Решение б/н ООО «ЭнергоДата» на действия заказчика - ОАО «МРСК Центра» от 23 сентября 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

1. ООО «ЭнергоДата»

105066, Москва, ул. Нижняя Красносельская, д. 35, стр. 64

 

2. ОАО «МРСК Центра»

127018, Москва, ул. 2-я Ямская, д. 4

 

3. ОАО «Россети»

121358, Москва, ул. Беловежская, д. 4, корп. А

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1179/77-14 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

28.08.2014                                                           г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

 

рассмотрев жалобу ООО «ЭнергоДата» на действия заказчика - ОАО «МРСК Центра» при проведении открытого одноэтапного конкурса на право заключения договора на оказание услуг по разработке программного обеспечения по автоматизации процессов технологического присоединения для нужд ОАО «МРСК Центра» (филиалов: «Белгородэнерго», «Брянскэнерго», «Воронежэнерго», «Костромаэнерго», «Курскэнерго», «Липецкэнерго», «Орелэнерго», «Смоленскэнерго», «Тамбовэнерго», «Тверьэнерго» и «Ярэнерго» (реестровый № 31401357083) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА

 

В Московское УФАС России поступила жалоба ООО «ЭнергоДата» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ОАО «МРСК Центра» (далее - Заказчик) при проведении открытого одноэтапного конкурса на право заключения договора на оказание услуг по разработке программного обеспечения по автоматизации процессов технологического присоединения для нужд ОАО «МРСК Центра» (филиалов: «Белгородэнерго», «Брянскэнерго», «Воронежэнерго», «Костромаэнерго», «Курскэнерго», «Липецкэнерго», «Орелэнерго», «Смоленскэнерго», «Тамбовэнерго», «Тверьэнерго» и «Ярэнерго» (реестровый № 31401357083) (далее — Конкурс).

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов выразилось в следующем:

1. в неправомерном установлении в Конкурсной документации требования о предоставлении информации о собственниках Исполнителя (включая конечных бенефициаров);

2. в неправомерном установлении в Конкурсной документации требования о предоставлении согласия на обработку персональных данных;

3. в неправомерном установлении в Конкурсной документации требования о предоставлении информационного письма о наличии у исполнителя связей, носящих характер аффилированности с сотрудниками Заказчика или организатора Конкурса;

4. в неправомерном установлении в Конкурсной документации требования о предоставлении заверенных копий балансов без раскрытия понятия «балансы»;

5. в неправомерном установлении в Конкурсной документации требования о предоставлении копий разрешительных документов на виды деятельности, связанных с исполнением договора;

6. в отсутствии в Конкурсной документации порядка оценки по критерию «управленческая компетентность»;

7. в неправомерном установлении в Конкурсной документации требования к участникам закупки об обладании репутацией;

8. в отсутствии в Конкурсной документации методики оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе;

9. в установлении в Конкурсной документации порядка уведомления участников о выборе победителя Конкурса, затрудняющего обжалование действий Заказчика;

10. в неправомерном установлении в Конкурсной документации дополнительных требований к Исполнителям;

11. в неправомерном отказе в допуске к участию в Конкурсе.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

24.07.2014 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт), Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО «МРСК Центра» (далее — Положение о закупках).

18.07.2014 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.

Начальная (максимальная) цена договора — 7 081 368,80 руб.

Согласно извещению о проведении Закупки от 18.07.2014 дата окончания подачи заявок — 01.07.2014, дата рассмотрения заявок — 31.07.2014, дата подведения итогов — 31.07.2014.

1. В соответствии с пунктом 4 Поручения Председателя Правительства России от 28.12.2011 № ВП-П13-9308 (далее - Поручение) в целях обеспечения прозрачности финансово-хозяйственной деятельности, в том числе исключения случаев конфликта интересов и иных злоупотреблений, связанных с занимаемой должностью при проведении предконтрактной работы, в том числе по подготовке к подписанию новых договоров, в качестве необходимого условия заключения договора требуется раскрытие контрагентом информации в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), с подтверждением соответствующими документами.

Во исполнение вышеуказанного Поручения в Конкурсную документацию включено требование согласно подпункту i пункта 4.4.4.1 Конкурсной документации, в соответствии с которым исполнитель должен подготовить конкурсную заявку, включающую информация о собственниках Исполнителя (включая конечных бенефициаров) по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей конкурсной документации (подраздел 7.4).

Пунктом 7.4 Конкурсной документации установлена (форма 15) письменного согласия собственников/бенефициаров, являющихся физическими лицами, на обработку и передачу персональных данных в адрес ОАО «МРСК Центра» и инструкции по её заполнению.

2. Согласно подпункту j пункта 4.4.4.1 Конкурсной документации, установлено требование о предоставлении письменного согласия собственников/бенефициаров, являющихся физическими лицами, на обработку и передачу персональных данных в адрес ОАО «МРСК Центра» по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей Конкурсной документации.

В соответствии с п. 1, п. 3 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных):

  • персональные данные это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

  • обработка персональных данных это любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 6 Закона о персональных обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, в том числе в случае реализации оператором своего права на уступку прав (требований) по такому договору, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.

На заседании Комиссия установила, что требование о предоставлении письменного согласия собственников/бенефициаров на обработку персональных данных является необходимым, в связи с обязанностью организаций раскрывать контрагентами по действующим договорам информации «в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) с подтверждением соответствующими документами», установленных Конкурсной документацией и Поручением. Требования подпункта i и j пункта 4.4.4.1 являются взаимозависимыми и обязательными.

3. В соответствии с подпунктом j пункта 4.4.2.2 Конкурсной документации исполнитель подает в составе заявки информационное письмо о наличии у Исполнителя связей, носящих характер аффилированности с сотрудниками Заказчика или Организатора конкурса (форма 12).

Согласно статье 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» аффилированными лицами признаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Комиссия пришла выводу, что требование о предоставлении информации о наличии у Исполнителя связей, носящих характер аффилированности с сотрудниками Заказчика или Организатора, было установлено Заказчиком в целях предотвращения ситуаций с возможным конфликтом интересов между заказчиком и потенциальным исполнителем.

Кроме того, Комиссия отмечает следующее.

Доводы Заявителя о том, что некоторым лицам создаются преимущественные условия участия в Конкурсе по отношению к Заявителю не обоснованы, поскольку требования Конкурсной документации о предоставлении в составе заявки информации о собственниках Исполнителя (включая конечных бенефициаров), согласия собственников/бенефициаров на обработку персональных данных, информации о наличии у Исполнителя связей, носящих характер аффилированности с сотрудниками Заказчика или Организатора Конкурса возложены в одинаковой степени на всех участников Конкурса и при подготовке положений Конкурсной документации Заказчик не располагал сведениями об участниках процедуры закупки и их собственниках и сотрудниках, а риски неполучения или несвоевременного получения от третьих лиц сведений и документов, необходимых для включения в состав заявки, лежат на участнике процедуры закупки.

Таким образом, доводы Заявителя о неправомерном установлении в Конкурсной документации требования о предоставлении в составе заявки информации о собственниках Исполнителя (включая конечных бенефициаров), согласия собственников/бенефициаров на обработку персональных данных, информации о наличии у Исполнителя связей, носящих характер аффилированности с сотрудниками Заказчика или Организатора Конкурса, являются необоснованными.

4. В соответствии с подпунктом n пункта 4.4.2.2 Конкурсной документации, в составе заявки участников представляются заверенные исполнителем копии балансов вместе с отчетами о прибылях и убытках, за три истекших года.

Согласно Приложению № 1 к приказу Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» форма № 1 бухгалтерской отчетности имеет название «Бухгалтерский баланс».

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что установление требования о предоставлении копий балансов является технической ошибкой, имелись ввиду бухгалтерские балансы.

Таким образом, Комиссия признает довод Заявителя о неправомерном установлении в Конкурсной документации требования о предоставлении заверенных копий балансов обоснованным, однако не повлекшим негативных последствий в виде отказа в допуске какому-либо из участников.

5. Согласно подпункту е пункта 4.5.2.1 Конкурсной документации, Заявителем в составе заявки предоставляются заверенные исполнителем копии разрешающих документов на виды деятельности (лицензий на предоставление услуг), связанные с выполнением Договора, вместе с приложениями, описывающими конкретные виды деятельности, на которые у исполнителя есть разрешающие документы.

Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании) регулируется отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Статьей 12 Закона о лицензировании установлен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что у Заявителя не было препятствий для определения перечня требуемых лицензий для участие в Конкурсе, так как Конкурсной документацией определен конкретный предмет Закупки.

На основании вышеизложенного, Комиссия признает довод Заявителя о неправомерном установлении в Конкурсной документации требования о предоставлении копий разрешающих документов на виды деятельности, связанные с выполнением договора необоснованным.

6. В соответствии с подпунктом «а» пункта 4.5.1.1 Конкурсной документации чтобы претендовать на победу в Конкурсе исполнитель должен обладать управленческой компетентностью.

На заседании Комиссии представитель Заказчика не смог пояснить Комиссии относительно установления требования Заказчика об обладании управленческой компетентностью (что конкретно понимается под этим термином), а также пояснить каким именно образом Заказчик будет оценивать участников на соответствие этому критерию.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, довод Заявителя об отсутствии в Конкурсной документации порядка оценки по критерию «управленческая компетентность» является обоснованным.

7. Подпунктом «а» пункта 4.5.1.1 Конкурсной документации к участнику Конкурса установлено требование об обладании репутацией (наличие писем-отзывов об аналогичных выполненных ранее работах).

На заседании Заказчик пояснил, что установление Заказчиком требования об обладании репутацией установлено с целью устранения риска неисполнения условий договора.

Изучив Конкурсную документацию, Комиссия пришла к выводу, что требование подпункта «а» пункта 4.5.1.1 Конкурсной документации не нарушает норм действующего законодательства.

8. Согласно пункту 4.8.3.1 Конкурсной документации в рамках оценочной стадии Конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет конкурсные заявки и проводит их ранжирование по степени предпочтительности для Заказчика исходя из следующих критериев:

          1. стоимость конкурсной заявки (без учета НДС);

          2. технологические и организационно-технические предложения по оказанию услуг;

          3. надежность Исполнителя (опыт, ресурсные возможности, деловая репутация и т.д.);

          4. условия и график оказания услуг;

е) условия и график оплаты оказания услуг.

На заседании Комиссия установила, что Конкурсной документацией утверждено ранжирование заявок участников по степени предпочтительности для Заказчика, при этом в ней отсутствует методика оценки и сопоставления заявок участников по установленным критериям.

Согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках заказчик в документации о закупке должен указать сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Кроме того, в соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Таким образом, довод Заявителя об отсутствии в Конкурсной документации методики оценки конкурсных заявок (ранжирования) является обоснованным.

9. Согласно пункту 4.10.4 Конкурсной документации исполнитель незамедлительно уведомляется о признании его Победителем конкурса и о месте и порядке подписания Протокола о результатах конкурса (подраздел 4.11).

В соответствие с пунктом 4.11.1 Конкурсной документации, подписание Протокола о результатах конкурса, назначается (предварительно) на 31.07.2014 года, по адресу: РФ, 127018, г. Москва, ул. 2-я Ямская, дом 4, каб. №303. Конкурсная комиссия в особых случаях может продлить данный срок в большую сторону. Точное время и место подписания Протокола о результатах конкурса указывается в уведомлении Победителю конкурса (пункт 4.10.4).

Согласно пункту 4.12.1 Конкурсной документации договор между Заказчиком и Победителем конкурса, подписывается на основании Протокола о результатах конкурса (подраздел 4.11), в течение 20 (двадцати) рабочих дней после подписания Протокола о результатах конкурса (подраздел 4.11).

В соответствии с пунктом 4.13.1 Конкурсной документации Организатор конкурса не позднее 10 дней с момента подписания Договора размещает его на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru, копия публикуется на сайте Системы B2B-MRSK www.b2b-mrsk.ru и на официальном интернет-сайте ОАО «МРСК Центра» www.mrsk-1.ru в разделе «Закупки», для всех Исполнителей письменное Уведомление, в котором указывает:

а) Наименование и адрес Победителей конкурса;

б) Краткое изложение предмета и общей цены Конкурсных заявок Победителей.

Изучив Конкурсную документацию, Комиссия пришла к выводу, что установление Заказчиком ранее названного порядка уведомления участников о результатах Конкурса не привело к нарушению прав и законных интересов участников Конкурса.

10. Разделом 10 Технического задания установлены требования к участнику Конкурса.

Согласно пункту 4 Технического задания, уставные виды деятельности, отраженные в учредительных документах Участника конкурсных процедур, должны соответствовать предмету конкурсных процедур.

В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

На основании ранее изложенного, Комиссия признает требование, установление пунктом 4 Технического задания, неправомерным.

Пункт 8 Технического задания устанавливает требование об отсутствии у участника размещения заказа судебных процессов, претензий, рекламаций и санкций, наложенных или связанных с исполнением обязательств по контрактам (договорам) с организациями государственного сектора и энергетическими компаниями.

Комиссией установлено, отсутствие в Конкурсной документации пояснений и порядка оценки данного требования. На основании изложенного, Комиссия признает установление данного требования необоснованным.

Согласно пункту 9 Технического задания к участнику установлено требование о наличии сертифицированной системы менеджмента качества соответствующий ГОСТ ИСО 9001.

Комиссия не усматривает нарушений в установлении данного требования.

Пункт 15 Технического задания преимуществом будет наличие у участника государственной аккредитации в области информационных технологий.

На заседании Комиссии Заказчик не смог пояснить что предполагает под собой государственная аккредитация и ее значение. Таким образом, Комиссия признает довод Заявителя о неправомерности установления данного требования обоснованным.

Согласно пункту 18 Технического задания руководитель проекта должен иметь опыт участия в 5-и и более проектах по внедрению решения SAP ERP в роли проектного менеджера.

В установлении данного требования Комиссия не усматривает нарушения.

В соответствии с пунктом 19 Технического задания установлено наличие не менее 2-х специалистов, сертифицированных SAP Certified Associate Enterprise Architect.

Пунктом 21 Технического задания не менее 50% команды проекта должны быть сертифицированы SAP, в том числе по решениям SAPSD, CRM, DMS B И BO.

На заседании Заказчик пояснил, что установление требований пунктом 19 и 21 Технического задания обусловлено предметом Конкурса. Исходя из ранее изложенного, Комиссия признает довод о неправомерности установления данных требований необоснованным.

11. Согласно протоколу от 07.08.2014 №1 183-ИА-14-1 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе Заявителю отказано в допуске к участию в Конкурсе вследствие несоответствия пункту 4.5.1.2 Конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 4.5.1.2 Конкурсной документации, организатор конкурса вправе отклонить заявку исполнителя в случае наличия отрицательных отзывов и рекламаций по выполненным договорам от ОАО «МРСК Центра» или сторонних Заказчиков.

Согласно пункту 4.8.2.1 Конкурсной документации, в рамках отборочной стадии Конкурсная комиссия проверяет наличие/отсутствие признанных Исполнителем претензий либо судебных решений против Исполнителя вследствие неисполнения обязательств по договорам, заключенным с ОАО «МРСК Центра», его филиалами и ДЗО.

Пунктом 4.8.2.7 Конкурсной документации Конкурсная комиссия вправе при принятии решения о соответствии Исполнителя принять во внимание наличие негативного опыта сотрудничества с Исполнителем  при исполнении Исполнителем ранее заключенных с ОАО «МРСК Центра», его филиалами и ДЗО договоров, при наличии судебных решений по искам Заказчиков не в пользу Исполнителя, а также обоснованных Заказчиком и признанных подрядчиком досудебных претензий вследствие неисполнения обязательств по таким договорам, при этом принимая во внимание систематичность таких нарушений договорных обязательств и последствия, наступившие вследствие неисполнения Исполнителем своих обязательств по договорам.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что при вынесении решении о допуске к участию в Конкурсе учитывались претензии либо судебные решения против исполнителя по предмету процедуры, что противоречит пункту 4.8.2.1 Конкурсной документации. Также в Конкурсной документации не раскрывается термин «рекламация», что не позволяет определить какие именно требования предъявляет Заказчик к участникам процедуры.

Таким образом, Комиссия установила, что установление Заказчиком данных требований не позволяет применять требования в равной мере ко всем участникам.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА

 

1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной в части отсутствия порядка оценки по критерию «управленческая компетентность», отсутствия в Конкурсной документации порядка оценки и сопоставления заявок, неправомерного установления в Конкурсной документации дополнительных требований к организации Исполнителя, неправомерного отказа в допуске к участию в Конкурсе.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии:  

 

 

Члены Комиссии:  

 

 

   

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны