его неотъемлемой частью и должны быть подписаны Работодателем и Работником». Однако приложения к договору отсутствуют.

Комиссия отмечает, что представление сведений о трудовой деятельности (далее – СЗВ-ТД) в отношении штатных сотрудников датированных 01.07.2022, при условии размещения Заказчиком извещения о закупке 20.07.2022, не подтверждает трудовые отношения, представляемого физического лица (работника) с участником закупки (работодателем) на дату подачи заявки, поскольку противоречит Порядку заполнения формы «Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (СЗВ-ТД), установленных постановлением Правления ПФ РФ от 25.12.2019 № 730п «Об утверждении формы и формата сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, а также порядка заполнения форм указанных сведений».

В отношении специалистов: ".....", ".....", установлено, что в представленных договорах отсутствуют приложения 1,2,3. При этом в соответствии с пунктом 7.2. каждого договора указано, что все приложения к настоящему Договору считаются его неотъемлемой частью и должны быть подписаны Заказчиком и Исполнителем. Таким образом, в отношении привлеченных специалистов Заявитель также не исполнил условие по предоставлению полночитаемых копий документов.

В отношении специалиста: ".....",, Комиссией установлено, что представленная часть трудового договора и диплома оформлены на ".....", документов, подтверждающих смену фамилии не представлено.

Сведения из электронной трудовой книжки выданы ".....", а также сведения из электронной трудовой книжки представлены на 01 июля 2022 года.

При этом на заседании Комиссии, Заявитель подтвердил, что предоставил копии трудовых договоров на вышеуказанных сотрудников без приложений к договорам.

Комиссия отмечает, что согласно установленному порядку оценки заявок к представлению требовались копии трудовых договоров или гражданско-правовых договоров в отношении сотрудников.

При этом согласно ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" (утв. Приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст) копия документа представляет экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа.

Таким образом, спорные документы представлены Заявителем не в полном объеме. В свою очередь, Заявитель не оспаривал положения Закупочной документации, не направлял запросов на разъяснения такой Документации, что свидетельствует о том, что условия проведения Закупки были ему ясны и понятны.

Комиссия Управления приходит к выводу, о том, что участником закупки не в полном объеме представлены документы, установленные конкурсной документацией.

Комиссия отмечает, указание в документации, что документы должны быть в виде не повторяющихся, полно читаемых копий в электронной форме, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати, указывает, что должны быть представлены все страницы контрактов (договоров) со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью.

Заявитель запросов на разъяснение документации по данному вопросу не направлял.

При этом Заявитель в отношении 4 (четырех) штатных специалистов, таких как ".....", ".....",".....","....." предоставил подтверждающие документы в полном объеме, в соответствии с условиями критерия оценки в виде полно читаемых копий документов, соответствующих действующему законодательству.

В рассматриваемом случае, Комиссией установлено, что оценка заявки Заявителя по нестоимостному критерию была проведена в соответствии с установленным порядком оценки и требованиям документации.

Комиссия отмечает, в настоящем случае Заказчиком предприняты должные меры для обеспечения конкуренции при проведении процедуры, в свою очередь Заявителем не было доказано ограничение конкуренции.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о том, Заказчиком не допущено нарушений Закона о закупках при оценке заявки Заявителя.

Действительных доказательств нарушения своих прав Заявителем Комиссии не представлено.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.

Кроме того, Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия Закупочной документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации о закупках, поскольку последний действовал в строгом соответствии с требованиями собственной Документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу "....." (ОГРН: ".....", ИНН: ".....") на действия "....." (ОГРН: ".....", ИНН: ".....") при проведении Закупки необоснованной.

  2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 19.08.2022 № ЕИ/43472/22.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны