Решение б/н РЕШЕНИЕ и ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 3-25-56/09 от 13 ноября 2009... от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ  по делу № 3-25-56/09  от 13 ноября 2009 года  г. Москва

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, в присутствии представителей: Правительства Москвы, Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, ГУП города Москвы «Агентство  по реализации жилищного займа и субсидий», ГУП города Москвы «Информационно-аналитический центр ЕИС «Жилище» , ГУП города Москвы «Центр паспортизации помещений», ГУП города Москвы «Московский городской Центр арендного жилья», ГУП «Моспереселение» , ГУП «Мосреестр», ГУП «МосгорБТИ», НП «Мосжилрегистрация», рассмотрев дело № 3-25-56/09 по признакам нарушения  Правительством Москвы, Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы части 1, части 3, статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),                                                              

УСТАНОВИЛА:

В Московское УФАС России поступило обращение Прокуратуры  города Москвы от 20.03.2009 № 7/30-1-17-2009/17986 о признаках нарушения антимонопольного законодательства Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в части передачи функций Департамента подведомственным ему государственным унитарным предприятиям.
Рассмотрев представленные документы, выслушав доводы и возражения сторон, Комиссия установила следующее.
 

Постановлением Правительства Москвы от 09.06.2009 № 541-ПП «О совершенствовании механизма реализации прав собственника имущества государственных унитарных предприятий города Москвы в условиях их реформирования и повышения уровня ответственности и мотивации деятельности руководителей предприятий» (далее - Постановление Правительства Москвы от 09.06.2009 № 541-ПП) утвержден Перечень государственных унитарных предприятий города Москвы, обеспечивающих жизнедеятельность города, безопасность и здоровье жителей или действующих в неконкурентном секторе экономики и выполняющих стратегически важные задачи, регулирование цен и тарифов на производимые товары (работы, услуги) которых осуществляется органами исполнительной власти города Москвы.
 

В соответствии с пунктом 3.8. Постановления Правительства Москвы от 09.06.2009 № 541-ПП органам исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которых находятся государственные унитарные предприятия города Москвы, поручено провести инвентаризацию функций и полномочий государственных унитарных предприятий города Москвы по выполнению государственного заказа на внеконкурсной основе.
Согласно Перечню, утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 09.06.2009 № 541-ПП, в состав предприятий, действующих в неконкурентном секторе экономики, включены, в том числе, ГУП «Агентство по реализации жилищного займа и субсидий», ГУП «Информационно-аналитический центр ЕИС «Жилище», ГУП «Московский городской центр арендного жилья», ГУП «Моспереселение», ГУП «Центр содействия управлению многоквартирными домами и паспортизации помещений».
 

Таким образом, Правительством Москвы предоставлено исключительное право ГУП «Агентство по реализации жилищного займа и субсидий», ГУП «Информационно-аналитический центр ЕИС «Жилище», ГУП «Московский городской центр арендного жилья», ГУП «Моспереселение», ГУП «Центр содействия управлению многоквартирными домами и паспортизации помещений» осуществления предпринимательской деятельности в приоритетном порядке на соответствующих товарных рынках, что ограничивает для потребителей соответствующих услуг право выбора хозяйствующих субъектов, которые оказывают такие услуги, а также позволяет указанным государственным унитарным предприятиям в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращение товара (услуги) на соответствующих товарных рынках, что является признаком ограничения конкуренции (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Также Комиссией установлено следующее.
 

Распоряжением Правительства Москвы  от 28.06.1994 № 1715-р «О перерегистрации государственного предприятия «Московское городское бюро технической инвентаризации» (далее - ГУП «МосгорБТИ») утвержден Устав ГУП «МосгорБТИ». Пунктом 2.2 Устава  ГУП «МосгорБТИ» установлены основные виды деятельности предприятия, в том числе, информационное обеспечение и поддержка единой информационной системы «Жилище», включающей централизованное хранение и сопровождение всех общесистемных нормативно-справочных данных и классификаторов, в том числе общегородского реестра адресов жилых и нежилых строений города, описание зданий, описание жилых помещений (квартир, комнат).
Вместе с тем, согласно пункту  2.8.9  Положения о Департаменте, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 26.08.2008                      № 766-ПП (далее - Положение о Департаменте), одной из функций Департамента является эксплуатация и развитие единой информационной системы «Жилище».
 

Таким образом, оформление документов с использованием базы данных «Жилище» является функцией Департамента.
Кроме того, Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2007 № 521-ПП «Об организации работы государственного унитарного предприятия города Москвы Московского городского бюро технической инвентаризации в режиме «одного окна» утвержден Регламент подготовки документов ГУП «МосгорБТИ» (далее - Регламент), определяющий порядок организационного и документационного обеспечения работы с заявителями (юридическими и физическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями - физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица), обратившимися в службу «одного окна» ГУП МосгорБТИ за получением следующих документов:
    - копия технического паспорта домовладения (здания, строения);
    - выписка из технического паспорта на здание (строение) (форма 1а);
    - выписка из технического паспорта БТИ (форма 1б);
    - справка по форме №3 (для оформления земельных отношений);
    - справка по форме №4 (об общеполезной площади в жилых строениях домовладения с центральным и печным отоплением);
    - справка БТИ о состоянии здания/помещения (форма 5);
    - справка по форме №11 (для собственников индивидуальных жилых домов);
    - поэтажный план в электронном (векторном) виде;
    - экспликация к поэтажному плану по форме №22 или форме №25;
    - справка об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости;
    - справка о стоимости свободной комнаты (комнат);
    - информация о стоимости 1 кв. м площади чердачных помещений (для получения разрешения на переоборудование чердака под жилые цели);
    - расчет разницы стоимости жилых помещений при переводе их из жилищного фонда в нежилой;
    - справка об уборочной площади земельного участка и мест общего пользования в здании (форма 8);
    - справка для государственной приемочной комиссии;
    - справка о выкупной стоимости квартир при оформлении договоров аренды с правом выкупа и договоров купли-продажи с рассрочкой платежа;
    - справка о стоимости жилых помещений, реализуемых по постановлениям Правительства Москвы;
    - справка об объектах жилищного и нежилого фонда города Москвы по учетному  городскому кварталу;
    - справка о состоянии объектов жилищного и нежилого фонда города Москвы по учетному городскому кварталу;
    - справка о регистрации адреса объекта капитального строительства в Адресном реестре зданий и сооружений города Москвы (с графическим приложением);
    - справка об идентификации адреса объекта капитального строительства (без графического приложения);
    - графическое приложение к справке о регистрации или идентификации адреса объекта капитального строительства;
    - справка о переименовании улицы (проспекта, проезда и т.п.);
    - адресный план территории (части территории) учетного городского квартала;
    - справочный документ об адресах жилых и нежилых строений учетного городского квартала (части учетного городского квартала);
    - технический паспорт жилого помещения (квартиры);
    - отчет об определении рыночной стоимости;
    - экспертиза на отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости.
 

Единая информационная система «Жилище» содержит банк данных «Жилой и нежилой фонд» по г. Москве.
Таким образом, подготовка ГУП «МосгорБТИ» вышеуказанных документов в режиме «одного окна» осуществляется при непосредственном использовании (эксплуатации) информационной системы «Жилище».
Кроме того, в соответствии с пунктом 1.6 Регламента расчет стоимости работ (услуг) ГУП «МосгорБТИ» за подготовку документов, выдаваемых ГУП «МосгорБТИ» в режиме «одного окна», производится в соответствии с Отпускными стоимостями на работы и услуги по технической инвентаризации зданий, строений, сооружений и земельных участков, выполняемых ГУП «МосгорБТИ» в режиме «одного окна», и порядком их применения, утвержденными в установленном порядке Департаментом экономической политики и развития города Москвы.
 

На официальном сайте ГУП «МосгорБТИ» www.mosgorbti.ru размещена информация о стоимости услуг, перечисленных в Регламенте, в том числе:
- справка о регистрации объекта капитального строительства в Адресном реестре зданий и сооружений города Москвы — 520 руб.;
- справка о состоянии объектов жилищного и нежилого фонда города Москвы по учетному городскому кварталу — 550 руб.;
- справка о стоимости жилых помещений, реализуемых по постановлениям Правительства Москвы — 270 руб.;
- справка о стоимости свободной комнаты (комнат) — 270 руб.;
- справка об идентификации адреса объекта капитального строительства (без графического положения) — 437 руб.;
        - справка об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости — 270 руб. ;
- справка об объектах жилищного и нежилого фонда города Москвы по учетному городскому кварталу - 550 руб. ;
- справочный документ об адресах жилых и нежилых строений учетного городского квартала (части учетного городского квартала) - 1 835 руб.;
 

Следовательно, функции Департамента по оформлению документов с использованием информационной системы «Жилище» (п. 2.8.9 Положения о Департаменте) переданы ГУП «МосгорБТИ» (Постановление Правительства Москвы от 26.07.2009 № 521-ПП, Распоряжение Правительства Москвы от 28.06.1994 № 1715-р), и осуществляются ГУП «МосгорБТИ», в том числе, на платной основе (Постановление Правительства Москвы от 26.07.2007 № 521-ПП).
 

Также Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Москвы от 22.07.1997 № 539 «О создании муниципального унитарного предприятия «Агентство по реализации жилищного займа и субсидий» МУП «Агентство по реализации жилищного займа и субсидий» является уполномоченной Правительством Москвы специализированной организацией по сопровождению и контролю целевого использования безвозмездных субсидий, предоставляемых гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, на строительство или приобретение жилья, а также субсидий, выделяемых из федерального бюджета в рамках выполнения программы «Свой дом».
Пунктом 2.2.1 Устава ГУП «Агентство по реализации жилищного займа и субсидий», утвержденного Распоряжением Департамента имущества города Москвы от 27 июня 2003 г. № 2691-р, установлены основные виды деятельности предприятия, в том числе, оформление и организация использования безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилища, предоставляемых из бюджета города Москвы и бюджета Российской Федерации  гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе в рамках программы «Молодой семье - доступное жилье», президентской программы «Государственные жилищные сертификаты» и др.
Устав ГУП «Агентство по реализации жилищного займа и субсидий» согласован с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.
Вместе с тем, согласно пункту 2.7.1 Положения о Департаменте  функциями Департамента является ведение учета граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий либо в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений, учета участников городских жилищных программ, учета граждан в целях реализации городских жилищных программ, учета иных категорий граждан, указанных в законе.
 

Кроме того, одной из функций Департамента является предоставление гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, и иным категориям граждан, установленным законодательством, субсидий для приобретения или строительства жилых помещений из бюджета города Москвы (пункт 2.7.2. Положения о Департаменте).
Таким образом, полномочия Департамента по предоставлению гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, субсидий для приобретения или строительства жилых помещений из бюджета города Москвы переданы ГУП «Агентство по реализации жилищного займа и субсидий» (Постановление Правительства Москвы от 22.07.1997 № 539).
Кроме того, ГУП «Агентство по реализации жилищного займа и субсидий» наделен Правительством Москвы функциями государственного контроля (контроля целевого использования безвозмездных субсидий, предоставляемых гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, на строительство или приобретение жилья, а также субсидий, выделяемых из федерального бюджета в рамках выполнения программы «Свой дом»).
 

Также Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Москвы от 19.08.1997 № 608  «О создании муниципального предприятия «Информационно-аналитический центр ЕИС «Жилище» муниципальное предприятие «Информационно-аналитический центр ЕИС «Жилище» является уполномоченной Правительством Москвы организацией, по координации работ по обеспечению функционирования единой информационной системы «Жилище».
Пунктом 2.2 Устава ГУП города Москвы «Информационно-аналитический центр ЕИС «Жилище», утвержденного Распоряжением Департамента имущества города Москвы от 16.08.2007 № 2769-р, установлены основные виды деятельности предприятия, в том числе, разработка и внедрение современных организационно-технических средств управления городским хозяйством.   
Устав ГУП «Информационно-аналитический центр ЕИС «Жилище» согласован с  Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.   
 

Вместе с тем, согласно пунктам 2.8.4, 2.8.9 Положения о Департаменте функциями Департамента  являются:
- создание, внедрение и сопровождение информационных систем и технологий, обеспечивающих выполнение Департаментом возложенных на него функций и задач;
- эксплуатация и развитие единой информационной системы «Жилище».
Эксплуатация и развитие информационной системы предполагает выполнение определенных работ по обеспечению функционирования данной системы. Таким образом, полномочия Департамента по внедрению и сопровождению информационных систем и технологий, обеспечивающих выполнение Департаментом возложенных на него функций и задач, а также по эксплуатации единой информационной системы «Жилище» переданы ГУП «Информационно-аналитический центр ЕИС «Жилище» (Постановление Правительства Москвы от 19.08.1997 № 608).
 

Кроме того, Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Москвы от 24.02.1998  № 136 «О создании муниципального унитарного предприятия города Москвы «Московский городской центр арендного жилья» ГУП «Московский городской центр арендного жилья» является уполномоченной Правительством Москвы организацией по заключению, оформлению и сопровождению договоров аренды с правом выкупа жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы и предназначенных для продажи юридическим лицам, а также по реализации жилых помещений по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа, предоставляемых гражданам по договорам коммерческого найма, и осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, уставом предприятия на основании заключаемых договоров с органами управления города, юридическими и физическими лицами.   
Пунктом 2 Распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 07.08.2008 № 2169 «О реализации по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы» (далее – Распоряжение от 07.08.2008 № 2169)  ГУП «Московский городской центр арендного жилья»  поручено оформление договоров купли-продажи с рассрочкой платежа на жилые помещения, находящиеся в собственности города Москвы ГУП города Москвы «Московский городской Центр арендного жилья».
 

Пунктом 2.2. Устава ГУП города Москвы «Московский городской Центр арендного жилья», утвержденный Распоряжением Департамента имущества города Москвы от 26.03.2009 № 924-р, установлены основные виды деятельности предприятия, в том числе:
- оформление, заключение договоров аренды, аренды с правом выкупа с юридическими лицами и договоров купли-продажи жилой площади с рассрочкой платежа, найма, уступки-права требования (цессии) с физическими лицами на жилую площадь, находящуюся в собственности города Москвы;
-контроль и сопровождение договоров аренды, аренды с правом выкупа и купли-продажи с рассрочкой платежа в течении срока их действия;
- оформление сделок с жилыми помещениями с использованием обменного фонда, в том числе на условиях торгов;
- деятельность по сдаче в аренду (в том числе, с правом выкупа) жилых и нежилых помещений, находящихся в собственности, в хозяйственном ведении, оперативном и ином управлении юридических и физических лиц;
Устав ГУП «Московский городской центр арендного жилья» согласован с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы;
Согласно пункту 2.4.6 Положения о Департаменте функциями Департамента являются:
- заключение с гражданами договоров найма, социального найма или иных договоров, в том числе с гражданами, подлежащими переселению;
- заключение с собственниками жилых помещений договоров мены, передачи в собственность жилых помещений, в том числе в порядке компенсации за изымаемые жилые помещения, договоров выкупа жилых помещений и иных договоров в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации;
- заключение договоров краткосрочного найма на предоставляемые жилые помещения;
- заключение с гражданами предварительных договоров (при необходимости).
Также, к функциям Департамента относятся оформление жилой площади в установленном порядке в пользование или в собственность граждан по решениям Правительства Москвы и иным законным основаниям (пункт 2.4.7 Положения о Департаменте).   
 

В соответствии с пунктом 5.3 Типового договора купли-продажи с рассрочкой платежа, утвержденного в Приложении 2 к Распоряжению от 07.08.2008 № 2169, за совершение работ и оказание услуг по заключению, оформлению и сопровождению настоящего Договора взимается процент от невнесенной суммы по оплате выкупной стоимости жилого помещения в год.
При этом, в соответствии с информацией, предоставленной Прокуратурой города Москвы (письмо от 28.10.2009 № 7/32-8-60-2009/97145), стоимость услуг ГУП «Московский городской центр арендного жилья» по подготовке документов при выкупе жилого помещения с рассрочкой платежа, находящихся в собственности города Москвы составляет 5 % годовых от невнесенной суммы платежа.
Кроме того, ГУП «Московский городской центр арендного жилья» 14.07.2008 утвержден Сборник тарифов на услуги, предоставляемые ГУП «Московский городской центр арендного жилья», согласованный с Департаментом экономической политики и развития города Москвы и Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, в соответствии с которым стоимость услуг ГУП «Московский городской центр арендного жилья» составляет:
- оформление договоров найма, поднайма, служебного найма, аренды, безвозмездного пользования, уведомлений о вселении временных жильцов - 1334 рублей;
- оформление договоров обмена, мены жилыми помещениями пообъектно с каждого нанимателя и (или) собственника, если хотя бы одно жилое помещение находится в собственности города Москвы - 3831 рублей;
- подготовка и предоставление пакета документов для согласования на Комиссии по жилищным вопросам Правительства Москвы по возникновению, прекращению, изменению прав и обязанностей граждан на жилые помещения, находящиеся в собственности города Москвы (с каждого нанимателя и (или) собственника жилого помещения пообъектно) - 2236 рублей;
- оформление договора социального найма - 639 рублей.
 

Таким образом, полномочия Департамента по оформлению, заключению договоров аренды, аренды с правом выкупа с юридическими лицами и договоров купли-продажи жилой площади с рассрочкой платежа, найма,  уступки-права требования (цессии) с физическими лицами на жилую площадь, находящуюся в собственности города Москвы; контролю и сопровождению договоров аренды, аренды с правом выкупа и купли-продажи с рассрочкой платежа в течении срока их действия; оформлению сделок с жилыми помещениями с использованием обменного фонда переданы ГУП «Московский городской центр арендного жилья» (Постановление Правительства Москвы от 24.02.1998 № 136, Распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 07.08.2008 № 2169), и осуществляются ГУП «Московский городской центр арендного жилья», в том числе, на платной основе (Распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 07.08.2008 № 2169, Сборник тарифов на услуги, предоставляемые ГУП «Московский городской центр арендного жилья», согласованный с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы).
 

Кроме того, ГУП «Московский городской центр арендного жилья» наделен функциями государственного контроля (контроля договоров аренды, аренды с правом выкупа и купли-продажи с рассрочкой платежа в течении срока их действия).
 

Также Комиссией установлено следующее.
Распоряжением Правительства Москвы от 01.03.2002 № 285-РП «О создании Государственного унитарного предприятия города Москвы «Московский реестр» (далее — ГУП «Мосреестр») создан ГУП «Мосреестр».
Распоряжением Правительства Москвы от 19 мая 2009 № 977-РП «О внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы» установлено, что основными задачами ГУП «Мосреестр» являются обеспечение ведения и актуализации Реестра объектов собственности города Москвы в жилищной сфере (далее - Реестр СЖС), эксплуатация и технико-сервисное сопровождение Автоматизированной информационной системы «Реестр объектов собственности города Москвы в жилищной сфере», подготовка проектов справок, выписок, иных документов и информации в установленных формах, организация работы по государственной регистрации прав собственности города Москвы на объекты жилищного фонда и учета итогов государственной регистрации в Реестре СЖС.   
Согласно пункту 2.2.1 Устава ГУП «Мосреестр», утвержденного Департаментом имущества города Москвы от 30.06.2008 № 2580-р,  установлены основные виды деятельности предприятия, в том числе, ведение, формирование и актуализация Реестра объектов собственности города Москвы в жилищной сфере (далее - Реестр СЖС), эксплуатация, модернизация и развитие Автоматизированной информационной системы «Реестр объектов собственности города Москвы в жилищной сфере».
 

Устав ГУП «Мосреестр» согласован с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.   
Согласно пункту 2.8.8 Положения о Департаменте одной из функций Департамента является ведение, формирование, актуализация и использование Реестра СЖС, содержащего юридически значимую информацию об объектах собственности города Москвы в жилищной сфере, изменениях их правового состояния, обременениях, основаниях использования городских жилых помещений, категориях (видах) жилищного фонда, к которым отнесены жилые помещения, и иные сведения, необходимые для решения задач управления жилищным фондом.    
Следовательно, функции Департамента по ведению, формированию и актуализации Реестра объектов собственности города Москвы в жилищной сфере переданы ГУП «Мосреестр».
 

Таким образом, Комиссией установлено следующее.
Правительством Москвы и Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы приняты нормативные правовые акты и осуществлены действия по созданию преимущественных условий деятельности  государственным унитарным предприятиям, подведомственным Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы по сравнению с другими хозяйствующими субъектами на соответствующих товарных рынках; по передаче части функций Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы подведомственным ему государственным унитарным предприятиям; по наделению данных государственных унитарных предприятий функциями государственного контроля; по наделению вышеперечисленных государственных унитарных предприятий правом взимания денежных средств при осуществлении государственных функций, посредством:
1. Предоставления Постановлением Правительства Москвы от 09.06.2009 № 541-ПП исключительного права ГУП «Агентство по реализации жилищного займа и субсидий», ГУП «Информационно-аналитический центр ЕИС «Жилище», ГУП «Московский городской центр арендного жилья», ГУП «Моспереселение», ГУП «Центр содействия управлению многоквартирными домами и паспортизации помещений» осуществления предпринимательской деятельности в приоритетном порядке на соответствующих товарных рынках, что ограничивает для потребителей соответствующих услуг право выбора хозяйствующих субъектов, которые оказывают  такие услуги.
2. Издания нормативных правовых актов Правительства Москвы и Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства:
- Распоряжение Правительства Москвы от 28.06.1994 № 1715-р «О перерегистрации государственного предприятия «Московское городское бюро технической инвентаризации»;
- Постановление Правительства Москвы от 26.07.2007 № 521-ПП «Об организации работы государственного унитарного предприятия города Москвы Московского городского бюро технической инвентаризации в режиме «одного окна»;
- Постановление Правительства Москвы от 22.07.1997 № 539 «О создании муниципального унитарного предприятия «Агентство по реализации жилищного займа и субсидий»;
- Постановление Правительства Москвы от 19.08.1997 № 608  «О создании муниципального предприятия «Информационно-аналитический центр ЕИС «Жилище»;
- Постановление Правительства Москвы от 24.02.1998  № 136 «О создании муниципального унитарного предприятия города Москвы «Московский городской центр арендного жилья»;
- Распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 07.08.2008 № 2169 «О реализации по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы»;
- Распоряжение Правительства Москвы от 19 мая 2009 № 977-РП «О внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы».
3. Согласования Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Уставов ГУП «Агентство по реализации жилищного займа и субсидий», ГУП «Информационно-аналитический центр ЕИС «Жилище», ГУП «Московский городской центр арендного жилья», ГУП «Мосреестр».
4. Наделения Постановлениями Правительства Москвы ГУП «Агентство по реализации жилищного займа и субсидий» и ГУП «Московский городской центр арендного жилья» функциями государственного контроля.
5. Установление в Постановлении Правительства Москвы от 26.07.2007 № 521-ПП «Об организации работы государственного унитарного предприятия города Москвы Московского городского бюро технической инвентаризации в режиме «одного окна» положений об осуществлении ГУП «МосгорБТИ» части функций Департамента, в том числе, на платной основе. Также в соответствии с Распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 07.08.2008 № 2169 «О реализации по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы», Сборником тарифов на услуги, предоставляемые ГУП «Московский городской центр арендного жилья», согласованным с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы ГУП «Московский городской центр арендного жилья» осуществляет часть функций Департамента на платной основе.
Следует отметить, что в соответствии со статьей 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении организаций и физических лиц в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением юридически значимых действий взимается государственная пошлина. Взимание иных платежей при осуществлении государственных функций действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.    
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002     № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие является коммерческой организацией. 
Таким образом, ГУП «МосгорБТИ», ГУП «Агентство по реализации жилищного займа и субсидий», ГУП «Информационно-аналитический центр ЕИС «Жилище», ГУП «Московский городской центр арендного жилья», ГУП «Мосреестр», ГУП «Моспереселение», ГУП «Центр содействия управлению многоквартирными домами и паспортизации помещений» являются хозяйствующими субъектами в понимании Закона о защите конкуренции.
Как установлено Комиссией, ГУП «МосгорБТИ», ГУП «Агентство по реализации жилищного займа и субсидий», ГУП «Информационно-аналитический центр ЕИС «Жилище», ГУП «Московский городской центр арендного жилья», ГУП «Мосреестр»,  ГУП «Моспереселение», ГУП «Центр содействия управлению многоквартирными домами и паспортизации помещений» осуществляют виды деятельности, реализация которых образует конкурентный рынок, на котором могут действовать другие хозяйствующие субъекты. 
В таких условиях результатом передачи Правительством Москвы, Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы   соответствующих функций ГУП «МосгорБТИ», ГУП «Агентство по реализации жилищного займа и субсидий», ГУП «Информационно-аналитический центр ЕИС «Жилище», ГУП «Московский городской центр арендного жилья», ГУП «Мосреестр» может быть возникновение обстоятельств, создающих возможность указанным государственным унитарным предприятиям в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращение товара (услуги) на соответствующих товарных рынках, что является признаком ограничения конкуренции (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
 

Таким образом, Комиссией установлено, что создание Правительством Москвы преимущественных условий деятельности государственным унитарным предприятиям, подведомственным Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; передача Правительством Москвы и Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы государственным унитарным предприятиям, являющимся хозяйствующими субъектами, функций органа власти (Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы); наделение государственных унитарных предприятий функциями государственного контроля; наделение государственных унитарных предприятий правом взимания денежных средств при осуществлении государственных функций, может привести к ограничению конкуренции на соответствующих товарных рынках.
 

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
 

Таким образом, в действиях:
1. Правительства Москвы содержатся:
- нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части создания преимущественных условий деятельности на соответствующих товарных рынках государственным унитарным предприятиям (ГУП «Агентство по реализации жилищного займа и субсидий», ГУП «Информационно-аналитический центр ЕИС «Жилище», ГУП «Московский городской центр арендного жилья», ГУП «Моспереселение», ГУП «Центр содействия управлению многоквартирными домами и паспортизации помещений») по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, посредством закрепления соответствующих полномочий в нормативных правовых актах Правительства Москвы, что ограничивает потребителям соответствующих услуг право выбора хозяйствующих субъектов, которые оказывают такие услуги, и может привести к ограничению конкуренции на соответствующих товарных рынках;
- нарушение части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части  принятия актов, предусматривающих передачу части функций государственного органа власти субъекта Российской Федерации (Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы) хозяйствующим субъектам (ГУП «МосгорБТИ», ГУП «Агентство по реализации жилищного займа и субсидий», ГУП «Информационно-аналитический центр ЕИС «Жилище», ГУП «Московский городской центр арендного жилья», ГУП «Мосреестр»), а также путем наделения хозяйствующих субъектов (ГУП «Агентство по реализации жилищного займа и субсидий»,  ГУП «Московский городской центр арендного жилья») функциями государственного контроля, что может привести к ограничению конкуренции на соответствующих товарных рынках.
2. Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы содержится нарушение части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции посредством принятия акта (Распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 07.08.2008 № 2169) и осуществления действий по согласованию Уставов ГУП «Агентство по реализации жилищного займа и субсидий», ГУП «Информационно-аналитический центр ЕИС «Жилище», ГУП «Московский городской центр арендного жилья», ГУП «Мосреестр», предусматривающих передачу части функций государственного органа власти субъекта Российской Федерации (Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы) указанным хозяйствующим субъектам, что может привести к ограничению конкуренции на соответствующих товарных рынках.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
                                                                        

  РЕШИЛА:

1. Признать Правительство Москвы нарушившим:
1.1. Часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем создания преимущественных условий деятельности на соответствующих товарных рынках государственным унитарным предприятиям (ГУП «Агентство по реализации жилищного займа и субсидий», ГУП «Информационно-аналитический центр ЕИС «Жилище», ГУП «Московский городской центр арендного жилья», ГУП «Моспереселение», ГУП «Центр содействия управлению многоквартирными домами и паспортизации помещений») по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою предпринимательскую деятельность на соответствующих товарных рынках города Москвы, посредством закрепления соответствующих полномочий в нормативных правовых актах Правительства Москвы, что ограничивает для потребителей соответствующих услуг право выбора хозяйствующих субъектов, которые оказывают такие услуги и может привести к ограничению конкуренции на соответствующих товарных рынках;
1.2. Часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем принятия актов, предусматривающих передачу части функций государственного органа власти субъекта Российской Федерации (Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы) хозяйствующим субъектам (ГУП «МосгорБТИ», ГУП «Агентство по реализации жилищного займа и субсидий», ГУП «Информационно-аналитический центр ЕИС «Жилище», ГУП «Московский городской центр арендного жилья», ГУП «Мосреестр»), а также наделение хозяйствующих субъектов (ГУП «Агентство по реализации жилищного займа и субсидий»,  ГУП «Московский городской центр арендного жилья») функциями государственного контроля, что может привести к ограничению конкуренции на соответствующих товарных рынках.
2. Признать Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы нарушившим:
2.1. Часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем принятия акта (Распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 07.08.2008 № 2169 «О реализации по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы») по передаче части функций Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы подведомственному ему государственному унитарному предприятию (ГУП «Московский городской центр арендного жилья»), а также осуществлению действий по утверждению Сборника тарифов на услуги, предоставляемые ГУП «Московский городской центр арендного жилья», что может привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
2.2. Часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем принятия актов, предусматривающих передачу части функций государственного органа власти субъекта Российской Федерации (Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы) хозяйствующим субъектам (ГУП «МосгорБТИ», ГУП «Агентство по реализации жилищного займа и субсидий», ГУП «Информационно-аналитический центр ЕИС «Жилище», ГУП «Московский городской центр арендного жилья», ГУП «Мосреестр»), а также наделение хозяйствующих субъектов (ГУП «Агентство по реализации жилищного займа и субсидий»,  ГУП «Московский городской центр арендного жилья») функциями государственного контроля, что может привести к ограничению конкуренции на соответствующих товарных рынках.
3. Выдать Правительству Москвы, Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.    
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнять решение антимонопольного органа.

 

 ПРЕДПИСАНИЕ  о прекращении нарушения антимонопольного законодательства по делу № 3-25-56/09 от 13.11.2009 


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения от 13 ноября 2009 года по делу № 3-25-56/09 о нарушении Правительством Москвы, Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Правительству Москвы в срок до 30.03.2010 прекратить нарушение части 1  статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в создании преимущественных условий деятельности на соответствующих товарных рынках государственным унитарным предприятиям (ГУП «Агентство по реализации жилищного займа и субсидий», ГУП «Информационно-аналитический центр ЕИС «Жилище», ГУП «Московский городской центр арендного жилья», ГУП «Моспереселение», ГУП «Центр содействия управлению многоквартирными домами и паспортизации помещений») по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою предпринимательскую деятельность на соответствующих товарных рынках города Москвы, посредством закрепления соответствующих полномочий в нормативных правовых актах Правительства Москвы, что ограничивает для потребителей соответствующих услуг право выбора хозяйствующих субъектов, которые оказывают такие услуги и может привести к ограничению конкуренции на соответствующих товарных рынках, а также части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в принятии актов, предусматривающих передачу части функций государственного органа власти субъекта Российской Федерации (Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы) хозяйствующим субъектам (ГУП «МосгорБТИ», ГУП «Агентство по реализации жилищного займа и субсидий», ГУП «Информационно-аналитический центр ЕИС «Жилище», ГУП «Московский городской центр арендного жилья», ГУП «Мосреестр»), а также наделение хозяйствующих субъектов (ГУП «Агентство по реализации жилищного займа и субсидий», ГУП «Московский городской центр арендного жилья») функциями государственного контроля, что может привести к ограничению конкуренции на соответствующих товарных рынках, путем:
1.1. Внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты Правительства Москвы, исключающие создание преимущественных условий деятельности на соответствующих товарных рынках государственным унитарным предприятиям города Москвы по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, а именно:
1.1.1. Исключить из пункта 1.8 Постановления Правительства Москвы от 09.06.2009 № 541-ПП «О совершенствовании механизма реализации прав собственника имущества государственных унитарных предприятий города Москвы в условиях их реформирования и повышения уровня ответственности и мотивации деятельности руководителей предприятий» слова «или действующих в неконкурентном секторе экономики»;
1.1.2. Исключить из Постановления Правительства Москвы от 09.06.2009 № 541-ПП «О совершенствовании механизма реализации прав собственника имущества государственных унитарных предприятий города Москвы в условиях их реформирования и повышения уровня ответственности и мотивации деятельности руководителей предприятий» пункт 3.8;
1.1.3. Внести соответствующие изменения в другие нормативные правовые акты Правительства Москвы, исключающие создание преимущественных условий деятельности на соответствующих товарных рынках государственным унитарным предприятиям города Москвы по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.
1.2. Внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты Правительства Москвы, исключающих передачу функций Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы подведомственным ему государственным унитарным предприятиям, а также наделение государственных унитарных предприятий города Москвы функциями государственного контроля, а именно:
1.2.1. Исключить пункт 1 из Постановления Правительства Москвы от 26.07.2007 № 521-ПП «Об организации работы государственного унитарного предприятия города Москвы Московского городского бюро технической инвентаризации в режиме «одного окна»;
1.2.2. Исключить из пункта 3 Постановления Правительства Москвы от 22.07.1997 № 539 «О создании муниципального унитарного предприятия «Агентство по реализации жилищного займа и субсидий» слова «является уполномоченной Правительством Москвы специализированной организацией по сопровождению и контролю целевого использования безвозмездных субсидий, предоставляемых гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, на строительство или приобретение жилья, а также субсидий, выделяемых из федерального бюджета в рамках выполнения программы "Свой дом";
1.2.3. Исключить из пункта 2 Постановления Правительства Москвы от 19.08.1997 № 608 «О создании муниципального предприятия «Информационно-аналитический центр ЕИС «Жилище» слова «является уполномоченной Правительством Москвы организацией по координации работ по обеспечению функционирования единой информационной системы "Жилище";
1.2.4. Исключить пункт 2 из Постановления Правительства Москвы от 24.02.1998 № 136 «О создании муниципального унитарного предприятия города Москвы «Московский городской центр арендного жилья»;
1.2.5. Исключить пункт 3.1 из Распоряжения Правительства Москвы от 19.05.2009 № 977-РП «О внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы».
1.2.6. Внести соответствующие изменения в иные акты Правительства Москвы, исключающие передачу государственным унитарных предприятий города Москвы полномочий органов государственной власти города Москвы, а также наделение хозяйствующих субъектов государственными функциями.
2. Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в срок до 30.03.2010 прекратить нарушение часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в принятии акта (Распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 07.08.2008 № 2169 «О реализации по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы») по передаче части функций Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы подведомственному ему государственному унитарному предприятию (ГУП «Московский городской центр арендного жилья»), а также осуществлении действий по утверждению Сборника тарифов на услуги, предоставляемые ГУП «Московский городской центр арендного жилья», что может привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке, а также части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в принятии актов, предусматривающих передачу части функций государственного органа власти субъекта Российской Федерации (Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы) хозяйствующим субъектам (ГУП «МосгорБТИ», ГУП «Агентство по реализации жилищного займа и субсидий», ГУП «Информационно-аналитический центр ЕИС «Жилище», ГУП «Московский городской центр арендного жилья», ГУП «Мосреестр»), а также в наделении хозяйствующих субъектов (ГУП «Агентство по реализации жилищного займа и субсидий», ГУП «Московский городской центр арендного жилья») функциями государственного контроля, что может привести к ограничению конкуренции на соответствующих товарных рынках, путем:
2.1. Исключения пункта 2 из Распоряжения от 07.08.2008 № 2169 «О реализации по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы» (далее - Распоряжение от 07.08.2008 № 2169), а также исключения пункта 5.3 из Типового договора купли-продажи с рассрочкой платежа, утвержденного   Распоряжением от 07.08.2008 № 2169;
2.2. Обеспечения внесение изменений в Сборник тарифов на услуги, предоставляемые ГУП «Московский городской центр арендного жилья», исключающих оказание на платной основе функций ГУП «Московский городской центр арендного жилья», являющихся функциями Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы;
2.3. Обеспечения внесения изменений в уставы государственных унитарных предприятий, подведомственных Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, а именно:
2.3.1. Исключить из пункта 2.2 Устава ГУП «МосгорБТИ» функцию по информационному обеспечению и поддержки единой информационной системы «Жилище», включающую централизованное хранение и сопровождение всех общесистемных нормативно-справочных данных и классификаторов, в том числе общегородского реестра адресов жилых и нежилых строений города, описание зданий, описание жилых помещений (квартир, комнат);
2.3.2. Исключить из пункта 2.2.1 Устава ГУП «Агентство по реализации жилищного займа и субсидий» функции по оформлению и организации использования безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилища, предоставляемых из бюджета города Москвы и бюджета Российской Федерации  гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе в рамках программы «Молодой семье - доступное жилье», президентской программы «Государственные жилищные сертификаты» и др.;
2.3.3. Исключить из пункта 2.2 Устава ГУП города Москвы «Информационно-аналитический центр ЕИС «Жилище» функцию по разработке и внедрению современных организационно-технических средств управления городским хозяйством;
2.3.4. Исключить из пункта 2.2 Устава ГУП города Москвы «Московский городской Центр арендного жилья» функции по:
- оформлению, заключению договоров аренды, аренды с правом выкупа с юридическими лицами и договоров купли-продажи жилой площади с рассрочкой платежа, найма, уступки-права требования (цессии) с физическими лицами на жилую площадь, находящуюся в собственности города Москвы;
- контролю и сопровождению договоров аренды, аренды с правом выкупа и купли-продажи с рассрочкой платежа в течении срока их действия;
- оформлению сделок с жилыми помещениями с использованием обменного фонда, в том числе на условиях торгов.
2.3.5. Исключить из пункта 2.2.1 Устава ГУП «Мосреестр» функции по  ведению, формированию и актуализации Реестра объектов собственности города Москвы в жилищной сфере, эксплуатации, модернизации и развитию Автоматизированной информационной системы «Реестр объектов собственности города Москвы в жилищной сфере».
2.3.6. Внести соответствующие изменения в акты Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, исключающие наделение государственных и муниципальных унитарных предприятий города Москвы, подведомственных Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, полномочиями органов государственной власти города Москвы.
4. Правительству Москвы и Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы представить в Московское УФАС России письменные доказательства исполнения настоящего предписания в срок до 10.04.2010.
 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. за невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны