Решение №29188/24 б/а от 18 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-9301/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров


16.07.2024 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...>,

членов Комиссии:

<...>,

<...>,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителя ООО «ТехноАква» в лице <...>, действующейго на основании доверенности от 15.07.2024 № 2, представителя НИУ МГСУ в лице <...>, действующего на основании доверенности от 23.11.2023 № 308-139-91/9,

рассмотрев жалобу ООО «ТехноАква» (далее — Заявитель) на действия НИУ МГСУ (далее — Заказчик) при проведении закупки в электронном магазине исключительно среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по мойке чаши плавательного бассейна (реестровый № 32413762359, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:
 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно применен приоритет в соответствии с Постановлением Правительства от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее - Постановления № 925).

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчик при проведении Закупки руководствовался частью 1 Раздела 2 Главы 4 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГБОУ ВО «НИУ МГСУ», утвержденного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации 15.04.2022 (с изменениями от 25 марта 2024) (далее — Положение).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к участникам закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссией установлено, что 01.07.2024 Заказчик на сайте единой электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о закупки в электронном магазине исключительно среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по мойке чаши плавательного бассейна.

Способ размещения закупки: закупка у единственного поставщика в электронной форме (электронный магазин), участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Предметом закупки является оказание услуг по мойке чаши плавательного бассейна.

Начальная (максимальная) цена договора — 349 995,00 рублей.

Дата начала срока подачи заявок — 01.07.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) — 02.07.2024 в 09:00.

Дата рассмотрения первых частей заявок — 14.06.2024.

Подведение итогов закупки проводится в течение 1 (одного) рабочего дня.

Согласно пункту 3.1 технического задания Заказчику требуется оказание следующей услуги:

 

п/п

Наименование

Требования к характеристикам Услуги. Качество оказываемых услуг должно соответствовать требованиям установленным законодательством РФ (ТР ТС, ГОСТу, СанПин и другим документам, удостоверяющим их качество)

Ед. изм.

Кол-во

Начальная (максимальная) цена за единицу  с НДС, руб.

Начальная (максимальная) стоимость с учетом НДС, руб.

1

Мойка чаши плавательного бассейна

Мойка чаши бассейна из нержавеющей стали

- размер 25х25 м, глубина 1,2-1,8 м производится с использованием специальных средств:

- Очистка поверхности чаши от загрязнений, известкового налета, жировых пятен, налета ржавчины при помощи очистителя нержавеющих сталей Avesta Classic Cleaner 401

- Удаление локальных очагов коррозии, восстановление коррозионной стойкости металла травильной пастой Avesta Red One 140.

 - очистка водоприемных лотков по периметру чаши

 - очистка пластиковых решеток, закрывающих водоприемные лотки при помощи мойки высокого давления

услуга

1

349995,00

349995,00

ИТОГО

 

 

 

349995,00

 

Форма технического предложения установлена Техническим заданием в следующем виде:

п/п

Наименование товара, работ, услуг

Ед. изм.

Кол-во

Технические и функциональные характеристики материала

Наименование страны происхождения товара (только для товара)

Ставка НДС, %

Указать порядковый номер

Указать наименование, его торговую марку и/или артикул (при наличии)

Указать ед. изм. согласно ОКЕИ

 

 

 

Указать количество

Участник должен перечислить характеристики материалов в соответствии с требованиями технического задания документации и указать их конкретные значения.

Значения показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование, не должны содержать формулировки «не менее», «не более», «не выше», «от», «до» и т.д., то есть должны быть конкретными.

Указать наименование страны происхождения товара в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 № 529-ст

Указать процентную ставку НДС

 

Таким образом, Заказчику требуется оказание услуг, при которой исполнитель будет использовать средства, указанные в колонке 2 пункта 3.1 Технического задания.

В силу пункта 1.1 Закупочной документации заявки оцениваются на основании стоимостных критериев сопоставления заявок. Победителем признается поставщик (исполнитель, подрядчик), предложившим лучшие условия исполнения договора по цене. В случае, если поступило несколько предложений от поставщиков (исполнителей, подрядчиков) с одинаковыми предложениями о цене договора, договор заключается с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предложение которого поступило ранее других таких предложений.

Согласно Протоколу рассмотрения заявок от 02.07.2024 № 32413762359-01 (далее — Протокол) по результатам проведения Закупки ООО «Орбитал» признан победителем.

В Протоколе отражены следующие сведения о соответствии заявок требованиям:

 

Порядковый номер заявки на участие в закупке

Сведения об участнике закупки, заявка на участие которого рассматривалась

Ценовое предложение без НДС

Ценовое предложение с НДС

Решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие требованиям, установленным документацией о закупке

1

ООО «ТЕХНОАКВА»

250 000,00 (Российский рубль), без НДС

Не облагается НДС

Соответствует требованиям

2

ООО «ОРБИТАЛ»

287 500,00 (Российский рубль), без НДС

345 000,00 (Российский рубль), с НДС(20%)

Соответствует требованиям.

В соответствии с п.1.6 извещения и Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 об установлении Приоритета товарам, работам, услугам РФ, предоставляется преференция в размере 15% данному участнику и для сравнения ценовых предложений берем 244375,00 (Российский рубль), без НДС)

 

Таким образом, при оценке заявок участников Заказчик снизил ценовое преложение участника № 2 (ООО «ОРБИТАЛ») на 15%, применив на основании пункта 1.6 Извещения приоритет в соответствии с Постановлением № 925, в связи с чем ООО «ОРБИТАЛ» было признано победителем Закупки.

Как следует из доводов жалобы, у Заказчика отсутсвовали основания для применения приоритета в соответствии с Постановлением № 925, поскольку согласно позиции Заявителя в своей заявке указал Российскую Федерацию как страну происхождения услуг и Королевство Швеция как страну происхождения товаров, используемых для оказания услуг, так как Техническое задание не предполагало «эквивалентов» по товарам используемым для оказания услуг, в связи с чем другой участник не мог предоставить аналогичный товар с другой страной происхождения, в связи с чем основания для применения положений Постановление № 925 у Заказчика отсутствовали.

Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что основанием применения приоритета послужило декларирование участниками закупок разных стран происхождения товара: ООО «Орбитал» продекларировал страну происхождения товара Российская Федерация, а Заявитель страной происхождения товара указал Королевство Швеция.

Вместе с тем Комиссия отмечает, в соответствии с пунктом 2 Постановления № 925 при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

Таким образом, применение приоритета в соответствии с Постановлением № 925 при закупке услуг осуществляется в зависимости от происхождения лица, оказывающего услуги, а не от страны происхождения товара, используемого при оказании услуг.

Согласно сведениям ЕГРЮЛ, Комиссия установила, что участник ООО «Техноаква» (ИНН: 4345388896) является российским юридическим лицом, зарегистрированным по адресу: ул. Дзержинского, д.17, оф.71, г. Киров, Кировская обл., 610016, участник ООО «Орбитал» (ИНН: 7716590949) — российское юридическое лицо, зарегистрированное по адресу: ул. Касаткина, д.3А, стр.1, г. Москва, 129301.

Таким образом, у Заказчика отсутствовали основания применения приоритета в соответствии с пунктом 3 Постановления № 925.

Доказательств обратного Заказчиком не представлено.

В свою очередь, Комиссия отмечает, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Вместе с тем действия Заказчика в настоящем случае упомянутым целям и принципам не соответствовали, поскольку объективно повлекли за собой их нарушение.

Между тем, указанные действия Заказчика влекут за собой не только нарушение принципов равноправия и справедливости (пункт 1 статьи 3 Закона о закупках), но и принципа недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

При этом Законом о закупках установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг именно в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о признании жалобы обоснованной.

Комиссией принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, поскольку в настоящем случае по результатам Закупки с победителем заключен договор (04.04.2024).

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ТехноАква» (ИНН: 7725829542; ОГРН: 1147746564900) на действия НИУ МГСУ (ИНН: 7725262013; ОГРН: 1157746099928) при проведении Закупки обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 и части 6 статьи 3 Закона о закупках.

3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны