Решение б/н б/а от 24 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу 077/07/00-19382/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
18.11.2021                                                                                        г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

членов Комиссии:

при участии представителей от ООО «Группа Астон», ООО ГК «КВАРТА», конкурсного управляющего (...),

рассмотрев жалобу ООО «Группа Астон» (далее - Заявитель) на действия ООО ГК «КВАРТА» (далее — Организатор торгов), конкурсного управляющего (...) при проведении торгов по реализации имущества должника (сообщение № 7017087, далее-Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора при проведении Торгов.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов. Кроме того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.04.2014 № 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.

Согласно пункту 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 26.12.2018 г. по делу № А45-14384/2017 в отношении АО «15 ЦАРЗ» открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден (...)

Заявитель в своей жалобе обжалует Документацию торгов.

Комиссия заслушав позицию сторон, проанализировав представленные на заседание документы и материалы, установила следующее.

Заявитель оспаривает форму проведения торгов.

Согласно сообщению торги проходят в форме закрытого конкурса публичного предложения.

Представитель Организатора на заседании Комиссии отметил, что данная формулировка была введена в сообщение для информирования потенциальных участников о том, что торги проводятся в форме публичного предложения с учетом статьи 195 Закона о банкротстве.

В соответствии с пунктом 7 статьи 195 Закона о банкротстве Продажа предприятия должника, которое предназначено для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, осуществляется путем проведения открытых торгов в форме конкурса, если настоящей статьей не установлено иное.

В случае, если в состав предприятия должника, которое предназначено для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, входит имущество, относящееся к ограниченно оборотоспособному имуществу, продажа предприятия осуществляется только на закрытых торгах в форме конкурса.

При продаже предприятия или имущества должника, которые относятся к ограниченно оборотоспособному имуществу, на закрытых торгах в них участвуют только лица, которые в соответствии с федеральным законом могут иметь в собственности или на ином вещном праве указанное имущество.

Обязательными условиями конкурса являются обязательства покупателя:

- обеспечить сохранение целевого назначения указанного имущественного комплекса и имущества мобилизационного назначения должника;

- выполнять договоры должника, связанные с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 139 Закона о банкротстве в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.

При этом, как было установлено на заседании Комиссии, в соответствии с пунктом 1.1 Положения о порядке, сроках, условиях и начальной цене продажи имущества АО «15 ЦАРЗ», входящего и не входящего в стратегический комплекс предприятия настоящее Положение (далее – Положение) устанавливает правила проведения электронных торгов при продаже ограниченно оборотоспособного имущества стратегического предприятия, предназначеного для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, а также имущества, не входящего в стратегический комплекс предприятия, но связанного с ним, на закрытых торгах в форме конкурса, в ходе процедуры конкурсного производства АО «15 ЦАРЗ», правила взаимодействия конкурсного управляющего, организатора торгов, лиц, представляющих заявки на участие в открытых торгах, участников торгов в процессе их организации и проведения.

1.2. Торги по продаже Имущества Должника проводятся в следующем порядке: первые торги, повторные торги, продажа имущества посредством публичного предложения. Первые, повторные торги по продаже имущества Должника, а также продажа имущества посредством публичного предложения, проводятся в форме конкурса с открытой формой представления предложений о цене.

Имущество реализуется единым лотом.

Таким образом, данные требования установлены в Положении о порядке, сроках, условиях и начальной цене продажи имущества АО «15 ЦАРЗ».

Также Заявитель указывает, что имущественный комплекс Должника не может быть реализован на открытых торгах в форме публичного предложения.

Как было установлено на заседании Комиссии, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации №1226-р от 20.08.2009 АО «15 центральный автомобильный ремонтный завод» (пункт 663 Перечня стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации) является стратегической организацией, в связи с чем к производству по делу о его банкротстве применяются положения §5 «Банкротство стратегических предприятий и организаций» главы IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Кроме того Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 27.10.2017 года в рамках дела №А45-14384/2017 также установлено, что к производству по делу о банкротстве Должника подлежат применению положения §5 «Банкротство стратегических предприятий и организаций» главы IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

В соответствии с Указом Президента РФ от 22.02.1992 №179 (ред. от 17.03.2020) «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» в перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена, входит, в том числе, вооружение, боеприпасы к нему, военная техника, запасные части, комплектующие изделия и приборы к ним, взрывчатые вещества, средства взрывания, пороха, все виды ракетного топлива, а также специальные материалы и специальное оборудование для их производства, специальное снаряжение личного состава военизированных организаций и нормативно-техническая продукция на их производство и эксплуатацию.

В соответствии с приложением 1 к Положению о порядке, сроках, условиях и начальной цене продажи имущества АО «15 ЦАРЗ», входящего и не входящего в стратегический комплекс предприятия, в состав лота входит специальное оборудование для капитального ремонта военной техники, приобретенное по специальному заказу Министерства обороны РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 196 Закона о банкротстве продажа предприятия должника - стратегических предприятия или организации осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 7 - 9 статьи 195 настоящего Федерального закона. Продажа имущества, имущественных и иных прав, не входящих в имущественный комплекс должника, предназначенный для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, может осуществляться в порядке, предусмотренном статьей 111 настоящего Федерального закона.

Приобретая имущественный комплекс Должника, включающий указанное специальное оборудование, на потенциального покупателя возлагаются обязанность по сохранению целевого назначения имущества предприятия в связи с продолжением деятельности по ремонту военной техники, а также обязанность заключения государственных контрактов, связанных с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

В связи с этим допуск к участию в торгах осуществляется только при наличии лицензии на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, без которой продолжение деятельности предприятия по ремонту военной техники невозможно.

При этом, представитель конкурсного управляющего отметил, что на сегодняшний день имеется действующий до 31.12.2021 г. контракт с АО «АЗ «УРАЛ» №(...) от 29.09.2020, по которому у АО «15 ЦАРЗ» имеются гарантийные обязательства до 2031 года.

Кроме того, в адрес АО «АЗ «УРАЛ» было направлено гарантийное письмо, подтверждающее намерения АО «15 ЦАРЗ» на выполнение работ по капитальному ремонту силовых агрегатов 2022 года в объеме 25 единиц с возвратом 12 единиц с 20.12.2021 г. по 24.12.2021 г.

Также, как было отмечено ранее, в соответствии с Положением имущество реализуется единым лотом.

Помимо этого заявитель в своей жалобе указывает, что в сообщении отсутствуют коды ЕКПС.

Как отметил представитель конкурсного управляющего, Положение о порядке, сроках, условиях и начальной цене продажи имущества АО «15 ЦАРЗ», входящего и не входящего в стратегический комплекс предприятия, не содержит требования о наличии конкретных кодов ЕКПС во избежание ограничения конкуренции

Положение о порядке, сроках, условиях и начальной цене продажи имущества АО «15 ЦАРЗ», входящего и не входящего в стратегический комплекс предприятия, не содержит условий о наличии определенных кодов деятельности из Единого кодификатора предметов снабжения для федеральных государственных нужд.

Отсутствие указанных требований не направлено на ограничение конкуренции, а наоборот, призвано расширить круг лиц, имеющих возможность участия в торгах путем установления требования о наличии только лицензии на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники.

Кроме того, данное условие и не могло быть введено ввиду отсутствия у конкурсного управляющего информации о содержании будущих контрактов на ремонт военной техники, которые будет заключать уже будущий новый собственник имущества, так как присвоение указанных кодов деятельности зависит от содержания непосредственно самих контрактов.

Таким образом, отсутствие требования о наличии конкретных кодов ЕКПС обусловлено отсутствием у конкурсного управляющего информации о содержании будущих контрактов будущего нового собственника имущества, а также призвано расширить круг потенциальных участников для увеличения вероятности успешной реализации имущества Должника в целях пополнения конкурсной массы и удовлетворения требований кредиторов Должника.

Также Заявитель указывает на отсутствие в сообщении Положения о порядке, сроках, условиях и начальной цене продажи имущества АО «15 ЦАРЗ», а также приложений к нему.

Комиссия отмечает, что Законом о банкротстве не предусмотрено опубликование в сообщении о проведении торгов Положения о порядке, сроках, условиях и начальной цене продажи имущества.

При этом, как было установлено на заседании Комиссии, Приложение №1 к Положению о порядке, сроках, условиях и начальной цене продажи имущества АО «15 ЦАРЗ», содержащее перечень имущества, было опубликовано в данном сообщении.

Также представитель Организатора отметил, что Положение и приложения к нему было направлено Заявителю после получения от последнего запроса на почту Организатора.

Помимо этого Заявитель обжалует нормы Положения о возложении обязанности по передаче документации Должника в архив покупателем имущества привлечении ООО «ГК Кварта» в качестве Организатора.

Таким образом, доводы Заявителя сводятся к несогласию с утверждённым собранием кредиторов Положением о порядке, сроках, условиях и начальной цене продажи имущества АО «15 ЦАРЗ».

Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее — Положение), ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На основании изложенного, Управление сообщает, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на процедуру проведения торгов и порядок заключения договора.

Доводы, изложенные в жалобе, связаны с обжалованием утверждённого собранием кредиторов Положения о порядке, сроках, условиях и начальной цене продажи имущества. Учитывая изложенное, предмет обжалования связан с нарушением гражданских прав Заявителя, в связи с чем указанный спор подлежит рассмотрению в судебном порядке.

В соответствии с абзацем 5 пункта 47 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» антимонопольный орган во всяком случае не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов.

Согласно части 1 статьи 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд.

В этой связи у Московского УФАС России с учетом представленной информации отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы в части несогласия с нормами Положения о порядке, сроках, условиях и начальной цене продажи имущества в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

При этом в части действий Организатора Комиссия не усматривает нарушений, поскольку Организатор действовал в соответствии с нормами Положения о порядке, сроках, условиях и начальной цене продажи имущества.

Также в своей жалобе заявитель оспаривает действия конкурсного управляющего.

Комиссия отмечает, что в согласно части 8 статьи 110 Закона о банкротстве в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая для этих целей специализированная организация

В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве внешний управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных Законом о банкротстве полномочий; конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства
и осуществления иных установленных Законом о банкротстве полномочий.

Таким образом, в случае если конкурсный управляющий (внешний управляющий) выступает в качестве организатор торгов при проведении торгов в рамках Закона о банкротстве, антимонопольный орган по итогам рассмотрения жалобы в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, вправе выдавать такому конкурсному управляющему (внешнему управляющему) обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

В случае если организатором торгов при проведении конкурсного производства выступает специализированная организация, привлеченная на договорной основе конкурсным управляющим (внешним управляющим), при выявлении антимонопольным органом нарушений законодательства Российской Федерации при организации и проведении таких торгов, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обязательное для исполнения предписание выдается специализированной организации как организатору данных торгов.

Таким образом, антимонопольным органом рассматривается жалоба на действие (бездействие) конкурного управляющего (внешнего управляющего), в случае если он является организатором торгов или осуществляет заключение договора купли — продажи по итогам проведения торгов в рамках конкурсного производства в соответствии с Законом о банкротстве.

Согласно информации из общедоступного официального информационного ресурса, размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (bankrot.fedresurs.ru) (далее — Официальный сайт) Организатором торгов является ООО ГК «КВАРТА» (сообщение № 7017087).

Учитывая изложенное, рассмотрение вопросов о ненадлежащем исполнении конкурсным управляющим (внешним управляющим) своих обязанностей, связанных с порядком проведения оценки имущества должника и определение начальной цены продажи такого имущества, не относится к компетенции антимонопольного органа и является предметом судебного обжалования в арбитражный суд по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве.

В этой связи у Московского УФАС России с учетом представленной информации отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы в части оспаривания действий конкурсного управляющего в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В свою очередь Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Организатора нарушений действующего законодательства Российской Федерации помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов необоснованной, в части оспаривания действия конкурсного управляющего, норм Положения о порядке, сроках, условиях и начальной цене продажи имущества — оставить жалобу без рассмотрения.

2. Снять ограничения, наложенные письмами Московского УФАС России от 28.10.2021 № ЕО/66345/21, от 16.11.2021 № ЕО/69408/21.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны