Решение б/н Решение по жалобе АО «КрЭВРЗ» (далее также - Заявитель) на д... от 27 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «КрЭВРЗ»

ул. Профсоюзов, д. 39,

г. Красноярск, 660021

 

АО «ФПК»

ул. Маши Порываевой, д. 34, Москва, 107078

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1036/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

06.06.2018 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

 

рассмотрев жалобу АО «КрЭВРЗ» (далее также - Заявитель) на действия заказчика - АО «ФПК» (далее также — Заказчик) при проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту пассажирских выгонов в объемах КР-1, КР-2, а также дополнительных работ (в том числе модернизационных) (реестровый № 31806422884; далее - Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Комиссией установлено, что Заказчиком 18.04.2018 проведена закупка с реестровым № 318064222884 у единственного исполнителя, по результатам которой с АО «Владикавказский вагоноремонтный завод им. С.М. Кирова» заключен договор на выполнение работ по капитальному ремонту пассажирских выгонов в объемах КР-1, КР-2, а также дополнительных работ (в том числе модернизационных) на общую сумму 143 036 053 руб. Результаты Закупки утверждены Распоряжением Заказчика от 18.04.2018 № 369р.

Жалоба предъявлена со ссылками на статью 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) и содержит доводы о несоответствии Закупки нормам Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «ФПК» в части определения формы проведения закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных приведенной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: 1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований упомянутого Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика; 3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения; 4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке; 5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 приведенной статьи, частью 5 статьи 8 названного закона, включая нарушение порядка применения указанных положений; 6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Из возражений Заказчика, представленных на заседании Комиссии, следует, что Заявитель не являлся и не мог явится участником Закупки, следовательно данное лицо не имеет правовых оснований обжаловать действия Заказчика при проведении Закупки.

Комиссия отмечает, что в рассматриваемом случае проводилась закупка работ неконкурентным способом у единственного исполнителя АО «Владикавказский вагоноремонтный завод им. С.М. Кирова», поэтому АО «КрЭВРЗ» не могло быть участником данной закупки. Более того, общество являлось участником предыдущих закупок по аналогичному предмету закупки. Совокупность указанных обстоятельством расцениваются Комиссией как признаки, позволяющие отнести общество к числу лиц, которые могут обжаловать действия организатора закупки в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Избрание Заказчиком способа закупки, который может повлечь за собой необоснованное ограничение конкуренции, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности.

Учитывая совокупность обстоятельств, основные принципы и цели закупочной деятельности, а также административный порядок обжалования в антимонопольный орган действий заказчиков, который направлен на пресечение нарушений со стороны заказчиков, а также предотвращение нарушения прав участников, Комиссия рассматривает жалобу Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. При этом, довод жалобы Заявителя охватывается частью 10 статьи 3 Закона о закупках, так как фактически Заявителем оспаривается соответствие Закупки нормам Положения о закупках.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в выступлении присутствовавших в заседании участвующих лиц, изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, упомянутым законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Комиссией установлено, что Положение о закупке товаров, работ, услуг учреждения в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее — Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — Официальный сайт).

Пунктом 71 Положения о закупках предусмотрена возможность осуществления закупок неконкурентным способом — закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно подпункту 1 пункта 81 Положения о закупках закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться в интересах заказчика по решению его руководителя (иных уполномоченных лиц) (в исключительных случаях), или в случае срочной потребности в товарах, работах, услугах (если проведение иного способа закупки невозможно) при условии, что обстоятельства, обусловившие срочную потребность в товарах, работах, услугах, невозможно было предусмотреть заранее и они не являются результатом некорректного планирования закупок.

Из возражений Заказчика следует, что осуществление рассматриваемой закупки у единственного исполнителя обосновано необходимостью обеспечения исправности подвижного состава к летним пассажирским перевозкам 2018 года и в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018.

В пункте 7 статьи 15 Федерального закона от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 108-ФЗ) Российская Федерация взяла на себя обязательство предоставить бесплатный проезд зрителям спортивных соревнований железнодорожным транспортом в дополнительных поездах.

Пункт 8 статьи 15 Федерального закона № 108-ФЗ устанавливает, что маршруты спортивных соревнований, проезд по которым осуществляется железнодорожным транспортом в дополнительных поездах, а также норма мест определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Оргкомитетом «Россия-2018».

Министерством транспорта Российской Федерации издан приказ от 30.12.2016 № 429 «Об определении маршрутов спортивных соревнований, обеспечивающих транспортное сообщение между аэропортами и населенными пунктами, в которых проводятся матчи спортивных соревнований, маршрутов спортивных соревнований, проезд по которым осуществляется железнодорожным транспортом в дополнительных поездах».

В соответствии с положениями Федерального закона № 108-ФЗ организацию транспортного планирования и оказания транспортных услуг при подготовке и проведении спортивных соревнований осуществляет Транспортная дирекция чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.

На основании указанных правовых актов, вагоны в составах поездов для перевозки болельщиков на чемпионат мира по футболу FIFA 2018 года, подлежат передаче в аренду АНО «Транспортная дирекция чемпионата мира по футболу 2018 в Российской Федерации» по договору № ФПК-17-386-386 от 19.12.2017 на основании соответствующих запросов.

В связи с изложенным, согласно пояснениям Заказчика, возникла повышенная потребность в использовании подвижного состава, ранее составляющего резерв в целях осуществления бесперебойного и планового ремонта вагонов.

Указанные обстоятельства обусловили срочную потребность и невозможность более раннего планирования услуг по обжалуемой Закупке до издания соответствующих нормативных правовых актов и запроса количества подвижных составов в целях перевозки болельщиков.

У Заказчика возникла потребность в проведении ремонта пассажирских вагонов.

30.03.2018 Заказчиком был объявлен запрос котировок № 26461/ЗКТЭ-АО «ФПК»/2018/Д на выполнение капитального ремонта вагонов локомотивной тяги. Данный запрос котировок был признан несостоявшимся в связи с тем, что к установленному котировочной документацией сроку вскрытия заявки не поступили ни от одного участника. При этом от Заявителя поступили письма о невозможности принять участие в объявленной процедуре.

Согласно подпункту 3 пункта 81 Положения о закупках, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в случае если конкурентная процедура закупки была признана несостоявшейся и заказчиком не принято решение о проведении повторной процедуры.

В связи с несостояшимся запросом котировок при дефиците исправного подвижного состава АО «ФПК» и необходимостью обеспечения бесперебойных перевозок пассажиров в летний период 2018 года и в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, АО «ФПК», согласно письменным возражениям, вынуждено было проводить закупку у единственного исполнителя.

В отношении части вагонов в соответствии с подпунктом 1 пункта 81 Положения о закупках уполномоченным руководителем АО «ФПК» было принято решение о закупке у единственного поставщика, заключении с АО «Владикавказский вагоноремонтный завод им. С.М. Кирова» договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту пассажирских вагонов (распоряжение АО «ФПК» от 18.04.2018 № 369р).

В результате закупки способом «у единственного поставщика» был заключен договор подряда от 27.04.2018 № ФПК-18-126 с АО «Владикавказский вагоноремонтный завод им. С.М. Кирова». Данный договор заключен на условиях, предусмотренных в техническом задании к запросу котировок № 26461/ЗКТЭ-АО «ФПК»/2018/Д на выполнение капитального ремонта вагонов локомотивной тяги.

Существенный объем работ, который необходимо выполнить для каждого вагона, сжатые сроки выполнения работ, отсутствие заявок потенциальных контрагентов на участие в аналогичных конкурсных процедурах, а также специфика деятельности АО «ФПК» по обеспечению бесперебойных железнодорожных перевозок и требования транспортной безопасности обусловили возможность применения закупки методом у единственного исполнителя в соответствии с подпунктом 1 пункта 81 Положения о закупках.

Таким образом, учитывая изложенное обоснование осуществления Закупки способом «у единственного исполнителя», принимая во внимание исключительную и срочную потребность в закупке, а также то, что данная закупка осуществлена в соответствии с нормами Положения о закупках, у Комиссии отсутствуют основания для признания жалобы Заявителя обоснованной.

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу АО «КрЭВРЗ» (ИНН: 2460083169; ОГРН: 1072460002515) на действия АО «ФПК» (ИНН: 7708709686; ОГРН: 1097746772738) при проведении Закупки необоснованной.

    2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 31.05.2018 № ИГ/25975/18.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны