Решение б/н Страховое акционерного общества «ВСК» на действия заказчика ... от 24 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

1. Страховое акционерное общество «ВСК»
121552, Москва, ул. Островная, д. 4

2. ФГУП «Росморпорт»
127055, Москва, ул. Сущевская, д. 19, стр. 7

 

 

 

 

 


РЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-1141/77-15 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров

15.07.2015 Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев жалобу Страхового акционерного общества «ВСК» на действия заказчика - ФГУП «Росморпорт» при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию работников ФГУП «Росморпорт» (реестровый № 31502155331),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Страхового акционерного общества «ВСК» (далее — Заявитель) на действия заказчика - ФГУП «Росморпорт» (далее — Заказчик) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию работников ФГУП «Росморпорт» (реестровый № 31502155331) (далее — Закупка).
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в отсутствии в Закупочной документации порядка оценки и сопоставления заявок.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
На официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ФГУП «Росморпорт» (далее — Положение о закупках).
10.06.2015 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.
В соответствии с извещением о проведении Закупки от 10.06.2015 дата окончания подачи заявок — 19.06.2015, дата рассмотрения заявок — 18.07.2015, дата подведения итогов — 18.07.2015.
Согласно протоколу заседания комиссии № ЦА 30-15/2 по рассмотрению, оценке и сопоставлению заявок от 06.06.2015 участникам Закупки присвоены следующие итоговые баллы и порядковые номера:

Наименование участника
Суммарный взвешенный балл
Порядковый номер
1
САО «ВСК»
8,11
2
3
ООО «Росгосстрах»
7,1
3

ОАО «Альфа страхование»
8,58
1
4
ООО «СК «Согласие»
7,01
4

Согласно доводам Заявителя, в Закупочной документации отсутствует порядок оценки по подкритериям «Перечень предоставляемых медицинских услуг», «Состав медицинских учреждений, в которых будет осуществляться медицинское обслуживание застрахованных лиц», «Особенности организации медицинского обслуживания застрахованных на территории РФ», «Предоставление участником дополнительных услуг, не указанных в задании» критерия «Качество оказания услуг участником закупки», что не соответствует требованиям Закона о закупках.
Комиссия, изучив Конкурсную документацию, установила следующее.
В соответствии с пунктом 11 раздела 1 Закупочной документации при оценке заявок на участие в Запросе будут использованы следующие критерии:
1. Цена договора - страховая премия (весомость 40%).
(начальная (максимальная) цена договора – 86 508 194 (восемьдесят шесть миллионов пятьсот восемь тысяч сто девяносто четыре) рубля 00 копеек, НДС не облагается).
2. Качество оказания услуг участником закупки (весомость 60%).
Для получения итоговой оценки предложений участников запроса использован метод, который обеспечивает сопоставимость предложений, получивших разную оценку по разным показателям.
Для получения итоговой оценки для системы разнотипных (имеющих разный физический смысл) показателей принята 10-балльная шкала.
В согласно подпункту 2.1 пункта 11 раздела 1 Закупочной документации оценка по критерию «Качество оказания услуг участником закупки» - (Bi) осуществляется следующим образом:
Присвоение (назначение) баллов по каждому показателю критерия «Качество оказания услуг участником закупки» производится каждым членом Комиссии в заданных границах принятой 10 балльной шкалы.
2.1. «Перечень предоставляемых медицинских услуг» - (весомость 30%):
Участнику, предложившему наилучший перечень медицинских услуг, присваивается максимальный балл по данному показателю (10). Баллы по данному показателю присваиваются каждым членом комиссии экспертно.
2.2. «Состав медицинских учреждений, в которых будет осуществляться медицинское обслуживание застрахованных лиц» - (весомость 20%):
Участнику, предложившему наилучший состав медицинских учреждений, в которых будет осуществляться медицинское обслуживание застрахованных лиц, присваивается максимальный балл по данному показателю (10). Баллы по данному показателю присваиваются каждым членом комиссии экспертно.
2.3. «Особенности организации медицинского обслуживания застрахованных на территории РФ» - (весомость 30%):
Участнику, предложившему наилучшие условия организации медицинского обслуживания застрахованных на территории РФ, в том числе: доступность обслуживания в регионах, наличие консультантов, кураторов, системы контроля качества услуг, а также предложившему наилучшую схему получения застрахованными медицинской помощи, присваивается максимальный балл по данному показателю (10). Баллы по данному показателю присваиваются каждым членом комиссии экспертно.
2.4. «Предоставление участником дополнительных услуг, не указанных в задании» - (весомость 10%):
Участнику, предоставившему наилучший перечень дополнительных услуг, не указанных в Техническом задании, присваивается максимальный балл по данному показателю (10). Баллы по данному показателю присваиваются каждым членом комиссии
2.5. «Лимит ответственности на одно застрахованное лицо, в пределах которого производится оказание услуг застрахованным лицам без увеличения цены Договора» - (весомость 10%):
Оценка показателя производится в соответствии с формулой:

Rhi = r весомость критерия
где Rhi - количество баллов, присуждаемых i-й Заявке на участие в закупке по указанному критерию;
Hmin - минимальный лимит ответственности Участника закупки на одно застрахованное лицо, установленный в документации;
Hi - предложение i-го участника по лимиту ответственности Участника закупки на одно застрахованное лицо.
Победителем запроса является участник закупки, предложение которого по назначенной системе показателей с заданными весомостями получило наибольшее количество баллов.
Согласно приложению № 2 к протоколу заседания комиссии № ЦА 30-15/2 по рассмотрению, оценке и сопоставлению заявок от 06.06.2015 Заявителю по критерию «Качество оказания услуг участником закупки» Заявителю присвоено 4,11, победителю Закупки ОАО «Альфа страхование» по ранее названному критерию присвоено 4,87 баллов.
На заседание Комиссии Заказчик не пояснил наличие каких сведений и документов в составе заявке ОАО «Альфа страхование» послужило основанием присвоения участнику наивысшего балла.
В то же время, на заседании Комиссия установила, что ни Положение о закупке, ни Закупочная документация не содержат информации о порядке оценки и присвоения баллов участникам закупки по подкритериям «Перечень предоставляемых медицинских услуг», «Состав медицинских учреждений, в которых будет осуществляться медицинское обслуживание застрахованных лиц», «Особенности организации медицинского обслуживания застрахованных на территории РФ», «Предоставление участником дополнительных услуг, не указанных в задании» критерия «Качество оказания услуг участником закупки» заявок на участие в Закупке.
На основании изложенного ранее, Комиссия установила, что по ранее упомянутым подкритериям критерия «Качество оказания услуг участником закупки», утвержденным в пункте 11 раздела 1 Закупочной документации отсутствует методика и порядок начисления конкретных баллов за предоставление тех или иных материалов, следовательно одно и тоже предложение от разных участников может быть оценено разным количеством баллов.
Ранее названные критерии оцениваются субъективно членами комиссии, баллы присваиваются в зависимости от предпочтительности предложения участника. В утвержденном порядке оценки отсутствуют сведения, относительно конкретного объема сведений, необходимого для получения максимального балла.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе: информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
Таким образом, порядок оценки заявок по подкритериям «Перечень предоставляемых медицинских услуг», «Состав медицинских учреждений, в которых будет осуществляться медицинское обслуживание застрахованных лиц», «Особенности организации медицинского обслуживания застрахованных на территории РФ», «Предоставление участником дополнительных услуг, не указанных в задании» критерия «Качество оказания услуг участником закупки», утвержденным в Закупочной документации не позволяет определить порядок начисления баллов по указанным подкритериям, что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам и правомерность определения победителя, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах.
Согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов (заказчика) в целях определения победителя проводимой закупки.
Предоставленное заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании конкурсной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.
Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в закупочной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться заказчиком. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.
Отсутствие порядка расчета баллов, значимости тех или иных критериев, их веса при сопоставлении заявок в составе Закупочной документации, доступной для участников, неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны Заказчика, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии Заказчика.
Более того, названные критерии оценки заявок участников, а также порядок расчета баллов, являются необходимыми для участников закупочных процедур, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.
Ввиду изложенного, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя обоснованной.
В действиях Заказчика усматривается нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Таким образом, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности согласно части 7 статье 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны