Решение (комиссия) б/н б/а от 20 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-15599/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

15.11.2023 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

 

рассмотрев жалобу ... (далее — Заявитель) на действия ПАО«Россети Московский регион» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на определение подрядчика на выполнение работ по техническому обслуживанию автоматических систем пожарной сигнализации, систем оповещения, управления эвакуацией людей в случае пожара и замену неисправных элементов для нужд филиала ПАО «Россети Московский регион» - Западные электрические сети – в 2023-2025 г.г. (реестровый № 32312825271, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

В своей жалобе Заявитель выражает несогласие с отклонением своей заявки на участие в Закупке.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, и на заседание Комиссии представил письменные возражения, а также иные истребованные антимонопольным органом документы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссий установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Извещение о проведении Закупки опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 04.10.2023.

Дата начала срока подачи заявок: 04.10.2023.

Дата окончания срока подачи заявок: 13.10.2023.

В соответствии с пунктом 8 Информационной карты начальная (максимальная) цена договора составляет 15 131 417,86 руб., в т.ч. НДС 20% и включает в себя все расходы участника, связанные с реализацией его заявки, в том числе все виды налогов, сборов и иных платежей. Возможность предоставления заявки, где ценовое предложение выражено в иностранной валюте или где цена договора поставлена в зависимость от официального курса иностранной валюты: не допускается.

В соответствии с Техническим заданием предельная (максимальная) цена лота составляет 12 609 514,88 руб. без НДС, (15 131 417,86 руб. с НДС), ставка НДС 20%, в том числе:

  • техническое обслуживание (Изменяемая стоимость) - 7 977 966,23 руб. без НДС, (9 573 559,48 руб. с НДС);

  • замена неисправных элементов (Неизменяемая стоимость) – 4 631 548,65 руб. без НДС; (5 557 858,38 руб. с НДС);

При подготовке расчета ценового предложения участник должен применить единый процент снижения от общей стоимости работ по техническому обслуживанию УПЗ (9 573 559,48 руб. с НДС) и к единичной стоимости по каждому виду работ по замене неисправных элементов УПЗ (при этом общая стоимость по замене неисправных элементов УПЗ 5 557 858,38 руб. с НДС остается неизменной, не подлежит снижению, не является предметом конкурентной процедуры и формируется в пределах срока выполнения работ от объемов их фактического выполнения). Дополнительно в сводной таблице стоимости участник должен в отдельной строке указать значение примененного % снижения (например - 3%). Данное значение должно быть применено в равной степени к общей стоимости по техническому обслуживанию УПЗ и к единичной стоимости работ по замене неисправных элементов УПЗ. Применение участником закупки различных процентов снижения не допускается, в противном случае заявка такого участника подлежит отклонению.

В соответствии с протоколом очно-заочного заседания постоянно действующей конкурсной комиссии по рассмотрению и оценке вторых частей заявок, ценовых предложений участников закупки от 03.11.2023 № РМР/4041 заявку Заявителя отклонили по следующим основаниям:

«п.1 Технического задания, пп.7 п.4.8.4. Документации о закупке:

- Участником снижена начальная (максимальная) цена замены неисправных элементов, при наличии требования в техническом задании, что данная цена является неизменной (на основании отрицательного заключения эксперта - директора департамента ценового контроля ...).

п.1 Технического задания, пп.12 п.4.8.4. Документации о закупке: - применён различный процент снижения к общей стоимость работ по техническому обслуживанию и стоимости единичных видов работ по замене неисправных элементов, при наличии требования в техническом задании, что применение участником закупки различных процентов снижения не допускается (на основании отрицательного заключения эксперта - директора департамента ценового контроля ...)».

Относительно первого основания отклонения заявки Заявитель пояснил, что им в ценовом предложении указана цена замены неисправных элементов (неизменная цена) указана в соответствии с требованиями Технического задания, а именно: 4 631 548,65 рублей без НДС.

Как пояснил Заявитель, он не является плательщиком НДС, в связи с чем, в ценовом предложении указывал цену без учета НДС.

При этом Заявитель согласился с правомерностью отклонения своей заявки по второму основанию и пояснил, что им была допущена ошибка при указании снижения стоимости единичный расценок.

Относительно оснований отклонения заявки Заявителя Заказчик пояснил, что им при проведении Закупки была установлена единая начальная (максимальная) цена договора с учетом всех расходов участника, связанных с реализацией его заявки, в том числе все виды налогов, сборов и иных платежей и составляет 15 131 417,86 руб., в том числе НДС 20%.

Как пояснил Заказчик, Заявителю при подачи ценового предложения необходимо было указывать в качестве неизменной цены сумму 5 557 858,38 рублей и подписать, что указанная цена не облагается НДС.

При этом Заказчик пояснил, что у него отсутствуют правовые основания для приведения ценовых предложений к единому налоговому базису, в связи с чем, участникам необходимо указывать стоимость работ без НДС, но в случае если участник не является плательщиком НДС, то к этой сумме необходимо делать приписку, что эта цена не облагается НДС.

Комиссия оценивает позицию Заказчика критически на основании следующего.

Заявитель в составе своей заявки представил сводную таблицу стоимости, согласно которой:

 

 

Наименование товара

Общая стоимость, руб., без НДС

 

Техническое обслуживание автоматических систем пожарной сигнализации, систем оповеще-ния, управления эвакуацией людей в случае пожара для нужд филиала ПАО «Россети Московский регион» -Западные электрические сети – в 2023-2025 г.г

7 124 323,84 рублей

 

Замена неисправных элементов для нужд филиала ПАО «Россети Московский регион» -Западные электрические сети – в 2023-2025 г.г.

4 631 548,65 рублей

 

Значение снижения ТО и единичных расценок по замене неисправных элементов - 10,7%

Итого на сумму, руб., без НДС:

11 755 872,49 рублей

 

Как видно из представленной таблицы стоимости, Заявитель, не являясь плательщиком НДС, указал цену за замену неисправных элементов для нужд филиала ПАО «Россети Московский регион» - Западные электрические сети – в 2023-2025 г.г. в размере 4 631 548,65 рублей, что соответствует цене, указанной в Техническом задании без НДС.

Исходя из требований Технического задания, стоимость работ по замене неисправных элементов – 4 631 548,65 руб. без НДС и является неизменной.

Таким образом, Заказчик самостоятельно установил цену работ по замене неисправных элементов для участников, которые не являются плательщиками НДС.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что ценовое предложение Заявителя за выполнение работ по замене неисправных элементов соответствует требованиям Закупочной документации.

Также Комиссия отмечает, что если Заказчику требовалось, чтобы участники, которые не являются плательщиками НДС указывали цену работ по замене неисправных элементов с учетом НДС (5 557 858,38 рублей), то это необходимо прямо указывать в Закупочной документации.

Так, Заявитель в сводной таблице стоимости указывает цену без НДС, соответственно, в случае указания в таблице стоимости цены за выполнение работ по замене неисправных элементов с учетом НДС (5 557 858,38 рублей) его заявка подлежала бы отклонению за несоответствие цены, установленной Техническим заданием без учета НДС (4 631 548,65 рублей).

Комиссия отмечает, что Документация о проведении закупки, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования.

Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в торгах, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком.

В этой связи представляется возможным сделать вывод о том, что, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в Закупке, а также недопустимости злоупотребления правом Заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования относительно формирования подаваемых на участие в закупке заявок.

Наличие же в таких требованиях каких-либо разночтений, либо отсутствие в закупочной документации какого-либо требования исключает последующую возможность отклонения заявок со ссылкой на их несоответствие таким требованиям документации.

Названный правовой подход наиболее полно обеспечивает баланс частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 2-П, поскольку направлен на повышенную защиту участника торгов как более слабой стороны в указанных правоотношениях.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

При таких обстоятельствах Комиссия признает отклонение заявки Заявителя за указание цены за выполнение работ по замене неисправных элементов без НДС неправомерным и устанавливает в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1, а также части 6 статьи 3 Закона о закупках.

Относительно отклонения заявки Заявителя ввиду применения различного процента снижения к общей стоимость работ по техническому обслуживанию и стоимости единичных видов работ по замене неисправных элементов, Комиссия отмечает следующее.

Заявителем в таблице стоимости указано, что значение снижения ТО и единичных расценок по замене неисправных элементов составляет 10,7%.

При этом, в представленном Заявителем сметном расчете указаны суммы, которые не соответствуют заявленному проценту снижения:

 

Вид работ

Стоимость по ТЗ

Стоимость по заявке Заявителя

% снижения

Устройства промежуточные на количество лучей: 1 (С2000-КДЛ) (Демонтаж)

227,01 без НДС

202,39 НДС не облагается

10,85%

Устройства промежуточные на количество лучей: 1 (С2000-КДЛ)

756,71 без НДС

699,04 НДС не облагается

7,5%

 

Таким образом, Заявителем в сметном расчете предложены разные проценты снижения.

Согласно Техническому задания значение процентного снижения должно быть применено в равной степени к общей стоимости по техническому обслуживанию УПЗ и к единичной стоимости работ по замене неисправных элементов УПЗ. Применение участником закупки различных процентов снижения не допускается, в противном случае заявка такого участника подлежит отклонению.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что заявка Заявителя подлежала отклонению ввиду представления в сметном расчете различного процентного снижения к разным работам.

Заявитель с правомерностью отклонения по данному основанию на заседании Комиссии согласился.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о частичной обоснованности жалобы Заявителя.

При этом, Комиссия не выдает Заказчику обязательное для исполнения предписание, так как у Заказчика имелись правовые основания для отклонения заявки Заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ... на действия ПАО «Россети Московский регион» (ИНН: 5036065113, ОГРН: 1057746555811) при проведении Закупки частично обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

3. Обязательное для исполнения предписание Заказчику не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны