Решение б/н Решение по жалобе ООО «Комплексные системы безопасности» на ... от 5 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО «Комплексные системы безопасности»

    142784, Москва, п. Московский,
    д. Румянцево, стр. 1, блок А

     

  2. Государственное автономнгое учреждение культуры города Москвы «Парк культуры и отдыха «Сокольники»
    (ГАУК г. Москвы ПКиО «Сокольники»)
    107113, Москва, ул. Сокольнический Вал, д. 1, стр. 1
     

  3. ООО «РТС-тендер»

    121151, Москва, наб. тараса Шевченко,
    д. 23-А

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1107/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

20.04.2017 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России (далее – Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)

в присутствии представителя ГАУК г. Москвы ПКиО «Сокольники»:

в отсутствие:

ООО «Комплексные системы безопасности», ООО «РТС-тендер» (уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 19.04.2017 № ИШ/18748),

рассмотрев жалобу ООО «Комплексные системы безопасности» (далее — Заявитель) на действия заказчика — ГАУК г. Москвы ПКиО «Сокольники» (далее — Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по независимой оценке пожарного риска (НОР) зданий и помещений на территории ГАУК г.Москвы ПКиО «Сокольники» (реестровый № 31704940113) (далее — Аукцион), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в следующем:

    1. установление в Техническом задании требования о выполнении услуг, не относящихся к предмету закупки;

    2. установление неправомерного требования относительно предоставления в составе заявки на участие в Аукционе документов, подтверждающих наличие опыта выполнения услуг по независимой оценке пожарного риска на сумму по одному договору не менее 50 % от начальной (максимальной) цены договора.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупки (далее — Положение), размещено на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС).

Согласно представленным материалам и информации в ЕИС 27.03.2017 размещено извещение о проведении Аукциона. Окончание срока подачи заявок — 17.04.2017. Дата окончания срока рассмотрения заявок — 20.04.2017. Дата проведения Аукциона —21.04.2017.

1. Исходя из жалобы Заявителя, в соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 07.04.2009 № 304 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска», независимая оценка пожарного риска включает следующее:

а) анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты;

б) обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения наличия условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;

в) в случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, - проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, а в случаях, установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», - расчетов по оценке пожарного риска;

г) подготовка вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.

Вместе с тем, как отмечает Заявитель, в нарушение указанного постановления Заказчиком установлены требования о выполнении услуг, не относящихся к предмету закупки, а именно:

расчет и обоснование основных параметров систем противодымной защиты для зданий и сооружений;

специальные технические условия, содержащие компенсирующие мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, которые могут быть реализованы на объекте Заказчика.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно пункту 5 Технического задания, установлены следуюшие этапы оказания услуг (перечень оказываемых работ и услуг), в частности, расчет и обоснование основных параметров систем противодымной защиты для зданий и сооружений.

В соответствии с пунктом 8 Технического задания, установлены следующие технические требования к выполняемым работам и услугам, в том числе, исполнитель должен разработать:

технические отчеты по расчетам пожарного риска для всех зданий и сооружений;

технические отчеты по обоснованию основных параметров систем противодымной защиты зданий и сооружений;

заключения по независимой оценке пожарного риска для всех зданий и сооружений;

специальные технические условия, содержащие компенсирующие мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, которые могут быть реализованы на объекте Заказчика.

В соответствии с письменными пояснениями Заказчика, специальные технические условия по обеспечению пожарной безопасности (далее — СТУ) разрабатываются на основании статьи 78 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», для зданий, строений и сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований указанного Федерального закона разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Порядок разработки СТУ установлен в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 28.11.2011 № 710 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности».

Как отмечает Заказчик, приказ Минстроя России от 15.04.2016 № 248/пр «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства», ссылка на который приводится в жалобе Заявителя, применяется только при разработке СТУ для подготовки проектной Документации на объекты капитального строительства.

Таким образом, как указывает Заказчик, СТУ могут разрабатываться на существующие здания, строения или сооружения при отсутствии нормативных требований пожарной безопасности.

По ряду сооружений, перечисленных в техническом задании (павильон для картинга, здание лектория, здание танцев) отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности по ряду параметров и соответственно подтверждена необходимость подготовки СТУ.

В рамках оказания услуг по независимой оценке пожарного риска (проведение пожарного аудита) техническим заданием предусмотрено обследование объектов на предмет соответствия требованиям пожарной безопасности. В результате проведения соответствующих обследований может быть выявлен перечень объектов, по которым также необходима разработка СТУ.

Таким образом, на заседании Комиссии в соответствии с письменными пояснениями установлено, что наличие в техническом задании требований о проведении пожарного аудита и разработке СТУ на объекты, в том числе выявленные по результатам соответствующих обследований, обосновано характером оказываемых услуги не противоречит действующему законодательству.

При этом, Заявитель на рассмотрение жалобы не явился, доказательств обратного не представил.

Таки образом, жалоба Заявителя в части изложенного выше довода признается необоснованной.

    1. По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в установлении неправомерного требования относительно предоставления в составе заявки на участие в Аукционе документов, подтверждающих наличие опыта выполнения услуг по независимой оценке пожарного риска на сумму по одному договору не менее 50 % от начальной (максимальной) цены договора.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 13.1 Положения о закупках, критериями оценки заявок на участие в закупочных процедурах являются:

  • цена договора;

  • на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

  • качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, работ, услуг;

  • квалификация участников закупки, в том числе:

  • наличие финансовых ресурсов; наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов; опыт работы, связанный с предметом договора;

  • деловая репутация;

  • обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и/или квалификация).

Согласно пункту 13.2 Положения о закупках, совокупная значимость критериев должна составлять сто процентов. Значимость критериев «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» и «квалификация участников закупки» не может составлять в сумме более 50 процентов.

В соответствии с пунктом 14.2 Положения о закупках, заказчиком могут быть установлены дополнительные требования к участникам закупок, в том числе:

  • квалификационные требования (включая требования к опыту работы);

  • требования к наличию материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Требование к участникам закупок о наличии опыта осуществления аналогичных предмету закупок работ (услуг), поставки товаров может устанавливаться в размере до 30 процентов от начальной (максимальной) цены от объема работ (услуг), подлежащих выполнению при проведении закупок на проектирование и строительство объектов капитального строительства. Требование к участникам закупок о наличии опыта осуществления аналогичных предмету закупок работ (услуг), поставки товаров может устанавливаться в размере до 50 процентов от начальной (максимальной) цены договора от объема работ (услуг), подлежащих выполнению. Параметры, по которым будет определяться аналогичность работ (услуг), товаров, закупаемых заказчиком, должны быть определены в документации о закупке.

В сооветствии с пунктом 1.7.4 Аукционной документации установлены обязательные требования к участникам закупки, в частности, обладание участниками закупки профессиональной компетентностью, финансовыми ресурсами, оборудованием и другими материальными возможностями, надежностью, опытом и репутацией, а также людскими ресурсами, необходимыми для исполнения договора, системой управления охраной труда, в случае установления данных требований заказчиком, в части III «Информационная карта аукциона в электронной форме».

В соответствии с пунктом 11 Информационной карты Аукциона, установлены требования к участникам процедуры закупки, в частности, о наличии у Исполнителя опыта оказания услуг по независимой оценке пожарного риска.

Согласно пункту 18 Информационной карты Аукциона, установлен перечень документов, входящих в состав заявки на участие в аукционе (лоте), в том числе, копии документов (контракты/договоры и акты) подтверждающие наличие у участника опыта выполнения услуг по независимой оценке пожарного риска на сумму по одному договору не менее 50 % от начальной (максимальной) цены договора, указанной в настоящей аукционной документации. К учёту принимаются договоры/контракты, заключенные в соответствии с Федеральными законами № 44-ФЗ, №223-ФЗ и акты оказанных услуг по независимой оценке пожарного риска, выполненные в течение 3 (трёх) лет до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе, указанной в настоящей документации. Вместе с документами (договоры, акты) должны быть представлены копии соответствующих заключений о независимой оценке пожарного риска, зарегистрированные структурным подразделения территориального органа МЧС России.

Таким образом, исходя из изложенных требований, установлено, что в составе заявки участникам Аукциона необходимо предоставить копии копии документов (контракты/договоры и акты) подтверждающие наличие у участника опыта выполнения услуг по независимой оценке пожарного риска на сумму по одному договору не менее 50 % от начальной (максимальной) цены договора, выполненные в течение 3 (трёх) лет до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе.

Вместе с тем, исходя из пункта 14.2 Положения о закупках, Заказчик вправе установить в закупочной документации требования о предоставлении участниками закупок документов, подтверждающие наличие опыта осуществления аналогичных предмету закупок работ (услуг), поставки товаров может устанавливаться в размере до 50 процентов от начальной (максимальной) цены договора от объема работ (услуг), подлежащих выполнению.

Таким образом, установлено, что требования, установленные в Аукционной документации противоречат Положению о закупках в части установления требования относительно суммы отдельно взятого договора.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в частности, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

С учетом, изложенного, Комиссией в действиях Заказчика установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Таким образом, жалоба Заявителя в части изложенного выше довода признается обоснованной.

На заседании Комиссии Заказчик отметил, что по итогам проведения Аукциона тендерное снижение составило более 80 % от начальной (максимальной) цены договора.

Кроме того, Заявитель не подавал заявку на участие в Аукционе, на рассмотрение жалобы не явился, доказательств ограничения своих прав и законных интересов в результате совершения Заказчиком рассмотренного выше правонарушения не представил.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной в части установления требования в Аукционной документации относительно предоставления документов, подтверждающих наличие опыта выполнения услуг по независимой оценке пожарного риска на сумму по одному договору не менее 50 % от начальной (максимальной) цены договора, выполненные в течение 3 (трёх) лет до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе, в остальной части необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, так как выявленное нарушение на права и законные интересы Заявителя не повлияло.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны