Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «АЗК Строй Групп» на де... от 19 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

по делу № 1-00-1026/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

05.06.2018 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

рассмотрев в жалобу ООО «АЗК Строй Групп» (далее также — Заявитель, Общество) на действия заказчика — ФИАН (далее также — Заказчик) при проведении конкурса на право заключения договора на поддержание в рабочем режиме средств, предназначенных для автоматического предупреждения и предотвращения ситуации, наносящих ущерб предприятию и персоналу (реестровый № 31806448574, далее — Конкурс),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в установлении в Конкурсной документации неправомерных требований.

Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (в редакции, действующей на дату опубликования извещения о проведении Конкурса) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.

На официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС, Официальный сайт) Заказчикомразмещено положение о закупке товаров, работ, услуг ФИАН (далее — Положение о закупках).

Извещение о проведении Конкурса опубликовано в ЕИС 04.05.2018.

Согласно извещению о проведении Конкурса датой окончания подачи заявок и вскрытия заявок установлено 30.05.2018, датой рассмотрения заявок и подведения итогов Конкурса — 04.06.2018.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с пунктами 1, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

- требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Исходя из доводов жалобы Заявителя, в Конкурсной документации
не содержится указания на характеристики оборудования, подлежащего
к демонтированию и установке в соответствии с пунктом 7.2.7 Технического задания.

 

Комиссия, рассмотрев представленные возражения Заказчика, а также оценив всю представленную информацию в ее совокупности и взаимной связи, установила следующее.

В соответствии с пунктом 7.2.7 Технического задания перед производством ремонта в 217 помещениях Заказчика необходимо демонтировать установленное оборудование в количестве:

Извещатели пожарные дымовые – 344 шт.;

Извещатели пожарные ручные – 8 шт.;

Кабельные и соединительные линии – 950 м.;

Кабель-канал – 800 м.

После производства ремонта в 217 помещениях Заказчика необходимо установить новое оборудование в количестве:

Извещатели пожарные дымовые – 344 шт.;

Извещатели пожарные ручные – 8 шт.;

Кабельные и соединительные линии – 950 м.;

Кабель-канал – 800 м.

Контроллеры – 6 шт.;

При этом представитель Заказчика пояснил, что пункт 16 Технического задания «Создание запаса оборудования и расходных материалов, необходимых при производстве работ и создания ЗИП, приобретаемых Исполнителем и входящем в стоимость Договора (Контракта), имеющих следующие характеристики», в таблице «Форма 2» (далее — Форма 2) содержит конкретные показатели всех применяемых для работ материалов и оборудования.

Так, в Форме 2 представлены конкретные требуемые параметры для извещателей пожарных (позиции № 5 и 12 Формы 2), кабельных и соединительных линий (в соответствии с Формой 2 установлены 5 типов кабеля. Исполнитель применяет соответствующий демонтируемому тип кабеля), кабель-канал (позиция 8 Формы 2), контроллеры (позиция 15 Формы 2).

При этом количество оборудования, указанное в пункте 7.2.7 Технического задания и подлежащее установке, включено в состав оборудования, указанного в Форме 2.

Таким образом, Комиссией установлено, что в Конкурсной документации содержится указание на характеристики оборудования, указанного в пункте 7.2.7 Технического задания. В этой связи указанный довод является необоснованным.

Вместе с тем Заявитель в своей жалобе также указывает, что в перечне передаваемого на техническое обслуживание оборудования (пункт 7.1 Технического задания) указано оборудование, которое не содержится в Форме 2.

Согласно пункту 1.7.2.1 Конкурсной документации Заявка на участие в Конкурсе для юридического лица должна содержать в себе предложение о применяемом в ходе выполнении работ (оказании услуг) оборудовании и расходных материалов
(Форма 2).

При этом представитель Заказчика пояснил, что исполнитель создает ЗИП только из перечисленного в Форме 2 оборудования. Договор не предусматривает замену оборудования, не включенного в данный перечень, за счет исполнителя, за исключением случаев вывода его из строя по вине исполнителя, в процессе выполнения работ.

В пункте 7.1 Технического задания указаны объемы работ по эксплуатационному обслуживанию систем автоматики защиты зданий для следующего оборудования:

ПКОП — 33 шт

Шкаф автоматики и управления — 1 шт.;

Кабельные и соединительные линии — 12 000 м.;

Блок бесперебойного питания — 16 шт.;

Извещатели пожарные ручные — 44 шт.;

Извещатели пожарные дымовые — 1 019 шт.;

Оповещатели световые (аварийные) — 120 шт.;

Акустические системы разнотипные — 92 шт.;

Усилитель НЧ — 8 шт.;

Табло, указатели — 106 шт.;

Прочего оборудования в системах пожарной сигнализации, оповещения, управления эвакуацией — 101 шт.

Оборудование, указанное в пункте 7.1 Технического задания, подлежит эксплуатационному обслуживанию и поставляется заказчиком, поскольку на момент заключения договора уже установлено на обслуживаемых объектах.

Таким образом, довод Общества об указании в пункте 7.1 Технического задания оборудования, не входящего в перечень, указанный в Форме 2, является несостоятельным.

Также, согласно тексту жалобы в составе Конкурсной документации отсутствует график производства работ, что, по его мнению, приводит к невозможности формирования заявки на участие в Конкурсе. Кроме того, Заявитель считает, что режим выполнения работ, указанный в проекте договора, противоречит требованиям технического задания об организации круглосуточного поста с участием персонала исполнителя.

В соответствии с пунктом 11.1 Технического задания установлено, что подрядчик обязан выполнить работы согласно настоящему техническому заданию, в сроки, предусмотренные Графиком производства работ, являющимся неотъемлемой частью Договора, в последовательности, установленной нормативами и правилами для данных видов работ, с соблюдением технологического процесса.

Согласно пункту 4 Проекта договора время выполнения работ: с 08 час.00 мин. до 18 час.00 мин., если иное не оговорено с Заказчиком.

Кроме того, техническое обслуживание согласно Техническому заданию разделено на этапы ТО-1 и ТО-2, и указаны соответствующие работы для каждого этапа.

Таким образом, выполнение работ по монтажу и демонтажу оборудования должно проводиться в указанное время. За исключением случаев, когда стороны оговорят другое время выполнения работ.

При этом согласно письменным возражениям Заказчика график проведения работ по монтажу и демонтажу оборудования невозможно представить в составе Конкурсной документации в связи с тем, что заказчик не может заранее определить все даты ремонта из-за множества факторов (сроки, объемы финансирования, плановый ремонт помещений). Конкретные сроки ремонта будут определяться Заказчиком в течение срока действия договора по факту появления соответствующей потребности и заблаговременно согласовываться с исполнителем таким образом, чтобы он имел возможность произвести соответствующие работы.

Конкретные даты технического обслуживания, установленные в Техническом задании (для ТО-1 — каждый месяц, для ТО-2 — каждые 2 месяца), для всех соответствующих объектов Заказчика могут быть согласованы между исполнителем и Заказчиком после заключения договора и до начала его исполнения.

Согласно пункту 7.1 Технического задания Исполнителю необходимо организовать круглосуточный пост с участием персонала организации — победителя аукциона.

При этом представитель Заказчика пояснил, что круглосуточный пост является исключением из времени работы, что заранее оговорено Заказчиком в Техническом задании.

Кроме того на заседании Комиссии установлено, что режим работы, указанный в пункте 4.2 проекта договора, относится к выполнению работ по ТО-1, ТО-2, монтажу и демонтажу оборудования при проведении ремонтных работ. Необходимость организации круглосуточного поста следует в данном случае относить к оговоренным с Заказчиком исключениям.

Таким образом Комиссия считает, что в Конкурсной документации имеется достаточно данных для определения графика выполнения работ и подготовки заявки на участие.

Вместе с тем Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств нарушения его прав и законных интересов.

В этой связи у Комиссии отсутствуют основания для признания указанных доводов жалобы обоснованными.

Также заявитель в своей жалобе указывает на наличие в Форме 2 Конкурсной документации излишних требований к товарам.

Изучив Форму 2 Комиссия установила, что в Форме 2 представлено 5 (позиций) позиций с наименованием «Кабель». При этом к каждой позиции предъявляются различные требования.

Представитель заявителя пояснил, что данные кабели применяются в соединениях различных систем. При этом определить кабель можно по определенным в Форме 2 требованиям.

Однако данные обстоятельства возлагают на участника обязанность детально изучить требования к товарам и на основании этого установить какой именно товар требуется Заказчику, что затрудняет заполнение заявки участником.

Кроме того, комиссия также установила, что согласно требуемым в Форме 2 параметрам участнику необходимо представить значения данных параметров, которые можно вывести по результатам проведения испытаний согласно ГОСТам, установленным в инструкции по заполнению Формы 2.

Однако требования соответствия товаров ГОСТам, указанные в инструкции по заполнению заявки Формы 2, представлены в виде сплошного текста и в хаотичном порядке, и усложняют прочтение данной инструкции, и, как следствие, затрудняют надлежащее заполнение заявки.

Вместе с тем Комиссия, рассматривая действия Заказчика при проведении Закупки, установила, что порядок изложения Заказчиком технических требований к товарам, установленный в Конкурсной документации, не позволяет участнику Закупки представить надлежащее предложение, поскольку требования к товарам, подлежащим использованию при оказании услуг, объективно затрудняют подачу надлежащей заявки, что недопустимо при проведении Конкурса.

Комиссия считает недопустимыми подобные рычаги воздействия на ход проведения конкурентной процедуры, поскольку Конкурсная документация не должна являться инструментом манипулирования Заказчиком итогами проведения конкурентной процедуры. Более того, подобное использование Заказчиком предоставленных ему прав по самостоятельному формированию Конкурсной документации является ничем иным как злоупотреблением правом.

В настоящем случае Заказчик, возлагая на участника Конкурса обязанность по предоставлению сведений о характеристиках товаров, подлежащих использованию при оказании услуг, описал требования к товарам и порядок предоставления таких сведений в составе заявки таким образом, что участник Закупки обязан изучить Инструкцию и установить, какие именно требования предъявлены к характеристикам товаров.

При этом, положения Конкурсной документации не позволяют потенциальному участнику выразить только согласие на выполнение работ на условиях Конкурсной документации.

Комиссия также отмечает, что реализация предоставленного Заказчику права самостоятельно формировать свою потребность относительно объекта закупки не должна противоречить целям и принципам законодательства о закупках, противоречить положениям отдельных норм Закона о закупках. При формировании Конкурсной документации необходимо принимать во внимание, что обязанность Заказчика по подготовке документации (инструкции) обусловлена необходимостью достижения упорядочения и приведения к единообразию в понимании как требований Заказчика к составу и содержанию заявки на участие в Конкурсе, так и требований к товару (показателям, его характеризующим).

Так, Конкурсная документация предназначена для отбора лиц, которые имеют возможность удовлетворить потребность Заказчика на объявленных условиях, при этом не предоставляя Заказчику право избирать потенциального контрагента по критериям надежности указанных субъектов и отдавать предпочтение в зависимости от уровня заинтересованности таких участников.

Комиссия отмечает, что столь детальное описание характеристик материалов, при наличии возможности без ущерба удовлетворению потребности Заказчика как конкретизировать потребность, так и ограничиться установлением требований о соответствии товаров общепринятым стандартам, необоснованно ведет к затруднению подачи надлежащей заявки (при возложении на участника Закупки обязанности по соответствующему формированию предложения об условиях выполнения работ) и, как следствие, влияет на уровень конкуренции при проведении процедуры.

Данный правовой подход в наибольшей степени отвечает правовому режиму, который установлен Законом о защите конкуренции и Законом о закупках, в то время как действия Заказчика в настоящем случае были направлены на введение в заблуждение участников Закупки и ограничение их количества.

О негативных последствиях применения составленной Заказчиком Конкурсной документации свидетельствует также тот факт, что была подана только 1 (одна) заявка, что фактически подтверждает, что Конкурсная документация составлена таким образом, что вместо исполнения своего прямого предназначения в виде определения потребности Заказчика и оказания помощи участникам в формировании заявки, фактически не позволяет участникам однозначно определить характеристики товара.

Таким образом, порядок изложения Заказчиком технических требований к товарам, установленный в Конкурсной документации, не позволяет участнику Конкурса представить надлежащее предложение, поскольку Заказчик, не учитывая предмет Конкурса, установил чрезмерные требования к товарам, подлежащим использованию при выполнении работ по обслуживанию, которые имеют двойственную интерпретацию и объективно затрудняют подачу надлежащей заявки, что недопустимо при проведении конкурентной процедуры.

На основании вышеизложенного, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, поскольку Конкурсная документация в рассматриваемой части не соответствует положениям законодательства. Требования, указанные Заказчиком, приводят к необоснованному ограничению количества лиц, участвующих в Конкурсе.

В этой связи Комиссия признает жалобу заявителя в данной части обоснованной.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «АЗК Строй Групп» (ОГРН: 1117746375581, ИНН: 7717699730) на действия ФИАН (ОРГН: 1027739617960, ИНН: 7736037394) при проведении Конкурса обоснованной в части установления в Конкурсной документации избыточных требований к товару, в остальной части необоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание
    об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

по делу № 1-00-1026/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

05.06.2018 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) ,

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 05.06.2018 по делу №1-00-1026/77-18,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ФИАН (далее — Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого конкурса в электронной форме нконкурса на право заключения договора на поддержание в рабочем режиме средств, предназначенных для автоматического предупреждения и предотвращения ситуации, наносящих ущерб предприятию и персоналу (реестровый № 31806448574, далее — Конкурс), а именно:

    1. Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Конкурса.

    2. Заказчику вернуть участникам Конкурса ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Конкурсе.

    3. Заказчику внести изменения в Конкурсную документацию с учетом решения Комиссии от 05.06.2018 по делу №1-00-1026/77-18.

    4. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Конкурсе таким образом, чтобы он составлял не менее пятнадцати дней с момента размещения информации о внесении изменений в Конкурсную документацию до даты окончания приема заявок.

    5. Заказчику назначить новую дату окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Конкурса с учетом решения Комиссии от 05.06.2018 по делу №1-00-1026/77-18.

    6. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в сети Интернет.

    7. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 21.12.2018.

    8. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 28.12.2018 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

1.    За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

2.    Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны