Решение б/н б/а от 27 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-7795/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
22.06.2023                                                                                                      г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<.................>

членов Комиссии:

<.................>

<.................>

при участии посредством видеоконференцсвязи <.................> (лично), представителей ООО «Актарус», АО «Сбербанк-АСТ»,

рассмотрев жалобу <.................> (далее — Заявитель) на действия ООО «Актарус» (далее — Организатор торгов) при проведении аукциона в электронной форме по реализации имущества должника: автомобиль АМТС БМВ ХЗ XDRIVE 20D 2015 г.в., гос. № А671ОН777, VIN № X4XWZ594700H80362 (реестровый № 23000007130000000153, лот № 1) (далее — Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении торгов, перенаправленная письмом ФАС России от 09.06.2023 № 04/45852/23.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 89 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.

Комиссией установлено, что извещение о проведении торгов № 23000007130000000153, лот №1 было опубликовано 02.05.2023 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (ww.torgi.gov.ru) (далее — Официальный сайт).

Предмет торгов: АМТС БМВ ХЗ XDRIVE 20D 2015 г.в., г/н А671ОН777, VIN X4XWZ594700H80362

Дата начала подачи заявок: 03.05.2023 09:00 (МСК)

Дата окончания подачи заявок: 02.06.2023 18:00 (МСК)

Дата проведения торгов: 08.06.2023 12:00 (МСК)

Заявитель выражает несогласие с принятым решением Организатора торгов об отклонении заявки, поскольку документы представленные в составе заявки полностью соответствовали требованиям извещения о проведении торгов.

Также Заявитель указывает, что Организатором торгов не раскрыты причины отклонения заявки Заявителя. В качестве основания для отклонения заявки на сайте https://torgi.gov.ru/ указано, что «Документы не соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации». В уведомлении, направленном Заявителю Оператором ЭТП в личный кабинет, в качестве основания отклонения указано, что заявка «Не допущена к торгам». Более подробной информации Заявителю представлено не было, в том числе при обращении к Организатору торгов по телефону.

При этом Заявитель указывает, что физические лица, имеющие собственные сбережения не имеют возможности предоставить справку 2НДФЛ ЗНДФЛ, кредитный/ипотечный договор, договор займа или другие документы. В целях обоснования законного происхождения денежных средств участником заполняется Анкета-сведение, предусмотренная Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Таким образом, непредоставление 2НДФЛ ЗНДФЛ, кредитный/ипотечный договора, договора займа или других документов не может являться причиной для отказа.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Относительно довода Заявителя о неправомерном отклонении заявки Комиссией установлено следующее.

Комиссией установлено, что заявка Заявителя отклонена на основании следующего:

«Документы не соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации».

Так, Приложением № 1 к извещению установлены правила проведения торгов и подготовки заявки на торги по реализации арестованного имущества.

В соответствии с пунктом 7.7 Правил к торгам допускаются лица, зарегистрированные на ЭТП, указанной в извещении о проведении торгов, находящейся в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», предоставившие заявки и ценовые предложения на участие в торгах с помощью электронного документооборота на ЭТП, подписанные ЭЦП с необходимым комплектом документов (электронные цветные скан-копии с подлинника документа), соответствующих требованиям извещения и настоящих правил, в том числе с направлением комплекта нижеприведенных документов:

Платежный документ об оплате задатка;

Паспорт (с приложением всех страниц), ИНН (на бланке ИФНС, либо подтверждение данных о ИНН с официального сайта ИФНС);

Сведения (в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»);

Реквизиты банковского счета для возврата задатка;

Заявка на участие в торгах;

Если заявка подается представителем претендента - надлежащим образом оформленная доверенность на лицо, имеющее право действовать от имени претендента, копия паспорта представителя (с приложением всех страниц) и ИНН представителя (на бланке ИФНС, либо подтверждение данных о ИНН с официального сайта ИФНС);

Физические лица – иностранные граждане и лица без гражданства (в том числе и представители) дополнительно предоставляют:

- Документы, подтверждающие в соответствии с действующим законодательством их законное пребывание (проживание) на территории Российской Федерации, в том числе миграционную карту. Документы, предоставляемые иностранным гражданином и лицом без гражданства, должны быть легализованы, документы, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться их нотариально заверенным переводом на русский язык;

Образцы документов для подачи заявок находятся на ЭТП при определенном лоте в разделе документация.

Заявитель вправе обратиться за разъяснением положений аукционной документации к организатору торгов. Запрос на разъяснения подается в письменном виде путем направления запроса на электронный адрес организатора торгов, либо через ЭТП не позднее, чем за 3 рабочих дня до окончания приема заявок.

В случае противоречий в образцах документов для подачи заявок приоритет имеют образцы документов, размещенные в составе документации конкретного аукциона, размещенными на ЭТП.

Документы Опись, Анкета, Сведения, Согласие на предоставление и обработку персональных данных, Заявка на участие в торгах должны иметь дату в пределах срока подачи заявок аукциона.

В соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организатор торгов вправе запрашивать дополнительную информацию для идентификации клиента, а также о происхождении денежных средств. При непредоставлении запрашиваемых данных заявителем Организатор торгов вправе отказать в допуске заявки до участия в торгах.

На основании пункта 7.5 Правил Организатор торгов отказывает заявителю в допуске на участие в торгах в следующих случаях:

- подача заявки на участие в торгах и прилагаемых к ней документов с нарушением срока, установленного в информационном сообщении;

- подача предусмотренных информационным сообщением документов, не соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и информационным сообщением (извещением);

- заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;

- не подтверждено поступление в установленный срок задатка.

В соответствии с ФЗ №115 от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Заявитель обязан предоставить сведения о происхождении денежных средств (для физических лиц: справку 2НДФЛ 3НДФЛ, кредитный/ипотечный договор, договор займа или другие документы) (для юридических лиц: Бухгалтерский баланс за последний отчетный период, Формы 1 и 2 бухгалтерской отчетности за последний отчетный период с приложением документов, подтверждающих факт сдачи отчетности в контролирующие органы, договор займа, кредитный договор). При предоставлении договора займа, участник представляет сведения о происхождение денежных средств в отношении лица предоставившего займ, а также согласие на обработку персональных данных в отношении указанного лица. При непредоставлении запрашиваемых данных Организатор торгов вправе отказать в приеме заявки на участие в торгах. Также в заявочной форме должны быть представлены такие обязательные сведения, как скан-копия СНИЛС – для физических лиц и индивидуальных предпринимателей, копия СНИЛС руководителя – для юридических лиц.

Данный перечень оснований для отказа заявителю в приеме заявки на участие в торгах является исчерпывающим.

Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки не были представлены следующие документы:

Реквизиты банковского счета для возврата задатка;

ИНН (на бланке ИФНС, либо подтверждение данных о ИНН с официального сайта ИФНС);

скан-копия СНИЛС;

2НДФЛ 3НДФЛ, кредитный/ипотечный договор, договор займа или другие документы.

На заседании Комиссии Заявитель пояснил, что реквизиты банковского счета были указаны на сайте электронной площадки в отдельном разделе.

При этом Заявителем в материалы жалобы не представлено подтверждавших документов об указании банковских реквизитов.

Иных доказательств соответствия заявки требованиям документации Заявителем также не представлено.

Кроме того, Комиссия также отмечает, что требованиями Документации предусмотрено направление запроса разъяснений положений аукционной документации. При этом Заявитель данным правом не воспользовался.

Относительно довода Заявителя о неправомерности установления требования о предоставлении в составе заявки физическими лицами 2НДФЛ ЗНДФЛ, кредитного/ипотечного договора, договора займа или других документов, Комиссия отмечает, что данное требование подлежало оспариванию до окончания срока подачи заявок на участие в торгах.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что подавая заявку на участие Заявитель согласился со всеми уставленными в Извещении требованиями, в том числе, с перечнем необходимым документов предоставляемых в составе заявки.

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу о том, что заявка Заявителя не соответствовала требованиям, установленным Извещением о проведении торгов, а равно у Организатора торгов имелись основаниям для отклонения такой заявки.

На основании изложенного, Комиссия считает решение Организатора торгов об отклонении заявки Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями, установленными в извещении о проведении торгов и не противоречит нормам действующего законодательства.

Относительно довода Заявителя о не раскрытии Организатором торгов причин отклонения заявки Заявителя, Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 7.7 Правил решение комиссии о допуске и об отказе в допуске претендентов к участию в торгах оформляется единым протоколом. В случае не допуска заявки до участия в торгах заявитель обязан самостоятельно провести анализ поданных Организатору торгов документов для участия в торгах, а организатор торгов не обязан предоставлять пояснения причин не допуска заявок до участия в торгах.

На заседании Комиссии Организатор торгов пояснил, что выбор причин отказа в допуске к участия в торгах формируется в автоматическом режиме на сайте электронной площадки, в настоящее время в справочнике реализован функционал с причинами отказа. В подтверждение доводов Организатором торгов представлен скриншот сайте электронной площадки с конкретным перечнем оснований отклонения заявок участников.

В свою очередь, Комиссией в целях проверки указанной Организатором торгов информации принято решение о направлении запроса в адрес АО «Сбербанк-АСТ» от 16.06.2023 №НП/25038/23.

Согласно поступившему ответу от АО «Сбербанк-АСТ» (вх. от 21.02.2023 №11922-ЭП/23) «согласно подпунктам г), д), ж) пункта 3 Регламента государственной информационной системы «Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ww.torgi.gov.ru

утвержденного приказом Федерального казначейства от 02.12.2021 г. №38н, с использованием официального сайга обеспечивается:

- формирование и размещение информации и документов, если размещение такой информации и документов на официальном сайте предусмотрено законодательством Российской Федерации,

- обмен электронными документами при проведении торгов, размещении информации,

- информационное взаимодействие с электронными площадками, перечень операторов которых утвержден Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ, в том числе предоставление с официального сайта

на электронные площадки информационных сообщений (извещений) и документации о проведении торгов.

Таким образом, размещение информации о торгах в ГИС Торги, в том числе о сроках проведения процедуры, осуществляется организатором процедуры в соответствии с требованиями, установленными в ГИС Торги.

Согласно схеме интеграционного взаимодействия ГИС Торги установил перечень причин отклонения заявок на участие:

- на специальном счете претендента отсу тствуют незаблокированные денежные средства в размере задатка либо блокирование денежных средств на специальном счете не может быть осуществлено в связи с приостановлением операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации

- заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий

- документы не соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, организатор торгов при формировании протокола об определении участников, в случае не допуска заявки к торгам выбирает причину отклонения из справочника, установленного ГИС Торги.».

В связи с чем, исходя из ответа от Оператора ЭТП функционалом электронной площадки предусмотрен конкретный перечень причин отказа в допуске.

При этом, указание в качестве основания отклонения заявок участников иных причин, а также раскрытие оснований недопуска заявок не предусмотрено.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что требования Документации не предусмотрено разъяснение причин отклонения заявок участников, в том числе по телефону.

Указанные требования относительно раскрытия причин отклонения заявок также не содержаться в Законе об исполнительном производстве и Государственном контракте.

На основании изложенного, Комиссия не усматривает нарушений со стороны Организатора торгов при размещении о причинах отклонения заявки Заявителя и признает довод Заявителя в данной части необоснованным.

Комиссия отмечает, что Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Организатора торгов нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмами Московского УФАС России от 13.06.2023 № НП/23864/23, от 19.06.2023 № НП/25021/23.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны