Постановление №НП/44354/23 о прекращении производства по делу об административном право... от 18 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

г. Москва

Резолютивная часть постановления оглашена «16» октября 2023 года.

В полном объеме постановление изготовлено «18» октября 2023 года.

Я, заместитель руководителя Московского УФАС России <...>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 077/04/9.21-12857/2023, возбужденного в отношении ПАО «Россети Московский регион» (дата регистрации в качестве юридического лица 01.04.2005, ИНН 5036065113, КПП 772501001, адрес: 115114, г. Москва, 2-й Павелецкий проезд, д. 3, стр. 2), в присутствии посредством видео-конференц-связи представителя (защитника) ПАО «Россети Московский регион» <...>,

УСТАНОВИЛ:

Протоколом по делу об административном правонарушении № 077/04/9.21-12857/2023 (исх. от 03.10.2023 № 41641/23) зафиксирован факт административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Событие административного правонарушения и его квалификация.

В Московское УФАС России поступило Заявление <...> (далее — Заявитель) на действия (бездействие) ПАО «Россети Московский регион» (далее — сетевая организация), выразившиеся в несоблюдении срока исполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям объекта, расположенного по адресу:<...> (далее - Объект), установленного пунктом 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).

Президиумом ФАС России были даны разъяснения № 7, утвержденные протоколом Президиума ФАС России от 30.11.2016 № 15, которые определяют порядок применения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) с учетом Правил технологического присоединения, Правил недискриминационного доступа, Правил подключения и законодательства о теплоснабжении, критерии применения статей 9.21 и 14.31 КоАП РФ, а также основания выдачи представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Согласно указанным разъяснениям при поступлении в антимонопольный орган заявления о нарушении антимонопольного законодательства, подготовленного в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции, но содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, данное обращение подлежит квалификации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Таким образом, заявление <...> необходимо квалифицировать как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Частью 1 статьи 23.48 КоАП РФ установлено, что Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренные статьей 9.21 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения заявления должностным лицом Московского УФАС России установлено следующее.

Заявитель подал в адрес сетевой организации заявку от 04.05.2023  на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям ПАО «Россети Московский регион».

Между заявителем и сетевой организацией 16.05.2023 заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ПАО «Россети Московский регион» № НМ-23-302-37737(920513) (далее - Договор). Также заявителю выданы технические условия № НМ-23-302-37737(920513) (далее — ТУ).

Согласно ТУ энергопринимающие устройства Объекта обладают следующими техническими характеристиками:

максимальная мощность — 15 кВт,

категория надежности III,

уровень напряжения — 0,4 кВ.

Согласно пункту 10.1. ТУ, ПАО «Россети Московский регион» за счет средств платы за технологическое присоединение и необходимые для осуществления технологического присоединения необходимо выполнить:

- строительство ВЛ-0,4 кВ, 1шт., от ВЛ-0,4 кВ отходящей от РУ-0,4 кВ КТП-6/0,4 кВ №304, протяженность ориентировочно 190 м, провод СИП2А 3х95+1х95 с алюминиевыми жилами. Точную длину, тип провода определяется проектом;

- установку комплекса оборудования, обеспечивающего возможность действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности, в т.ч. с прокладкой цепи СИП-4 по опоре – 10 м. до устройств защиты энергопринимающих устройств, контролем величины максимальной мощности – автоматическим выключателем 1 шт. на ток 25 А.

Пунктом 10.3. предусмотрена установка ПАО «Россети Московский регион» измерительного комплекса со средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) трехфазный прямого включения ПУ с GSM модемом, поддерживающий многотарифный учет с применением тарифа, дифференцированного по трём зонам суток, 1 шт. Точные параметры, место установки и конструктивное исполнение измерительного комплекса определяются в соответствии с утвержденными ПАО «Россети Московский регион» типовыми техническими решениями.

В соответствии с пунктом 13 ТУ срок выполнения мероприятий  по технологическому присоединению Объекта составляет 4 месяца.

Согласно доводам Заявления сетевая организация не выполнила обязательства по осуществлению технологического присоединения в указанный срок, что явилось основанием для обращения Заявителя в антимонопольный орган.

Подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения установлены различные обязательные для соблюдения сетевой организацией сроки выполнения мероприятий по технологическому присоединению в зависимости от технических характеристик технологического присоединения.

Так, в случае осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 4 месяца - для заявителей (в том числе указанных в пунктах 13(3), 13(5) и 13(6) Правил технологического присоединения), максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно.

Исходя из вышеизложенного, на сетевую организацию возложена обязанность по исполнению мероприятий по технологическому присоединению в срок до 16.09.2023.

ПАО «Россети Московский регион» в представленных письменных пояснениях (вх. от 20.12.2022 № 86986-ЭП/22) указало следующее:

В рамках исполнения Договора между ПАО «Россети Московский регион» и ООО «Электролинейщик» (далее — подрядная организация) 18.07.2023 заключен договор подряда на выполнение мероприятий, предусмотренных сетевой организации ТУ.

В рамках исполнения мероприятий по Договору 24.07.2023 подрядной организацией было установлено, что строительство новой ЛЭП, предусмотренной пунктом 10.1.1. ТУ, не предоставляется возможным в связи с пересечением с существующими коммуникациями третьих лиц: подземный трубопровод АО «Мосводоканал», сеть уличного освещения АО «ОЭК».

На основании вышеизложенного подрядной организацией подготовлен альтернативный вариант проекта по подключению энергопринимающих устройств заявителя, предусматривающий мероприятия по строительству ЛЭП совместным подвесом по опорам освещения АО «ОЭК». Новый проект подготовлен 11.08.2023, после чего 16.08.2023 проект был согласован с Московским РЭС, а 15.09.2023 проект согласован с АО «ОЭК». ПАО «Россети Московский регион» 19.09.2023 направило проект для согласования в администрацию поселения Первомайское.

Как указывает сетевая организация, строительно-монтажные работы  по данному титулу запланированы к выполнению в срок до 29.09.2023.

На дату составления протокола мероприятия по технологическому присоединению Объекта не были исполнены.

Таким образом, причиной неисполнения ПАО «Россети Московский регион» мероприятий по технологическому присоединению в срок, предусмотренный Договором, является длительный процесс согласования и необходимость проработки альтернативного варианта проекта прохождения ЛЭП с третьими лицами(АО «ОЭК», АО «Мосводоканал», Администрация поселения Первомайское).

Оценив данные доводы сетевой организации, должностное лицо считает необходимым отклонить их по следующим основаниям.

Законодательство об электроэнергетике, включая Правила технологического присоединения, относятся к сфере публичного права.

Исполняя обязанность по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям, порядок исполнения которой предусмотрен императивными нормами публичного права, сетевая организация, как профессиональный участник рынка, берет на себя и все риски ее исполнения, исходя из статуса сторон, а также с учетом того, что такие риски являются неотъемлемо сопутствующими коммерческой деятельности сетевой организации в силу части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Таким образом, сетевой организацией не были осуществлены мероприятия по технологическому присоединению в срок, установленный пунктом 16 Правил технологического присоединения.

На основании изложенного должностным лицом в действиях ПАО «Россети Московский регион» установлен факт нарушения Правил технологического присоединения в части несоблюдения срока исполнения мероприятий по технологическому присоединению Объекта, установленного пунктом 16 Правил технологического присоединения.

Место совершения административного правонарушения - город Москва.

Вместе с тем в протоколе об административном правонарушении была допущена опечатка в части времени совершения административного правонарушения. Должностное лицо считает данный недостаток устранимым и подлежащим исправлению в рамках рассмотрения дела по существу.

Так, в протоколе указано время совершения административного правонарушения 17.09.2022. При этом, в качестве времени совершения административного правонарушения следует указать дату 19.09.2023 — рабочий день, следующий за последним днем окончания установленного срока
для исполнения мероприятий по технологическому присоединению Объекта, в соответствии с пунктом 16 Правил технологического присоединения.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ПАО «Россети Московский регион» (дата регистрации в качестве юридического лица 01.04.2005, ИНН 5036065113, КПП 772501001, адрес: 115114, г. Москва, 2-й Павелецкий проезд, д. 3, стр. 2) заключается в нарушении пункта 16 Правил технологического присоединения в части несоблюдения установленного срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Объекта.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Вместе с тем частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 077/04/9.21-12018/2022 от 12.09.2022 (исх. от 12.09.2022 № НП/47530/22) ПАО «Россети Московский регион» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Административный штраф оплачен 22.11.2022 в полном объеме.

Так, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении в отношении ПАО «Россети Московский регион» установлен факт повторного совершения ПАО «Россети Московский регион» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, в период, когда лицо являлось подвергнутым административному взысканию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Таким образом, ответственность в соответствии частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ за нарушение Правил технологического присоединения, выразившееся в невыполнении мероприятий по осуществлению технологического присоединения Объекта в срок, установленный пунктом 16 Правил технологического присоединения, несет юридическое лицо ПАО «Россети Московский регион».

Вместе с тем согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное разрешать дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как указано в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно пункту 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Вместе с тем должностным лицом отмечается следующее.

В Московское УФАС России поступило ходатайство ПАО «Россети Московский регион» о прекращении дела в связи с малозначительностью (вх. от 04.10.2023 № 63649-ЭП/23), согласно которому фактически мероприятия, необходимые для осуществления надлежащего технологического присоединения Объекта, были выполнены 29.09.2023. Неисполнение сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в срок, предусмотренный Договором, обусловлено необходимостью согласования и проработки альтернативного варианта проекта прохождения ЛЭП с третьими лицами (АО «ОЭК», АО «Мосводоканал», Администрация поселения Первомайское).

Таким образом, исходя из представленных документов, пропуск срока выполнения мероприятий со стороны сетевой организации является незначительным и составил 12 дней (акт допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии от 30.09.2023 № 2/НМ-23-302-37737(920513)).

Учитывая вышеизложенное, а также то обстоятельство, что срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению пропущен незначительно, должностное лицо считает возможным признать действия ПАО «Россети Московский регион» малозначительными.

Руководствуясь статьями 2.9, 4.1, 23.48, 29.9 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ПАО «Россети Московский регион» (дата регистрации в качестве юридического лица 01.04.2005, ИНН 5036065113, КПП 772501001, адрес: 115114,      г. Москва, 2-й Павелецкий проезд, д. 3, стр. 2) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Вместе с тем на основании статьи 2.9 КоАП РФ освободить ПАО «Россети Московский регион», нарушившее статью 9.21 КоАП РФ, от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

Производство по делу № 077/04/9.21-12857/2023 об административном правонарушении в отношении ПАО «Россети Московский регион» прекратить.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Заместитель руководителя

Связанные организации

Связанные организации не указаны