Решение б/н б/а от 23 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-22501/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
20.12.2021 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

 

при участии представителей посредством видеоконференцсвязи ФАУ МО РФ «Центральный спортивный клуб армии»,

в отсутствии представителей от ООО «Евроэкспертиза», извещенных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 14.12.2021 № НП/76517/21,

рассмотрев жалобу ООО «Евроэкспертиза» (далее — Заявитель) на действия ФАУ МО РФ «Центральный спортивный клуб армии» (далее — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию, эксплуатации и санитарному содержанию спортивных объектов, административных зданий и казарменно-жилищного фонда ФАУ МО РФ ЦСКА г. Москва. (реестровый № 32110865978, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.

Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.

В уведомлении о принятии жалобы к рассмотрению содержалась информация о том, что в случае отсутствия технической возможности, а также при наличии иных объективных причин невозможности рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи, стороны вправе подать ходатайство об очном рассмотрении жалобы, оформленное надлежащим образом. Указанное ходатайство должно быть направлено не позднее 15:00 (по московскому времени) рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы на электронные почты to77@fas.gov.ru, to77-torgi.mufas@fas.gov.ru.

Заявлений о невозможности подключения к сеансу, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от лиц, которым направлялось уведомление о принятии жалобы к рассмотрению (Заявителем, Заказчиком, Организатором торгов), в Управление не поступало.

Таким образом, учитывая, что указанные лица надлежащим образом извещены о способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в их отсутствие.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Извещение о проведении Закупки опубликовано на Официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок 25.11.2021.

В своей жалобе Заявитель указывает, что положения документации Заказчика составлены ненадлежащим образом, вводят в заблуждение, препятствуют участникам закупки сформировать и подать заявку на участие в закупке, что напрямую ведет к ограничению числа участников закупки.

В соответствии с п 3.2.2. Документации Первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации об аукционе в электронной форме.

В соответствии с п. 3.3.1. Описание участниками аукциона оказываемых услуг, выполняемых работ, поставляемых товаров, в том числе используемых при оказании услуг, выполнении работ, их количественных и качественных характеристик осуществляется в соответствии с разделом 6 «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В ЗАЯВКУ НА УЧАСТИЕ В АУКЦИОНЕ» и на основании раздела 7 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ».

В соответствии с п. 3.3.2. Описание товаров, в том числе используемых при оказании услуг, выполнении работ, производится в соответствии с Формой 1, приведенной в разделе 6 «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В ЗАЯВКУ НА УЧАСТИЕ В АУКЦИОНЕ» и на основании раздела 7 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ», в том числе указываются конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о закупке, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Форма 1 подготавливается участником закупки в соответствии с требованиями настоящей документации. В составе Формы 1 должны быть представлены сведения, предусмотренные настоящей документацией с учетом иных положений документации.

В п. 5.11 раздела 5 «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА» документации установлено требование:

1. Заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения.

1.1. Первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать:

а) согласие участника аукциона в электронной форме на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

б) описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации об аукционе в электронной форме согласно формам документов, установленным разделом 6 «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В ЗАЯВКУ НА УЧАСТИЕ В АУКЦИОНЕ» (форма 1).

Таким образом, участник должен предоставить в первой части заявки описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки по форме 1, при этом он должен указать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о закупке, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Заявитель в своей жалобе указывает, что предъявление к участнику закупки требований о представлении в составе своей заявки конкретных показателей сопутствующих комплектующих товара, в отношении которого заказчиком установлены неизменяемые показатели неправомерны и ведут к ограничению конкуренции.

Также в своей жалобе Заявитель выражает несогласие с требованиями к оформлению заявки на участие в процедуре.

Согласно условиям документации, предполагается заполнение заявки исключительно строго в соответствии с образцами форм документов, включаемых в заявку на участие в запросе предложений, а несоблюдение предписанного порядка оформления ведет к возникновению ограничений для участников.

При этом ни одна из форм не обозначена как рекомендованная, т.е. является обязательной.

В своей жалобе Заявитель указывает, что само по себе соблюдение какого либо графического или текстового образца никаким образом напрямую не связано с фактом предоставления в заявке необходимой информации – согласия на выполнение работ на условиях документации, показателей товаров и т.п. – все это может быть представлено по сути в любой удобной участнику форме, что не исключает возможность заказчика изучить представленные сведения.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, и на заседание Комиссии представил письменные возражение, а также иные истребованные антимонопольным органом документы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссий установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее — положение о закупке).

Из смысла требований части 1 статьи 2 Закона о закупках следует, что при установлении требований в документации заказчики руководствуются собственным Положением о закупках и самостоятельно устанавливают требования к участникам, которые не должны противоречить требованиям Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закону о закупках, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В силу пункта 3 части 10 статьи 4 Федерального закона в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением, в том числе требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

В силу пункта 10 части 19.1 статьи 3.4 Федерального закона в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления следующих информации и документов: предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки.

Положениями п. 3.3.1 Документации закреплено, что описание участниками аукциона оказываемых услуг, выполняемых работ, поставляемых товаров, в том числе используемых при оказании услуг, выполнении работ, их количественных и качественных характеристик указаны в Техническом задании, являющимся неотъемлемой частью Документации.

Однако из Технического задания следует, что перечень поставляемых товаров в рамках данной закупки отсутствует. Таким образом Заказчик не устанавливает каких либо требований о поставке какого либо товара в рамках настоящей закупки.

Товары, приобретаемые возможным победителем закупки, для оказания услуг по Договору в соответствии с требованиями Технического задания являются строительными и расходными материалами, моющими средствами и иными материалами, которые необходимы для оказания таких услуг, без которых невозможно оказать такие услуги. Такие материалы не передаются к учету заказчику, а используются для оказания услуг, приобретаются потенциальным победителем самостоятельно с учетом выявленной потребности процессе оказания услуг и в пределах объема выделенных средств.

В соответствии с вышеуказанным участникам Закупки, при подаче заявки, в составе первой части достаточно предоставления согласия, указанного в типовой форме Раздела 6 Часть 1 Документации «ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В АУКЦИОНЕ (форма 1)», либо, в соответствии с пунктом 4.4.4. Документации, при формировании заявки в соответствии с регламентом электронной торговой площадки предоставить согласие с использованием программных и технических средств такой электронной площадки.

Также Комиссия отмечает, что в соответствии с действующим законодательством Заявитель имел право подать запрос о разъяснении положений аукционной документации, в том числе при наличии у него затруднений в понимании представляемой в первой части аукционной заявки информации.

Данное право находит свое отражение в пункте 4.2. Документации «Разъяснение положений аукционной документации».

Более того, запрос в отношении оспариваемых Заявителем положений документации был направлен в ходе приема заявок, в связи с чем 03.12.21 и 09.12.21 размещены соответствующие разъяснения о достаточности представления участником согласия на оказание услуг с использованием товаров, определенных Заказчиком.

Кроме того, согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе № 2237164 от 14.12.2021 на участие в Закупке было подано 8 заявок, все участники допущены, что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции.

При этом Заявитель не доказал, как подача установленных в документации Форм документов ограничивает его право на подачу заявки на участие в Закупке.

На основании изложенного, Комиссия не установлено нарушение антимонопольного законодательства и какого-либо ограничения конкуренции со стороны Заказчика, в связи с чем доводы жалобы Заявителя признаются необоснованными.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Евроэкспертиза» (ИНН: 7720769226, ОГРН: 1127747250828) на действия ФАУ МО РФ «Центральный спортивный клуб армии» (ИНН: 7714317863, ОГРН: 1037714063078) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмами Московского УФАС России от 14.12.2021 № НП/76517/21.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны