Решение б/н решение и предписание по жалобе ООО «МЦ УОП» (далее - Заявит... от 6 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО «Межрегиональный Центр управления отходами производства»

(ООО «МЦ УОП»)

628602, Ханты-Мансийский АО-Югра, г. Нижневартовск, а/я 527

 

  1. ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО»
    127422, Москва, пр-д Дмитровский, д. 10, стр.1

 

  1. АО «Центр развития экономики»

107113, Москва, ул. 3-я Рыбинская, д. 18, стр. 22

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-111/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
 

23.01.2017 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

 

членов Комиссии:

 

при участии:

от заказчика - ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО»:

от заявителя - ООО «МЦ УОП»:

рассмотрев жалобу ООО «МЦ УОП» (далее - Заявитель) на действия заказчика — ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на переработку буровых шламов на Северо-Хоседаюском, Западно-Хоседаюском и Северо-Ошкотынском месторождениях в 2017 г. (реестровый № 31604405787) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА

 

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в нарушении порядка оценки заявок, а также во включении в состав документации неисполнимого требования.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее — Положение о закупках), размещено на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС).

Извещения о проведении Закупки размещено в ЕИС 30.11.2016. Дата окончания приема заявок — 13.12.2016. Дата подведения итогов — 26.12.2016.

В соответствии с протоколом совещания от 09.01.2017 8 ООО СПАСФ «Природа» признано победителем Закупки.

В соответствии с доводом Заявителя, документация о Закупке не содержит порядок оценки заявок, а также в документацию включено неисполнимое требование о наличии у участника согласования природоохранными органами применяемого участником метода выполнения работ.

В рамках заседания Комиссии Заказчик пояснил, что документацией установлено требование о наличии у участника Закупки положительного заключения экологической экспертизы на применяемую технологию.

Комиссия, изучив представленные документы и сведения, установила следующее.

В соответствии Критериями определения победителя тендера, указанными в Закупочной документации для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в закупке, Тендерный комитет оценивает и сопоставляет такие заявки по критериям, указанным в настоящей документации о закупке. При сопоставлении заявок, помимо критериев оценки до рассмотрения вопроса на тендерном комитете, также учитываются следующие составляющие:

Полнота и правильность оформления поданной заявки

Благонадёжность и платежеспособность потенциального подрядчика

После проведения всех необходимых заключений в тендерный комитет направляется готовый аналитический отчет с конкурентным сопоставлением заявок участников для дальнейшего принятия нижеперечисленных решений.

Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке расположены в порядке приоритетности от наиболее значимых до наименее:

Опыт работы Участника тендера по оказанию аналогичных работ схожего объема и характера;

Отсутствие претензий предыдущих Заказчиков по оказанным работам;

Наличие положительных рекомендаций предыдущих Заказчиков;

Финансовое состояние предприятия (бухгалтерский баланс);

Соответствие Технического предложения Участника тендера Техническому заданию настоящей документации;

Цена заявки;

Условие оплаты;

Сроки выполнения работ.

При проведении закупки победитель получает право на заключение договора (возможен отказ от закупки и заключения договора с победителем).

По результатам рассмотрения предложений участников закупки тендерный комитет принимает одно из следующих решений:

  • о предоставлении одному или всем участникам возможности оптимизировать свое первоначальное предложение (снизить цену, улучшить прочие существенные условия)

  • о номинации победителя;

  • об отказе от всех предложений.

    1. Тендерный комитет имеет право не отчитываться перед участниками касательно причин выбора того или иного победителя.

    2. После оценки предложений Тендерный комитет может быть принято решение провести дополнительные переговоры с участниками закупки, предложения которых удовлетворяют требования документации о закупке в целях уточнения технических и коммерческих аспектов их предложений. Решение по выбору победителя в этом случае принимается тендерный комитет на основании сравнительной оценки этих окончательных предложений.

    3. В ходе рассмотрения предложений участников закупки допускается вызов полномочных представителей участников закупки для уточнения условий поданного им предложения.

    4. Победителем закупки признается участник, предложение которого признано лучшим.

В недельный срок после принятия решения и размещения итогового протокола организатор закупки извещает участников о результатах его проведения письменно (допускается использование факсимильной связи, электронной почты), а победителю закупки направляет уведомление в письменной форме о признании его победителем.

Приложением № 17 к Регламенту проведения закупок товаров, работ и услуг в ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» определены критерии технической оценки а также условия оценки заявок.

Таким образом, порядок оценки заявок, утвержденный в составе Закупочной документации, не позволяет определить порядок начисления баллов по предусмотренным критериям, что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам и правомерность определения победителя, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах.

Утвержденный в составе Закупочной документации порядок оценки не позволяет достоверно установить объем сведений, подлежащих включение в состав заявки, количество баллов, которое будет присвоено за предоставление тех или иных сведений, а также однозначно разграничить оценочные и отборочные требования, предъявляемые участникам Закупки.

Согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов (заказчика) в целях определения победителя проводимой закупки.

Предоставленное заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании конкурсной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в закупочной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться заказчиком. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу об обоснованности довода Заявителя об отсутствии в составе Закупочной документации прозрачного, детализированного порядка оценки заявок.

Одновременно, Комиссией установлено, что в соответствии с пунктом 3 Технического задания Закупочной документации при осуществлении работ по переработке и использованию отходов бурения необходимо руководствоваться следующим:

- ТУ 2458-001-24975172-2011 от 08.07.2011 (либо иметь аналогичный документ);

- Регламентом по переработке отходов бурения и последующему использованию на месторождениях ЦХП блоков №№ 1, 2, 3, 4 ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» в НАО согласованным с надзорными органами НАО;

- Порядком осуществления контроля в области осуществления контроля в области обращения с отходами ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» на территории НАО.

- Регламентом «Обеспечения промышленной и пожарной, охраны труда и охраны окружающей среды подрядными организациями, работающих на объектах ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО».

По окончанию работ необходимо подписание трех стороннего акта приемки выполненных работ с участием представителя Росприроднадзора по НАО.

Согласно пункту 7 Технического задания Закупочной документации обязательное условие выполнения работ являются:

  1. Наличие опыта работы не менее 5-ти лет по литификации твердой фазы бурового шламов в условиях Крайнего Севера или приравненных к нему областях;

  2. Наличие необходимого оборудования по очистке жидкой фазы бурового шлама до требуемых норм.

Наличие технологии утилизации отходов бурения с получением продуктов (технологическая вода и инертный наполнитель) с последующим использованием при производстве работ на кустах скважин в Ненецком автономном округе и имеющей положительное заключение экологической экспертизы.

Указанные положения технической части документации позволяют сделать вывод об отсутствии в составе документации требования о наличии у участника Закупки согласования природоохранными органами применяемого участником метода выполнения работ.

В то же время, Заявителем не доказан факт включения в состав документации неисполнимых требований.

Кроме того, в рамках заседания Комиссии Заказчик пояснил, что согласование регламента выполнение работ производится непосредственно исполнителем по договору.

Доказательств обратного Заявителем не предоставлено.

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу о недоказанности со стороны Заявителя наличия в составе документации неисполнимых требований.

Одновременно, Заказчиком предоставлен договор от 16.01.2017, заключенный по итогам Закупки.

В соответствии с частью 17 статьи 18 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Комиссией установлено, что итоговый протокол от 09.01.2017 опубликован в ЕИС 11.01.2017, при этом договор заключен по итогам Закупки 16.01.2017.

Таким образом, договор по итогам Закупки заключен на пятый день, после подписания итогового протокола, то есть до истечения срока на обжалование в антимонопольный орган действий организаторов торгов, аукционной комиссии, заказчика в десять дней, установленного частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Как было указано ранее, в силу части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Заказчик должен разработать положение о закупке, которое регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 14.1 Положения о закупках в течение 5 рабочих дней после направления со стороны общества проекта договора победитель закупки обязан подписать договор. Подписанный оригинал договора победитель закупки обязан передать в общество в течение семи рабочих дней после направления из общества проекта договора.

Таким образом, Положение о закупках Заказчика не содержит порядок заключения договора, содержащий мораторий на заключение договора в десять дней, установленный частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Между тем, из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

Следовательно, установление в Положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

В силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

На основании вышеуказанных положений действующего законодательства разрабатываемое участником закупки Положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.

Данная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2016 № 309-КГ15-14384 по делу № А60-28335/2014 Арбитражного суда Свердловской области.

На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в Положении о закупках Заказчика срока заключения договора по результатам закупки, учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

    1. 1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной в части довода об отсутствии порядка оценки заявок, в остальной части необоснованной.

    2. 2. Признать в действиях Заказчика части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4, Закона о закупках.

    3. 3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

  1. ООО «Межрегиональный Центр управления отходами производства»

(ООО «МЦ УОП»)

628602, Ханты-Мансийский АО-Югра, г. Нижневартовск, а/я 527

 

  1. ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО»
    127422, Москва, пр-д Дмитровский,

  2. д. 10, стр.1

 

  1. АО «Центр развития экономики»

107113, Москва, ул. 3-я Рыбинская, д. 18, стр. 22

  1.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-111/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
 

23.01.2017 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

 

членов Комиссии:

 

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 23.01.2017 по делу № 1-00-111/77-17,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на переработку буровых шламов на Северо-Хоседаюском, Западно-Хоседаюском и Северо- Ошкотынском месторождениях в 2017 г. (реестровый № 31604405787) (далее - Закупка), а именно:

1. Заказчику внести изменения в Положения о закупках товаров, работ, услуг ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» с учетом решения Комиссии Московского УФАС России от 23.01.2017 по делу № 1-00-111/77-17, а именно установить сроки заключения договора, не ранее окончания срока, установленного для подачи жалобы в антимонопольный орган в соответствии с частью 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) .

3. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 02.05.2017.

4. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 10.05.2017 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

    1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

    2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны