Решение б/н б/а от 12 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-5643/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
07.04.2021 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующей:

 

при участии представителей ООО «Консалтинговая группа «М-лигал», ООО «ЮКС» посредством видеоконференцсвязи,

рассмотрев жалобу (далее - Заявитель) на действия ООО «Консалтинговая группа «М-лигал» (далее — Организатор), ООО «ЮКС» (далее — Оператор) при проведении аукциона по реализации имущества должника (извещение No110321/34705371/03, лот 1-12) (далее — Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции)
,

 

УСТАНОВИЛА

 

В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Организатора при проведении Торгов.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Организатора торгов выразилось в проведении процедур на ненадлежащей электронной торговой площадке, которая ограничивает возможность участия в Торгах.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с части 1 статьи 89 Закона об исполнительном производстве реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества. Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 56 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее - Закон об ипотеке) имущество, заложенное по договору об ипотеке, на которое по решению суда обращено взыскание в соответствии с Законом об ипотеке, реализуется путем продажи с публичных торгов, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом.

Таким образом, проведение Торгов является обязательным в силу Закона об исполнительном производстве и Закона об ипотеке, в связи с чем рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции как жалоба на обязательные в силу закона торги.

Комиссией установлено, что проведение торгов осуществлялось посредством функционала электронной торговой площадки — ООО «ЮКС».

Заявитель не согласен с действиями Организатора торгов по выбору площадки на которой осуществляется проведение Торгов. Так, Заявитель указывает, что выбранная Организатором площадка не входит в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, в связи с чем не могла быть избрана для проведения торгов. Также Заявитель ссылается на тот факт, что Оператор установил требование для участия в Торгах по реализации арестованного имущества о совместимости ЭЦП с OID 1.2.643.6.62, а также требование взимании платы для участия в Торгах. Кроме того, Заявитель указывает, что Оператор нарочно затягивает процесс регистрации новых участников на ЭТП с целью ограничения конкуренции.

На заседании Комиссии установлено следующее.

ООО Консалтинговая группа «М-Лигал» (далее – Организатор торгов) является уполномоченной специализированной организацией в соответствии с Государственным контрактом № 50-05/357 на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решение об обращении взыскания на имущество, заключенным 11.12.2020 года с Территориальным управлением Росимущества в Московской области (далее – Государственный контракт).

В силу статьи 449.1 ГК РФ реализация имущества в порядке исполнительного производства осуществляется на публичных торгах по правилам статей 448 и 449 ГК РФ.

Порядок продажи имущества, заложенного по договору об ипотеке, на аукционе определяется правилами статей 447 - 449 ГК РФ и Федеральным законом от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (глава X).

Согласно пункту 2 статьи 448 ГК РФ извещение о проведении торгов должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Извещение о проведении торгов № 110321/34705371/03 (лоты 1-12) (далее – Извещение) размещено 11.03.2021г. на официальном сайте https://torgi.gov.ru, а также на сайтах Организатора торгов http://www.tenderliga.ru и электронной торговой площадки ООО «Южная коммерческая система» https://www.ucs-torg.ru и опубликовано в периодическом печатном издании: газете «Подмосковье Сегодня» № 42 (4950) от 11.03.2021.

Дата начала подачи заявок: 11.03.2021

Дата окончания подачи заявок: 26.03.2021

Дата проведения торгов: 31.03.2021 12:00

Место проведения торгов: электронная торговая площадка ООО «Южная коммерческая система» в сети интернет по адресу https://www.ucs-torg.ru (далее –ЭТП).

Торги проводятся в форме аукциона, открытого по составу участников с открытой формой подачи ценового предложения.

На заседании Комиссии представитель Организатора отметил, что действующим законодательством РФ, Государственным контрактом не предусмотрена обязанность Организатора торгов при реализации арестованного имущества должников использовать исключительно электронные торговые площадки, включенные в перечни, утвержденные распоряжениями Правительства РФ от 04.12.2015 N 2488-р и от 12.07.2018г. N 1447-р.

В соответствии с пунктами 4.4.11., 4.4.16. Государственного контракта Организатор торгов обязан использовать при реализации имущества на торгах любые электронные торговые площадки, на которых не взимается с участников торгов плата за участие в торгах».

Иных обязанностей для Организатора торгов в части использования электронных торговых площадок, в том числе, включенных в перечни, утвержденные распоряжениями Правительства Российской Федерации от 04.12.2015 2488-р и от 12.07.2018 1447-р., не предусмотрено.

Согласно пункту 8.1.  Регламента работы ЭТП, размещенному в открытом доступе на сайте ЭТП по адресу https://www.ucs-torg.ru/Common/UserAgreement#reglament.r1 (далее-Регламент)«для обеспечения доступа к участию в торгах оператор электронной площадки проводит регистрацию на электронной площадке. Регистрация на электронной площадке осуществляется без взимания платы», что полностью соответствует требованиям п.4.4.11. Государственного контракта.

Внесение денежных средств в качестве задатков на участие в торгах осуществляется на лицевой счёт ТУ Росимущества в Московской области согласно условиям Государственного контракта. Порядок внесения и возврата задатков не оспаривается Заявителем.

При таких обстоятельствах указанный довод жалобы Заявителя признается Комиссией необоснованным.

В части доводов Заявителя о процедуре регистрации на ЭТП.

В силу статьи 428 ГК РФ Регламент работы ЭТП является договором присоединения.

В соответствии с пунктом 7.13. Регламента оператор ЭТП  не предоставляет услуги по изготовлению и обслуживанию  сертификатов электронной цифровой подписи и электронной подписи. Электронную подпись  можно получить в специализированных Удостоверяющих центрах.

Размер оплаты за получение ЭЦП действующим законодательством РФ не установлен. По информации, имеющейся в открытом доступе в сети Интернет, оплата услуг по выдаче ЭЦП производится на банковские реквизиты Удостоверяющих центров согласно установленным ими ценам. Удостоверяющие центры являются самостоятельными юридическими лицами, осуществляющими деятельность на коммерческой основе. Срок выдачи ЭЦП в специализированных удостоверяющих центрах составляет один рабочий день. На сайте ЭТП по адресу https://www.ucs-torg.ru/Common/Signature во вкладке «Помощь» - «Электронная подпись» размещен перечень из пяти рекомендованных ЭТП Удостоверяющих центров, деятельность которых аккредитована и осуществляется на основании действующих разрешений, свидетельств и лицензий от контролирующих органов: Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, ФСБ РФ, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). В частности, указанный Заявителем Удостоверяющий центр ООО «Екей Ру» согласно информации, размещенной на официальном сайте по адресу: https://ekey.ru/center/, создан в 2002 году, является аккредитованным удостоверяющим центром, имеет сеть из более 500 партнёров, что позволяет оказывать услуги по выпуску сертификатов электронных подписей в любом регионе России.

Ссылки Заявителя на аналогичное, по его мнению, решение Комиссии Московского УФАС России по делу № 077/07/00-21240/2020 являются несостоятельными, поскольку в рамках указанного дела перечень из пяти удостоверяющих центров был установлен как обязательный, в настоящем случае такой перечень является рекомендованным. Доказательств, свидетельствующих, что только 5 удостоверяющих центров выпускают требуемую ЭП в материалы дела не представлено, а Комиссией не установлено.

Кроме того, на заседании Комиссии Заявитель подтвердил, что им необходимый сертификат ЭП был получен 22.03.2021.

В этой связи рассматриваемый довод жалобы Заявителя признан Комиссией необоснованным.

В части установления Оператором сроков регистрации на ЭТП, Комиссией установлено следующее.

Пунктом 3.1. Регламента предусмотрено, что заявление о присоединении к Регламенту рассматривается в порядке общей очередности, срок рассмотрения может составлять до трех рабочих дней.

Из жалобы Заявителя следует, что действия, направленные на получение ЭЦП с целью регистрации на ЭТП и участия в спорных торгах, он начал предпринимать 22.03.2021, за четыре дня до даты окончания приёма заявок, в то время как приём заявок осуществлялся на протяжении 15 дней: с 11.03.2021 по 26.03.2021.

Регламент работы ЭТП и извещение о проведении торгов в установленном порядке размещены в сети интернет, ознакомление всех заинтересованных лиц с содержанием указанных документов не ограничено во времени, осуществляется бесплатно, путем свободного доступа.

Согласно пункту 3.4. Регламента Оператор электронной площадки и Сторона, присоединившаяся к Регламенту, вступают в соответствующие договорные отношения на неопределённый срок.

Участие в торгах является правом каждого заявителя. В целях реализации своего права, каждое заинтересованное лицо должно совершить все требуемые от него действия.

При должной осмотрительности и наличии действительных намерений участия в спорных торгах у Заявителя была реальная возможность заблаговременно получить ЭЦП и пройти иные обязательные и необходимые процедуры, связанные с регистрацией на ЭТП, и не связанные напрямую с участием в спорных торгах. Предусмотренные Регламентом сроки регистрации на ЭТП являются разумными.

Заявителем не указано, каким именно образом действия Организатора торгов и ЭТП нарушили его права и интересы, к жалобе не приложены документы, подтверждающие его доводы; обоснований и доказательств наличия в действиях Организатора торгов нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Регламентом работы ЭТП установлен претензионный порядок решения споров, со сроком ответа на претензию не более 5 рабочих дней (пункт 5.11.). Согласно пункту 5.12. Регламента споры, не урегулированные в претензионном порядке, решаются судом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Заявителем в жалобе не приводятся доводы, подтверждающие факт недопущения, ограничения или устранения конкуренции при проведении торгов.

Заявитель наряду с другими заинтересованными лицами обладал необходимой общедоступной информацией о порядке проведения торгов, в том числе о порядке регистрации на ЭТП.

Таким образом, Организатором торгов и ЭТП состав участников торгов не ограничен, обеспечена конкурентная среда и созданы все условия для реализации права Заявителя на участие в торгах наравне с другими участниками в соответствии с положениями действующего законодательства РФ.

Заявитель, как податель жалобы в антимонопольный орган, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем таких документов приложено не было.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (ч. 3 ст. 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (ч. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (ч. 1 ст. 10 ГК РФ).

Резюмируя изложенное, с учетом фактических обстоятельств дела, Комиссия приняла решение о признании необоснованной жалобы Заявителя на действия Организатора и Оператора.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора и Оператора при проведении Торгов необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 02.04.2021 № ЕО/18235/21.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

Связанные организации

Связанные организации не указаны