Решение б/н б/а от 7 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-21079/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
02.12.2021                                                                                                      г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)

при участии посредством видеконференцсвязи представителей ООО «Торто», МАДОУ «Образовательный центр» Успех»,

рассмотрев жалобу ООО «Торто» (далее - Заявитель) на действия МАДОУ «Образовательный центр» Успех» (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора поставки продуктов питания в 2022-2023 гг. для МАДОУ «Образовательный центр «Успех» (реестровый № 32110797047) (далее - Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Заявитель выражает несогласие с требованиями, установленными в Закупочной документации.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Требованиями части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Комиссией установлено, что 09.11.2021 Заказчик на сайте Единой электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора поставки продуктов питания в 2022-2023 гг. для МАДОУ «Образовательный центр «Успех» (реестровый № 32110797047) (далее – конкурс, процедура).

Так, Приложением №1 к Информационной карте конкурса в электронной форме уставлены критерии оценки заявок:

Оценка заявок по критерию «Сумма величин снижения цен единиц товаров». Значимость критерия: 80%.

Для определения рейтинга заявки по критерию " Сумма величин снижения цен единиц товаров" в закупочной документации устанавливаются сведения о начальной (максимальной) цене единиц товаров, являющихся предметом закупки.

Содержание критерия: при оценке по данному критерию оцениваются предложения участников закупки по величинам снижения цен поставки единиц товаров, предложенным такими участниками в заявках на участие в закупке.

Максимальное значение критерия составляет 100 баллов.

Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "Сумма величин снижения цен единиц товаров ", определяется по формуле:

ЦБi = Цi / Q х ЗК,

где ЦБi - количество баллов, присуждаемое по критерию оценки "Сумма величин снижения цен единиц товаров";

Q – количество позиций номенклатуры товаров;

Цi - предложение участника, предложение которого оценивается, представляющее собой условную величину, равную сумме величин снижения единичных расценок товаров;

ЗК - значимость критерия.

Для целей установления соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения, цена единицы каждого товара определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы товара, работы, услуги, указанной в документации о закупке в соответствии с подпунктом «в» настоящего пункта, на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора.

При оценке заявок по критерию «Сумма величин снижения цен единиц товаров» лучшим условием исполнения договора по указанному критерию признается предложение участника закупки с наибольшей средней величиной снижения цен единиц товаров, поставляемых по договору.

Договор заключается на условиях по данному критерию, указанных в заявке победителя.

По мнению Заявителя, такого критерия как «Сумма величин снижения цен единиц товаров» не содержится ни в Федеральном законе от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» ни в Положении «О закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Образовательный центр «Успех», то есть оценка производится с помощью критерия, придуманного Заказчиком по собственному усмотрению.

Согласно пункту 8.1.1.3.2 Положения о закупке оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются Комиссией по закупкам в целях выявления лучших условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности. Для определения лучших условий, предложенных в заявках на участие в конкурсе, Комиссия по закупкам должна оценивать и сопоставлять такие заявки по критериям, указанным в документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе могут быть:

8.1.1.3.2.1. цена договора;

8.1.1.3.2.2. функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;

8.1.1.3.2.3. качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса;

8.1.1.3.2.4. расходы на эксплуатацию товара;

8.1.1.3.2.5. расходы на техническое обслуживание;

8.1.1.3.2.6. сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

8.1.1.3.2.7. срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;

8.1.1.3.2.8. деловая репутация участника;

8.1.1.3.2.9. наличие у участника опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

8.1.1.3.2.10. наличие у участника производственных мощностей, технологического оборудования, транспорта, трудовых, финансовых ресурсов и иных показателей, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

8.1.1.3.2.11. иные критерии оценки заявок в соответствии с документацией.

Вместе с тем пунктом 7.3.8.6 Положения установлено, что если количество товаров, объем работ, услуг заранее неизвестны, Заказчик определяет и обосновывает (в соответствии с п. п. 7.3.8.1 - 7.3.8.4 настоящего Положения) цену единицы товара (работы, услуги), а также определяет максимальное значение цены договора. Особенности проведения такой закупки и участия в ней должны быть установлены в документации о закупке.

Согласно пункту 7.4.8 Положения условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке следующих сведений: д) условие о том, что для целей установления соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения, цены выполнения работ, оказания услуг российскими и иностранными лицами в случаях, предусмотренных подпунктами «г» и «д» пункта 7.4.9. настоящего Положения, цена единицы каждого товара, работы, услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы товара, работы, услуги, указанной в документации о закупке в соответствии с подпунктом «в» настоящего пункта, на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора.

Таким образом, используемый Заказчиком критерий упрощает рассмотрение заявок в случае необходимости применения приоритета товара российского производства в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" и Положением о закупках Заказчика.

В свою очередь, процент снижения участником цен единиц товаров представляет собой реальный экономический результат от проведения конкурентной процедуры и является той ценой, по которой будет осуществляться поставка необходимых продуктов Заказчику, то есть равнозначен соревнованию между участникам по критерию «цена договора» с учетом специфики формы проведения процедуры, когда Заказчиком заведомо не может быть определен точный объем поставки.

Таким образом установление Заказчиком критерия «Сумма величин снижения цен единиц товаров» принято в соответствии с Положением о закупках и в свою очередь не противоречит нормам действующего Закона о закупках.

Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

При этом оспариваемый критерий вышеуказанным условиям объективности, измеряемости соответствует.

В связи с чем Комиссия Управления не усматривает оснований для признания нарушений в действиях Заказчика при установлении в Закупочной документации критерия «Сумма величин снижения цен единиц товаров».

Доказательств, свидетельствующих об обратном Заявителем в материалы дела не представлено.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Исходя из вышеизложенного, с учетом фактических обстоятельств дела, Комиссия признает жалобу Заявителя необоснованной, поскольку Заказчик устанавливал требования Закупочной документации в соответствии с положениями Закона о закупках.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Торто» (ИНН: 7710902976; ОГРН: 1117746996454) на действия МАДОУ «Образовательный центр» Успех» (ИНН: 5046075752; ОГРН: 1125003005710) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 26.11.2021 № ЕИ/72129/21.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Связанные организации

Связанные организации не указаны