Постановление №№ 077/04/7.32.3-7972/2023 ч. 7 ст. 7.32.3 от 26 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № 077/04/7.32.3-7972/2023
об административном правонарушении

г. Москва

Резолютивная часть постановления оглашена «26» июня 2023 г.
В полном объеме постановление изготовлено «26» июня 2023 г.

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее – Московское УФАС России) <...>, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 14.06.2023 и материалы дела об административном правонарушении № 077/04/7.32.3-7972/2023 в отношении в отношении юридического лица - ФГУП «ГлавУпДК при МИД России» (ИНН: 7704010978, ОГРН: 1027700347840, КПП: 770401001, дата регистрации: 04.06.1991, юридический адрес: 119034, город Москва, ул Пречистенка, д. 20) по факту совершения действий, содержащих признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 7 ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в присутствии представителя по доверенности от 18.08.2022 <...> посредством видео-конференц-связи с использованием приложения TrueConf.

УСТАНОВИЛ:

По результатам рассмотрения Комиссией Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров жалобы ООО «ТСБ» на действия ФГУП «ГлавУпДК при МИД России» (далее - Заказчик) 10.08.2022 вынесено решение по делу № 077/07/00-11801/2022 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров.

На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), а также на сайте электронной торговой площадки 20.07.2022 размещена информация о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на техническое обслуживание автоматической системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре объектов расположенных на территории филиала ГлавУпДК при МИД России Комплекс отдыха «Завидово» (реестровый № 32211563303).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Положением о закупке Федерального государственного унитарного предприятия «Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел Российской Федерации» (ГлавУпДК при МИД России), утвержденным приказом ГлавУпДК при МИД России от «17» декабря 2018 года № 1716 (далее – Положение, Положение о закупке).

Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 4.1.6 закупочной документации при участии в закупке физических лиц, а также организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения или освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС, и в случае указания ими в заявке предлагаемой цены договора без НДС, - сопоставление цен заявок таких участников будет осуществляться с представленными ценами остальных участников, уменьшенными на величину НДС.

На участие в Закупке подано 4 заявки:

Номер заявки

Наименование участника, представившего свою заявку

Цена заявки с НДС

Цена заявки без НДС

1

ООО «ГТС-ИНЖИНИРИНГ»

-

1 860 000,00

2

ООО «ТСБ»

-

1 800 000,00

3

ООО ЧОО «ЗАЩИТА»

-

2 160 000,00

4

ООО «ФЕРУМ»

1 872 000,00

1 560 000,00

 

В соответствии с пунктом 2.2 протокола по рассмотрению предложений и подведения итогов от 28.07.2022 №307/1/2022-ЗАВ:

№ п/п

Идентификационный номер заявки

Участник закупки

Цена договора, в руб. (в т.ч. НДС)

Цена договора, в руб. (без НДС)

Присвоенный порядковый номер

1.

Участник №4

ООО «ФЕРУМ»

1 872 000,00

1 560 000,00

1

2.

Участник №2

ООО «ТСБ»

-

1 800 000,00

2

3.

Участник №1

ООО «ГТС-ИНЖИНИРИНГ»

-

1 860 000,00

3

4.

Участник №3

ООО ЧОО «ЗАЩИТА»

-

2 160 000,00

4

 

Таким образом, как усматривается из протокола, победителем Закупки признан участник, применяющий общую систему налогообложения, поскольку его ценовое без НДС предложение наилучшее по сравнению с участниками, применяющими упрощенную систему налогооблажения.

Вместе с тем, согласно решению Московского УФАС России от 10.08.202по делу № 077/07/00-11801/2022 установление порядка оценки путем приведения цен к единому базису является неправомерным на основании следующего.

Законом о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Закупочная процедура представляет собой совокупность действий заказчика, направленных на определение в порядке, установленном в положении о закупке, контрагента, с которым в последующем может быть заключен договор на лучших для заказчика условиях с точки зрения цены, качества и надежности закупаемых товаров (работ, услуг).

Во исполнение требований части 20 статьи 3.2 Закона о закупках, при проведении запроса котировок (и аналогичных процедур закупки) победитель определяется путем сравнения поступивших ценовых предложений и выигравшим признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора.

При этом Заказчик не имеет правовых оснований производить какие-либо вычеты из ценовых предложений, применять иные особенности оценки и сопоставления заявок в отношении разных категорий налогоплательщиков.

В свою очередь, Закон о закупках не содержит норм указывающих на возможность при осуществлении оценки заявок участников закупочной процедуры применения единого базиса оценки цены предложений участником без учета НДС.

Вместе с тем, как было указано ранее, в силу пункта 4.1.6 закупочной документации при участии в закупке физических лиц, а также организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения или освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС, и в случае указания ими в заявке предлагаемой цены договора без НДС, - сопоставление цен заявок таких участников будет осуществляться с представленными ценами остальных участников, уменьшенными на величину НДС.

Аналогичное условие содержится в подпункте 3.11.1 Положения о закупке.

Таким образом, в случае участия в Закупке участника, применяющего упрощенную систему налогообложения при сопоставлении заявок будет учитываться предложенная участниками запроса предложений только цена договора (сумма единичных расценок на работы) без учета НДС.

Проанализировав положения Закона о закупках, Налогового кодекса Российской Федерации, указывает на отсутствие положений, допускающих предоставление хозяйствующим субъектам, являющимся плательщиками НДС, преимуществ при участии в закупках. Применение при оценке заявок вычета НДС из ценовых предложений участников закупки, являющихся плательщиками указанного налога, может привести к созданию данным участникам преимущественных условий по сравнению с участниками, применяющими упрощенную систему налогообложения, то есть к созданию неравных условий и, соответственно, ограничению конкуренции, что противоречит пункту 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

Соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения организациями, в частности, предусматривает их освобождение от обязанности по уплате НДС. В силу пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса и правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2014 № 17-П, обязанность по исчислению и уплате НДС может возникнуть лишь при выставлении налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, по своей инициативе счета-фактуры с выделенной в нем суммой налога.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В данном случае применение спорного положения закупочной документации, а именно проведение оценки в соответствии с пунктом 4.1.6 документации фактически привело к увеличению размера цены, предложенной участником закупки, применяющим упрощенную систему налогообложения, помимо его воли и вопреки сформированному им ценовому предложению, что не может не ставить участника, применяющего упрощенную систему налогообложения, в заведомо менее благоприятное положение в сравнении с участниками закупки, использующими общую систему налогообложения, ценовые предложения которых принимаются заказчиком без корректировки в сторону увеличения.

Таким образом, преимущество в заключении договора с заказчиком получил тот участник закупки, который являются плательщиками НДС, что прямо усматривается из протокола по рассмотрению предложений
и подведения итогов от 28.07.2022 № 307/1/2022-ЗАВ.

При таких обстоятельствах, действия Заказчика противоречат требованиям, установленным частью 6 статьи 3, а также пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Указанная правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2021N 307- ЭС20-21065 по делу № А56-75118/2019, а также в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2021)», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021, а также в решениях Арбитражного суда города Москвы по делам №№ А40-212495/20, А40-45461/2021, А40-254872/20, А40-19759/2022, А40-281675/21 постановлениях Девятого арбитражного апелляционного суда по делам№№ А40-214462/20, А40-247662/20, А40-178780/2020, А40-230395/20, А40-4461/2021, А40-245935/2021, постановлениях Арбитражного суда Московского округа по делам №№ А40-107093/2020, А40-42974/2021, А40-28330/2021, А40- 68522/2021 и др.

Таким образом, действия ФГУП «ГлавУпДК при МИД России» при формировании закупочной документации нарушают требования частью 6 статьи 3, а также пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Место совершения административного правонарушения - г. Москва, Пречистенка ул., д. 20.
Время совершения административного правонарушения - 20.07.2022.

В ходе составления протокола об административном правонарушении представитель ФГУП «ГлавУпДК при МИД России» отметил, что при формировании закупочной документации Заказчик руководствовался позицией Минэкономразвития России (письма от 30.09.2015 № Д28и-2782, от 28.04.2016 № Д28и-1114), предусматривающей сравнение заявок подобным образом.

Предписание Московского УФАС России от 10.08.2022 по делу № 077/07/00-11801/2022 исполнено. По результатам повторного рассмотрения заявок участников в соответствии с протоколом рассмотрения предложений и подведения итогов № 307/1/2022-ЗАВ от 16.08.2022 победителем закупки признано ООО «ТСБ».

Также представитель ФГУП «ГлавУпДК при МИД России» отметил, что Учреждением внесены изменения в Положения о закупках в соответствии с вынесенным решением от 10.08.2022 по делу № 077/07/00-11801/2022.

Должностное лицо административного органа отмечает, что указанные письма Минэкономразвития России содержат в себе устаревшую практику и не коррелируют со сложившейся судебной практикой. Кроме того, как установлено ранее сравнение ценовых заявок указанным способом повеяло на результат определения победителя закупки.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Виновные действия ФГУП «ГлавУпДК при МИД России» выражаются в формировании извещения по закупке № 221266600125 с нарушением положений части 6 статьи 3, пункта 2 части 1 статьи 3, части 5.3 статьи 3, частей 12 и 31 статьи 3.4 Закона о закупках, пунктов 26, 28 Постановления № 1352.

Вина ФГУП «ГлавУпДК при МИД России» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ, доказана.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность за совершенное ФГУП «ГлавУпДК при МИД России» административное правонарушение, не выявлены.

Обстоятельства свидетельствующие о малозначительности допущенного правонарушения ФГУП «ГлавУпДК при МИД России», не установлены.

Ранее постановлением Московского УФАС России от 12.05.2023 по делу № 077/04/7.32.3-5706/2023 ФГУП «ГлавУпДК при МИД России» признано виновном в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

В соответствии с санкцией части 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ сумма административного штрафа, подлежащего взысканию на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Таким образом, с учетом названных обстоятельств должностное лицо административного органа считает возможным назначить административное наказание в размере 5 000 руб. 00 коп.

Руководствуясь частью 7 статьи 7.32.3, статьями 4.1, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать юридическое лицо - ФГУП «ГлавУпДК при МИД России» (ИНН: 7704010978, ОГРН: 1027700347840, КПП: 770401001, дата регистрации: 04.06.1991, юридический адрес: 119034, город Москва, ул Пречистенка, д. 20) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

2. Назначить юридическому лицу - ФГУП «ГлавУпДК при МИД России» административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) руб. 00 коп.

В соответствии с ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен
в размере половины суммы наложенного административного штрафа.

Таким образом административный штраф может быть оплачен в размере половины суммы от назначенного штрафа не позднее 20 дней со дня вынесения постановления.

В силу указанных положений КоАП РФ лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано исполнить обязательство по уплате штрафа за совершенное правонарушение самостоятельно.

В соответствии со ст. 160.1 Бюджетного кодекса денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Российской Федерации оплачиваются по следующим реквизитам:

В соответствии с ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе
о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в ч. 1 или 1.1
ст. 32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном ч. 1.1 ст. 32.2 КоАП РФ, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа
с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двухкратном размере суммы не уплаченного штрафа.

Документы, подтверждающие уплату штрафа, необходимо направить по электронной почте или факсу. В назначении платежа необходимо указывать номер постановления о наложении штрафа.

В случае невозможности идентифицировать платеж или при отсутствии сведений у Московского УФАС России о своевременной оплате штрафа Московское УФАС России обязано передать постановление для принудительного исполнения в ФССП России.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 и ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны