Решение б/н спам от 4 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 077/05/18-9314/2019
«04» декабря 2019 года                                                                                г. Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по 
г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства 
Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия Московского УФАС 
России, Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: <...>а,
членов Комиссии: <...>ой, <...>ой,
рассмотрев дело № 077/05/18-9314/2019, возбужденное в отношении 
ПАО «ВымпелКом» (ОГРН
 1027700166636, ИНН 7713076301), 
АО «Райффайзенбанк» (ОГРН 1027739326449, ИНН 7744000302), ООО «ОСК» 
(ОГРН 1057746705631, ИНН 7705658056) по факту распространения 
посредством СМС-сообщений на телефонный номер <...> рекламы следующего 
содержания: 
«Кирилл, покупки приятнее с кредитной картой «110 дней» без 
процентов и комиссии за снятие наличных до конца июня. Лимит 1000000 руб. 
Оформите карту в Райффайзен-Онлайн: rzb.ru/2oaWGD или по тел. 
88007700908. Пока карту везет курьер она уже станет доступна для оплаты 
телефоном. Ваш Райффайзенбанк», поступившей 20.05.2019 в 12:17 от 
отправителя Raiffeisen; 
«Кирилл, получите 878000 руб. без визита в банк. Ставка снижена: 
11,99% сейчас, 9,99% со 2-го года. Оформить просто в мобильном или 
интернет-банке
 rzb.ru/RmRpzg,
 или по тел. 88007700908. ваш 
Райффайзенбанк», поступившей 20.05.2019 в 13:16 от отправителя Raiffeisen, 
с признаками нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 
13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), выразившегося в 
распространении рекламы по сетям электросвязи, в отсутствие согласия 
абонента на получение рекламы,
в присутствии представителя АО «Райффайзенбанк» в лице <...> (по 
доверенности № 4780 от 16.01.2019),
в отсутствие представителей ПАО «ВымпелКом», ООО «ОСК» 
(уведомлены надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
Дело
 № 077/05/18-9314/2019 
возбуждено
 
в
 
отношении 
ПАО «ВымпелКом», АО «Райффайзенбанк», ООО «ОСК» на основании 
заявления физического лица по факту распространения посредством СМС-
сообщений на телефонный номер <...> рекламы следующего содержания: 
«Кирилл, покупки приятнее с кредитной картой «110 дней» без 
2
процентов и комиссии за снятие наличных до конца июня. Лимит 1000000 руб. 
Оформите карту в Райффайзен-Онлайн: rzb.ru/2oaWGD или по тел. 
88007700908. Пока карту везет курьер она уже станет доступна для оплаты 
телефоном. Ваш Райффайзенбанк», поступившей 20.05.2019 в 12:17 от 
отправителя Raiffeisen;
«Кирилл, получите 878000 руб. без визита в банк. Ставка снижена: 
11,99% сейчас, 9,99% со 2-го года. Оформить просто в мобильном или 
интернет-банке
 rzb.ru/RmRpzg,
 или по тел. 88007700908. ваш 
Райффайзенбанк», поступившей 20.05.2019 в 13:16 от отправителя Raiffeisen.
Не установив оснований для отложения или приостановления 
рассмотрения дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные 
доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о 
рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим 
выводам.
ПАО «Вымпелком» является юридическим лицом, действующим на 
основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических 
лиц 28.08.2002 за основным государственным регистрационным номером 
1027700166636, ИНН 7713076301, КПП 771301001.
АО «Райффайзенбанк» является юридическим лицом, действующим на 
основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических 
лиц 07.10.2002 за основным государственным регистрационным номером 
1027739326449, ИНН 7744000302, КПП 770201001.
ООО «ОСК» является юридическим лицом, действующим на основании 
Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 
18.04.2005 за основным государственным регистрационным номером 
1057746705631, ИНН 7705658056, КПП 770401001.
Поступление указанной рекламы на телефонный номер
 <...> 
подтверждается скриншотами экрана мобильного телефона.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой является 
информация, распространенная любым способом, в любой форме и с 
использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и 
направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, 
формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ 
«О связи» (далее — Закон о связи) абонент — пользователь услугами связи, с 
которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих 
целей абонентского номера или уникального кода идентификации; электросвязь 
- любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой 
информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого 
рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным 
системам.
Информация, передаваемая посредством использования сетей 
электросвязи, является индивидуализированной по способу распространения, 
3
так как направляется определенным абонентам.
В силу специфики способа распространения рекламы по сетям 
электросвязи, такая индивидуализация, а именно направление рекламы на 
конкретный телефонный номер лица, предполагается диспозицией части 1 
статьи 18 Закона о рекламе и не является обстоятельством, исключающим 
рекламный характер распространенного СМС-сообщения.
Кроме того, под неопределенным кругом лиц применительно к Закону о 
рекламе следует понимать тех лиц, которые не могут быть заранее определены 
в качестве получателей рекламной информации.
При этом, исходя из буквального толкования упомянутой нормы права, 
следует, что квалифицирующим признаком информации как рекламной 
является именно ее адресованность неопределенному кругу лиц, но не факт 
непосредственного доведения названной информации до ее получателей.
В этой связи при разрешении вопроса относительно рекламного характера 
той или иной информации необходимо исходить, в том числе, из наличия либо 
отсутствия в тексте такой информации указания на ее конкретного получателя.
Отсутствие в тексте информации какого-либо указания на средства 
индивидуализации, позволяющие идентифицировать ее получателя, позволяет 
говорить о том, что названная информация адресована неопределенному кругу 
лиц, вне зависимости от того, каким количеством лиц она была получена.
В тексте рекламы присутствует имя лица, на восприятие которого 
направлена распространенная информация. 
Однако Комиссия приходит к выводу, что обращение к абоненту в данном 
случае не является фактором, определенно идентифицирующим получателя 
распространяемой информации. Подобное обращение к потенциальному 
клиенту является нормальным общепринятым поведением в обществе, 
соответствующим правилам обычного и делового этикета и лишь 
свидетельствует о клиентоориентированной направленности деятельности 
рекламораспространителя при продвижении своей продукции на рынке.
Более того Комиссия отмечает, что рассматриваемые смс-сообщения не 
содержат индивидуальных предложений клиенту, не информирует клиента об 
условиях уже используемых им услуг, не адресованы исключительно ему. 
Содержащаяся в них информация может быть воспринята любым лицом, а 
равно направлена на привлечение внимания к продукту банка неопределенного 
круга лиц. В силу чего Комиссия приходит к выводу именно о рекламном 
характере сообщений.
При этом в случае направления посредством телефонного звонка 
информации, содержащей сведения о товарах, услугах, мероприятиях 
конкретного лица или о самом лице (сведения об объекте рекламирования), 
такая информация может признаваться рекламой, если она носит обобщённый 
характер, способна формировать интерес к данному объекту рекламирования не 
только непосредственно у лица, которому поступила такая информация, но и у 
иного лица. Такие сведения не носят персонализированного характера, 
4
несмотря на личное обращение (упоминание имени и отчества абонента), 
представляют интерес для неопределённого круга лиц и являются рекламой. 
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования 
является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, 
изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности 
либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, 
фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к 
которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе под товаром понимается 
продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для 
продажи, обмена или иного введения в оборот.
Данная текстовая информация направлена на привлечение внимания к 
предоставлению банковских услуг, имеет целью формирование и поддержание 
интереса к ним и их продвижению.
Установлено, что информация, распространенная посредством отправки 
СМС-сообщений на номер телефона <...>, отвечает всем признакам рекламы: 
распространена посредством СМС-сообщения; адресована неопределенному 
кругу лиц, поскольку представленная в тексте сообщения информация носит 
обобщенный характер и способна формировать интерес у широкого круга лица; 
направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение 
рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования 
телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается 
только при условии предварительного согласия абонента или адресата на 
получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без 
предварительного
 
согласия
 
абонента
 
или
 
адресата,
 
если 
рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. 
Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение 
рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или 
адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или 
телефон поступило соответствующее рекламное сообщение.
Однако Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения 
предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям 
электросвязи.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской 
Федерации, изложенной в пункте 15 постановления Пленума Высшего 
Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых 
вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О 
рекламе», согласие абонента может быть выражено в любой форме, 
достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на 
получение рекламы от конкретного рекламораспространителя. Вместе с тем, 
согласие на получение от конкретного лица информации справочного 
5
характера, например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть 
истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы.
Буквальное толкование указанных положений позволяет сделать вывод о 
том, что согласие адресата должно быть получено на распространение именно 
рекламы, а обязанность доказывать наличие такого согласия возложена на 
рекламораспространителя. 
В целях защиты прав и законных интересов абонента, при получении 
такого согласия абоненту должна быть предоставлена возможность изначально 
отказаться от получения рекламных рассылок, а сама форма согласия должна 
быть прямой и недвусмысленно выражающей соответствующее согласие 
(абонент прямо выражает согласие на получение рекламы), а не 
опосредованной и обусловленной ознакомлением с правилами оказания 
(предоставления) услуг.
Следует отметить, что предоставленное распространителю рекламы 
право на получение согласия абонента в любой форме не свидетельствует о его 
безграничном усмотрении в разрешении этого вопроса и оканчивается там, где 
начинаются права абонентов на выражение своего непосредственного согласия 
на получение рекламы. Обратное же приведет к злоупотреблениям со стороны 
распространителей рекламы, стремящихся любым способом навязать абоненту 
возможность распространения со своей стороны рекламы с приданием своим 
действиям видимости законности. 
Также, в соответствии с Письмом ФАС России № АК/13563/16 от 
03.03.2016, согласие должно носить явно выраженный характер и не может 
быть выполнено в форме согласия на получение какой-либо иной информации.
Согласно представленным АО «Райффайзенбанк» документам и 
сведениям, клиентом — абонентом телефонного номера <...> был заключен 
договор на открытие текущего счета, выпуск и обслуживание банковской карты 
от 31.10.2016 (далее — договор), неотъемлемой частью которого являются 
Общие условия обслуживания счетов, вкладов и потребительских кредитов 
граждан АО «Райффайзенбанк» (далее — общие условия обслуживания).
Мобильный номер <...> был указан клиентом в качестве контактного 
номера мобильного телефона 02.11.2016 при составлении заявления на 
уточнение анкетных данных.
В момент отправки заявителю спорной рекламы действовали общие 
условия  обслуживания, вступившие в действие 12.12.2018.
В соответствии с пунктом 2.24 общих условий обслуживания клиент 
поручает Банку направлять ему/ Доверенному лицу/ Ребёнку на 
предоставленный в Банк: Контактный номер – голосовые и SMS-сообщения 
уведомительного характера, содержащие информацию о размере текущей и 
просроченной задолженности, иную информацию (в том числе, 
конфиденциального содержания), направляемую в рамках обслуживания 
Клиента и в целях исполнения заключенных с ним Договоров, а также 
информацию об изменениях Правил по Картам, Общих Условий и Тарифов 
6
Банка, новых продуктов, других новостей, а также сообщения рекламного 
характера.
Таким образом, АО «Райффайзенбанк» считает, что реклама была 
направлена при наличии согласия клиента — абонента телефонного номера
<...> на получение от банка рекламы.
В свою очередь, Комиссия считает необходимым учесть следующее.
Положение законодательства Российской Федерации о рекламе 
относительно обязанности распространителя предварительно получить 
согласие абонента на распространение ему рекламных материалов, в первую 
очередь, направлено на защиту абонентов от получения нежелательной 
рекламы. По мнению Комиссии Московского УФАС России, включение 
обязательного условия о даче согласия при заключении договора на оказание 
каких-либо услуг, в данном случае — банковских услуг, противоречит 
принципу добровольности, на котором строятся гражданские правоотношения.
Согласно представленным документам и сведениям, договор 
комплексного банковского обслуживания по своей природе является договором 
присоединения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 428 Гражданского кодекса Российской 
Федерации (далее — ГК РФ) договором присоединения признается договор, 
условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных 
стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как 
путем присоединения к предложенному договору в целом.
Таким образом, у потенциального клиента банка нет объективной 
возможности каким-либо образом повлиять на условия договора. Отказ лица от 
одного из условий такого договора приравнивается к отказу от заключения 
договора в целом.
Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу, что подобное 
навязывание клиенту услуг, прямо не связанных с основным предметом 
договора, не может рассматриваться в качестве надлежащего согласия абонента 
на получение рекламной информации.
Также Комиссией установлено, что в заявлении на внесение изменений в 
анкетные данные клиента банка, заполненном заявителем 02.11.2016, в одном 
из пунктов, где указан его телефонный номер <...> автоматически проставлена 
«галочка» - «Клиент настоящим дает свое согласие на получение от банка смс-
сообщений на любой свой номер мобильного телефона, установленный 
клиентом в качестве контактного номера мобильного телефона, с инормацией 
об изменениях «Правил использования карт АО «Райффайзенбанк», «Общих 
условий обслуживания счетов, вкладов и потребительских кредитов граждан 
АО «Райффайзенбанк» и тарифов банка, новых продуктах, иных новостей, а 
также сообщений рекламного характера».
При этом оценивая подобное содержание анкеты, Комиссия приходит к 
выводу, что Общество сформировало данный документ таким образом, что у 
клиента в момент заключения договора отсутствует возможность не 
7
соглашаться с получением рекламы на свой мобильный номер телефона.
В данном случае у лица, заключившего договор, возникает 
необходимость для отказа от получения рекламных сообщений совершить ряд 
дополнительных действий. В то время, когда для их получения достаточно 
лишь заключить договор. Подобное положение, по мнению Комиссии, прямо 
противоречит самой цели установленного частью 1 статьи 18 Закона о рекламе 
правила предварительного получения согласия абонента, и нарушает его право 
на возможность не соглашаться на распространение на его телефон 
(электронную почту и т.п.) рекламы. 
Согласно статье 309 Гражданского кодекса обязательства должны 
исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и 
требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и 
требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно 
предъявляемыми требованиями. 
Названный правовой подход наиболее полно отвечает соблюдению 
баланса частных и публичных интересов, поскольку направлен на повышенную 
защиту граждан как наиболее слабой стороны в рассматриваемых 
правоотношениях от получения нежелательной рекламы, а также способствует 
усилению контроля за соблюдением законодательства со стороны всех лиц, 
принимающих участие в передаче соответствующих сообщений, на всех этапах 
распространения.
ПАО «Райффайзенбанк» в настоящем случае не предпринял достаточных 
мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства 
о рекламе. 
Таким образом, в настоящем случае отсутствует выраженное согласие 
абонента именно на получение рекламы, в том числе от конкретного 
рекламораспространителя.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не 
соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, 
является ненадлежащей.
Резюмируя изложенное, Комиссия отмечает, что рассматриваемая реклама 
не является персональным предложением заявителю, а направлена в рекламных 
целях для привлечения внимания к объекту рекламирования, поддержанию 
интереса к нему. 
Положение законодательства Российской Федерации о рекламе 
относительно обязанности распространителя предварительно получить 
согласие абонента на распространение ему рекламных материалов, в первую 
очередь, направлено на защиту абонентов от получения нежелательной 
рекламы. 
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Московского УФАС России 
приходит к выводу, что реклама, поступившая на номер телефона 
<...> в отсутствие согласия абонента на ее получение со следующим 
содержанием: 
8
«Кирилл, покупки приятнее с кредитной картой «110 дней» без 
процентов и комиссии за снятие наличных до конца июня. Лимит 1000000 руб. 
Оформите карту в Райффайзен-Онлайн: rzb.ru/2oaWGD или по тел. 
88007700908. Пока карту везет курьер она уже станет доступна для оплаты 
телефоном. Ваш Райффайзенбанк», поступившей 20.05.2019 в 12:17 от 
отправителя Raiffeisen;
«Кирилл, получите 878000 руб. без визита в банк. Ставка снижена: 
11,99% сейчас, 9,99% со 2-го года. Оформить просто в мобильном или 
интернет-банке
 rzb.ru/RmRpzg,
 или по тел. 88007700908. ваш 
Райффайзенбанк», поступившей 20.05.2019 в 13:16 от отправителя Raiffeisen, 
нарушает положения части 1 статьи 18 Закона о рекламе.
В соответствии с материалами дела указанная реклама распространялась 
на основании следующих договоров:
• договор об оказании услуг связи «Билайн» № 520542712 от 30.04.2015 
(далее — Договор 1), а также дополнительное соглашение № 676943005 от 
20.12.2017 к Договору 1 (далее — Соглашение к Договору 1), заключенные 
между ПАО «ВымпелКом» и АО «Райффайзенбанк»;
• договор № SMS 34-08/08 от 25.08.2008, заключенный между 
АО «Райффайзенбанк» и ООО «ОСК».
В соответствии с пунктом 1.1 Договора 1 ПАО «Вымпелком» оказывает 
услуги связи «Билайн», а АО «Райффайзенбанк» оплачивает их на условиях 
Договора 1.
Согласно пункту 2.4 Договора 1 дополнительные услуги, технологически 
неразрывно связанные с услугами по Договору 1 и направленные на 
повышение их потребительской ценности, оказываются ПАО «Вымпелком» 
или третьими лицами, имеющие право на оказание соответствующих услуг, и 
оплачиваются АО «Райффайзенбанк» в порядке, предусмотренном Договором 1 
(приложениями/дополнительными соглашениями/дополнениями к Договору 1).
Согласно пункту 1.1 Соглашения к Договору 1 ПАО «ВымпелКом» 
предоставляет АО «Райффайзенбанк» услуги доступа к программно-
аппаратному комплексу ПАО «ВымпелКом» для формирования и рассылки 
коротких текстовых сообщений определенному кругу лиц партнерам 
АО «Райффайзенбанк». 
В соответствии с пунктом 4.2 Соглашения
 к Договору 1 
АО «Райффайзенбанк» осуществляет рассылку коротких текстовых сообщений 
на телефонные номера только тех пользователей, которые предоставили 
АО «Райффайзенбанк» и/или партнерам свое предварительное согласие на 
получение рекламных, информационных и иных материалов путем рассылки 
коротких текстовых сообщений, а также обязуется сообщать 
ПАО «Вымпелком»
 
актуальные
 
даты
 
получение
 
согласий
АО «Райффайзенбанк» и/или партнерами до даты осуществления рассылок на 
номера соответствующих пользователей. АО «Райффайзенбанк» по требованию 
ПАО «Вымпелком» в течение срока указанного в требовании, но не более 10 
9
(десяти) рабочих дней с даты получения соответствующего запроса, 
предоставляет ПАО «Вымпелком» данные и документы, подтверждающие 
наличие предварительного согласия пользователей, а также информацию о 
партнерах, являющихся инициаторами рассылки коротких сообщений, включая 
копию договора с партнером.
Согласно пункту 4.9 Соглашения к Договору 1 в случае нарушения 
АО
 «Райффайзенбанк», в том числе, вышеуказанного пункта 
ПАО «Вымпелком» вправе с предварительным уведомлением приостановить 
оказание услуг по до устранения АО «Райффайзенбанк» соответствующих 
нарушений, в частности до представления подтверждения согласия 
пользователей или расторгнуть Соглашение к Договору 1 в одностороннем 
порядке.
В соответствии с пунктом 1.1 Договора 2 предметом данного договора 
является предоставление АО «Райффайзенбанк» доступа к программному 
приложению, обеспечивающему формирование, доставку и подтверждение о 
доставке SMS-сообщений (далее — услуги). 
В силу пункта 1.2 Договора 2 услуги предоставляются в соответствии с 
установленными ООО «ОСК» правилами предоставления услуг (приложение 
№ 2 к Договору 2) и оплачиваются согласно действующим тарифам. Согласно 
пункту 1.3 Договора 2 тарифы и правила предоставления услуг являются 
неотъемлемой частью Договора 3. 
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления услуг (далее — 
Правила) ООО «ОСК» предоставляет АО «Райффайзенбанк» услуги доступа к 
программному приложению, обеспечивающему формирование и доставку 
SMS-сообщений. Передача информации (текст SMS-сообщения, телефон и др. 
информация) происходит от АО «Райффайзенбанк» к ООО «ОСК» через сеть 
Интернет. 
Согласно пункту 12 Правил АО «Райффайзенбанк» обязуется не 
использовать услугу для передачи или приема материалов грубого, 
оскорбительного, унизительного или угрожающего характера, в нарушение 
авторских и других прав или материалов, противоречащих действующему 
российскому или международному законодательству.
При этом в соответствии с пунктом 13 Правил АО «Райффайзенбанк» 
обязуется не использовать услугу для распространения ненужной получателю, 
незапрошенной информации вида СПАМ: в частности, являются 
недопустимыми следующие действия: рассылка информации получателям, 
высказавшим ранее явное нежелание получать эту информацию. 
Согласно пункту 2.1.4 Договора 2 под СПАМом понимается массовая 
рассылка SMS-сообщений рекламного или характера лицам, не являющимся 
абонентами
 АО
 «Райффайзенбанк», а также рассылка абонентам 
АО «Райффайзенбанк» информации, не относящейся к предмету договора. 
В силу пункта 14 Правил в случае нарушения пунктов 12, 13 Правил, 
10
ООО «ОСК» вправе приостановить предоставление услуг и расторгнуть 
Договор 2 в одностороннем порядке в соответствии с пунктом 6.3 Договора 2.
Таким образом, каждое лицо, участвующее в деле, является 
неотъемлемой частью правоотношений, складывающихся в процессе передачи 
СМС-сообщений конечным потребителям. Отсутствие любого из них в этих 
правоотношениях сделает распространение указанных сообщений 
невозможным. 
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться 
надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и 
требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и 
требований — в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми 
требованиями. 
ПАО «ВымпелКом», АО «Райффайзенбанк», ООО «ОСК» в настоящем 
случае не предприняли достаточных мер, направленных на соблюдение 
требований действующего законодательства о рекламе. 
Объективных доводов, свидетельствующих о невозможности соблюдения 
требований части 1 статьи 18 Закона о рекламе, в том числе в части 
нераспространения рекламы, законной по содержанию, но не по способу 
распространения
 
потребителю
 
рекламы, 
ПАО
 
«ВымпелКом»,
АО «Райффайзенбанк», ООО «ОСК» не представлено. Более того, такая 
возможность напрямую следует из совокупности прав и обязанностей, 
принятых на себя сторонами в силу соглашений (договоров). 
В этой связи действия лиц, участвующих в деле, противоречат ранее 
приведенным положениям законодательства и, кроме того, не имеют правового 
значения, поскольку данные лица были осведомлены о цели использования 
предоставляемых ими услуг, а именно о рассылке СМС-сообщений 
информационного и рекламного характера неопределенному кругу лиц. 
Обратного ПАО «ВымпелКом», АО «Райффайзенбанк», ООО «ОСК» не 
доказано, в связи с чем не представляется возможным говорить о том, что на 
Общества не могут быть возложены обязанности, предъявляемые к 
рекламораспространителям. 
Названный правовой подход наиболее полно отвечает соблюдению 
баланса частных и публичных интересов, поскольку направлен на повышенную 
защиту граждан как наиболее слабой стороны в рассматриваемых 
правоотношениях от получения нежелательной рекламы, а также способствует 
усилению контроля за соблюдением законодательства со стороны всех лиц, 
принимающих участие в передаче соответствующих сообщений, на всех этапах 
распространения.
Желание лиц, участвующих в деле, получать обусловленную договором 
плату за оказание услуг по передаче СМС-сообщений, в том числе рекламного 
характера, и при этом избегать ответственности за нарушение законодательства 
о рекламе при их передаче представляет собой исключительное 
злоупотребление правом, которое в силу части 2 статьи 10 ГК РФ не подлежит 
11
защите.
Кроме того, согласно части 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательская 
деятельность направленная на систематическое извлечение прибыли 
осуществляется субъектом на свой риск. Право общества на осуществление 
предпринимательской деятельности не должно нарушать права и интересы 
лица, не изъявившего желание получать рекламные сообщения.
В этой связи, заключив вышеупомянутые договоры, ПАО «ВымпелКом», 
АО «Райффайзенбанк», ООО «ОСК» приняли на себя все обязательства по 
указанным договорам (в том числе по направлению сообщений только лицам, 
изъявившим согласие на их получение) со всеми вытекающими правовыми 
последствиями их исполнения, в том числе и в случае, когда исполнение этих 
обязательств нарушает требования законодательства Российской Федерации о 
рекламе.
На основании изложенного, учитывая то обстоятельство, что действия по 
непосредственному доведению СМС-сообщений до их конечных получателей 
осуществлены лицами, участвующими в деле, а также то, что они были 
осведомлены относительно передаваемых сообщений и о цели оказания ими 
соответствующих услуг, в данном случае имеются все основания считать 
ПАО
 
«ВымпелКом»,
 АО
 
«Райффайзенбанк»,
 
ООО
 
«ОСК» 
рекламораспространителями в понимании пункта 7 статьи 3 Закона о рекламе.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе, реклама, не 
соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, 
является ненадлежащей.
Таким образом, распространение на телефонный номер <...> рекламы 
следующего содержания: 
«Кирилл, покупки приятнее с кредитной картой «110 дней» без 
процентов и комиссии за снятие наличных до конца июня. Лимит 1000000 руб. 
Оформите карту в Райффайзен-Онлайн: rzb.ru/2oaWGD или по тел. 
88007700908. Пока карту везет курьер она уже станет доступна для оплаты 
телефоном. Ваш Райффайзенбанк», поступившей 20.05.2019 в 12:17 от 
отправителя Raiffeisen; 
«Кирилл, получите 878000 руб. без визита в банк. Ставка снижена: 
11,99% сейчас, 9,99% со 2-го года. Оформить просто в мобильном или 
интернет-банке
 rzb.ru/RmRpzg,
 или по тел. 88007700908. ваш 
Райффайзенбанк», поступившей 20.05.2019 в 13:16 от отправителя Raiffeisen, 
с нарушением части 1 статьи 18 Закона о рекламе является ненадлежащим.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за 
нарушение требований, установленных статьей 18 Закона о рекламе, несут 
рекламораспространители.
В силу пункта 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространителем 
является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в 
любой форме и с использованием любых средств.
Таким образом, рекламораспространителем является лицо, 
12
осуществляющее фактическое доведение объекта рекламирования до сведения 
потребителей.
Комиссией Московского УФАС России установлено, что 
распространение рассматриваемой рекламы на телефонный номер 
<...> осуществлено в силу гражданско-правовых отношений, сложившихся 
между ПАО «ВымпелКом», АО «Райффайзенбанк», ООО «ОСК».
Каждый из хозяйствующих субъектов осуществил конкретное 
фактическое действие, в силу и исключительно в совокупности которых 
рассматриваемая реклама была доставлена конечному адресату — заявителю. В 
случае отсутствия последовательности вышеустановленных действий данными 
лицами 
рассматриваемое сообщение не достигло бы конечного
адресата — потребителя рекламы. 
На основании изложенного ПАО «ВымпелКом», АО «Райффайзенбанк», 
ООО «ОСК» являются рекламораспространителями рекламы следующего 
содержания: 
«Кирилл, покупки приятнее с кредитной картой «110 дней» без 
процентов и комиссии за снятие наличных до конца июня. Лимит 1000000 руб. 
Оформите карту в Райффайзен-Онлайн: rzb.ru/2oaWGD или по тел. 
88007700908. Пока карту везет курьер она уже станет доступна для оплаты 
телефоном. Ваш Райффайзенбанк», поступившей 20.05.2019 в 12:17 от 
отправителя Raiffeisen; 
«Кирилл, получите 878000 руб. без визита в банк. Ставка снижена: 
11,99% сейчас, 9,99% со 2-го года. Оформить просто в мобильном или 
интернет-банке
 rzb.ru/RmRpzg,
 или по тел. 88007700908. ваш 
Райффайзенбанк», поступившей 20.05.2019 в 13:16 от отправителя Raiffeisen.
Как установлено выше, лицами, участвующими в деле, осуществляется 
предпринимательская деятельность по осуществлению СМС-рассылок, в том 
числе рекламного характера, подпадающих под понятие СПАМ. 
Осуществление любого рода деятельности с целью извлечения прибыли влечет 
за собой определенные последствия, включая набор определенных рисков.
Субъект договорных отношений, предполагая возможность нарушения 
контрагентом законодательства Российской Федерации, ответственность за 
которое будет нести он, может включить в договор условия о компенсации 
понесенных убытков. Однако, данные положения договора лишь регулируют 
взаимоотношения между лицами, заключившими такой договора, но не могут 
влиять на привлечение таких лиц к ответственности за нарушения 
законодательства Российской Федерации. 
Таким образом, лица, участвующие в настоящем деле, в рамках 
рассмотрения данного дела признаются рекламораспространителями, а равно 
несут ответственность, предусмотренную Законом о рекламе для данного 
субъекта правоотношений.
Иное фактически выводило бы такого важного участника 
распространения рекламы по сетям электросвязи как оператор связи из под 
13
обязанности по соблюдению Закона о рекламе лишь на основании наличия 
соответствующей лицензии.
Таким образом, Комиссией Московского УФАС России в действиях 
ПАО «ВымпелКом», АО «Райффайзенбанк», ООО «ОСК» выявлены 
правонарушения, выраженные в распространении рекламы следующего 
содержания: 
«Кирилл, покупки приятнее с кредитной картой «110 дней» без 
процентов и комиссии за снятие наличных до конца июня. Лимит 1000000 руб. 
Оформите карту в Райффайзен-Онлайн: rzb.ru/2oaWGD или по тел. 
88007700908. Пока карту везет курьер она уже станет доступна для оплаты 
телефоном. Ваш Райффайзенбанк», поступившей 20.05.2019 в 12:17 от 
отправителя Raiffeisen; 
«Кирилл, получите 878000 руб. без визита в банк. Ставка снижена: 
11,99% сейчас, 9,99% со 2-го года. Оформить просто в мобильном или 
интернет-банке
 rzb.ru/RmRpzg,
 или по тел. 88007700908. ваш 
Райффайзенбанк», поступившей 20.05.2019 в 13:16 от отправителя Raiffeisen.
Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом 
дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской 
Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства 
Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях 
прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному 
(обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о 
прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него 
действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения 
ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но 
содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения 
реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной 
рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации 
о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.
Также, в дело не представлено документальных доказательств 
невозможности продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а 
равно подтвержденной информации о прекращении действия либо 
расторжении договоров, гражданско-правовых отношений или иных 
внутренних актов, на основании которых рассматриваемая реклама 
размещалась.
Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, 
выявленных при рассмотрении конкретного дела, не является мерой 
ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом 
способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о 
рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных 
заинтересованных лиц.
На основании изложенного Комиссия Московского УФАС России 
14
приходит к выводу о необходимости выдачи ПАО «ВымпелКом», 
АО «Райффайзенбанк», ООО «ОСК» 
предписаний о прекращении 
(недопущении дальнейшего) нарушения законодательства Российской 
Федерации о рекламе, а именно размещения (распространения) рекламы, 
нарушающей положения Закона о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о 
рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения 
антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения 
законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского 
УФАС России
РЕШИЛА:
1.  Признать ПАО «ВымпелКом», АО «Райффайзенбанк», ООО «ОСК» 
нарушившими часть 1 статьи 18
 Закона о рекламе
 посредством 
СМС-сообщения на телефонный номер <...> рекламы следующего содержания: 
«Кирилл, покупки приятнее с кредитной картой «110 дней» без 
процентов и комиссии за снятие наличных до конца июня. Лимит 1000000 руб. 
Оформите карту в Райффайзен-Онлайн: rzb.ru/2oaWGD или по тел. 
88007700908. Пока карту везет курьер она уже станет доступна для оплаты 
телефоном. Ваш Райффайзенбанк», поступившей 20.05.2019 в 12:17 от 
отправителя Raiffeisen; 
«Кирилл, получите 878000 руб. без визита в банк. Ставка снижена: 
11,99% сейчас, 9,99% со 2-го года. Оформить просто в мобильном или 
интернет-банке
 rzb.ru/RmRpzg,
 или по тел. 88007700908. ваш 
Райффайзенбанк», поступившей 20.05.2019 в 13:16 от отправителя Raiffeisen, 
в отсутствие согласия абонента на получение рекламы.
2.  Выдать ПАО «ВымпелКом»,  АО «Райффайзенбанк», ООО «ОСК» 
предписания о прекращении нарушения законодательства Российской 
Федерации о рекламе. 
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, 
предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса 
Российской Федерации.
Председатель Комиссии
<...>
Члены Комиссии      
<...>а
<...>а 
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны