Решение (комиссия) б/н б/а от 25 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-13657/2023 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров

19.10.2023                                                                                                    г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев жалобы .... (далее — Заявители) на действия ООО «Радиант» (далее — Организатор торгов) при проведении аукциона по реализации имущества должника (извещение №22000138250000000350, лот №1, далее —

Торги), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителей на действия Организатора торгов при проведении Торгов.

Рассмотрение жалоб проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.

Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.

Заявлений о невозможности подключения к сеансу, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от Заявителей, которым направлялось уведомление о принятии жалобы к рассмотрению в Управление не поступало.

Таким образом, учитывая, что указанные лица надлежащим образом извещены о способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в отсутствие Заявителей.

Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия ( бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Торги проводятся в соответствии со статьями 447-449 Гражданского Кодекса Российской Федерации; с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»; Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»; Федеральным законом от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»; Законом Российской Федерации от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»; Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»; Регламентом ЭТП; Соглашением ФССП России № 0001/13 , Росимущества № 01-12/65 от 30.04.2015 «О взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнении судебных решений и актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество»; Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Таким образом, проведение спорных Торгов является обязательным в силу действующего законодательства, в связи с чем рассмотрение поданных Заявителями жалоб на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции как жалобы на обязательные в силу закона Торги.

Согласно доводам жалоб Заявители выражают несогласие с принятым решением Организатора торгов об отклонении заявок, поскольку документы, представленные в составе заявок, полностью соответствовали требованиям извещения о проведении торгов.

Организатор торгов с доводами жалоб не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 89 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.

В силу пункта 2 статьи 90 Закона об исполнительном производстве порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом об исполнительном производстве, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Между Организатором торгов и ТУ Росимущества в городе Москве заключен Государственный контракт на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории Российской Федерации от 17.01.2023 № 03- АИ/2023 (далее – Государственный контракт).

Комиссией               установлено,            что                 извещение                о          проведении              торгов

№ 22000138250000000350, лот № 1 было опубликовано 10.09.2023 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов ГИС Торги ( далее — Официальный сайт ).

Предмет торгов: Арестованное судебным приставом-исполнителем Зюзинского ОСП ГУФССП России по г. Москве, по исполнительному производству №27095/23/77032-ИП от 14.02.2023 года. Должник: .... Взыскатель: ПАО АКБ «Металлинвестбанк» - Квартира общей площадью 51,1 кв.м, расположенная по адресу: г. Москва, Южное Бутово, ул. Маршала Савицкого, д.32, кв.87, к/н: 77:06:0012020:2745.

Дата начала подачи заявок: 12.09.2023.

Дата окончания подачи заявок: 22.09.2023.

Дата проведения торгов: 27.09.2023.

Согласно протоколу определения участников торгов от 27.09.2023 Заявителям отказано от участия в Торгах на основании пункта 7.5. Правил.

Комиссия отмечает, что порядок проведения обжалуемых Торгов регламентирован Правилами проведения торгов и подготовки заявки на торги по реализации арестованного и залогового имущества, являющимися приложением № 1 к Извещению (далее – Правила проведения торов, Правила).

Согласно пункту 7.7. Правил к торгам допускаются лица, зарегистрированные на ЭТП, указанной в извещении о проведении торгов, находящейся в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», предоставившие заявки и ценовые предложения на участие в торгах с помощью электронного документооборота на ЭТП, подписанные ЭЦП с необходимым комплектом документов (электронные цветные скан-копии с подлинника документа), соответствующих требованиям извещения и настоящих правил, в том числе с направлением комплекта нижеприведенных документов:

  • Платежный документ об оплате задатка;
  • Паспорт (с приложением всех страниц), ИНН (на бланке ИФНС, либо подтверждение данных о ИНН с официального сайта ИФНС);
  • Сведения (в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»);
  • Заявка на участие в торгах;
  • Если заявка подается представителем претендента - надлежащим образом оформленная доверенность на лицо, имеющее право действовать от имени претендента, копия паспорта представителя (с приложением всех страниц) и ИНН представителя (на бланке ИФНС, либо подтверждение данных о ИНН с официального сайта ИФНС);
  • Если заявка подается на недвижимое имущество - дополнительно представляется нотариально заверенное заявление об отсутствии зарегистрированного брака (при отсутствии зарегистрированного брака) (для участников-физ. лиц) сроком давности не более 6 (шести) месяцев до даты подачи заявки на участие в торгах.

Юридические лица дополнительно к вышеперечисленным документам предоставляют:

  • Нотариально заверенные копии: учредительных документов ( Устав, учредительный договор), Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, Свидетельство о внесении записи в Единый реестр юридических лиц;
  • Надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающие

полномочия органов управления Заявителя (выписки из протоколов, копии приказов);

  • Выписку из ЕГРЮЛ, полученную не позднее 10 (Десяти) дней до подачи

заявки на участие в торгах;

  • Формы 1 и 2 бухгалтерской отчетности за последний отчетный период с приложением документов, подтверждающих факт сдачи отчетности в контролирующие органы;
  • Паспорт генерального Директора или представителя (с приложением всех страниц);
  • Справку ИФНС давностью не более 10 (Десяти) рабочих дней до даты подачи заявки на участие в торгах об отсутствии задолженности перед бюджетом.
  • Письменное решение соответствующего органа управления Претендента, разрешающее приобретение имущества, если это необходимо в соответствии с учредительными документами Заявителя, подписанное уполномоченными лицами соответствующего органа управления с проставлением печати юридического лица, либо нотариально заверенные копии решения органа управления Заявителя или выписка из него (одобрение крупной сделки).

Индивидуальные предприниматели к вышеперечисленным документам предоставляют:

  • Копию свидетельства регистрации в качестве ИП;
  • Выписку из ЕГРИП, полученную не позднее 10 (Десяти) дней до подачи

заявки на участие в торгах;

  • Справку ИФНС давностью не более 10 (Десяти) рабочих дней до даты подачи заявки на участие в торгах об отсутствии задолженности перед бюджетом.

Физические лица к вышеперечисленным документам предоставляют:

  • Справку ИФНС на бланке КНД 1120101 давностью не более 30 (Тридцати) дней до даты подачи заявки на участие в торгах об отсутствии задолженности перед бюджетом, или скриншот с аналогичной информацией с сайта nalog.ru личного кабинета налогоплательщика.

Физические лица – иностранные граждане и лица без гражданства (в том числе и представители) дополнительно предоставляют:

  • Документы, подтверждающие в соответствии с действующим законодательством их законное пребывание (проживание) на территории Российской Федерации, в том числе миграционную карту. Документы, предоставляемые иностранным гражданином и лицом без гражданства, должны быть легализованы, документы, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться их нотариально заверенным переводом на русский язык;

Образцы документов для подачи заявок находятся на ЭТП при определенном лоте в разделе документация.

В случае противоречий в образцах документов для подачи заявок приоритет имеют образцы документов, размещенные в составе документации конкретного аукциона, размещенными на ЭТП.

Документы Опись, Анкета, Сведения, Согласие на предоставление и обработку персональных данных, Заявка на участие в торгах должны иметь дату в пределах срока подачи заявок аукциона.

В соответствии с пунктом 7.2. Правил при приеме заявок организатор торгов проверяет соответствие заявки на участие в торгах и соответствие приложенных к ней документов установленному в извещении перечню документов, которые должны быть приложены к заявке, а также настоящим правилам.

Согласно пункту 7.5. Правил организатор торгов отказывает заявителю в допуске на участие в торгах в следующих случаях:

  • подача заявки на участие в торгах и прилагаемых к ней документов нарушением срока, установленного в информационном сообщении;
  • подача предусмотренных информационным сообщением документов, не соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и информационным сообщением;
  • заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;
  • не подтверждено поступление в установленный срок задатка.

В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» участник обязан предоставить сведения о происхождении денежных средств ( для физических лиц: справку 2НДФЛ 3НДФЛ, кредитный/ипотечный договор, договор займа или другие документы) (для юридических лиц: Бухгалтерский баланс за последний отчетный период, Формы 1 и 2 бухгалтерской отчетности за последний отчетный период с приложением документов, подтверждающих факт сдачи отчетности в контролирующие органы, договор займа, кредитный договор). При предоставлении договора займа, участник представляет сведения о происхождение денежных средств в отношении лица предоставившего займ, а также согласие на обработку персональных данных в отношении указанного лица. При непредоставлении запрашиваемых данных Организатор торгов вправе отказать в приеме заявки на участие в торгах. Также в заявочной форме должны быть представлены такие обязательные сведения, как скан-копия СНИЛС– для физических лиц и индивидуальных предпринимателей, копия СНИЛС руководителя – для юридических лиц.

Данный перечень оснований для отказа заявителю в приеме заявки на участие в торгах является исчерпывающим.

Организатор торгов устанавливает обязательный к соблюдению участникам порядок оформления заявки. Каждый документ заявки должен соответствовать нумерации позиции в описи документов и иметь соответствующее наименование, позволяющее точно идентифицировать содержание документа, например: «2. Паспорт участника», «3. Анкета» и пр. При несоблюдении правил оформления Организатор вправе отклонить заявку.

Согласно пункту 10.2. Правил проведения торгов документы, формируемые участником путем заполнения сведений, должны быть собственноручно им подписаны. Заполненные и не подписанные участником документы (формы документов) служат основанием отклонения заявки.

Как пояснил Организатор торгов на заседании Комиссии, заявки Заявителей были отклонены по следующим основаниям:

  • документы, формируемые участниками путем заполнения сведений (Опись документов, Заявка на участие в торгах, Опросный лист №115-ФЗ, согласие на обработку персональных данных, декларация соответствия 449.1 ГК РФ, Анкета клиента физического лица, Декларация о непризнании банкротом) не содержат собственноручных подписей заявителей.
  • справки Заявителей по форме 2 НДФЛ содержат информацию о получении Заявителями общей суммы дохода за 2022 год меньше, чем цена реализуемого имущества на Торгах.

Комиссия оценивает позицию Организатора торгов относительно оснований отклонения заявок Заявителей критически на основании следующего.

В соответствии с пунктом 6.2. Регламента ЭТП АО «РАД» подача заявки осуществляется путем заполнения электронной формы, размещенной на электронной площадке в разделе, находящемся в открытом доступе, и подписания ее электронной подписью Претендента или его уполномоченного представителя.

Комиссией установлено, что заявки Заявителей на участие в Торгах были поданы в электронной форме посредством функционала электронной площадки, на которой проходили Торги, и все документы и сведения, представленные в составе заявок, были подписаны квалифицированной электронной подписью Заявителей.

В соответствии с извещениями о проведении Торгов и Правилами заявки на участие в аукционе с прилагаемыми к ним документами и ценовые предложения подаются подписанные ЭЦП и направляются в электронной форме на ЭТП.

При этом ни в извещениях о проведении аукционов, ни в Правилах не установлено требование о необходимости подписания скан-копий документов в составе заявок собственноручной подписью лица, подающего заявку.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Организатором торгов не предоставлено доказательств отсутствия электронной цифровой подписи Заявителей в поданных заявках на участие в Торгах.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что отклонение заявок Заявителей не основании того, что документы, представленные составе заявок Заявителей, не содержали собственноручных подписей, носит формальный характер и является неправомерным.

Относительно отклонения заявок по основаниям, что справки Заявителей по форме 2 НДФЛ содержат информацию о получении Заявителями общей суммы дохода за 2022 год меньше, чем цена реализуемого имущества на Торгах, Комиссия отмечает следующее.

Пунктом 7.5. Правил установлено, что участники в составе заявок представляют сведения о происхождении денежных средств (для физических лиц: справку 2НДФЛ 3НДФЛ, кредитный/ипотечный договор, договор займа или другие документы) ( для юридических лиц: Бухгалтерский баланс за последний отчетный период, Формы 1 и 2 бухгалтерской отчетности за последний отчетный период с приложением документов, подтверждающих факт сдачи отчетности в контролирующие органы, договор займа, кредитный договор).

В свою очередь, Комиссия отмечает, что требование, что общая сумма дохода за 2022 год должна быть выше, чем цена реализуемого имущества, отсутствует в Документации о проведении Торгов.

При этом Комиссия отмечает, что отсутствие дохода за прошлый календарный год равного или большего, чем цена реализуемого имущества, не свидетельствует об отсутствии покупательской способности участника и не может служить основанием отклонения такой заявки.   

Учитывая, что Заявители в составе своих заявок представили справки 2НДФЛ, Комиссия приходит к выводу, что отклонение заявки по вышеуказанному основанию носит формальный характер и является неправомерным.

Комиссия также отмечает, что данные действия Организатора торгов могут существенно повлиять на результат торгов и послужить препятствием для реализации цели выставления имущества на Торги, а именно: получения наивысшей цены за реализуемое имущество, что, в свою очередь, затрагивает права взыскателя.

В свою очередь, указанные Торги являются публичными торгами, целью проведения которых является реализация имущества с наибольшей ценой.

Наибольшее количество участвующих в торгах лиц, проявивших интерес к реализуемому имуществу, способно увеличить как уровень конкуренции между участниками, так и итоговую цену за продаваемое имущество, что в конечном счете повышает степень удовлетворяемости требований взыскателя.

Действуя разумно и добросовестно в целях обеспечения равных прав и соблюдения законных интересов всех потенциальных покупателей, Организатор торгов должен способствовать формированию наибольшего по количеству состава участников торгов.

Отсечение же претендентов на стадии определения участников торгов, на стадии подачи заявок по формальным основаниям не соответствует целям реализации имущества должника.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Исходя из вышеуказанной нормы, рассматриваемое положение государственного контракта не является исключительно гражданско-правовым условием исполнения обязательств, поскольку касается публичного порядка проведения торгов.

Публичный характер некоторых условий государственного контракта также подтверждается тем, что его положения определяют порядок проведения публичных торгов, а именно действий Организатора торгов как лица, обремененного публичноправовой обязанностью по реализации имущества на торгах, проводимых в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом.

Таким образом, условия государственного контракта не являются исключительно гражданско-правовыми условиями исполнения обязательств, а ненадлежащее исполнение последних влечет для Организатора торгов не только наступление санкций гражданскоправового характера, но и публичного-правового, например, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков при расторжении договора в одностороннем порядке заказчиком в связи с ненадлежащим исполнением Организатором торгов обязательств по государственному контракту.

Согласно пункту 8.3 Приложения к Дополнительному соглашению № 1 к Государственному контракту Организатор торгов обязан оказывать Услугу способами, не допускающими ограничение, устранение конкуренции и (или) нарушение законных прав и ущемление интересов других лиц.

При этом наделение антимонопольного органа полномочиями по осуществлению контроля по обязательным торгам на основании статьи 18.1 Закона о защите конкуренции свидетельствует о возможности установления в действиях Организатора торгов несоблюдения публично-правого порядка их проведения, возложенного на последнего государственным контрактом.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы Заявителей и усматривает в действиях Организатора торгов нарушение пунктов 7.2 и 7.5. Правил, пункта 8.3 Приложения к Дополнительному соглашению № 1 к Государственному контракту от 17.01.2023 № 03-АИ/2023, части 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В свою очередь, Комиссия также считает необходимым отметить, что согласно части 17  статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия ( бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и ( или ) действиях ( бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Комиссией установлено, что согласно протоколу определения участников торгов от 27.09.2023 , помимо заявки Заявителей, отказано от участия в Торгах на основании пункта

7.5 . Правил следующим участникам :

Комиссией также установлено,  что правовая оценка относительно отклонения заявки .... была изложена в решении Московского УФАС России по делу № 077/07/00-13476/2023 от 11.10.2023.

Жалоба ... была признана обоснованной, основания отклонения её заявки признаны неправомерными.

Вместе с тем относительно оснований отклонения других участников Торгов Комиссия отмечает следующее.

1 . Участники ... отклонены на основании того, что в согласии на предоставление и обработку персональных данных  не в полном объеме указаны сведения согласно подпунктам 1, 3 части 4 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ и пункта 7.10 Правил проведения торгов, а именно, отсутствует обязательная информация: адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных.

Относительно указанного основания отклонения Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2016 № 152-ФЗ «О персональных данных» Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, предметным, информированным, сознательным и однозначным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.

В силу пункта 7.10 Приложения № 1 к Извещению участник подаёт согласие на обработку персональных данных в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности:

  1. фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;
  2. фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);
  3. наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;
  4. цель обработки персональных данных;
  5. перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;
  6. наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;
  7. перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;
  8. срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом; 9)  подпись субъекта персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных должно соответствовать указанным требованиям и подаётся в свободной форме.

Изучив согласия на обработку персональных данных  ...., ООО «Инвест МСК» Комиссия установила, что на основании представленных согласий невозможно идентифицировать указанных участников, а равно представленные согласия не содержат адреса субъекта персональных данных (т. е. Участника), номера основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, а также не содержит адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных.

В свою очередь, согласие на обработку персональных данных ..., не содержит адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных.

Таким образом, представленные участниками согласия на обработку персональных данных не соответствует пункту 7.10 Правил, а также подпунктам 1 и 3 части 4 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», в соответствии с которыми согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности:

  1. фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;
  2. наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных.

В связи с чем указанные участники подлежали отклонению по указанному основанию, а в действиях Организатора торгов отсутствуют нарушения в указанной части.

  1. Также Комиссией установлено, что участник .... отклонен на основании непредставления в составе заявки согласия на предоставление и обработку персональных данных.

Комиссия, изучив заявку ... установила, что указанным участником не представлено согласие на предоставление и обработку персональных данных, в связи с чем, заявка Ахметова Ш.М. подлежала отклонению по указанному основанию, а в действиях Организатора торгов также отсутствуют нарушения в указанной части.

  1. Комиссией установлено, что заявки .... отклонены в связи с неподтверждением отсутствия решения арбитражного суда о признании банкротом.

Относительно указанного основания отклонения заявок участников Комиссия отмечает следующее.

Согласно пункту 10.4. Правил физические лица участники торгов в обязательном порядке подтверждают отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом, формой предоставления сведений является декларация в свободной форме в виде отдельного документа заявки.

Комиссия, изучив заявки .... установила, что указанные заявки в нарушение пункта 10.4. Правил не содержат документов, подтверждающих отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что заявки .... подлежали отклонению по указанному основанию.

4. Комиссией установлено, что заявки ..., отклонены на основании непредставления в составе заявки документа, подтверждающего происхождение денежных средств.

Также Организатор торгов пояснил, что заявка ... отклонена на основании того, что представленный в составе заявки в качестве подтверждения законности источника происхождения денежных средств договор купли-продажи недвижимого имущества от 15.03.2023 не имеет отметок регистрирующего органа — Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее Росимущество) - о регистрации перехода прав на недвижимое имущество.

Относительно указанного основания заявок участников Комиссия отмечает следующее.

Комиссия оценивает позицию Организатора торгов критически в части отсутствия отметок Росимущества, так как органом, осуществляющим государственную регистрацию перехода прав собственности, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, в свою очередь, Росимущество такими полномочиями не обладает.

В соответствии с пунктом 7.7 Приложения № 1 к Извещению к торгам допускаются лица, зарегистрированные на ЭТП, указанной в извещении о проведении торгов, находящейся в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», предоставившие заявки и ценовые предложения на участие в торгах с помощью электронного документооборота на ЭТП, подписанные ЭЦП с необходимым комплектом документов (электронные цветные скан-копии с подлинника документа), соответствующих требованиям извещения и настоящих правил, в том числе с направлением комплекта нижеприведенных документов: Сведения (в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма»).

При этом Комиссия считает необходимым отметить, что при оценке правомерности и объективности действий Организатора торгов по отклонению заявки участника необходимо установить причинно-следственную связь между положениями документации, на основании которых заявка участника отклонена и непосредственно заявкой отклоненного участника, то есть, оценка правомерности отклонения заявки в настоящем случае невозможна без исследования законности установления положений документации.

В свою очередь, как было ранее установлено Комиссией, согласно пункту 7.5.

Правил организатор торгов отказывает заявителю в допуске на участие в торгах в следующих случаях:

  • подача заявки на участие в торгах и прилагаемых к ней документов нарушением срока, установленного в информационном сообщении;
  • подача предусмотренных информационным сообщением документов, не соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и информационным сообщением;
  • заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;
  • не подтверждено поступление в установленный срок задатка.

В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» участник обязан предоставить сведения о происхождении денежных средств ( для физических лиц: справку 2НДФЛ 3НДФЛ, кредитный/ипотечный договор, договор займа или другие документы) (для юридических лиц: Бухгалтерский баланс за последний отчетный период, Формы 1 и 2 бухгалтерской отчетности за последний отчетный период с приложением документов, подтверждающих факт сдачи отчетности в контролирующие органы, договор займа, кредитный договор). При предоставлении договора займа, участник представляет сведения о происхождение денежных средств в отношении лица предоставившего займ, а также согласие на обработку персональных данных в отношении указанного лица. При непредоставлении запрашиваемых данных Организатор торгов вправе отказать в приеме заявки на участие в торгах. Также в заявочной форме должны быть представлены такие обязательные сведения, как скан-копия СНИЛС– для физических лиц и индивидуальных предпринимателей, копия СНИЛС руководителя – для юридических лиц.

Данный перечень оснований для отказа заявителю в приеме заявки на участие в торгах является исчерпывающим.

Между тем, Комиссия отмечает, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» данный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц.

При этом Комиссия обращает внимание, что непосредственно Организатор торгов не осуществляет какие-либо операции с денежными средствами или имуществом в понимании Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

С учетом изложенного Комиссия считает, что предъявление указанных требований к участникам процедуры имущественных торгов не соответствует основной цели проведения торгов — реализации имущества по наибольшей цене на конкурентных началах.

По мнению Комиссии, если Организатор торгов считает необходимым установить такое требование, то оно должно предъявляться не к участнику Торгов, а к победителю Торгов, поскольку именно с ним планируется заключить договор купли-продажи имущества.

Таким образом, в связи с неправомерностью требования указанных документов, отклонение заявок по указанному основанию также неправомерно.

Кроме того, Организатором торгов не доказано предоставление участниками в документах о происхождении денежных средств недостоверной информации.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что отклонение заявок ..., .., ..., ... по указанному основанию отклонены неправомерно.

5. Комиссией установлено, что заявка ... отклонена на основании непредоставления в составе заявки скан-копии СНИЛС .

Относительно указанного основания отклонения Комиссия отмечает следующее.

Перечень оснований отклонения заявок участников приведен в пункте 7.5. Правил, при этом, в этом же пункте указано требование, что участники в составе своей заявки должны представить скан-копию СНИЛС.

Комиссией установлено, что требования к оформлению заявки, а также требования к перечню прилагаемых документов, носят разрозненный характер и не изложены в одном конкретном месте документации, что, безусловно, влечет потенциальные риски непредставления участниками необходимых документов.

Сначала Организатор описывает общие основания отклонения заявок, после следует ссылка на норму Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», наделяющую правом запрашивать дополнительную информацию для идентификации клиента, а также о происхождении денежных средств.

При непредоставлении запрашиваемых данных Организатор торгов вправе отказать в приеме заявки на участие в торгах.

И только после этого идет указание на обязательное представление в заявочной форме скан-копии СНИЛС.

Действуя добросовестно, Организатор торгов должен способствовать формированию максимального круга участников.

Положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статья 3 ГК РФ), подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

Вместе с тем, отсутствие единообразного порядка подачи заявки на участие не способствует формированию максимального круга участников, а напротив, создает условия для введения в заблуждение потенциальных участников и совершения ошибок при формировании заявки.

С учетом изложенного Комиссия признает отклонение заявки ... за непредставление в составе заявки скан-копии СНИЛС неправомерным.

6. Комиссией установлено, что заявка ... была отклонена ввиду непредставления в составе заявки справки ИФНС на бланке КНД 1120101 давностью не более 30 (Тридцати) дней до даты подачи заявки на участие в торгах.

Относительно указанного основания отклонения Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 7.7. Правил участники в составе заявки должны представить справку ИФНС на бланке КНД 1120101 давностью не более 30 (Тридцати) дней до даты подачи заявки на участие в торгах об отсутствии задолженности перед бюджетом, или скриншот с аналогичной информацией с сайта nalog.ru личного кабинета налогоплательщика.

Комиссия, изучив заявку ... установила, что указанная справка в нарушение требований пункта 7.7. Правил не была представлена в составе заявки.

На основании изложенного, Комиссия признает отклонение заявки ... по указанному основанию правомерным.

Также Комиссией установлено, что заявка ... в нарушение требований пункта 7.7. Правил имеет дату 20.10.2023, тогда как срок приема подачи заявок на участие в Торгах установлен с 12.09.2023 по 22.09.2023.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что Организатор торгов правомерно отклонил заявку ... от участия в Торгах.

  1. Комиссией установлено, что заявка участника ... отклонена на основании не представления в составе заявки описи документов, представленных в составе заявки.

Относительно указанного основания Комиссия отмечает следующее.

Пунктом 7.7. Правил установлено, что заявка участника должна содержать опись представленных в составе заявки документов.

Комиссия, изучив заявку ... установила, что указанная заявка содержит в себе опись документов, представленных в составе заявки.

Таким образом Комиссия приходит к выводу, что Организатором торгов неправомерно отклонена заявка ... по указанному основанию.

  1. Комиссией установлено, что заявка участника ... отклонена на основании того, что согласие на предоставление и обработку персональных данных ... от 06.09.2023 имеет дату за пределами срока подачи заявок аукциона и ранее даты Заявки на участие в Торгах.

Относительно указанного основания Комиссия отмечает следующее.

Согласно пункту 7.7. Правил документы опись, анкета, сведения, согласие на предоставление и обработку персональных данных, заявка на участие в торгах должны иметь дату в пределах срока подачи заявок аукциона.

В соответствии с пунктом 13.1. Правил приложения заявки, заполняемые участником, должны быть датированы не ранее даты заявки на участие в торгах, в противном случае Организатор торгов оставляет за собой право не рассматривать документы как действительные приложения к текущей заявке.

Согласно Документации срок приема подачи заявок на участие в Торгах установлен с 12.09.2023  по  22.09.2023.

На заявке ... указана дата 22.09.2023.

При этом Комиссией установлено, что представленное в составе заявки ... согласие на предоставление и обработку персональных данных датировано 06.09.2023 в нарушение пункта 7.7. Правил, то есть, за пределами срока подачи заявок аукциона, а также в нарушение пункта 13.1. Правил дату ранее даты заявки на участие в Торгах.

Таким образом Комиссия приходит к выводу, что Организатор торгов правомерно отклонил заявку ... по указанному основанию.

9. Комиссией установлено, что заявка ... отклонена по следующим основаниям:

  • Документ в составе заявки под № 8 «Декларация соответствия 449.1 ГК РФ» не содержит печать ИП, при том, что в ней заявлены данные от лица индивидуального предпринимателя.
  • В нарушение перечня документов, прилагаемых к Заявке индивидуального предпринимателя, отсутствует указанный в самой Заявке второй экземпляр подписанной Заявителем Описи прилагаемых документов.
  • Претендентом не соблюдено требование абз. 3 п. 13.2 Правил - все поля форм документов в составе заявки должны быть заполнены. В случае неприменимости ячейки формы документов к участнику (его представителю), в такой ячейке формы документов ставится прочерк или формируется примечание, позволяющее однозначно идентифицировать неприменимость ячейки формы документов к участнику ( его представителю). В представленных документах: Анкета клиента физического лица, Опросный лист, имеются незаполненные поля ячеек, что не позволяет однозначно идентифицировать неприменимость ячейки формы документов к Претенденту.

Относительно отклонения заявки ... за непредставление декларации соответствия 449.1 ГК РФ с подписью ИП, Комиссия отмечает следующее.

Согласно пункту 7.5. Правил Организатор торгов отказывает заявителю в допуске на участие в торгах в следующих случаях:

  • подача заявки на участие в торгах и прилагаемых к ней документов нарушением срока, установленного в информационном сообщении;
  • подача предусмотренных информационным сообщением документов, не соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и информационным сообщением;
  • заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;
  • не подтверждено поступление в установленный срок задатка.

Данный перечень оснований для отказа заявителю в приеме заявки на участие в торгах является исчерпывающим.

Требования к составу заявки установлены пунктом 7.7. Правил.

Комиссия отмечает, что Документацией о проведении Торгов не установлено, что индивидуальные предприниматели, принимающие участие в Торгах, должны ставить печать на документы, представляемые в составе заявки.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что отклонение заявки ... за непредставление  декларации соответствия 449.1 ГК РФ с подписью ИП носит формальный характер и является неправомерным.

При этом относительно отклонения заявки ... ввиду непредставления в составе заявки второй описи представляемых в составе заявки документов, Комиссия отмечает следующее.

Изучив заявку ..., Комиссия установила, что указанная заявка содержит опись документов, представленных в составе заявки.

Комиссией установлено, что участник Торгов ... подала заявку на участие в соответствии с образцом заявки, размещенным в составе Документации.

Так, в образце заявки на участие в Торгах указано наличие описи документов в двух экземплярах.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что участник Торгов ... подала заявку на участие в Торгах в соответствии с образцом заявки, размещенном в составе Документации.

В целях соблюдения баланса частных и публичных интересов не допускается отклонение заявок участников по формальным основаниям с целью искусственного ограничения количества потенциальных участников.

Формальное отклонение заявки за непредставление предусмотренных сведений не может являться безусловным основанием для отклонения заявки участника, если Организатором торгов не доказано реальное несоответствие такого участника требованиям.

При этом, согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации ( далее - ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

Кроме того, целью проведения Торгов является реализация имущества должника по наибольшей цене ввиду необходимости удовлетворения требований взыскателя, в связи с чем, действуя добросовестно, Организатор торгов должен способствовать формированию максимального круга участников.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что отклонение заявки ... по указанному основанию является неправомерным.

Относительно отклонения заявки ... ввиду не заполнения всех полей формы анкеты физического лица, Комиссия отмечает следующее.

Так, Комиссией было установлено, что у ... в анкете отсутствуют прочерки в графах «наименование», «когда выдан», «серия», «кем выдан», «номер», «код подразделения» документа, удостоверяющего личность представителя ...

При этом в анкете ... указаны прочерки в графах, в которых требуется указать наличие представителя.

Таким образом, в своей анкете участник ... подтвердила, что она действует лично, без участия представителя.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что неуказание прочерка является единственным несоответствием анкеты и опросного листа указанных участников требованиям документации.

При этом отсутствие прочерка не является существенной информацией, отсутствие которой не позволяет Организатору торгов идентифицировать такого Участника, при условии, что все остальные сведения участником заполнены.

В целях соблюдения баланса частных и публичных интересов не допускается отклонение заявок участников по формальным основаниям с целью искусственного ограничения количества потенциальных участников.

Формальное отклонение заявки за непредставление предусмотренных сведений не может являться безусловным основанием для отклонения заявки участника, если Организатором торгов не доказано реальное несоответствие такого участника требованиям.

При этом, согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации ( далее - ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

Кроме того, целью проведения Торгов является реализация имущества должника по наибольшей цене ввиду необходимости удовлетворения требований взыскателя, в связи с чем, действуя добросовестно, Организатор торгов должен способствовать формированию максимального круга участников.

При этом отклонение заявок по формальному основанию при недоказанности действительного несоответствия участника установленным требованиям ( например, отнесение участника к категории лиц, которые подают заявку через представителя) не соответствует указанной цели.

Организатором торгов не представлено доказательств, что незаполненные названными участниками поля являлись обязательными для заполнения ввиду отнесения таких лиц к определенной категории лиц, о которой идет речь в соответствующем разделе анкеты или опросного листа.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что отклонение заявки по указанному основанию не соответствует публичному порядку Российской Федерации, определенного законодательством об исполнительном производстве и положениями законодательства, регулирующего проведение публичных торгов.

При таких обстоятельствах Комиссия отмечает, что заявка ... полностью соответствует требованиям Документации о проведении Торгов и не подлежала отклонению.

На основании изложенного Комиссия устанавливает в действиях Организатора торгов нарушение пунктов 7.2 и 7.5. Правил, пункта 8.3 Приложения к Дополнительному соглашению № 1 к Государственному контракту от 17.01.2023 № 03-АИ/2023, части 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «а» пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Учитывая, что заявки участников ..., ... полностью соответствуют требованиям Документации о проведении Торгов Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи Организатору торгов обязательного для исполнения предписания о пересмотре заявок участников с учетом настоящего решения.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3.1. части 1 статьи 23 частью 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобы    Заявителей   на действия   Организатора торгов при проведении Торгов обоснованными.
  2. Установить в действиях Организатора торгов нарушение пунктов 7.2 и 7.5. Правил, пункта 8.3 Приложения к Дополнительному соглашению № 1 к Государственному контракту от 17.01.2023 № 03-АИ/2023, части 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации.
  3. Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны