Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «Градатим» на действия К... от 25 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/01/00-160/2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

02.04.2019 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),

рассмотрев жалобу ООО «Градатим» (далее - Заявитель) на действия КУ Филатова Д.Н. (далее - Организатор торгов) и при проведении торгов (сообщение № 3169802, лоты № 11 и № 13, далее - Торги) в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Организатора торгов и КУ выразилось в неправомерной отмене Торгов.

В силу чч. 4 и 7 ст. 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов. Кроме того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС Российской Федерации от 22.04.2014 № 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.

Согласно пункту 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.

Заявителем 18.02.2019 были поданы заявки по лотам № 11 и № 13 и оплачен задаток. Организатором торгов 20.02.2019 были опубликованы протоколы проведения торгов, в которых содержатся сведения об отмене Торгов на основании решения кредиторов.

Проверив материалы дела, Комиссия считает, что исходя из положений ст. 139 Закона о банкротстве, реализация имущества должника посредством публичного предложения имеет сходную с аукционом природу: так, основным предназначением публичного предложения является максимальная удовлетворенность кредиторов от реализации имущества должника (при соблюдении прав всех участников банкротных правоотношений) и борьба участников по существу, происходит именно за цену имущества (иного объекта реализации).

Рассматривая жалобы, антимонопольный орган, используя регулятивную функцию контроля за обязательными торгами, исходит из того, в допустимых ли пределах и добросовестно ли осуществлялись принадлежащие участникам спорных материальных и процессуальных правоотношений принадлежащие им права, или имели место необоснованные отступления от общих требований к добросовестному поведению таких участников. Претендент должен обладать всеми гарантиями, а иное умаляло бы принципы равенства всех участников в гражданских правоотношениях (ст. 1 ГК РФ).

Как отмечено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

При этом любые торги должно отличать неукоснительное соблюдение их организатором прав участников, принципов прозрачности, недопустимости злоупотребления правом, а равно соблюдение сроков осуществления тех или иных действий. Гражданским кодексом предусмотрено (п. 4 ст. 448 ГК РФ), что отказаться от проведения торгов организатор обязан заблаговременно (в отношении аукциона - в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за тридцать дней).

Установленная приведенной нормой обязанность Организатора торгов своевременно отказываться от проведения конкурентной процедуры, очевидно, в качестве одной из целей преследует удовлетворение и интересов участников и потенциального победителя: такие лица теряют меньше в зависимости от своевременного осведомления об изменении конъюнктуры на рынке.

Кроме того, победитель вправе рассчитывать на то, что должен получить при добросовестном поведении Организатора торгов, а потому должен быть осведомлен об изменении статуса торгов до подведения их итогов. Закон о банкротстве не является единственным правовым регулятором торгов, в связи с чем, к рассматриваемым правоотношениям применимы положения ГК РФ, которыми, вопреки доводам Организатора и КУ, регламентирован порядок организации и проведения торгов.

Таким образом, при проведении торгов их Организатор обязан руководствоваться не только решением кредиторов, а действующим законодательством. При этом исходя из положений Закона о банкротстве, торги посредством публичного предложения имеют сходную с аукционом правовую природу (предполагающего обязанность заключения договора с лицом, первым предложившим лучшую цену). Законом о банкротстве предусмотрены лишь особенности реализации имущества должника, учитывая, в том числе, цели регулирования (максимальное удовлетворение интересов кредиторов), не отменяющие общих требований ГК РФ к порядку проведения торгов, включая установленные названным кодифицированным актом принципы (справедливости, равенства, необходимости соблюдения баланса интересов, осуществления гражданских прав в допустимых пределах и т. д.).

При этом Законом о банкротстве предусмотрено, что с даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращается. В соответствии с ч. 12 ст. 110 Закона о банкротстве решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным Законом о банкротстве и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.

Организатор торгов уведомляет всех заявителей о результатах рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и признании или непризнании заявителей участниками торгов посредством направления заявителям в письменной форме или в форме электронного документа копий протокола об определении участников торгов в течение пяти дней со дня подписания указанного протокола. Решение организатора торгов об определении победителя торгов принимается в день подведения результатов торгов и оформляется протоколом о результатах проведения торгов (ч. 15 ст. 110 Закон о банкротстве). По смыслу приведенных положений и в совокупности с п. 4 ст. 448 ГК РФ, Организатор торгов не вправе отказаться от проведения торгов в случае, если на дату принятия решения об их отмене поступила заявка от участника.

Такой правовой подход в полной мере согласуется с установленным ГК РФ (п. 1 ст. 10) запретом на злоупотребление правом: отказ от проведения торгов при осведомленности Организатора торгов о поступлении заявки может рассматриваться в качестве нежелания последнего иметь в составе участников конкретное лицо и (или) заключать с ним договор.

Таким образом, антимонопольный орган исходит из того, что Организатор торгов (конкурсный управляющий) вправе отказаться от проведения торгов в форме публичного предложения до получения первой заявки на участие в Торгах. Изложенная правовая позиция согласуется с определением Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2016 № 308-ЭС15-19289.

Между тем, Организатор торгов принял решение об отмене торгов по лоту № 1 после поступления заявки Общества, то есть с нарушением срока для отмены торгов, что свидетельствует о нежелании выбрать победителя из имеющихся претендентов. В силу ч. 4 ст. 139 Закона о банкротстве, при отсутствии в установленный срок заявки на участие в торгах, содержащей предложение о цене имущества должника, которая не ниже установленной начальной цены продажи имущества должника, снижение начальной цены продажи имущества должника осуществляется в сроки, указанные в сообщении о продаже имущества должника посредством публичного предложения.

Буквальное толкование приведенной нормы позволяет сделать вывод о том, что в случае отсутствия заявки с предложением цены, не ниже установленной для определенного интервала, происходит снижение этой цены в установленные сроки и на установленную извещением величину.

В соответствии с абз. 5 ч. 4 ст. 139 Закона о банкротстве, победителем торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения признается участник торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов. При этом с даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращается.

Таким образом, поступившие заявки должны рассматриваться на том интервале, в период действия которого они были поданы. При этом заявка, поданная первой по времени действия соответствующего интервала и содержащая предложение о цене не ниже действующей на указанном интервале, должна быть признана победителем торгов, после чего прием заявок на участие в торгах прекращается.

Под «установленным сроком» в контексте положений ст. 139 Закона о банкротстве понимается не весь срок подачи заявок, а именно срок действия определенного интервала, на котором должна быть подана заявка с соответствующей ему ценой. Обратное лишает смысла проведение торгов посредством публичного предложения с интервальным снижением цены договора.

Проведение торгов предполагает поступление и принятие заявок (что имело место в рассматриваемом случае). Это в свою очередь, исключает право Организатора торгов отказаться от их проведения. Отказ от проведения торгов возможен именно до поступления заявок, но не до подведения итогов, вопреки доводам Организатора торгов об обратном.

Как указано выше, поскольку правовые основания отказа от проведения торгов установлены ГК РФ, никакие цели, как то: изменение конъюнктуры, нежелание видеть среди участников торгов конкретное лицо, решение совета кредиторов, о котором участники процедуры узнают только при формировании итогов Торгов, не могут служить основанием для отступления от предусмотренного гражданским законодательством порядка их проведения. Отказ от проведения торгов после поступления заявок недопустим.

Комиссия также отклоняет довод Организатора торгов о соблюдении им требований ч. 4 ст. 448 ГК РФ, поскольку участники торгов должны быть поставлены в известность об их отмене заблаговременно и публично. Представленный последним протокол собрания кредиторов как обосновывающий отказ от подведения итогов Торгов Комиссия оценивает критически, принимая во внимание, что протокол об отмене последовал в дату поступления комплектной заявки Заявителя, а сведения об указанной отмене торгов были размещены в ЕФРСБ только 21.02.2019, то есть после окончания сркоа подачи заявок на соответствующем периоде (19.02.2019).

На основании изложенного и в соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов обоснованной.

    2. Признать в действиях Организатора торгов нарушения требований п. 12 ст. 110 Закона о банкротстве, ч. 4 ст. 448 ГК РФ.

    3. Выдать Организатора торгов обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 077/01/00-160/2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

02.04.2019 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),

руководствуясь пунктом 3.1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 02.04.2019 по делу № 077/01/00-160/2019,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

КУ Филатову Д.Н. (далее - Организатор торгов) устранить нарушения, допущенные при проведении торгов (сообщение № 3169802, лоты № 11 и № 13, далее - Торги), а именно:

      1. Организатору торгов отменить протоколы от 20.02.2019 по лотам № 11 и № 13.

      2. Предоставить возможность заново внести задаток (любым способом) участникам с разумным сроком на его внесение и рассмотреть заявки на участие в Торгах, поданные на периоде поступления заявки Заявителя, составить протоколы об определении участников и подведения итогов и опубликовать в ЕФРСБ.

      3. В случае, если на указанном периоде победитель не определен, предусмотреть разумный срок на проведение следующего периода, рассмотреть заявки и подвести итоги Торгов.

      4. Организатору торгов завершить Торги с учетом Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Гражданского кодекса Российской Федерации, решения Комиссии Московского УФАС России от 02.04.2019 по делу № 077/01/00-160/2019.

      5. Организатору торгов разместить информацию об исполнении предписания в источниках, предусмотренных законодательством Российской Федерации о банкротстве.

      6. Организатору торгов исполнить настоящее предписание в срок до 26.07.2019.

      7. Организатору продажи о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 29.07.2019 с приложением подтверждающих документов.

         

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

    1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

    2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны