Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «РегионЭнергоСтрой» на д... от 16 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО «РегионЭнергоСтрой»

    119270, Москва, наб. Лужнецкая, д. 2/4, стр. 3, пом. 311

     

  2. ФГУП «Спецстройинжиниринг при Спецстрое России»

    115230, Москва, пр-д 1-й Нагатинский, д. 10, стр. 1
     

  3. ООО «Спецстройторг»
    123317, Москва, ул. Тестовская, д. 10, эт. 25

     

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №1-00-1148/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения

 

02.05.2017 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия),

в присутствии представителей:

ООО «РегионЭнергоСтрой»,

ФГУП «Спецстройинжиниринг при Спецстрое России»,

в отсутствие:

ООО «Спецстройторг» (уведомлено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 25.04.2017 №ИШ/19666),

рассмотрев жалобу ООО «РегионЭнергоСтрой» (далее - Заявитель) на действия заказчика — ФГУП «Спецстройинжиниринг при Спецстрое России» (далее — Заказчик) при проведении запроса котировок цен в электронной форме на право заключения договора на поставку кабельно-проводниковой продукции (реестровый № 640136) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в:

  • неразмещении в Единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее — Единая информационная система, Официальный сайт) информации о Закупке ,

  • неправомерном допуске победителя ООО «Лига-Инвест» к участию в Закупке.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупках товаров, работ, услуг ФГУП «Спецстройинжиниринг при Спецстрое России» (далее - Положение) размещено в Единой информационной системе.

Согласно представленным материалам и информации на Официальном сайте 30.03.2017 размещено извещение о проведении Закупки. Окончание срока подачи заявок — 05.04.2017. Подведение итогов — 10.04.2017.

    1. Согласно тексту жалобы Заявителя, информация о Закупке не размещена на Официальном сайте. Однако, согласно сведениям с Официального сайта 30.03.2017 размещено извещение о проведении Закупки.

На основании изложенного, Комиссия решила признать довод жалобы Заявителя в части неразмещения на Официальном сайте информации о Закупке необоснованным.

    1. Помимо этого, Заявитель обжалует неправомерный допуск Заказчиком победителя ООО «Лига-Инвест» к участию в Закупке.

Согласно протоколу от 10.04.2017 № 02/04/17 к участию в Закупке допущен участник ООО «Лига-Инвест» на основании соответствия требованиям Документации о запросе котировок цен в электронной форме (далее — Закупочная документация), отклонена заявка Заявителя в соответствии с п. 20 Раздела 1 Закупочной документации. Отклонение заявки Заявителем не обжалуется, однако Заявитель сообщил о наличии технической ошибки при подаче заявки, в результате которой платежное поручение об оплате обеспечения не было загружено на электронную торговую площадку вместе с заявкой и другими прилагаемыми документами.

Согласно жалобе Заявителя, заявка участника ООО «Лига-Инвест» не отвечает требованиям пп. 6 п. 10 Раздела 1 Закупочной документации, а именно у ООО «Лига-Инвест» отсутствует опыт выполнения не менее двух аналогичных поставок товаров, работ, услуг, общей стоимостью не менее пятидесяти процентов начальной (максимальной) цены, установленной документацией о размещении заказа, за последний год, предшествующий размещению заказа.

Согласно возражениям Заказчика, заявка участника ООО «Лига-Инвест» полностью соответствует требованиям, в том числе, пп. 6 п. 10 Раздела 1 Закупочной документации, а именно заявка участника ООО «Лига-Инвест» содержит Справку о наличии за последний год, предшествующий размещению заказа (2016), опыта выполнения не менее двух аналогичных поставок товаров, работ, услуг стоимостью не менее 50 (пятидесяти) процентов НМЦ договора по форме Приложения №4 Раздела 3 Закупочной документации (с приложением копии договоров).

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Подпунктом 13.5.2 пункта 13 Положения установлено, что Заказчик отклоняет заявку участника, в случае: несоответствия требованиям, предъявляемым к участникам запроса котировок цен, установленным в извещении и закупочной документации; непредоставления обязательных документов, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике запроса котировок цен или о продукции, работах, услугах; непредставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в запросе котировок цен, если требование обеспечения таких заявок указано в закупочной документации; несоответствия заявки на участие в запросе котировок цен требованиям закупочной документации, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора.

Согласно п. 20 Раздела 1 Закупочной документации, установлено, что Заказчик отклоняет котировочные заявки в случаях, в том числе:

- не предоставления обязательных документов, либо наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике запроса котировок цен или о продукции, работах, услугах;

В соответствии с пп. 6 п. 10 Раздела 1 Закупочной документации участники процедуры закупки должны соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки, в том числе: иметь в наличии за последний год, предшествующий размещению заказа, опыт выполнения не менее двух аналогичных поставок товаров, работ, услуг, общей стоимостью не менее пятидесяти процентов начальной (максимальной) цены, установленной документацией о размещении заказа. Аналогичной поставкой считается поставка товара, являющегося предметом закупки настоящего запроса котировок цен.

Согласно представленной Заказчиком на заседании Комиссии заявке победителя ООО «Лига-Инвест», в составе заявке на участие представлена Справка о наличии за последний год, предшествующий размещению заказа (2016), опыта выполнения не менее двух аналогичных поставок товаров, работ, услуг стоимостью не менее 50 (пятидесяти) процентов НМЦ договора по форме Приложения №4 Раздела 3 Закупочной документации (с приложением копии договоров).

Таким образом, заявка победителя ООО «Лига-Инвест» соответствует пп. 6 п. 10 Раздела 1 Закупочной документации.

На основании изложенного, Комиссия решила признать довод жалобы Заявителя в части неправомерного допуска Заказчиком победителя ООО «Лига-Инвест» к участию в Закупке необоснованным.

В связи с этим, также подлежит отклонению довод Заявителя о наличии в действиях Заказчика нарушений ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, поскольку заявка, поданная заявителем не соответствовала требованиям Закупочной документации, что им не отрицается, и правомерно была отклонена от участия в Закупке, а участник ООО «Лига-Инвест» исполнил требования, установленные Заказчиком.

Следовательно, Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя необоснованной.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Вместе с тем, в ходе заседания Комиссией усмотрено иное нарушение в действиях Заказчика.

На заседание Комиссии Заказчиком был представлен договор от 11.04.2017 № 645, заключенный по результатам проведения Закупки.

Кроме того, Комиссией установлено, что итоговый протокол, а именно рассмотрения и оценки заявок от 10.04.2017 № 02/04/17, опубликован на Официальном сайте 11.04.2017. Таким образом, договор по итогам Закупки заключен в день опубликования итогового протокола, то есть до истечения срока на обжалование в антимонопольный орган действий организаторов торгов, аукционной или конкурсной комиссии, заказчика в десять дней, установленного частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Как было указано ранее, в силу части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Заказчик должен разработать положение о закупке, которое регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

Между тем, в ходе заседания Комиссией было установлено отсутствие в Положении установленного срока заключения договора по результатам закупки.

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

Следовательно, установление в Положении срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

В силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

На основании вышеуказанных положений действующего законодательства разрабатываемое участником закупки Положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.

Данная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2016 № 309-КГ15-14384 по делу № А60-28335/2014 Арбитражного суда Свердловской области.

Таким образом, нормы Положения исключают возможность применения оперативных мер, направленных на устранение допущенных нарушений, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и лишает права на обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуюсь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной.

    2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 2 Закона о закупках.

    3. Выдать обязательное для исполнения предписание о внесении изменений в Положение.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-1148/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

02.05.2017 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия),

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 02.05.2017 по делу № 1-00-1148/77-17,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ФГУП «Спецстройинжиниринг при Спецстрое России» (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении запроса котировок цен в электронной форме на право заключения договора на поставку кабельно-проводниковой продукции (реестровый № 640136) (далее - Закупка), а именно:

    1. Заказчику внести изменения в Положение о закупках ФГУП «Спецстройинжиниринг при Спецстрое России» с учетом решения Комиссии от 02.05.2017 по делу № 1-00-1148/77-17, а именно установить сроки заключения договора, не ранее окончания срока, установленного для подачи жалобы в антимонопольный орган в соответствии с частью 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

    2. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.

    3. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 01.08.2017.

    4. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 08.08.2017 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны