Решение б/н финансовые услуги от 27 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 077/05/28-10723/2019
«27» ноября 2019 года
                    г. Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по 
г. Москве  по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской 
Федерации о рекламе (далее — Комиссия Московского УФАС России) в 
составе:
председателя Комиссии – <...>а,
членов Комиссии – <...>ой, <...>ой,
рассмотрев дело
 № 077/05/28-10723/2019
 по признакам нарушения
АО «Редакция газеты «Вечерняя Москва», <...>ой <...>, ООО МКК «Колчедан» 
пункта 7 статьи 7, части 14 статьи 28, пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 
13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), выразившегося в 
распространении в выпусках печатного издания «Вечерняя Москва» рекламы 
«Принимаем сбережения от 50 000 р.»,
в присутствии представителя АО «Редакция газеты «Вечерняя Москва» в 
лице <...> (по доверенности № 200/ЮР/19 от 16.10.2019), 
в отсутствие <...>ой <...>, ООО МКК «Колчедан» (уведомлены 
надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
Дело № 077/05/28-10723/2019 возбуждено Московским УФАС России в 
отношении АО «Редакция газеты «Вечерняя Москва», <...>ой <...>,
ООО МКК «Колчедан» на основании заявления физического лица и материалов 
по факту распространения в выпусках газеты «Вечерняя Москва» за 20.08.2018, 
21.08.218, 22.08.2018, 23.08.2019, 17.09.2018, 24.09.2018, 18.09.2918, 19.09.2018, 
20.09.2018, 25.09.2018, 26.09.2018, 27.09.2018, 01.10.2018, 02.10.2018, 
03.10.2018, 04.10.2018, 15.10.2018, 16.10.2019, 17.10.2018, 18.10.2018, 
22.10.2018, 23.10.2018, 24.10.2018, 25.10.2018, 29.10.2018, 30.10.2018, 
01.11.2018, 06.11.2918, 07.11.2018, 08.11.2018, 12.11.2018, 13.11.2018, 
14.11.2018, 15.11.2018, 19.11.2018, 20.11.2018, 21.11.2018, 22.11.2018, 
26.11.2018, 27.11.2018, 28.11.2018, 29.11.2018, 03.12.2018, 04.12.2018, 
05.12.2018, 06.12.2018; в еженедельных выпусках газеты «Вечерняя Москва» от 
23.08.2018, 20.09.2018, 27.09.2018, 04.10.2018, 18.10.2018, 25.10.2018, 
01.11.2018, 08.11.2018, 15.11.2018, 22.11.2018, 29.11.2018, 06.12.2018 рекламы 
следующего содержания: «Принимаем сбережения от 50 000 р. до 56% 
годовых. 27 января 2019 года среди всех инвесторов состоится розыгрыш 
главного приза — 1-комнатная квартира в Москве. В акции принимают 
участие все инвесторы, заключившие договоры до 31 декабря!** Успей 
оформить! Инвестиции на 4 месяца по ставке 8 месяцев с 1.11 по 15.11. +1% 
пенсионерам. Сбережения застрахованы Страховая компания орбита».
Факт размещения рассматриваемой рекламы в указанных газетах не 
2
отрицается лицами, участвующими в деле, подтверждаются фотографиями 
заявителя, а также сведениями, представленными лицами, участвующими в 
деле.
Не установив оснований для отложения или приостановления 
рассмотрения дела, выслушав доводы представителей сторон по делу, оценив в 
совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы 
законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского 
УФАС России приходит к следующим выводам.
АО «Редакция газеты «Вечерняя Москва» является юридическим лицом, 
действующим на основании Устава, включено в Единый государственный 
реестр юридических лиц 11.02.2011 за основным государственным 
регистрационным номером 1117746091594, ИНН 7734651295.
ООО МКК «Колчедан» является юридическим лицом, действующим на 
основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических 
лиц 25.12.2017 за основным государственным регистрационным номером 
1177627041019, ИНН 7604336863, 05.11.2019 прекратило свою деятельность.
<...>а Вероника Николаевна является физическим лицом, 
зарегистрирована по адресу: Вуги пос., д. 6, кв. 7, г. Люберцы, Московская обл., 
140004.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой является 
информация, распространенная любым способом, в любой форме и с 
использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и 
направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, 
формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. 
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут 
быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и 
конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации 
объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации как 
предназначенность для неопределенного круга лиц означает отсутствие в 
рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на 
восприятие которых реклама направлена.
Предметом рассмотрения настоящего дела является реклама, 
распространяемая в выпусках газеты «Вечерняя Москва» за 20.08.2018, 
21.08.218, 22.08.2018, 23.08.2019, 17.09.2018, 24.09.2018, 18.09.2918, 19.09.2018, 
20.09.2018, 25.09.2018, 26.09.2018, 27.09.2018, 01.10.2018, 02.10.2018, 
03.10.2018, 04.10.2018, 15.10.2018, 16.10.2019, 17.10.2018, 18.10.2018, 
22.10.2018, 23.10.2018, 24.10.2018, 25.10.2018, 29.10.2018, 30.10.2018, 
01.11.2018, 06.11.2918, 07.11.2018, 08.11.2018, 12.11.2018, 13.11.2018, 
14.11.2018, 15.11.2018, 19.11.2018, 20.11.2018, 21.11.2018, 22.11.2018, 
26.11.2018, 27.11.2018, 28.11.2018, 29.11.2018, 03.12.2018, 04.12.2018, 
05.12.2018, 06.12.2018; в еженедельных выпусках газеты «Вечерняя Москва» от 
23.08.2018, 20.09.2018, 27.09.2018, 04.10.2018, 18.10.2018, 25.10.2018, 
01.11.2018, 08.11.2018, 15.11.2018, 22.11.2018, 29.11.2018, 06.12.2018, а 
3
следовательно, сведения были распространены широкому заранее 
неопределенному кругу лиц, на территории г. Москвы.
Газета «Вечерняя Москва» зарегистрирована как печатное средство 
массовой информации (свидетельство о регистрации средства массовой 
информации ПИ № ФС77-55713 от 21.10.2013), учредителем которого является 
АО «Редакция газеты «Вечерняя Москва», ГУП «Метрополитен», территория 
распространения — Российская Федерация. Издателем данной газеты на 
момент распространения рассматриваемой рекламы было АО «Редакция газеты 
«Вечерняя Москва».
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом 
рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического 
лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты 
интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное 
соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), 
на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром является 
продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для 
продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается 
банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга 
по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией 
и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств 
юридических и физических лиц.
Объектом рассматриваемой рекламы являлись финансовые услуги по 
привлечению денежных средств физических лиц, оказываемые ООО МКК 
«Колчедан» — лицом, осуществляющими профессиональную деятельность в 
указанной сфере.
На основании изложенного рассматриваемая информация является 
рекламой, что сторонами по делу не оспаривается. 
Комиссией установлено, что
 согласно открытым данным 
государственного реестра микрофинансовых организаций ООО МКК 
«Колчедан» являлось микрофинансовой организацией с 12.02.2018 по 
20.12.2018.
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Закона о рекламе не допускается 
реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется 
получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия 
таких разрешений.
В соответствии с частью 14 статьи 28 Закона о рекламе, если оказание 
банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление 
финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими 
соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в 
соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих 
4
саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, 
оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким 
требованиям, не допускается.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 12 Федерального закона от 02.07.2010 № 
151-ФЗ «О микрофинансовых организациях» микрокредитная компания не 
вправе привлекать денежные средства физических лиц, в том числе 
индивидуальных предпринимателей, за исключением денежных средств 
физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, являющихся 
учредителями (участниками, акционерами) микрокредитной компании.
Из содержания макета рекламы не следует, что денежные средства 
привлекаются только от юридических лиц или только от физических лиц, при 
этом в рекламе имеется информация, что при заключении договора необходим 
паспорт гражданина Российской Федерации, что имеется скидка 1 % для 
пенсионеров, в связи с чем из совокупного восприятия макета рекламы следует, 
что денежные средства привлекаются в том числе от физических лиц.
Таким образом рассматриваемая реклама услуг ООО МКК «Колчедан» по 
привлечению денежных средств физических лиц размещалась в нарушение 
требований пункта 7 статьи 7, части 14 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку у 
ООО МКК «Колчедан» отсутствовали правовые основания для их оказания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о рекламе в рекламе, 
сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, 
условием участия в которых является приобретение определенного товара, 
должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия.
В соответствии со статьей 9 Закона о рекламе под стимулирующим 
мероприятием понимается конкурс, игра или иное подобное мероприятие, 
условием участия в котором является приобретение определенного товара.
В рекламе содержалась следующая информация: «27 января 2019 года 
среди всех инвесторов состоится розыгрыш главного приза — 1-комнатная 
квартира в Москве».
Согласно письму ФАС России от 01.10.2009 № АК/34209 «О разъяснении 
некоторых положений Федерального закона «О рекламе», из приведенных норм 
следует, что реклама стимулирующего мероприятия в любом случае должна 
содержать указание на сроки проведения такого мероприятия и источник 
необходимой информации, в то же время требования об указании в полном 
объеме иных сведений о данном мероприятии Закон о рекламе не 
устанавливает.
Между тем, в рассматриваемой рекламе отсутствовало указание на 
конкретные сроки проведения стимулирующего мероприятия. 
Согласно письменным пояснениям АО «Редакция газеты «Вечерняя 
Москва» ввиду того, что в рекламе указана конкретная дата подведения итогов 
розыгрыша, а выпуск газеты «Вечерняя Москва» выходит в тираж в 
определенную дату, у потребителям имелась информация о сроке проведения 
стимулирующего мероприятия.
5
В свою очередь Комиссия отклоняет заявленный довод Общества, 
поскольку согласно прямому требованию статьи 9 Закона о рекламе срок 
проведения стимулирующего мероприятия должен быть указан именно в тексте 
такой рекламы, чего в рассматриваемом случае сделано не было.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не 
соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о 
рекламе, является ненадлежащей.
Таким образом, реклама услуг ООО МКК «Колчедан», распространяемая 
в выпусках газеты «Вечерняя Москва» за 2018 год, является ненадлежащей.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность 
за нарушение требований, установленных пунктом 7 статьи 7, статьей 9 Закона 
о рекламе,
 несет ответственность как рекламодатель, так и 
рекламораспространитель; за нарушение требований, установленных частью 14 
статьи 28 Закона о рекламе, несет ответственность рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем 
является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект 
рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Исходя из нормативного понятия рекламодателем может являться не 
только субъект, заинтересованный в продвижении рекламируемого товара на 
рынке, но и любой другой субъект, который определил непосредственное 
содержание рекламы, в частности какой именно товар (работу, услугу) 
рекламировать. 
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе 
рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение 
рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламораспространителем является лицо, осуществляющее фактическое 
доведение объекта рекламирования до сведения потребителя. 
Комиссией Московского УФАС России установлено, что распространение 
рекламы услуг ООО МКК «Колчедан» в выпусках газеты «Вечерняя Москва» за 
2018 год осуществлялось в рамках договорных правоотношений АО «Редакция 
газеты «Вечерняя Москва» и <...>ой <...>, где последняя являлась 
рекламодателем рассматриваемой рекламы.
На основании изложенного Комиссия Московского УФАС России 
приходит к выводу о том, что рекламодателем спорной рекламы является
<...>а <...>, а рекламораспространителем — АО «Редакция газеты «Вечерняя 
Москва».
Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, 
возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской 
Федерации о рекламе (далее — Правила), при установлении факта нарушения 
законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в 
целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному 
(обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о 
прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
6
Согласно пункту 47 Правил при добровольном устранении лицом 
(лицами) совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать 
предписание о прекращении нарушения законодательства Российской 
Федерации о рекламе.
Согласно представленным АО «Редакция газеты «Вечерняя Москва» в 
материалы дела документам, распространение рассматриваемой рекламы 
прекращено, сведения об обратном в Московском УФАС России отсутствуют.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о 
нецелесообразности выдачи предписаний лицам, в чьих действиях установлено 
нарушение положений Закона о рекламе.
Согласно подпункту «б» пункта 36 Правил производство по делу может 
быть прекращено в случае ликвидации юридического лица, которое являлось 
стороной по делу и совершило действие, содержащее признаки нарушения 
законодательства Российской Федерации о рекламе, если спорное 
правоотношение не допускает правопреемства.
Комиссией установлено, что ООО МКК «Колчедан» в соответствии с 
данными Единого государственного реестра юридических лиц прекратило свою 
деятельность 05.11.2019.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о наличии 
правовых оснований для прекращения производства по данному делу в 
отношении ООО МКК «Колчедан».
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о 
рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения 
антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения 
законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных 
постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, 
РЕШИЛА:
1. Производство по делу № 077/05/28-10723/2019 в отношении ООО МКК 
«Колчедан» (ОГРН 1177627041019, ИНН 7604336863) прекратить.
2.  Признать АО «Редакция газеты «Вечерняя Москва», <...>у <...> 
нарушившими требования пункта 7 статьи 7, статьи 9 Закона о рекламе, <...>у 
<...> нарушившей требования части 14 статьи 28 Закона о рекламе при 
распространении рекламы услуг ООО МКК «Колчедан» в выпусках газеты 
«Вечерняя Москва» за 2018 год.
3.  Не выдать АО «Редакция газеты «Вечерняя Москва», <...>ой <...> 
предписания о прекращении нарушения законодательства Российской 
Федерации о рекламе.
Решение  может  быть обжаловано в Арбитражный суд г. Москвы в 
порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса 
Российской Федерации. 
7
Председатель Комиссии
<...>
Члены Комиссии  
<...>а
<...>а
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны