Решение б/н б/а от 6 июля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-10609/2021 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
01.07.2021 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председательствующего Комиссии:
«...»;
членов Комиссии:
«...»;
«...»;
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «ЭЛЕКОМ», ОАО «РЖД»,
рассмотрев жалобу ООО «ЭЛЕКОМ» (далее — Заявитель) на действия ОАО «РЖД» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора поставки оборудования для ремонта и обеспечения безопасности электротехнических установок (реестровый № 32110331965) (далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, перенаправленная письмом ФАС России от 17.06.2021 № 28/49467/21, мотивированная ненадлежащим формированием Конкурсной документации.
При этом в жалобе Заявителя содержатся ссылки на нарушение Заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Комиссия разъяснила Заявителю о том, что настоящая жалоба принята к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Жалоба, содержащая сведения о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции.
На вопрос Комиссии Заявитель пояснил, что отказывается от рассмотрения жалобы по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции и в качестве способа защиты права выбирает рассмотрение своей жалобы по правилам статьи 18.1. Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно доводам жалобы нарушение со стороны Заказчика при проведении закупочной процедуры выразилось в том, что техническим характеристикам, установленным в Конкурсной документации соответствует продукция единственного производителя — ООО «Завод изоляционного оборудования», что приводит к ограничению конкуренции.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно пункту 1 части 6.1. статьи 3 Закона о закупках, в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
Комиссией установлено, что 28.05.2021 Заказчик на сайте Единой электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении открытого конкурса в электронной форме № 330/ОКЭ-ЦДЗС/21 на право заключения договора поставки оборудования для ремонта и обеспечения безопасности электротехнических установок (реестровый № 32110331965) (далее – конкурс, процедура).
Согласно статье 14 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» к документам по стандартизации в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся также стандарты организаций, в том числе технические условия.
Пунктом 4.1.2.1 ГОСТ Р 56622-2015 «Вышки изолирующие съемные для работы на контактной сети железной дороги» установлено, что вышки изготовляют в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технической документации на вышки конкретного вида (типа) по конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.
В связи с этим, Проектно-конструкторским бюро по инфраструктуре ОАО «РЖД» разработаны технические условия 23.12.13-801-01124276-217 «Вышка, изолирующая съемная с лестницами из стеклопластика швеллерного профиля» (далее – Технические условия).
Согласно Техническому заданию Приложение 1.1 Конкурсной документации к позиции № 10 установлены следующие требования:
Наименование Товара: КОМПЛЕКТ РЕМОНТНЫЙ ЛЕЙТЕРА;
Технические характеристики:
10 |
КОМПЛЕКТ РЕМОНТНЫЙ ЛЕЙТЕРА |
Водопоглощение, % не более 0,05; Удельное поверхностное электрическое сопротивление в исходном состоянии, Ом, 12 не менее 1х10; Электрическая прочность вдоль волокон при частоте тока 50Гц, МВ/м (при температуре 15-35С и относительной |
По мнению Заявителя, лестницы стеклопластиковые одноколенные приставные с указанными характеристиками швеллерного стеклопластикового профиля, а также наличием подкосов у ступней лестницы выпускаются единственным производителем.
Заявитель также указывает, что распорки с указанными характеристиками, применяемые при производстве и комплектации Комплектов ремонтных лейтера, а также ремонтные комплекты лейтера с таким комплектом поставки используются и выпускаются единственным производителем.
Вместе с тем, доводы Заявителя относительно того, что техническим характеристикам, установленным в Конкурсной документации соответствует продукция единственного производителя ООО «Завод изоляционного оборудования», признаются Комиссией несостоятельными в связи со следующим.
Заявителем в составе своей заявки предложен Товар собственного производства с характеристиками, установленными в Конкурсной документации.
Помимо этого, в ответ на запрос Заказчика от 22.06.2021 №ИСХ-1087/ЦДЗС МР производителем ООО «АРСЕНАЛ» письмом от 23.06.2021 № ИСХ-72 сообщено о готовности производства продукции по позиции 10 закупаемого оборудования в полном соответствии с техническими характеристиками, указанными в техническом задании Конкурсной документации.
Также в ответ на запрос Заказчика от от 22.06.2021 № ИСХ-1086/ЦДЗС МР производителем ООО «Антиток» письмом от 23.06.2021 № 78 также сообщено о готовности производства продукции по позиции 10 закупаемого оборудования в полном соответствии с техническими характеристиками, указанными в техническом задании закупочной документации.
Таким образом, доводы Заявителя о том, что техническим характеристикам, установленным в Конкурсной документации соответствует продукция единственного производителя не находят своего подтверждения и опровергаются материалами дела.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).
Одной из целей Закона о закупках является удовлетворение потребностей заказчиков в удовлетворении нужд в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).
Согласно требованиям части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Из приведенных норм права в их взаимосвязи следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
При этом Закон о закупках не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми и необходимыми для выполнения соответствующих функций, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что указание Заказчиком в закупочной документации оспариваемых Заявителем требований обусловлены его потребностями.
При этом Технические условия составлены исходя из опыта эксплуатации передвижных монтажных лестниц (лейтера) с учетом необходимости обеспечения их максимальной устойчивости в любых погодных условиях.
Технические характеристики закупаемого оборудования по позиции № 10 идентичны техническим характеристикам установленным в Технических условиях.
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что установленные Заказчиком в закупочной документации требования не могут рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Действительных доказательств нарушения прав Заявителя оспариваемым требованием, Заявителем Комиссии не представлено.
Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу ООО «ЭЛЕКОМ» (ОГРН: 1085803000095, ИНН: 5803018445) на действия ОАО «РЖД» (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727) при проведении Закупки необоснованной.
-
Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмами Московского УФАС России от 21.06.2021 № ЕИ/35997/21, от 28.06.2021 № ЕИ/37612/21.