Решение б/н Решение по жалобе ООО «Оборонпоставка» на действия заказчика... от 26 мая 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF. ООО «Оборонпоставка»
394036, г. Воронеж, ул. Сакко и Ванцетти, д. 69
2. АО «НПП «Квант»
129626, Москва, ул. Мытищинская 3-я, д. 16
3. АО «ОТС»
119049, Москва,
пер. 4-ый Добрынинский, д. 8
РЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-1178/77-17 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
04.05.2017 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия),
при участии в заседании:
от заявителя, ООО «Оборонпоставка»,
от заказчика, АО «НПП «Квант»,
в отсутствие представителя АО «ОТС» (уведомленного надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 03.05.2017 № ИШ/20768/17),
рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО «Оборонпоставка» на действия заказчика — АО «НПП «Квант»,
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью «Оборонпоставка» (далее – Заявитель) обратилось в Московское УФАС России с жалобой на действия акционерного общества «Научно-производственное предприятие «Квант» (далее – Заказчик, предприятие) при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку фоторезиста ФП-3515-27 (реестровый номер извещения 31705015994; далее – Закупка).
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отказе Заказчика от Закупки, а также в неправомерном отказе Заказчика от заключения договора с единственным участником Закупки.
В заседании представитель Заявителя доводы и требования жалобы поддержал в полном объеме.
Представители Заказчика возражали против удовлетворения жалобы по доводам отзыва; представили материалы дела по оспариваемой Закупке.
Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Комиссия антимонопольного органа не связана доводами жалобы и вправе проверить документацию, а равно поведение организатора торгов в полном объеме (часть 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, отзыве на нее и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия признала жалобу необоснованной.
Из материалов дела усматривается, что на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее — Положение о закупках).
14.04.2017 в ЕИС Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки, в соответствии с которым датой окончания подачи заявок определено 20.04.2017, датой рассмотрения заявок и подведения итогов – 20.04.2017.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок от 20.04.2017 № 31705015994 подана единственная заявка (участник — Заявитель), которая была признана соответствующей требованиям Закупочной документации.
В соответствии с подпунктами 8 и 10 пункта 11.9.1 Положения о закупках конкурентная процедура закупки признается несостоявшейся, если: по окончании срока подачи заявок на конкурентную процедуру закупки подана только одна заявка; по результатам рассмотрения заявок (отборочная стадия), поданных на конкурентную процедуру закупки, закупочной комиссией принято решение о признании только одной заявки, соответствующей требованиям документации о закупке.
Следовательно, Заказчиком установлены случаи признания Закупки несостоявшейся, в том числе ввиду подачи одной заявки.
Как указано выше, заявка Заявителя была признана соответствующей требованиям Закупочной документации.
Согласно подпункту 3 пункта 11.9.7 Положения о закупках, в случае признания конкурентной процедуры закупки несостоявшейся по основаниям, указанным в подпунктах 11.9.1(8), 11.9.1(10), 11.9.1(12), 11.9.1(14), 11.9.1(16) и 11.9.1(18) Положения, закупочная комиссия рассматривает единственную заявку в порядке, установленном в документации о закупке.
В случае принятия закупочной комиссией решения о признании указанной заявки и участника процедуры закупки соответствующими всем установленным требованиям заказчик вправе, кроме прочего, отказаться от проведения закупки и от заключения договора.
Наличием подобной нормы в собственном Положении Заказчик обосновывает правомерность обжалуемых действий.
Комиссия отклоняет доводы Заказчика о том, что запрос котировок не является торгами и проведение подобной формы закупки исключает обязанность заключить по ее итогам договор.
Согласно части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц.
Исходя из положений названной нормы права торгами в контексте гражданского законодательства могут быть признаны закупочные процедуры, по своей правовой природе отвечающие определению «торги», вне зависимости от того, какое наименование присвоено им организатором таких процедур.
В случае выражения (реализации) волеизъявления на возникновение гражданских прав и обязанностей в рамках правоотношений, урегулированных нормами ГК РФ, выбранная форма реализации должна соответствовать всем предусмотренным законом требованиям к содержанию этих правоотношений.
Следовательно, лицо, реализуя свои субъективные права в урегулированных законом правоотношениях, должно соблюдать все предусмотренные законом требования к их реализации. При этом волеизъявление на реализацию прав в конкретном правоотношении будет регулироваться нормами права, предусмотренными для данного правоотношения, вне зависимости от того, как оно названо.
По существу Заказчик, проводя торги, ориентируется на оптимальное удовлетворение собственных потребностей и потому в качестве потенциального контрагента выбирает наиболее удовлетворяющее его требованиям лицо. В этой связи установлены и требования к участникам (что соответствует статьям 447-448 ГК РФ).
Договор не заключается с любым обратившимся при условии, что он откликнется на оферту первым (часть 1 статьи 437 ГК РФ).
Согласно части 4 статьи 447 ГК РФ торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.
Положения приведенной нормы не могут быть истолкованы в качестве исключения «иных форм» из числа торгов.
В соответствии с ч. 1 ст. 447 ГК РФ договор заключается с лицом, выигравшим торги. Положениями ст. ст. 447-448 названного кодекса не предусмотрено права отказаться от заключения договора с победителем.
При этом единственный участник, в случае, если он отвечает требованиям заказчика, также удовлетворяет понятию «победитель», а иное нарушило бы права такого участника.
Таким образом, возможность проведения торгов в формах иных, помимо конкурса и аукциона, не снимает с заказчиков обязанности по заключению договора с победителем торговой процедуры, поскольку исключений для таких форм отбора контрагента действующим ГК РФ не установлено.
«Иные формы» отбора контрагента (запросы котировок, запросы предложений, редукционы и проч.) не являются конкурсами и (или) аукционами, но не торгами.
В этой связи положения ГК РФ, регулирующие проведение торгов, в полной мере применяются к иным торгово-закупочным процедурам, основанным на конкурентном отборе контрагента, предложение которого в наибольшей степени удовлетворяет потребностям заказчика.
Отклоняется Комиссией и довод Заказчика о том, что право отказаться от заключения договора прямо предусмотрено в Положении о закупках.
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) является рамочным и в полной мере не регулирует всего комплекса правоотношений в сфере закупок субъектами, в нем поименованными.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, ГК РФ названным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 упомянутой нормы правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Таким образом, положение о закупках не является единственным правовым актом, регламентирующим деятельность заказчиков.
В этой связи разрабатываемые заказчиками со специальной правосубъектностью положения о закупках не могут и не должны противоречить действующему законодательству, а право заказчиков устанавливать особенности проведения закупочных процедур не освобождает их от необходимости соблюдения действующего законодательства, прав и законных интересов участников, как более слабой стороны в правоотношениях.
Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений (часть 1 статьи 1 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Учитывая наличие в рассматриваемых правоотношениях и публично-правовых элементов, действующее законодательство предъявляет к заказчику повышенные требования при проведении закупочных процедур.
Поскольку положение о закупках не является нормативным правовым актом (его законность не презюмируется), следует признать, что оно должно применяться в той мере, в которой не противоречит действующему законодательству. Изменять правовое регулирование, установленное нормами ГК РФ, положение о закупках не может. Применению подлежат нормы действующего законодательства, регулирующие порядок проведения торгов и заключения договоров, не позволяющие заказчику отказываться от заключения договора ни с победителем, ни с участником, являющимся единственным, если он отвечает всем требованиям заказчика и не отклонен.
Принципам стабильности и определенности гражданских правоотношений подобные действия заказчика не отвечают.
Согласно части 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Таким образом, отказ от заключения договора по существу является злоупотреблением правом (часть 1 статьи 10 ГК РФ) и не подлежит правовой защите.
Как указано выше, признание торгов несостоявшимися не исключает обязанность заключения договора.
Согласно части 1 статьи 438 ГК РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным.
Подача заявки на участие в торгах в настоящем случае является акцептом оферты в контексте статьи 438 ГК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. Поскольку подача заявки на участие в торгах является акцептом оферты, при том что заявка соответствует всем требованиям закупочной документации, у заказчика (организатора торгов) возникает обязанность заключить контракт с единственным участником на условиях, предусмотренных документацией о торгах.
В силу части 1 статьи 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Положениями части 5 статьи 447 ГК РФ определены случаи, в которых торги признаются несостоявшимися. Однако правовые последствия такого признания упомянутой нормой права не установлены.
Вместе с тем, исходя из общих начал гражданского законодательства (часть 3 статьи 1, статья 10 ГК РФ) можно сделать вывод о том, что признание торгов несостоявшимися является их конечным результатом только в случае отсутствия поданных заявок на участие в таких торгах либо в случае отказа в допуске к участию в торгах всем потенциальным претендентам, поскольку в упомянутых случаях такое признание не влечет за собой никаких правовых последствий и не способно привести к нарушению либо ущемлению чьих-либо гражданских прав.
Однако в случае признания торгов несостоявшимися в связи с тем, что в названных торгах принимал участие только один участник, вести речь об отсутствии правовых последствий проведения таких торгов не представляется возможным. Обратное приведет к нарушению законодательно закрепленного принципа равенства участников гражданских правоотношений (часть 1 статьи 1 ГК РФ).
Таким образом, конечным результатом торгов, даже признанных несостоявшимися, при условии соответствия поданной единственным участником заявки требованиям закупочной документации, является заключение с этим участником контракта по результатам таких торгов.
Вместе с тем, как показали на заседании представители Заказчика, последний планирует повторно провести закупочную процедуру с целью расширения круга участников и повышения конкуренции. Заказчик исходит из необходимости достижения цели проведения закупки конкурентным способом — эффективного расходования денежных средств.
Так, согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках к числу целей его регулирования отнесены создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, а также эффективное использование денежных средств.
Одной из основных задач законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является, кроме прочего, выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования.
Заявитель не будет лишен права принять участие в новой закупочной процедуре на конкурентных началах.
Учитывая необходимость соблюдения баланса интересов сторон, право Заказчика на эффективное использование денежных средств (включая их экономию в случае проведения закупки с участием в ней достаточного широкого круга лиц), Комиссия считает необходимым в данном рассматриваемом случае признать жалобу Заявителя необоснованной с целью предоставления Заказчику возможности провести действительно конкурентную процедуру, в которой сможет принять участие и Заявитель.
С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной.
2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 03.05.2017 № ИШ/20768/17.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.