Решение №32466/23 б\а от 31 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-9936/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

27.07.2023 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...>

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «АЗК Строй Групп», ФГУП Издательство «Известия»,

рассмотрев жалобу ООО «АЗК Строй Групп» (далее — Заявитель) на действия ФГУП Издательство «Известия» (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ по монтажу системы противодымной вентиляции (ПДВ) и системы автоматизации общеобменной и противодымной вентиляции (АОВ) в рамках оборудования и оснащения помещений репетиционного зала (1 этаж, помещение I комнаты 15-17, 16 а, 16 б, 16 в, 17 а, помещение V комнаты 8,8 а) здания по адресу: г. Москва, ул. Малая Никитская, д.24, стр.1 (реестровый № 32312568707) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Как следует из доводов жалобы, Заявитель не согласен с результатами оценки заявки победителя по показателям «Опыт участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема» и «Деловая репутация участника закупки».

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобах, в возражениях на них, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Комиссией установлено, что при проведении закупок Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг ФГУП Издательство «Известия», утвержденным приказом от 10.06.2022 № 105 (в редакции приказов: от 27.09.2022 №173, от 28.10.2022 № 195) (далее – Положение);

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссией установлено, что 10.07.2023 Заказчик на сайте электронной торговой площадки ООО «РТС — тендер» (http://www.rts-tender.ru), а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении Закупки.

Начальная (максимальная) цена договора: 4 987 226,54 рублей.

Согласно пункту 14 протокола подведения итогов запроса предложений от 19.07.2023 №2801287 по результатам проведения запроса предложений определение победителя осуществляется по заявкам следующих участников:

 

Порядковый номер заявки

Дата и время подачи заявки

Наименование участника закупки

Ценовое предложение

1

17.07.2023 14:41 (МСК)

АО "КРПТ"

4 987 200,00 руб., с НДС

2

17.07.2023 15:52 (МСК)

ООО "АЗК СТРОЙ ГРУПП"

3 378 000,00 руб., с НДС

 

В соответствии с пунктом 15 протокола подведения итогов запроса предложений от 19.07.2023 №2801287 сведения об оценке вторых частей заявок, поданных на участие в закупке, и присвоенных итоговых баллах:

 

Порядковый номер заявки

Итоговый балл

Итоговая позиция

Результат

1

90,32

1

Победитель

2

56,94

2

Второе место

 

Таким образом, АО «КРПТ» является победителем оспариваемой закупки (далее — победитель).

Согласно пункту 4 раздела 11 Информационной карты критериями оценки и сопоставления заявок на участие в закупке являются цена договора, квалификация участников закупки.

В соответствии с подразделом 2 раздела 14 документации критерий «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (далее - критерий «Квалификация участников»)

С целью оценки заявок на участие в запросе предложений устанавливается значимость критерия «Квалификация участников» в размере 70%.

Для определения рейтинга заявки по критерию «Квалификация Участника» устанавливаются коэффициенты значимости:

1. «Опыт участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема» - максимальное значение 60%. Коэффициент значимости показателя КЗ = 0,60.

2. «Деловая репутация участника закупки» - максимальное значение 40%. Коэффициент значимости показателя КЗ = 0,40.

1. Относительно довода жалобы о ненадлежащей оценке заявки победителя по показателю «Опыт участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема» Комиссия установила следующее.

Согласно подразделу 2 раздела 14 документации по показателю «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема» понимаются успешно оказанные участником запроса предложений услуги (выполненные работы) аналогичные предмету закупки. Под аналогичными понимаются контракты/договоры с наличием в каждом работы строительные в соответствии с закупочной документацией, а также ценой каждого контракта/договора не менее 4 900 000 рублей.

В соответствии с закупочной документацией, а также ценой каждого контракта/договора не менее 4 900 000,00 рублей, заключенные не ранее 01 января 2019 года, подтвержденные копиями контрактов/договоров, со всеми приложениями, изменениями и дополнениями к ним, а также копиями актов сдачи-приемки услуг (работ). При несоответствии контрактов/договоров вышеуказанным требованиям - к оценке не принимаются.

Документами, подтверждающими представленную информацию, являются копии государственных контрактов (включая все приложения к ним, с актами оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, договоров (включая все приложения к ним, с актами оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ, содержащих сведения о стоимости выполненных работ.

Сведения о наличии опыта должны подтверждаться информацией из реестра исполненных контрактов и/или договоров, включая все приложения к ним, с актами оказанных услуг, (с указанием реестровых номеров с официального сайта единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru), заключенных в соответствии с Федеральными законами № 44-ФЗ, № ФЗ-223, содержащих сведения о стоимости оказанных услуг.

Оценке не подлежат контракты/договоры, услуги (работы) по которым услуги (работы) продолжаются (являются незавершенными на дату окончания подачи заявок).

При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи (электронные подписи) и печати.

Непредставление в составе заявки таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в запросе предложений, однако, при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки.

В случае отсутствия вышеуказанных документов и сведений, подтверждающих информацию об опыте участника, по данному показателю, участнику присваивается 0 баллов.

Сведения о наличии опыта должны подтверждаться информацией из реестра исполненных контрактов и/или договоров, включая все приложения к ним, с актами оказанных услуг, (с указанием реестровых номеров с официального сайта единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru), заключенных в соответствии с Федеральными законами № 44-ФЗ, № ФЗ-223, содержащих сведения о стоимости оказанных услуг.

Не принимаются к оценке следующие документы:

- не позволяющие определить дату их заключения;

- не подтверждающие информацию об успешном выполнении услуг;

- предоставленный договор не относится к договорам на оказание аналогичных предмету закупки услуг, выполнение аналогичных предмету закупки работ.

Учитывается максимальная сумма исполненных обязательств по договорам.

Количество баллов, присуждаемых по данному показателю, определяется:

НЦБi = КЗ х 100 х Ki/Kmax

Где,

Ki - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Kmax – максимальное предложение согласно заявок участников.

КЗ – коэффициент значимости показателя;

В обоснование ненадлежащей оценки заявки победителя по вышеуказанному критерию Заявитель указывает, что, согласно ЕИС, у победителя отсутствуют заключенные и исполненные договоры в рамках Закона о закупках и Закона о контрактной системе, при этом, объем исполненных договоров, приложенных к заявке, в 72 раза больше, чем, согласно открытой бухгалтерской отчетности за 2022 год, имеется поступлений денежных средств.

Комиссией установлено, что для участия в оспариваемой закупке победителем была подана коллективная заявка совместно с ООО «Техноконцепт» на основании договора о создании простого товарищества от 11.07.2023 № 17.

В качестве подтверждения опыта выполнения аналогичных работ (услуг) в составе коллективной заявки участника были представлены сведения (Форма 1.2) о наличии 7 договоров на общую сумму 4 202 477 807,17 рублей, а также копии указанных договоров, которые признаны соответствующими требованием Закупочной документации.

Комиссия отмечает, что в документации не содержится запрета на подачу коллективной заявки.

В рассматриваемом случае, учитывая, что победителем была подана коллективная заявка, представленный опыт выполнения аналогичных работ был зачтен Заказчиком, в том числе, исходя из представленных договоров участниками коллективных заявок.

В связи с чем, оценка заявки победителя по показателю «Опыт участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема» была произведена Заказчиком правомерно и в соответствии с требования Закупочной документации.

Доводы Заявителя о необходимости учитывать опыт выполнения работ исключительно по предмету Закупки Комиссия оценивает критически, поскольку согласно подразделу 2 раздела 14 документации под аналогичными понимаются контракты/договоры с наличием в каждом работы строительные. В настоящем случае, Заказчик принимал к учету как общестроительный опыт, так и опыт по монтажу системы противодымной вентиляции (ПДВ) и системы автоматизации общеобменной и противодымной вентиляции (АОВ).

Таким образом, в связи с учетом Заказчиком всего опыта, представленного участниками, Комиссия приходит к выводу о соблюдении Заказчиком принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что Заявитель положения Закупочной документации не оспаривал, тем самым при подаче заявки согласился с установленными требованиями, в том числе, с требованием о возможности участия в закупке нескольких участников, выступающих на стороне одного участника закупки, и принятием к оценке в качестве аналогичного опыта строительных работ.

Исходя из вышеизложенного, с учетом фактических обстоятельств дела, Комиссия признает жалобу Заявителя необоснованной в указанной части, поскольку Заказчик оценивал заявки участников на соответствие требованиям, установленным в документации.

2. Относительно довода жалобы о ненадлежащей оценке заявки победителя по показателю «Деловая репутация участника закупки» Комиссия установила следующее.

Согласно подразделу 2 раздела 14 документации по показателю «Деловая репутация участника закупки»:

Комиссия осуществляет оценку заявок на участие в запросе предложений по показателю «Деловая репутация участника закупки» по работам - производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха, используя информацию о присвоенной в ходе сертификации проверяемой организации итоговой оценки индекса деловой репутации с указанием группы (размера организации), к которой была отнесена проверяемая организация. Подтверждением индекса деловой репутации является предоставленного в составе заявки СЕРТИФИКАТА СООТВЕТСТВИЯ И ПРИЛОЖЕНИЯ К НЕМУ.

По данному показателю учитывается показатель (индекс) деловой репутации Участника в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.0.01-2017 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы» по работам - Производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха (ОКВЭД 43.22.)

Показатель «Индекс деловой репутации» является не количественными, и не может быть просуммирован. Учитывая, что индекс не может быть более 100%, при рассмотрении заявки коллективного участника к оценке принимается максимальное значение индекса из представленных коллективным участником (оценивается 1 сертификат с наибольшим баллом).

Количество комплектов документов, соответствующих требованиям данной документации, для получения максимального количества баллов по данному показателю – 1 шт. Большее количество комплектов учитываться не будет. В расчетах участвует количественный показатель индекса деловой активности МБХ (ХХ), где «Х» - цифры из сертификата.

Данный показатель рассчитывается следующим образом.

Количество баллов, присуждаемых по данному показателю, определяется по формуле:

;

при этом НЦБmax = ,

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя;

Кi – значение индекса деловой репутации участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное значение индекса деловой репутации из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

При отсутствии у участника Сертификата соответствия требованиям стандарта ГОСТ Р 66.0.01-2017 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы» - участник получает 0 баллов по данному показателю

Итоговое количество баллов по данному показателю определяется с учетом его значимости (×КЗ),

Рейтинг, присуждаемый заявке участника запроса предложений по критерию «Квалификация участника» (Rквi), определяется по формуле:

Rквi=(OБi+ДБi)*КЗ

где:

OБi - количество баллов, присвоенных заявке участника закупки по показателю «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема»;

ДБi - количество баллов, присвоенных заявке участника закупки по показателю «Деловая репутация участника закупки»:

КЗ - коэффициент значимости данного критерия оценки.

Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.

Изучив заявку победителя, Комиссия установила, что для оценки по вышеуказанному критерию в составе заявки представлены:

- сертификат соответствия АО «КРПТ» № 0170241, удостоверяющий соответствие опыта и деловой репутации организации требованиям ГОСТ Р 66.0.01-2017, применительно к видам деятельности по ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2): 41, 42.99, 43.12, 43.21, 43.22, 43.29, 43.31, 43.2, 43.33, 43.34, 43.39, 43.91, 43.99. КБ3 (98);

- сертификат соответствия ООО «Техноконцепт» № 01299, удостоверяющий соответствие опыта и деловой репутации организации требованиям ГОСТ Р 66.0.01-2017 и Регистра ГоЦИСС, применительно к видам деятельности по ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2): 41.10, 41.20, 42.99, 43.12, 43.21, 43.22, 43.29, 43.31, 43.32, 43.33, 43.34, 43.39, 43.91, 43.99. МБ3 (99).

Таким образом, при оценке заявки по указанному показателю Заказчиком принималось к учету значение индекса деловой репутации Участника, установленное в сертификате, в настоящем случае КБ3 (98) и МБ3 (99).

В силу изложенного, Комиссия приходит к выводу, что заявка победителя по указанному показателю оценена Заказчиком в соответствии с положениями документации.

При этом, доводы Заявителя относительно невозможности получения подобного значения индекса деловой репутации Комиссия оценивает критически, поскольку Заказчик не наделен полномочиями на предмет проверки соответствия или несоответствия сертификата требованиям законодательства.

Комиссия отмечает, что Заказчик при рассмотрении заявок участников опирается на представленные в составе заявки документы и сведения.

В свою очередь, представленные победителем сертификаты имеют печать удостоверяющего центра, подпись эксперта, а также QR-код, подтверждающий его подлинность.

В связи с чем, оценка заявки победителя по показателю «Деловая репутация участника закупки» была произведена Заказчиком правомерно и в соответствии с требования Закупочной документации с учетом значения индекса деловой репутации Участника.

В свою очередь, Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «АЗК Строй Групп» (ИНН: 7717699730; ОГРН: 1117746375581) на действия ФГУП Издательство «Известия» (ИНН: 7710207002; ОГРН: 1027700497835) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенное письмом Московского УФАС России от 24.07.2023 № НП/31275/23.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны