Решение б/н Б/А от 21 декабря 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-22163/2021 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
17.12.2021 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председательствующего Комиссии:
«...»;
членов Комиссии:
«...»;
«...»;
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей (...), Департамент города Москвы по конкурентной политике,
рассмотрев жалобу (...) (далее — Заявитель) на действия Департамент города Москвы по конкурентной политике (далее — Организатор торгов) при проведении торгов на право заключения договора аренды объекта нежилого фонда, находящегося в имущественной казне города Москвы по адресу: город Москва, улица Малая Дмитровка, дом 8, строение 1, площадь 64,9 кв.м, (подвал, ком. д, пом. VI, ком. 1-8) кадастровый номер: 77:01:0001098:2595 (извещение № 178fz20102100014) (далее — Торги),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора, мотивированная неправомерным отклонением заявки, а также ненадлежащим формированием аукционной документации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Аукцион проводится в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 г. № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее – Приказ ФАС), Едиными требованиями к проведению торгов по продаже имущества, принадлежащего на праве собственности городу Москве, торгов на право заключения договоров аренды и иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении имущества, принадлежащего на праве собственности городу Москве, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 28 июня 2016 г. № 371-ПП (далее – Единые требования), и распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 14.09.2021 № 40431 «О проведении аукциона на право заключения договора аренды объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, по адресу: г. Москва, ул. Дмитровка Малая, д. 8, стр. 1».
Таким образом, проведение спорного аукциона является обязательным в силу действующего законодательства, в связи с чем рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках ст. 18.1 Закона о защите конкуренции как жалоба на обязательные в силу закона.
Комиссией установлено, что Организатором торгов 21.10.2021 на официальном сайте Единой электронной торговой площадки https://www.roseltorg.ru/ размещено Извещение о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды на объект нежилого фонда, находящийся в собственности города Москвы по адресу: г. Москва, ул. Дмитровка Малая, д. 8, стр. 1, процедура № 178fz20102100014.
Заявителем была подана заявка на участие, которая в последствии протоколом рассмотрения заявок от 02.12.2021 №178fz20102100014 отклонена от дальнейшего участия на основании п.п. 4) п.24; Приложения 1 к приказу ФАС России от 10.02.2010 № 67; п.1.9 документации об аукционе, а именно за непредставление заявки на участие в аукционе по форме, установленной приложением 1 к Документации об аукционе.
Заявитель с отклонением заявки не согласился, указав, что при формировании заявки на участие в электронном аукционе на аренду нежилого помещения на электронной площадке высветилось окно (автоматически формируемая форма заявки, подтверждающая согласие на участие в аукционе на условиях конкурсной документации и соответствие участника аукциона установленным требованиям), в котором содержался текст, практически идентичный приложению 1 (заявка на участие в электронном аукционе).
Также Заявитель указывает на то, что документации не было четко прописано, что нужно распечатать заявку и подписанный скан приложить к документам в составе Заявки.
Как указывает Заявитель, в аукционной документации однозначно указано, что, подписывая электронной подписью заявку, участник соглашается со всеми ее условиями, в том числе с Приложением 1 к конкурсной документации, таким образом, по мнению Заявителя, формально, при подаче заявки, (...) согласилась с условиями документации и подписала Приложение 1 электронной подписью.
Организатор торгов с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.
На заседании Комиссии Организатор торгов пояснил, что основанием отклонения заявки Заявителя послужило непредставление в составе документов заявки самой заявки по установленной документацией форме.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
Пунктом 120 Приказа ФАС России от 10.02.2010 № 67 предусмотрено, что Заявка на участие в аукционе подается в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе. Подача заявки на участие в аукционе является акцептом оферты в соответствии со статьей 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1.9 документации об аукционе, Заявка подается путем заполнения ее электронной формы с приложением электронных образов необходимых документов, предусмотренных Приказом ФАС.
Перечень документов, входящих в состав заявки, подаваемых Заявителем для участия в аукционе:
Заявка на участие в торгах по форме, утвержденной настоящей документацией об аукционе (приложение 1 к документации об аукционе в электронной форме).
Комиссией установлено, что в составе документов, поданных Заявителем на участие в аукционе не представлена непосредственно заявка по установленной документацией форме (приложение 1 к документации об аукционе в электронной форме).
На заседании Комиссии представитель Заявителя отсутствие в составе документов заявки по установленной форме не отрицал, при этом пояснил, что аналогичные сведения, которые Участник аукциона заполняет в заявке, заполнены Заявителем на ЭТП, что по мнению Заявителя свидетельствует о согласии участника со всеми условиями аукционной документации.
При этом из доводов жалобы усматривается, а также озвучено Заявителем и Организатором торгов на заседании Комиссии, что сведения, заполняемые на ЭТП и сведения, содержащиеся в заявке по утвержденной документацией форме не идентичны.
Для установления данного обстоятельства Комиссией в адрес ЭТП – АО «ЕЭТП» был направлен запрос от 15.12.2021 исх.№ НП/76812/21 о предоставлении информации о том, какие сведения заполняются Участниками при заполнении заявки в электронной форме, а также информации о том, когда заявка, заполненная в электронной форме и информация становятся доступны Организатору торгов.
Согласно ответа ЭТП (вх.№ 110960-ЭП/21 от 16.12.2021) в соответствии с пунктом 9.5.2 Регламента размещения процедур по продаже и аренде государственного или муниципального имущества с использованием электронной площадки «Приватизация имущества» АО «Единая электронная торговая площадка» подача заявок на участие в аукционе (аренда) Субъектами автоматизированной системы Оператора, зарегистрированными (аккредитованными) на электронной площадке в качестве Претендентов осуществляется в форме электронного документа в соответствии с правилами и требованиями Продавца, установленными в извещении о проведении аукциона (аренда) и документации об аукционе (аренда). Подача заявок Претендентами осуществляется в соответствии с Руководством пользователя.
При формировании заявки на участие в Аукционе Претенденты должны заполнить поля формы заявки, обязательные к заполнению, а именно:
- «для участия в торгах необходимо прикрепить иные документы в соответствии с требованиями информационного сообщения (документации о торгах» (основание: В соответствии с п.1.9 документации об аукционе)»;
- «для участия в торгах необходимо прикрепить заявку на участие в торгах по форме приложения 1 к информационному сообщению (документации о торгах) (основание: В соответствии с п.1.9 документации об аукционе)».
Также у Претендента имеется возможность прикрепить дополнительные документы в поле «иные документы».
Для направления заявки необходимо нажать на кнопку «Подписать и направить заявку», после чего Претенденту открывается форма с текстом заявки. После проверки формы с текстом заявки Претендент нажимает кнопку «подписать», выбирает соответствующий сертификат электронной подписи и подписывает заявку, после чего заявка считается направленной, а Претенденту приходит уведомление об успешной подаче заявки и присвоения порядкового номера.
После окончания срока приема заявок, поданные Претендентами заявки доступны Организатору торгов в том виде и с теми документами/информацией, которые были подписаны Претендентом.
Претенденты при заполнении заявки в электронной форме по процедурам, проводимым на электронной площадке, расположенной по адресу в сети Интернет https://178fz.roseltorg.ru прикладывают в состав заявки документы в соответствующие поля, исходя из правил и требований, установленных Организатором торгов в документации по процедуре, такие требования не являются едиными и не устанавливаются оператором электронной площадки.
Из ответа ЭТП и представленных материалов усматривается, что 26.11.2021 в 08:58 Заявителем подписана электронной подписью и подана заявка на участие в Аукционе, вместе с тем, заявка по форме приложения 1 к аукционной документации Заявителем не приложена в состав заявки, а автоматическое прикрепление в состав заявки «приложения 1 к аукционной документации» не предусмотрено. В соответствующей вкладке Заявителем приложено «свидетельство о регистрации ИП».
В свою очередь Комиссия отмечает, что приоритет формы над содержанием недопустим при проведении закупок и не соответствуют не только балансу частных и публичных интересов (на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П) и принципу стабильности публичных правоотношений, а также принципу добросовестной реализации прав и законных интересов (часть 3 статьи 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1 ГК РФ), недопустимости злоупотребления правом (часть 1 статьи 10 ГК РФ).
В тоже время Комиссия оценив содержание согласия, заполняемого Участниками на ЭТП и содержание сведений, установленных в заявке на участие в торгах по форме, утвержденной настоящей документацией об аукционе (приложение 1 к документации об аукционе в электронной форме), установила следующие различия:
Согласие, заполняемое на ЭТП |
Заявка по форме, установленной документацией |
Изучив извещение о проведении настоящей процедуры, включая опубликованные изменения и документацию, настоящим удостоверяется, что мы (я), нижеподписавшиеся (-йся), согласны (-ен) на участие в аукционе в соответствии с условиями, указанными в документации. |
Приложение 1 |
Вышеизложенное свидетельствует о том, что сведения, содержащиеся в согласии, заполняемого Участниками на ЭТП и содержание сведений, установленных в заявке на участие в торгах по форме, утвержденной настоящей документацией об аукционе (приложение 1 к документации об аукционе в электронной форме) не идентичны.
Таким образом, Заявитель помимо согласия, заполняемого на ЭТП должен был также в составе документов представить саму заявку по форме, утвержденной приложением 1 к документации.
Комиссия также принимает во внимание то обстоятельство, что на участие в оспариваемом аукционе было подано 4 заявки, отклонена лишь заявка Заявителя.
При этом 3 допущенными к участию в аукционе Участниками заявка по форме приложения №1 к аукционной документации приложена в соответствующей вкладке, что также подтверждается рассмотрения заявок от 02.12.2021, а также пояснениями Оператора ЭТП.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 24 Приказа ФАС России N 67 заявитель не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе или аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе, в том числе наличия в таких заявках предложения о цене договора ниже начальной (минимальной) цены договора (цены лота).
Аналогичное основание установлено пунктом 6.1 аукционной документации, в соответствии с которым к участию в аукционе не допускаются заявители в следующих случаях:
- непредставление документов в необходимом количестве и в соответствии с перечнем документов, входящих в состав заявки, подаваемых заявителем для участия в аукционе, указанным в документации об аукционе, либо наличия в представленных документах недостоверных сведений.
В настоящем случае, Комиссия, изучив представленные документы и сведения в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу, что Организатор торгов при рассмотрении заявки Заявителя действовал в строгом соответствии с положениями документации и действующего законодательства и правомерно отклонил заявку Заявителя, в связи с чем жалоба Заявителя в указанной части признается необоснованной.
Жалоба Заявителя в части оспаривания положений документации, в частности характеристики выставляемого на Торги имущества подлежит оставлению без рассмотрения по следующим основаниям.
Так, в обоснование названного довода Заявитель указывает, что в документации об аукционе и нежилом помещении, выявлены следующие существенные несоответствия:
1) Площадь указанного помещения в документации различна, в аукционной документации (распоряжении № 40431 от 14 сентября 2021 г и в договоре аренды объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы) указана площадь 64,9 м2, при этом в выписке из технического паспорта БТИ на здание указана общая площадь данных нежилых помещений (1-8), она составляет 60,5 м2, также в плане БТИ указано нежилое помещение не входящее в общую площадь здания, которое составляет 4,4 м2 (лестничный проем). Фактическая же площадь помещения не менее чем на 5 (пять) м2 меньше заявленной в аукционной документации.
2) Предлагается сдача в аренду нежилого помещения, которое является общедомовым имуществом, а именно лестничный проем (площадь - 4,4 м2). Заказчик не вправе сдавать помещение, ему не принадлежащее, в аренду.
3) В лотовой документации указано (отчет № А3583-21, подготовленный ООО «Оценка и Консалтинг»), что помещение оборудовано вентиляцией, отоплением и электричеством при этом фактически вентиляция и радиаторы отопления, и выделенная мощность электрической энергии в помещении отсутствуют.
4) Отсутствует отдельный вход в данное помещение. Проход в данное помещение возможен только через территорию общедомового имущества.
5) Размещение перегородок согласно плана БТИ не соответствует фактическим размерам помещения.
Так, согласно Извещению о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды на объект нежилого фонда, находящийся в собственности города Москвы по адресу: г. Москва, ул. Дмитровка Малая, д. 8, стр. 1, процедура № 178fz20102100014, заявки принимаются до 26.11.21 15:00:00.
При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия отмечает, что оспаривание положений извещения, и порядка участия в процедуре которые, по мнению Заявителя, противоречат действующему законодательству Российской Федерации, подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок, а именно не позднее 26.11.2021.
Таким образом, принимая во внимание, что Заявитель, подавая заявку на участие оспаривает характеристики имущества после истечения срока, отведенного на подачу заявок, обжалование Заявителем положений документации после принятия участия в аукционе не подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, так как Заявитель, принимая участие в публично-правовой процедуре, в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации конклюдентно соглашается с ее условиями, в связи с чем презюмируется позиция участника о признании таких условий соответствующими положениям антимонопольного законодательства, в связи с чем обжалование участником аукциона положений документации, а также характеристик выставляемого на аукцион имущества после окончания срока подачи заявок свидетельствует о злоупотреблении своим правом на обжалование процедуры.
В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы Заявителя по существу в указанной части в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу (...) на действия Департамента города Москвы по конкурентной политике (ОГРН: 1047796171390, ИНН: 7704515009) при проведении Торгов в части оспаривания отклонения заявки необоснованной, в остальной части жалобу оставить без рассмотрения.
-
Снять ограничения, наложенные письмами Московского УФАС России от 09.12.2021 № НП/75620/21, от 14.12.2021 № НП/76764/21.