Решение б/н б/а от 21 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-1900/2022 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
16.02.2022                                                                                                              г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
..................
при участии посредством видеконференцсвязи представителей                        ООО ЧОП «Максимум-М», ФГУП «Московский эндокринный завод»,
рассмотрев жалобу ООО ЧОП «Максимум-М» (далее - Заявитель) на действия ФГУП «Московский эндокринный завод» (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по охране территории и объектов филиала «Лефортовский» ФГУП «Московский эндокринный завод» (реестровый № 32211070661) (далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
Кроме того, в адрес Московского УФАС России 18.02.2022 ФГУП «Московский эндокринный завод» (далее — Заказчик) было направлено ходатайство о выдаче копии решения по делу (вх. № 12921-ЭП/22 от 18.02.2022 ).
Комиссия Московского УФАС, рассмотрев указанное ходатайство, а также учитывая, что ходатайство направлено до момента изготовления решения по делу в полном объеме, отмечает, что копия решения сторонам по делу будет направлена в соответствии со сроками, установленными частью 22 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. 
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.
Заявитель в своей жалобе выражает несогласие с требованиями, установленными в документации в части установления критерия 
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Комиссией установлено, что 26.01.2022 Заказчик на сайте Единой электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по охране территории и объектов филиала «Лефортовский» ФГУП «Московский эндокринный завод» (реестровый № 32211070661) (далее – конкурс, процедура).
Так, пунктом 17 Закупочной документации установлены критерии и порядок оценок заявок участников.
Показатели критерия № 2 - квалификация участника процедуры закупки при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг:


№ п/п
Наименование показателя

Единица измерения
Значимость показателя
Примечание
1.
Обеспеченность участника конкурса трудовыми ресурсами
чел.
Менее 125 – 0 баллов
Предмет оценки: количество штатных охранников не ниже 4 разряда.
В подтверждение указанных в форме подлежащих оценки сведений Участником предоставляется копия заверенного штатного расписания организации, а также заполненная форма (Приложение № 1 к критериям оценки). Подтверждением квалификации будет предоставление вышеуказанных документов в комплекте.

От 125-250 – 10 баллов


От 251-375 – 20 баллов


От 376 – 500 – 30 баллов


От 501 и более – 40 баллов

2.
Квалификация штатных работников
чел.
0-15  – 0 баллов
Предмет оценки: Оценивается количество сотрудников удовлетворяющих одному или нескольким требованиям: 
-  имеющих спортивные разряды 1–3 или спортивный разряд кандидат в мастера спорта или спортивное звание мастер спорта России или спортивное звания мастер спорта России международного класса или почетное спортивное звание «Заслуженный мастер спорта России»: в одном или нескольких видах следующих видов спорта: 
1. военно–прикладной спорт 
2. военно–спортивное многоборье; 
3. служебно–прикладной спорт ФСКН России; 
4. универсальный бой; 
5. борьба на поясах; 
6. джиу–джитсу; 
7. каратэ; 
8. кикбоксинг; 
9. рукопашный бой; 
10. сават; 
11. тайский бокс; 
12. бокс; 
13. дзюдо; 
14. самбо; 
15. вольная борьба; 
16. греко–римская борьба; 
17. тхэквондо. 
В подтверждение указанных в форме сведений Участником предоставляется копии зачетных классификационных книжек в составе заявки на участие в конкурсе, а также копия трудовой книжки или договора, подтверждающее нахождение сотрудника в штате организации

16 -30    – 20 баллов


31 и более  – 40 баллов

3.
Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема
Шт.
0-10 – 0 баллов

11-30 – 10- баллов

31 и более – 20 баллов

Предмет оценки: Наличие опыта участника по успешному оказанию услуг сопоставимых по характеру и объему предмету настоящего открытого конкурса  по контракту(ам) и/или (договору(ам)) с 01.01.2018 года до даты подачи заявки на участие в настоящем открытом конкурсе.
Услугами сопоставимого предмету настоящего открытого конкурса объема признаются успешно оказанные услуги по контракту(ам) и/или (договору(ам)) (с учетом правопреемства) с 01.01.2018 года до даты подачи заявки на участие в настоящем открытом конкурсе стоимость которых в рамках одного контракта или договора составляет не менее пятидесяти процентов начальной (максимальной) цены контракта по настоящей закупке.
Услугами сопоставимого характера предмету настоящего конкурса признаются успешно оказанные услуги сопоставимого объема по контракту(ам) и/или (договору(ам)) (с учетом правопреемства) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов и имущества.
Под успешным оказанием услуг понимается подтвержденное исполнение участником закупки контракта (контрактов), договора (договоров) в полном объёме без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
Комиссией будет оцениваться количество договоров, по которым  успешно оказаны услуги сопоставимого характера и объема с 01.01.2018 года до даты подачи заявки на участие в настоящем отрытом конкурсе 
Информация подтверждается:
- копия (копии) ранее исполненного (исполненных), договора (договоров) и документа (документов) о приемке оказанных услуг без применения штрафных санкций к Исполнителю
либо
- сведения о ранее исполненных договорах (контрактах) с указанием Реестрового номера  договора (контракта) в Единой информационной системе (далее - ЕИС). Такие сведения предоставляются Участником в виде справки. При этом участник должен удостовериться, что данные исполненные договоры (контракты) присутствуют в ЕИС в статусе «исполнен» с опубликованными документами об исполнении договора (контракта) – актами выполненных работ, платежными поручениями и т.д.  В случае, если Комиссия не находит в Реестре договоров (контрактов) в общем доступе указанный участником договор (контракт) по Реестровому номеру, либо в таком Реестре отсутствуют опубликованные документы, подтверждающие надлежащее исполнение договора (контракта), сведения о таком договоре (контракте) не будут учтены Комиссией при оценке заявок как не подтвержденные. 
Оценке не подлежат контракты и/или договоры, работы по которым продолжаются (являются незавершенными). В случае отсутствия в заявке документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема с 01.01.2018 года до даты подачи заявки на участие в настоящем открытом конкурсе, а так же в случае невнесения и/или некорректного внесения сведений в состав заявки участнику закупки по данному критерию (показателю) присваивается ноль баллов.
По успешному оказанию услуг участник закупки декларирует в заявке исполнение им контракта (контрактов) и/или договора (договоров) представленного(ых) по показателю критерия оценки, без применения к нему неустоек (штрафов, пеней).
Заказчик, уполномоченный орган вправе запросить у соответствующих органов и организаций информацию об успешном оказанием услуг по исполнению участником закупки контракта (контрактов), договора (договоров) без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом, при несоответствии данных, полученных заказчиком и/или уполномоченным органом в письменной форме любыми видами связи от соответствующих органов и организаций с данными имеющимися в составе заявки, опыт по таким контрактам и/или договорам не принимается к оценке.

По мнению Заявителя, из представленного порядка оценки, распределение рейтинговых баллов является непропорциональным. Так, за предоставление данных, свидетельствующих о необходимой квалификации участника в размере от трети до половины предельного значения предусмотрено начисление 0 рейтинговых баллов.
Так же необходимо отметить, что для оказания услуг по контракту (с учётом сменности) достаточно наличие в штате исполнителя 30 частных охранников. 
Вместе с тем, такого количество частных охранников недостаточно, чтобы получить рейтинговые баллы по подкритерию «Обеспеченность участника конкурса трудовыми ресурсами», и даже если все 30 частных охранников участника будут мастерами спорта по каратэ, этого будет недостаточно для получения максимальных баллов по подкритерию «Квалификация штатных работников».
Заявитель также не согласен с представленным перечнем видов спорта, которыми необходимо владеть участникам.
На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что условиями конкурса не определено точное количество охранников привлекаемых к оказанию услуг, а количество привлекаемых в смену сотрудников охраны определяется в соответствии с Соглашением Сторон об установлении режима охраны и актами о выставлении постов охраны после подписания Договора. При этом количество человек в качестве значимости показателя по критерию «Квалификация штатных работников», оцениваемый по количеству работников, имеющих спортивные разряды и (или) звания, напрямую не соотносится с количеством человек привлекаемых к оказанию услуг. В свою очередь, указанный критерий оценки, позволяет Заказчику выявить наиболее квалифицированного и компетентного участника в рамках проводимой закупки. 
Также Заказчик отмечает, что нормативно-правовыми актами Российской Федерации единый перечень спортивных единоборств не утвержден. В целях отбора лучшего предложения по оказанию услуг охраны в квалификационные критерии включен предмет оценки, наиболее объективно, по мнению Заказчика, свидетельствующий об уровне профессиональной подготовки персонала потенциального Исполнителя и его готовности к правильным, разумным и соответствующим законодательству действиям по защите охраняемых объектов и сохранности имущества от противоправных посягательств и задержанию лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты.
Вместе с тем, Комиссия считает необходимым отметить, что при проведении оценки по квалификации штатных работников в случае наличия менее 15 охранников в штате участника соответствующих одному из представленных пунктом 2 требований, заявке присваивается 0 баллов.
При этом, согласно с нормативно-правовыми актами Министерства спорта РФ представлен обширный перечень боевых искусств, утвержденных приказами Министерства спорта РФ.
Кроме того, на заседании Комиссии Заказчиком не представлено доказательств о необходимости включения в порядок оценки указанных видов спорта, равно как не представлено пояснений, чем именно Заказчик руководствовался при принятии решения о включения данного перечня видов спорта в критерии оценки.
Таким образом, установление критерия о наличии в штате участника охранников в одном или нескольких видах из перечисленных 17 видов единоборств ограничивает количество участников, имеющих в штате менее 15 сотрудников, владеющих хотя бы одним из нескольких видов спорта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики при закупке товаров, работ и услуг руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений по отношению к участникам Закупки.
Вместе с тем действия Заказчика в настоящем случае упомянутым целям и принципам не соответствовали, поскольку объективно повлекли за собой их нарушение. Между тем, указанные действия Заказчика влекут за собой не только нарушение принципов равноправия и справедливости (пункт 1 статьи 3 Закона о закупках), но и принципа недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).
В этой связи Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения требований пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о признании жалобы обоснованной.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что Заказчиком 11.02.2022 (в 8:30) размещено извещение об отмене закупки На основании пункта 22 части I «СВЕДЕНИЯ О ПРОВОДИМОЙ ПРОЦЕДУРЕ ЗАКУПКИ» Извещения о закупке.
В соответствии с частью 5 статьи 3.2 Закона о закупках  Заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.
Таким образом, отмена закупки проводилась до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке, а именно до 09:00 часов 11.02.2022. 
Учитывая, что спорная Закупочная процедура отменена Заказчиком с соблюдением предусмотренных законодательством сроков, у Комиссии отсутствуют основания для выдачи Заказчику обязательного к исполнению предписания.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,


РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО ЧОП «Максимум-М» (ИНН: 7447077662; ОГРН: 1047421532355) на действия ФГУП «Московский эндокринный завод» (ИНН: 7722059711; ОГРН: 1027700524840) при проведении Закупки обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
3. Обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Связанные организации

Связанные организации не указаны