Решение б/н реш от 12 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Р-БРОКЕР» Столярный пер., д. 3, к. 13, пом. VII, эт. 3, комн. 25-30, 32 г. Москва, 123022 <…> ООО «Яндекс» ул. Льва Толстого, д. 16 г. Москва, 119021 <…> ООО «Техпромсерт» 6-Й Верхний пер, д. 12, литера А, офис 242 г. Санкт-Петербург, 194292 <…>

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/05/7-1943/2022

 

Резолютивная часть оглашена «12» апреля 2022 года                             г. Москва

В полном объеме изготовлено «     » апреля 2022 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее — Комиссия Московского УФАС России) в составе:

председателя Комиссии: <…>,

членов Комиссии: <…>, М.А. <…>,

рассмотрев дело № 077/05/7-1943/2022 по признакам нарушения ООО «Яндекс» (ИНН 7736207543, ОГРН 1027700229193), ООО «Р-БРОКЕР» (ИНН 7725813824, ОГРН 5137746220013),  ООО «Техпромсерт» (ИНН 7816273083, ОГРН 1157847219375) пункта 6 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38‑ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), выразившегося в распространении в период с 24.09.2021 по настоящее время в системе «Яндекс.Директ» рекламы следующего содержания:

«Поможем получить сертификат соответствия! Жмите! …. Чат на сайте! Заходите! Низкие цены. Работа по договору. Работаем по всей России. Содействие в подборе аккредитованных лиц для о...»,

в присутствии представителя ООО «Р-БРОКЕР» в лице <…>, учредителя ООО «Техпромсерт» <…>, генерального директора ООО «Техпромсерт» (посредством видеоконференцсвязи),

в отсутствие представителей ООО «Яндекс» (направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ООО «Яндекс» - вх. № 22612-ЭП/22 от 28.03.2022),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело № 077/05/7-1943/2022 возбуждено Московским УФАС России в отношении ООО «Яндекс», ООО «Р-БРОКЕР»,  ООО «Техпромсерт» по факту распространения в период с 24.09.2021 по настоящее время в системе «Яндекс.Директ» рекламы следующего содержания:

«Поможем получить сертификат соответствия! Жмите! …. Чат на сайте! Заходите! Низкие цены. Работа по договору. Работаем по всей России. Содействие в подборе аккредитованных лиц для о...».

Установлено, что в составе рекламы была использована гиперссылка для перехода на сайт в сети Интернет по адресу https://tehpromcert.ru/, на котором предлагаются услуги по сертификации и декларированию продукции.

Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, выслушав доводы представителей сторон по делу, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации как предназначенность для неопределенного круга лиц означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Предметом рассмотрения настоящего дела является распространяемая в системе контекстной рекламы «Яндекс.Директ» реклама «Поможем получить сертификат соответствия! Жмите! …. Чат на сайте! Заходите! Низкие цены. Работа по договору. Работаем по всей России. Содействие в подборе аккредитованных лиц для о...». Информация размещалась в сети Интернет, а, следовательно, сведения были распространены широкому заранее неопределенному кругу лиц.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Из текста рекламы следует, что при обращении по указанному объявлению потенциальный потребитель может получить сертификат соответствия. Следовательно, объектом рекламирования выступают работы и услуги по оценке (подтверждению) соответствия.

В ответ на запрос Московского УФАС России ООО «Яндекс» сообщило, что спорная реклама была размещена в рамках договора возмездного оказания услуг № 195076/19 от 01.03.2019, заключенного между ООО «Яндекс» и ООО «Р-БРОКЕР». ООО «Р-БРОКЕР» сообщило, что рассматриваемая реклама размещалась на основании договора возмездного оказания услуг № 890097-19 от 16.05.2017, заключенного между ООО «Р-БРОКЕР» и ООО «Техпромсерт».

Вместе с тем, Комиссией Московского УФАС России установлено, что ООО «Техпромсерт», ООО «Р-БРОКЕР» отсутствуют в реестре аккредитованных лиц, размещенном на сайте Росаккредитации (https://pub.fsa.gov.ru/ral).

Соответственно ООО «Техпромсерт», ООО «Р-БРОКЕР» не имеют аккредитации в национальной системе аккредитации.

Согласно пункту 6 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия, а также работ или услуг по оценке (подтверждению) соответствия, в том числе по приему и рассмотрению документов, необходимых для выполнения указанных работ и (или) оказания услуг, осуществляемых лицами, не имеющими аккредитации в национальной системе аккредитации (в случае, если получение такой аккредитации предусмотрено законодательством Российской Федерации), либо аккредитованными лицами, но без указания наименования аккредитованного юридического лица или фамилии, имени и (если имеется) отчества аккредитованного индивидуального предпринимателя и уникального номера записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц.

Следовательно, пунктом 6 статьи 7 Закона о рекламе установлен запрет на распространение рекламы в тех случаях, когда оказание рекламируемых услуг осуществляется лицом, не имеющими аккредитации в национальной системе аккредитации, или в случае, если оказание рекламируемых услуг осуществляется аккредитованными лицами, но без указания в рекламе наименования такого лица и без указания уникального номера записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее Федеральный закон об аккредитации) аккредитацией в национальной системе аккредитации (далее также - аккредитация) является подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.

Пунктом 1 Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 № 845, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа по аккредитации, является Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация).

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона об аккредитации аккредитованным лицом является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, получившие аккредитацию в порядке, установленном данным Федеральном законом. Согласно пункту 1 части 2 статьи 13 Федерального закона об аккредитации аккредитованные лица имеют право осуществлять деятельность в соответствующей области аккредитации.

Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии; обязательной сертификации.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договора; сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.

ООО «Техпромсерт» сообщило, что в состав рекламы, которая появляется в поисковой системе в браузере, использована гиперссылка для перехода на сайт в сети Интернет по адресу https://tehpromcert.ru/, на котором предлагаются услуги по помощи в организации и получении сертификации и декларированию продукции от компаний, которые имеют право выдавать сертификаты, в том числе сертификаты соответствия и декларирования.

ООО «Техпромсерт» пояснило, что при переходе на сайт https://tehpromcert.ru/ посетителю показывается следующие сообщения: «Помощь в оформлении сертификатов на Вашу продукцию от 1 дня от 7000 рублей! Работаем с 2015 года! Более 1000 довольных клиентов», «Помогаем оформить более 50 видов сертификатов и деклараций».

По мнению ООО «Техпромсерт», Общество не предоставляет услуги по сертификации или декларированию, а предлагает услуги по помощи в получении сертификации и декларировании. Также ООО «Техпромсерт» считает, что на информацию, размещенную на сайте https://tehpromcert.ru/, положения Закона о рекламе не распространяются.   

Комиссия, рассмотрев доводы ООО «Техпромсерт», установила следующее.

Как было отмечено выше, реклама должна быть направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования. В данном случае объектом рекламирования выступают работы и услуги по оценке (подтверждению) соответствия.

Цель рекламы заключается в доведении до потребителя информации об объекте рекламирования, в том числе, информации необходимой в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

Соответственно, в рекламе в виде баннеров (графических изображений) и текстового блока нет ограничений в донесении до потребителя информации, если в них присутствует гиперссылка (элементы, при нажатии на которые происходит переход на интернет-страницу/страницу скачивания приложения), на которой содержится информации о товарах. Потребитель рекламы может перейти по гиперссылке на определенную страницу сайта, но при этом не осуществлять последующий поиск на других сайтах.

Исходя и вышеизложенного, иные страницы, помимо страницы, на которую непосредственно осуществляется переход с рекламного объявления, не могут рассматриваться в совокупности с рекламой.

Таким образом, Комиссия Московского УФАС приходит к выводу, что оценивая рекламу в сети Интернет как взаимосвязанную (т. е. состоящую из самой рекламы и страницы сайта в сети Интернет, на которую пользователь переходит при клике (виртуальном нажатии) на рекламу), необходимо указать, что информация, размещенная на сайте, на который пользователь переходит при нажатии гиперссылки в тексте рекламы без последующего перехода на посторонние сайты, воспринимается как часть рекламы.

В связи с этим, Комиссия Московского УФАС России рассматривает рекламу как текстовый блок, размещенный в системе контекстной рекламы «Яндекс.Директ», в совокупности с Интернет-страницей https://tehpromcert.ru/, на которую осуществляется переход при нажатии на гиперссылку.

В материалы заявления представлен скриншот Интернет-страницы https://tehpromcert.ru/ от 30.11.2021. Как следует из представленного скриншота, в сети Интернет по адресу https://tehpromcert.ru/ была размещена в том числе следующая информация: «Оформляем более 50 видов сертификатов и деклараций...». Из буквального толкования спорной рекламы в совокупности с содержанием Интернет-страницы https://tehpromcert.ru/ на момент 30.11.2021 следует, что при обращении по указанному объявлению пользователь получал информацию о возможности оформления сертификата соответствия.

Представленные ООО «Техпромсерт» сведения о размещении иной информации на сайте свидетельствуют о том, что на момент рассмотрения настоящего дела и на момент принятия решения по делу Обществом было изменено текстовое содержание сайта https://tehpromcert.ru/.

Таким образом, в контекстной рекламе работ и услуг по оценке (подтверждению) соответствия, ведущей на сайт https://tehpromcert.ru/, распространявшейся в период с 24.09.2021 до даты рассмотрения настоящего дела в системе «Яндекс.Директ», установлено нарушение пункта 6 статьи 7 Закона о рекламе.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных статьей 7 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Московским УФАС России установлено, что рекламораспространителем спорной рекламы является ООО «Яндекс». Данное обстоятельство ООО «Яндекс» не оспаривается.

ООО «Р-БРОКЕР» сообщило, что не является рекламодателем спорной рекламы.

На основании представленных материалов и сведений, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу, что в данном случае рекламодателем, то есть лицом, определившим объект рекламирования и (или) содержание спорной рекламы, является ООО «Техпромсерт».

Таким образом, в действиях ООО «Яндекс», ООО «Техпромсерт» установлено нарушение пункта 6 статьи 7 Закона о рекламе, выразившееся в распространении рекламы работ или услуг по оценке (подтверждению) соответствия, в том числе по приему и рассмотрению документов, необходимых для выполнения указанных работ и (или) оказания услуг, осуществляемых лицами, не имеющими аккредитации в национальной системе аккредитации (в случае, если получение такой аккредитации предусмотрено законодательством Российской Федерации).

Согласно пункту 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее — Правила), при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно пункту 54 Правил добровольное устранение лицом (лицами) совершенного нарушения является основанием для антимонопольного органа не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Из материалов дела следует, что спорная реклама в настоящий момент не распространяется, сведения о продолжении распространения рекламы с нарушением пункта 6 статьи 7 Закона о рекламе отсутствуют.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписания лицам, в чьих действиях установлено нарушение положений Закона о рекламе. При этом, в случае выявления новых фактов распространения ООО «Яндекс», ООО «Техпромсерт» рекламы с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе заявитель не лишен возможности подать в антимонопольный орган новое заявление.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать ООО «Яндекс», ООО «Техпромсерт» нарушившими требования  пункта 6 статьи 7 Закона о рекламе при распространении в период с 24.09.2021 по настоящее время в системе «Яндекс.Директ» рекламы:

«Поможем получить сертификат соответствия! Жмите! …. Чат на сайте! Заходите! Низкие цены. Работа по договору. Работаем по всей России. Содействие в подборе аккредитованных лиц для о...».

2.  Прекратить рассмотрение по делу № 077/05/7-1943/2022 в отношении
ООО «Р-БРОКЕР».

3.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Московского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

<…>

Члены Комиссии

<…>

 

<…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: <…>

тел. 8(495) 784‑75‑05

Связанные организации

Связанные организации не указаны