Решение б/н Решение по жалобе ООО «Центральное Страховое Общество» на де... от 15 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-10/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров


 

15.01.2018 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия):

рассмотрев жалобу при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по страхованию судов ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» (реестровый № 31705786334) (далее — Конкурс),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в неправомерном принятии решения об отстранении участника закупки от участия в Конкурсе.

Жалоба принята и рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, Аукционной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, Аукционной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о Конкурсе такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения довода жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

13.03.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» (далее — Положение о закупках).

Извещение о проведении Аукциона опубликовано в ЕИС 24.11.2017. Согласно извещению о проведении Аукциона, дата окончания подачи заявок — 19.12.2017, дата подведения итогов Аукциона — 26.12.2017.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 18.12.2017 Заявитель признан победителем Конкурса по лоту № 1, с которым принято решение заключить договор.

19.12.2017 Заказчик направил в адрес Заявителя письмо (исх. № МСС-5523) с требованием представить свидетельство о наличии перестрахования до требуемых тендером лимитов в срок до 12:00 21.12.2017.

21.12.2017 Заявитель в ответ на письмо направило Заказчику сведения о наличии перестрахования, в том числе, об обеспечении облигаторной перестраховочной защиты сроком до 31.12.2018 (исх. № 1808).

25.12.2017 в ЕИС Заказчиком опубликован протокол оценки и сопоставления заявок № 31705786334-03, включающий решение об отстранении Заявителя закупки от участия в Конкурсе по лоту № 1 на основании следующего:

«1. Не представлена перестраховочная программа на 2018 год по рискам страхования судов.

2. По представленной действующей до 31.12.2017 перестраховочной программе (перестраховочная ковер-нота № CIC-16-17/CRS от 21.12.2016) по рискам страхования судов покрываются в рамках сублимита убытки в размере 5 000 000,00 Евро, что значительно меньше страховых сумм, установленных Техническим заданием для судов «Балтика», «Мурман», «Спасатель Карев», «Спасатель Кавдейкин», «Спасатель Заборщиков», «Спасатель Демидов», «Берингов Пролив».

На основании п. 5.6.7 Положения о закупке товаров, работ, услуг ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» (далее — Положение о закупке), заказчиком принято решение об отстранении ООО «Центральное Страховое Общество» от участия в закупке и заключении в соответствии с п. 14.7 Положения о закупке договора на оказание услуг по страхованию судов ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» по лоту № 1 с участником закупки, занявшим второе место после победителя СПАО «Ингосстрах».

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

Согласно пунктам 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

- требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 5.2.2. Положения о закупках, документация о закупке должна содержать, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 2 раздела «Информационная карта» Конкурсной документации, в разделе «Техническое задание» (Приложение №2 к Документации) и проекте договора (Приложение № 3 к Документации) установлены требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пунктом 4 раздела «Информационная карта» Конкурсной документации, установлено, что участник закупки в заявке на участие в конкурсе выражает согласие исполнить условия договора, указанные в Документации и проекте договора, по форме, установленной в Приложении № 1 к Документации, а также описывает свои предложения по условиям исполнения договора по форме, установленной в Приложении № 4 к Документации.

Изучив Конкурсную документацию, а также доводы жалобы и возражения Заказчика, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в Конкурсной документации требования о предоставлении в составе заявки перестраховочной программы на 2018 год по рискам страхования судов.

Заказчик в качестве основания отстранения Заявителя от участия в Конкурсе ссылается на положения пункта 5.6.7 Положения о закупках, в соответствии с которым в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, установления факта несоответствия участника закупки установленным в соответствии с пунктом 5.3 настоящего Положения требованиям, такой участник закупки должен быть отстранен от участия в закупке на любом этапе ее проведения.

Вместе с тем, принимая во внимание факт признания Заявителя победителем Закупки, а следовательно признания его заявки соответствующей требованиям Конкурсной документации, Комиссия не находит подтверждения обоснования отклонения заявки Заявителя по вышеназванному основанию.

Относительно отклонения заявки Заявителя по второму основанию, указанному в протоколе оценки и сопоставления заявок № 31705786334-03, Заказчиком не представлено доказательств предоставления Заявителем в составе заявки недостоверных сведений.

Согласно пункту 5.3.5. Положения о закупках, при проведении закупок не допускается предъявлять к участникам требования, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Указанные принципы не могут быть признаны соблюденными при неправомерном отклонении заявки Заявителя, в то время как Заказчик не предпринял никакой попытки надлежащим образом оценить все представленные Заявителем документы, а предпочел отклонить заявку фактически по формальным основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Таким образом, в рассматриваемых действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 1, 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3 Закона о закупках, пункта 5.3.5. Положения о закупках.

С учетом изложенного, Комиссия решила признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.

Кроме того, Комиссией в ходе заседания выявлено иное нарушение в действиях Заказчика.

Заказчиком представлен договор от 29.12.2017 № МСС-297/2017, заключенный по итогам проведения Конкурса.

Согласно пункту 14.6 Положения о закупках, регулирующего закупочную деятельность Заказчика, договор может быть заключен не ранее чем через 10 дней и не позднее 20 дней со дня размещения в единой информационной системе протокола, составленного по результатам закупки и определяющего участника закупки, с которым заключается договор, за исключением случая заключения договора с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). В случае, если сделка будет являться крупной для Заказчика, то договор заключается после получения согласия Федерального агентства морского и речного транспорта на совершение сделки. Порядок и сроки согласования крупных сделок определяются приказом Федерального агентства морского и речного транспорта и приказом Учреждения.

Таким образом, Положением о закупках предусмотрено, что заключение договора по итогам Закупки возможно не ранее десяти дней со дня размещения в ЕИС протокола о результатах закупки и определении участника закупки, с которым заключается договор.

Как установлено Комиссией, 25.12.2017 в ЕИС Заказчиком опубликован протокол оценки и сопоставления заявок № 31705786334-03, включающий решение об отстранении участника закупки от участия в Конкурсе по лоту № 1, в соответствии с которым принято решение о заключении договора с СПАО «Ингосстрах».

Договор по итогам Закупки заключен 29.12.2017.

В связи с чем, Заказчиком в нарушение пункта 14.6 Положения о закупках заключен договор по итогам Закупки без выдержки десятидневного срока со дня опубликования протокола оценки и сопоставления заявок № 31705786334-03.

В соответствии с частью 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно части 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Таким образом, договор от 29.12.2017 № МСС-297/2017, заключенный по итогам проведения Конкурса с СПАО «Ингосстрах», заключен с нарушением пункта 14.6 Положения о закупках, в связи с чем является ничтожным в силу части 2 статьи 168 ГК РФ.

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуюсь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.

    2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 1, 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3 Закона о закупках, пунктов 5.3.5, 14.6 Положения о закупках.

    3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны