Решение б/н Решение по жалобе ИП Огуренкова М.Е. на действия заказчика —... от 17 мая 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF-
ИП Огуренков М.Е.
-
ГБУ «Ритуал»
125057, Москва, ул. Песчаная, д.3 -
ООО «РТС-тендер»
121151, Москва, наб. Тараса Шевченко,
д. 23-А
РЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-1161/77-17 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
02.05.2017 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России (далее — Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)
в присутствии представителей:
ИП Огуренкова М.Е.:
ГБУ «Ритуал»:
в отсутствие:
ООО «РТС-тендер» (уведомлено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 27.04.2017 № ИШ/20410),
рассмотрев жалобу ИП Огуренкова М.Е. (далее — Заявитель) на действия заказчика — ГБУ «Ритуал» (далее — Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку пленки полиэтиленовой для благоустройства места захоронения для нужд ГБУ «Ритуал» (реестровый № 31704927825) (далее — Аукцион), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупки (далее — Положение), размещено на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС).
Согласно представленным материалам и информации в ЕИС 23.03.2017 размещено извещение о проведении Аукциона. Окончание срока подачи заявок — 13.04.2017. Дата проведения Аукциона — 17.04.2017.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 31704927825-01 от 14.04.2017, заявка Заявителя (порядковый номер <...> ) отклонена от участия в Аукционе со следующим обоснованием: «несоответствие заявки участника закупки требованиям документации закупки. Участником в заявке не представлены конкретные характеристики предлагаемого для использования товара, требования к которым установлены в приложении № 1 к техническому заданию, а именно: к пленке полиэтиленовой в приложении № 1 к техническому заданию установлены требования к окраске пленки, гарантийному сроку хранения, успаковке и т.д (окраска пленки: окрашенная\неокрашенная. Гарантийный срок хранения пленки: не менее 1 года со дня изготовления. Упаковка: рулоны пленки упаковывают в один или два слоя бумаги по ГОСТ 8273 или пленочных отходов от производства полиэтиленовой пленки по государственному стандарту или других полимерных пленок по нормативно-технической документации с последующим закреплением на торцах и т.д). Участник в заявке указал только «Пленка техническая полиэтиленовая. Размер (3 м высота*100 м длина). 2 сорт, 100 микрон (полурукав). Страна происхождения РОССИЯ, Товарный знак отсуствует». Таким образом, заявка участника не соответствует требованиям документации».
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно пункту 18 Информационной карты Аукционной документации, заявка на участие в аукционе должна содержать, в том числе, предложение о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара.
В соответствии разделом 5 Техническая часть Аукционной документации, установлены следующие технические характеристики товара, требуемого к поставке:
№ п/п |
Наименование товара
|
Функциональные, технические и качественные характеристики Товара |
Единицы измерения (по ОКЕИ) |
Количество |
1 |
Пленка полиэтиленовая для благоустройства места захоронения |
Пленка техническая полиэтиленовая. Размер (3м высота*100 м длина) 2 сорт, 100 микрон |
пог.м |
140 800,00 |
Приложением № 1 к Техническому заданию установлены требования к качественым, техническим характеристикам товара, его безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иным сведениям о товаре, представление которых предусмотрено документацией, в том числе, относительно сорта пленки полиэтиленовой: первый \ высший.
В соответствии с Инструкцией по заполнению первой части заявки, предлагаемый товар должен соответствовать требованиям «ГОСТ 10354-82 Пленка полиэтиленовая. Технические условия» (далее — ГОСТ 10354-82).
В соответствии с доводами Заявителя, указанный Заказчиком ГОСТ 10354-82, регламентирует только первый и высшие сорта пленки.
Учитывая изложенные выше разночтения в Аукционной документации, участником Аукциона в адрес Заказчика направлен запрос о разъяснениях документации относительно требуемого сорта пленки, необходимому Заказчику.
29.03.2017 Заказчиком в ЕИС опубликован ответ на указанный выше запрос в соответствии с которым указано, что к поставке требуется пленка техническая полиэтиленовая, размер (3м высота*100 м длина), 2 сорт, 100 микрон.
На заседании Комиссии установлено, что в составе заявки Заявителя представлены технические характеристики пленки, предлагаемой к поставке, а именно:
№ п/п |
Наименование товара |
Функциональные, технические и качественные характеристики Товара |
Единицы измерения (по ОКЕИ) |
Кол-во |
1 |
Пленка полиэтиленовая для благоустройства места захоронения |
Пленка техническая полиэтиленовая Размер (3м высота*100 м длина) 2 сорт, 100 микрон (полурукав) Страна происхождения РОССИЯ Товарный знак отсутствует
|
пог.м |
140 800,00 |
В соответствии с пояснениями Заказчика, заявка Заявителя отклонена от участия в Аукционе ввиду непредоставления технических, функциональных и прочих характеристик продукции.
Вместе с тем, действующее законодательство о закупках не обязывает участников конкурентной процедуры иметь в наличии товар, требуемый по условия договора, в момент подачи завки, в связи с чем подробно описать в заявке путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства не представляется возможным.
Таким образом, Комиссией установлено, что данные требования являются избыточными на стадии подачи заявок и могут быть предъявлены к Исполнителю по договору, заключенному по итогам проведения Аукциона.
Кроме того, установлено, что в Аукционной документации имеются разночтения относительно сорта пленки.
Аукционная документация, являющаяся по своей сути офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования, каких-либо неточностей и разночтений, приводящих к искажению ее смысла.
Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к товарам, требуемым к поставке по условиям договора, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений Заказчиком. В этой связи представляется возможным сделать вывод о том, что в целях исключения какого-либо субъективного усмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в Аукционе, а так же недопустимости злоупотребления правом, Заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования относительно состава заявки. Наличие же в таких требованиях каких-либо разночтений или отсутствие в Аукционной документации какого-либо требования исключает последующую возможность отклонения заявок со ссылкой на их несоответствие таким требованиям документации.
Наличие любых равновесных противоречий, возникающих при работе с Аукционной документацией, является следствием действий Заказчика, а следовательно, возникшие противоречия должны трактоваться в пользу более слабой стороны правоотношений (участника закупки).
Кроме того, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 31704927825-01 от 14.04.2017 установлено, что на участие в Аукционе подано три заявки, две из которых признаны несоответствующими требованиям Аукционной документации по аналогичным основаниям, в том числе и Заявитель. Впоследствии, отклоненные участники подали жалобы в Управление.
Помимо изложенного, на заседании Комиссии Заявитель также указал на тот факт, что по итогам проведения Аукциона победителем признан участник, предложивший к поставке пленку первого сорта, что не соответствуют коррективам, внесенных Заказчиком посредством рассмотренного разъяснения документации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами, в частности, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Таким образом, Комиссия, исследовав фактические обстоятельства дела, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, приходит к выводу о наличии в действия Заказчика нарушения пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках, выразившегося в неправомерном отклонении заявки Заявителя от участия в Аукционе.
С учетом изложенного, Комиссией принято решение о признании жалобы Заявителя обоснованной.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
-
-
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной.
-
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.
-
Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, в связи с выдачей предписания в рамках дела от 02.05.2017 № 1-00-1162/77-17.
-
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.