Решение №5093/24 б/а от 9 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-968/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
06.02.2024 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«..»,

членов Комиссии:

«..»,

«..»,

«..»,

рассмотрев жалобу ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» (далее - Заявитель) на действия АО ПО «Космос» (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по проведению обязательной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности АО ПО «Космос» за 2023 год и за 2024 год (реестровый № 1200700083223000001, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «Озащите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 20.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудиторской деятельности) Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе не является обязательным.

Таким образом, при осуществлении данной процедуры Конкурса Заказчик руководствовался Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), а также Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО ПО «Космос» (далее — Положение о закупках).

Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе предметом регулирования названного закона являются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее — контракт); особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).

В настоящем случае рассматриваемая процедура закупки подлежала проведению по правилам и в порядке, установленном Законом о контрактной системе в соответствии с Законом об аудиторской деятельности.

Таким образом, проведение спорного конкурса является обязательным в силу действующего законодательства, в связи с чем рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Заказчика проводилось в рамках ст. 18.1 Закона о защите конкуренции как жалоба на обязательные в силу закона торги субъекта, осуществляющего свою закупочную деятельность в рамках Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы Заявитель выражает несогласие с порядком опубликования протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 16.01.2024 №ПРОII1 и протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.01.2024 №ИЭОК1.

Заявитель указывает, что в протоколе рассмотрения вторых частей заявок и итоговом протоколе отсутствует информация об оценке показателей, а также сведений о том, какие данные представленные участниками были засчитаны, также в протоколах отсутствуют наименования участников Закупки.

При этом Заявитель указывает, что указанные протоколы опубликованы на сайте Единой информационной системе в сфере закупок в формате .xml, который не позволяет открыть протокол в читаемом формате.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Извещение о проведении Закупки размещено на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, а также на сайте ООО «ЭТП ГПБ» (далее - Оператор ЭТП) 20.12.2023.

Дата начала приема заявок: 20.12.2023.

Дата окончания приема заявок: 10.01.2024 (09:00).

Дата окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок — 11.01.2024.

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта — 15.01.2024.

Дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок — 16.01.2024.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) — 17.01.2024.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 950 000,00 рублей.

Относительно доводов Заявителя о содержании протокола рассмотрения вторых частей заявок и итогового протокола, Комиссия считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с частью 13 статьи 48 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке должен содержать:

1) дату рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, идентификационные номера таких заявок;

2) информацию о принятом решении о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют настоящему Федеральному закону, извещению об осуществлении закупки;

3) присвоенные вторым частям заявок на участие в закупке, признанным соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае установления такого критерия в извещении об осуществлении закупки);

4) информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении и оценке вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении каждой второй части заявки на участие в закупке;

5) информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 4 части 1 статьи 52 настоящего Федерального закона.

Вместе с тем согласно части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать следующую информацию:

1) дату подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), идентификационные номера заявок на участие в закупке;

2) о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, с обоснованием такого решения и указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки;

3) присвоенные заявкам на участие в закупке, первые и вторые части которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критериям оценки, установленным в извещении об осуществлении закупки;

4) порядковые номера, присвоенные в соответствии с настоящим Федеральным законом заявкам на участие в закупке;

5) о заключении контракта по цене, увеличенной в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона;

6) о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок в отношении каждой заявки на участие в закупке;

7) о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 статьи 52 настоящего Федерального закона.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что формирование протоколов происходит с использованием электронной площадки Оператора ЭТП.

Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями, подписывает усиленной электронной подписью лицо, имеющее право действовать от имени заказчика и направляет оператору электронной площадки.

Заказчик в составе материалов представил оспариваемые протоколы, содержащие информацию в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В соответствии с Приложением № 5 к закупочной документации, Заказчиком установлены критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке:

 

Критерий оценки

Значимость критерия оценки (%)

Показатель оценки

Значимость показателя оценки (%)

Показатель оценки, детализирующий показатель оценки

Значимость показателя детализирующего показателя оценки (%)

Значимость показателя детализирующего оценки (%)

Формула оценки и шкала оценки

1

Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги

40

-

-

-

-

-

Оценка заявок осуществляется по формулам, предусмотренным пунктами 9 или 10 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Положение).

2

Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки

50

Качественные характеристики объекта закупки

100

-

-

-

100 баллов присваивается по детализирующим показателям, содержащим характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристик либо их несоответствии требованиям конкурсной документации, Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Международным стандартам аудита объекта закупки, Техническому заданию и нормативным актам - 0 баллов

-

-

-

-

-

Характеристика № 1

Описание подходов к организации и проведению аудита, соответствующее требованиям МСА и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок подготовки бухгалтерской отчетности коммерческих организаций за 2022 год и планируемый за 2023 год;

Методика проведения аудита, соответствующая требованиям МСА и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок подготовки бухгалтерской отчетности коммерческих организаций за 2022 год и планируемый за 2023 год;

Порядок расчета существенности при планировании и проведении аудита; Заявление о понимании участником закупки требований нормативно-правовых актов и положений конкурсной документации, регламентирующих настоящую закупку (по форме 1 Приложения 1 к Порядку оценки) <3>

25

100

100 баллов присваивается по детализирующим показателям, содержащим характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристик либо их несоответствии требованиям конкурсной документации, Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Международным стандартам аудита объекта закупки, Техническому заданию и нормативным актам - 0 баллов <6>

-

-

-

-

-

Характеристика № 2

Порядок взаимодействия с руководством Заказчика и лицами, ответственными за корпоративное управление Заказчика; Общая стратегия аудита, соответствующая требованиям МСА и нормативных актов, регулирующих порядок подготовки бухгалтерской отчетности коммерческих организаций за 2022 год и планируемый за 2023 год;

Расчет трудозатрат на проведение аудита по всем задачам и подзадачам технического задания, соответствующий общей стратегии аудита.

25

100

100 баллов присваивается по детализирующим показателям, содержащим характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристик либо их несоответствии требованиям конкурсной документации, Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Международным стандартам аудита объекта закупки, Техническому заданию и нормативным актам - 0 баллов <6>

-

-

-

-

-

Характеристика № 3

Описание системы внутреннего контроля качества услуг;

Описание методов и способов повышения качества услуг;

План аудита, соответствующий требованиям МСА, технического задания и нормативных актов, регулирующих порядок подготовки бухгалтерской отчетности коммерческих организаций за 2022 год и планируемый за 2023 год.

25

100

100 баллов присваивается по детализирующим показателям, содержащим характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристик либо их несоответствии требованиям конкурсной документации, Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Международным стандартам аудита объекта закупки, Техническому заданию и нормативным актам - 0 баллов <6>

-

-

-

-

-

Характеристика № 4

Описание формы и содержания документов, предоставляемых Заказчику по результатам аудита (включая образец аудиторского заключения, образец аудиторского отчета, содержащего сведения о результатах выполнения каждой из задач и подзадач, предусмотренных техническим заданием, в том числе раскрытие информации о конкретных вопросах аудита, которые могут представлять интерес для управления Заказчика;

Раскрытие информации о результатах проведения анализа финансово-экономической деятельности Заказчика и его отдельных подразделений в динамике (в табличной, текстовой и графической форме).

25

100

100 баллов присваивается по детализирующим показателям, содержащим характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристик либо их несоответствии требованиям конкурсной документации, Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Международным стандартам аудита объекта закупки, Техническому заданию и нормативным актам - 0 баллов <6>

3

Квалификация участников закупки

10

Квалификация участников закупки

100

-

-

-

-

-

-

-

3.1. Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта

50

Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров (контрактов)

100

100

Оценка заявок по показателю, предусмотренному подпунктом «а» пункта 28, осуществляется в порядке, установленном подпунктом «е» пункта 20 Положения

БХi = (Xi - Xmin) * 100 / Xпред.max - Xmin

где:

Xпред.max - предельное максимальное значение характеристики объекта закупки.

Xпред.max устанавливается в размере 7 000 000 руб.;

Хmax - максимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ оценке по критерию оценки «квалификация участников закупки»;

Хi - значение, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ оценке по критерию оценки «квалификация участников закупки»;

Хmin - минимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ оценке по критерию оценки «квалификация участников закупки».

-

-

-

3.2. Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

50

Общее количество штатных специалистов (аудиторов)

100

100

Оценка заявок по показателю, предусмотренному подпунктом «д» пункта 24, осуществляется в порядке, установленном подпунктом «е» пункта 20 Положения

БХi = (Xi - Xmin) * 100 / Xпред.max - Xmin

где:

Xпред.max - предельное максимальное значение характеристики объекта закупки. Для оценки общего количество штатных специалистов (аудиторов)

Xпред.max устанавливается в размере 10 чел.;

Хmax - максимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ оценке по критерию оценки «квалификация участников закупки»;

Хi - значение, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ оценке по критерию оценки «квалификация участников закупки»;

Хmin - минимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ оценке по критерию оценки «квалификация участников закупки».

Наличие штатных специалистов и их квалификация подтверждается перечнем следующих документов:

копиями трудовых книжек или сведениями о трудовой деятельности, предусмотренными статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;

информацией (в том числе данными), и документы, подтверждающими квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами, в том числе сертификатами о повышении квалификации. Минимальная продолжительность обучения не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, до даты окончания срока подачи заявок.

 

Комиссия проанализировала представленные протоколы и установила наличие необходимой информации о расчете заявок участников согласно критериям оценки.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.01.2024 №ИЭОК1 заявка Заявителя (№ 53) имеет порядковый номер (№ 5), оценку по первым частям заявки (0,00), оценку по вторым частям заявки (6,50), итоговую оценку заявки (42,91), а также отдельный расчет по каждому из критериев оценки, в частности, по характеристикам 1 - 4 присвоено 0,00 баллов.

Исходя из изложенного, протоколы, опубликованные на сайте ЭТП и ЕИС, размещены в предусмотренные сроки и содержат всю необходимую информацию.

Для подтверждения позиции Заказчика Комиссия направила в адрес Оператора ЭТП запрос информации.

В ответ на указанный запрос Оператор ЭТП пояснил, что в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о контрактной системе, пунктами 3 и 6 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 № 60, пунктом 11 Единых требований к операторам электронных площадок, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 № 656, под протоколом, сформированным с использованием электронной площадки, понимается не файл в текстовом формате, а электронный документ (экранная форма протокола), заполняемый заказчиком и содержащий информацию, предусмотренную частью 13 статьи 48 Закона о контрактной системе.

На экранной форме протокола предусмотрен дополнительный функционал загрузки файла, при этом размещение текстового файла протокола в соответствии законодательном о контактной системе не является обязательным ни для заказчика, ни для оператора электронной площадки.

Оператор ЭТП указал, что Заказчик заполнил только экранные формы протоколов, при этом текстовые файлы протоколов отсутствуют.

После размещения протокола на электронной площадке ООО «ЭТП ГПБ» участникам направляются уведомления в личный кабинет.

Комиссия, исследовав протокол рассмотрения вторых частей заявок от 16.01.2024 №ПРОII1, протокол подведения итогов от 17.01.2024 №ИЭОК1, установила, что указанные протоколы опубликованы на сайте Оператора ЭТП в полном объеме.

При этом уведомления о составлении протоколов направлялись в личные кабинеты участников Закупки.

Таким образом, участники обладали возможностью ознакомиться с необходимой информацией о расчетах по каждому из критериев в протоколах.

В связи с чем, доводы Заявителя об отсутствии в протоколах информации об оценке показателей, и расчетов по каждому из критериев не находит своего подтверждения и признаются Комиссией необоснованными.

Вместе с тем Комиссия считает необходимым отметить, что в силу части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссия также отмечает, что использование предусмотренных законом средств защиты только формальным способом при отсутствии реального интереса в защите права, а также с целью причинить ущерб иным лицам, содержит в себе явные признаки злоупотребления правом.

Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении жалобы.

В свою очередь, в рассматриваемом случае Заявитель не приводит в жалобе доводов, обосновывающих нарушение его прав и законных интересов.

Таким образом, доводы Заявителя не находят документального подтверждения действительного (а не мнимого) нарушения прав Заявителя, поскольку достаточных и достоверных доказательств тому представлено не было.

Комиссия отмечает, что Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Глобалс аудит» «..» на действия АО ПО «Космос» «..» при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмами Московского УФАС России от «..».

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны