Решение б/н Решение по жалобе САО «ВСК» на действия заказчика - ОАО «Инс... от 10 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. САО «ВСК»

    121552, Москва, ул. Островная, д. 4

     

  2. ОАО «Институт «Энергосетьпроект»

    105058, Москва, Ткацкая ул., д. 1

     

  3. АО «Центр развития экономики»

    107113, Москва, 3-я Рыбинская ул.,
    д. 18, стр. 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №1-00-1192/77-15 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения

 

21.07.2015 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба САО «ВСК» (далее — Заявитель) на действия заказчика - ОАО «Институт «Энергосетьпроект» (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на добровольное медицинское страхование работников ОАО «Институт «ЭНЕРГОСЕТЬПРОЕКТ» (реестровый № 31502452013) (далее — Конкурс).

По мнению Заявителя, нарушения со стороны Заказчика выразились в следующем:

  1. в неправомерном определении победителя Конкурса на основании результатов переторжки;

  2. в неправомерном порядке оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию «Качество технического предложения Участника размещения заказа».

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно представленным материалам и информации на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) 10.06.2015 размещено извещение о проведении Конкурса. Окончание срока подачи заявок — 01.07.2015. Подведение итогов — 07.07.2015.

Согласно протоколу оценки и сопоставления на участие в Конкурсе от 07.07.2015 № 97-15/31502452013 победителем Конкурса признано ОАО «СОГАЗ» (74,36 балла). Заявителю присвоено третье место (35 баллов).

1.В соответствии с пояснениями Заявителя по лоту № 1 была проведена переторжка. По результатам переторжки конкурсные заявки ранжировались следующим образом: 1 место: Открытое акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности», Цена: 5 406 363,50 руб. (НДС не облагается); 2 место: Общество с ограниченной ответственностью «Страховое общество «Регион Союз», Цена: 5 460 738,50 руб. (НДС не облагается); 3 место: Страховое акционерное общество «ВСК», Цена: 5 290 702,00 руб. (НДС не облагается). На основании приведенных результатов ранжировки конкурсных заявок предлагается признать победителем конкурса ОАО «СОГАЗ» при ценовом предложении выше, чем у Заявителя.

Согласно Конкурсной документации переторжка – процедура, предполагающая добровольное изменение цены предложения участников путем снижения ее на шаг. Переторжка проводится только по решению закупочной комиссии.

Согласно пункту 15 информационной карты Конкурсной документации проведение процедуры переторжки предусмотрена документацией.

Разделом 4.21 Конкурсной документации определена процедура переторжки:

Если в пункте 15 раздела 5 «Информационная карта» предусмотрена возможность проведения процедуры переторжки после проведения стадии оценки и сопоставления заявок, Закупочная комиссия вправе принять решение о проведении процедуры переторжки, т.е. о предоставлении Участникам возможности добровольно повысить предпочтительность их заявок путем добровольного снижения первоначально указанной в заявке цены договора и/или улучшения неценовых предложений, содержащихся в заявке, если такие предложения в соответствии с пунктом 19 раздела 5 «Информационная карта» являются критериями оценки и сопоставления заявок.

Решение о проведении процедуры переторжки, а также сроках и форме ее проведения принимает закупочная комиссия. В случае решения закупочной комиссии о приглашении Участника на переторжку с отлагательным условием (например, при условии представления им недостающих ранее или уточняющих документов), в случае неисполнения этого условия Участником в рамках переторжки, закупочная комиссия вправе отклонить заявку/предложение такого Участника после переторжки.

Переторжка должна проводиться только после предварительной оценки, сравнения и ранжирования не отклоненных заявок.

Форма и порядок проведения переторжки, а также сроки подачи новых ценовых/неценовых предложений, определенные Закупочной комиссией, указываются в письмах, приглашающих Участников принять участие в процедуре переторжки и направляемых Участникам.

После проведения переторжки закупочная комиссия, учитывая цены, полученные по результатам переторжки, производит окончательную ранжировку заявок/предложений по цене. Заявки Участников, приглашенных на переторжку, но в ней не участвовавших, учитываются при построении итоговой ранжировки предложений с первоначальными, указанными в их заявках ценами.

Таким образом, Конкурсной документацией предусмотрена процедура переторжки, согласно которой участники добровольно изменяют цену предложения путем ее снижения.

Согласно протоколу оценки и сопоставления на участие в Конкурсе от 07.07.2015 № 97-15/31502452013 утверждены итоги проведённой процедуры переторжки по Конкурсу:

Наименование участника и его адрес

Первоначальная цена заявки на участие в открытом конкурсе

Цена заявки на участие в открытом конкурсе по результатам переторжки

1

САО «ВСК»

121552, г. Москва, ул. Островная, д. 4

5 300 677,00 руб.

(НДС не облагается)

5 290 702,00 руб.

(НДС не облагается)

2

ОАО «СОГАЗ» (г. Москва)

Россия, г. Москва, 107078, пр. Академика Сахарова, д. 10

5 460 738,50 руб.

(НДС не облагается)

5 406 363,50 руб.

(НДС не облагается)

3

ООО «СО «Регион Союз»

112250, г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 31 А, стр. 1

5 460 738,50 руб.

(НДС не облагается)

Не участвовал

Разделом 4.19 Конкурсной документации определен порядок оценки и сопоставления заявок.

Согласно пункту 4.19.1 Конкурсной документации оценка и сопоставление заявок осуществляется Закупочной комиссией в порядке и в соответствии с критериями, установленными в пункте 19 раздела 5 «Информационная карта» Конкурсной документации, в течение не более 10 (десяти) дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок.

Согласно пункту 19 Информационной карты Конкурсной документации установлены критерии оценки заявок участников:

  • цена договора – 30%;

  • качество технического предложения Участника – 50%;

  • срок оказания услуг – 20%.

Методика оценки заявок по данным критериям указана в приложении № 1 к Информационной карте Конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 4.19.7 Конкурсной документации победителем конкурса признается участник, который предложил лучшие условия исполнения договора, и заявке которого присвоен первый номер.

Таким образом, победитель Конкурса определяется на основании оценки и сопоставления заявок, произведенного в соответствии с критериями, указанными в пункте 19 Информационной карты Конкурсной документации.

На заседании Комиссия, согласно пояснениям Заказчика, установила, что после проведения процедуры переторжки участниками (САО «ВСК», ОАО «СОГАЗ») была добровольно повышена предпочтительность их заявок путем снижения первоначально указанной в заявке цены договора. При этом после проведения процедуры переторжки в соответствии с разделом 4.21 Конкурсной документации Заказчик, учитывая цены, полученные по результатам переторжки, произвел окончательную ранжировку заявок в соответствии с критериями и порядком, указанным в Конкурсной документации, с учетом требований раздела 4.19 Конкурсной документации.

Таким образом, на основании результатов переторжки Заказчиком победитель Конкурса не определялся.

Следовательно, жалоба Заявителя в части неправомерного определения победителя Конкурса на основании результатов переторжки признается необоснованной.

2. В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Приложение 1 к Информационной карте Конкурсной документации определены критерии оценки заявок участников, поданных на участие в Конкурсе:

1) «Цена договора» - 30%;

2) «Качество технического предложения Участника размещения заказа» - 50%;

2.1) Подкритерий С1: дополнительные предложения по медицинским услугам - 25% , рассчитывается по следующей формуле:

 

– оценка по подкритерию i-го участника закупки;

Ci – количество значимых предложений, указанных в заявке i-го участника закупки;

Сmax – максимальное количество значимых предложений среди всех участников закупки.

2.2) Подкритерий C2: предложения по медицинским учреждениям, на базе которых организуется медицинская помощь – 10%:

Предложения по медицинским учреждения на базе которых будет организовываться медицинская помощь» (), присваивается предложению участника полностью соответствующему рекомендованному в техническом задании перечню медицинских учреждений. При частичном соответствии техническому заданию балл рассчитывается по следующей формуле:

 

– оценка по подкритерию i-го участника закупки;

Ci – количество значимых предложений, указанных в заявке i-го участника закупки;

Сmax – максимальное количество значимых предложений среди всех участников закупки.

2.3) Подкритерий C3 сокращения перечня исключений из страхового покрытия – 15%, рассчитывается по следующей формуле:

 

– оценка по подкритерию i-го участника закупки;

Ci – количество значимых предложений, указанных в заявке i-го участника закупки;

Сmax – максимальное количество значимых предложений среди всех участников закупки

Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «Качество технического предложения Участника», определяется по формуле:

Rci = * 25% + *10% + *15%

Rci– рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

3) «Срок оказания услуг» - 20%.

На заседании Комиссия установила, что Конкурсная документация не содержит информации о порядке оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию «Качество технического предложения Участника размещения заказа», значимость которого составляет 50%, следовательно, определение правомерности выбора победителя не представляется возможным.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

На заседании Комиссии представитель Заказчика не смог пояснить порядок присвоения баллов по критерию «Качество технического предложения Участника размещения заказа», установленному в Конкурсной документации.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

Таким образом, порядок оценки заявок в Конкурсной документации по критерию «Качество технического предложения Участника размещения заказа» отсутствует, что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах.

В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов в целях определения победителя проводимой закупки.

Соответственно, гарантии юридического равенства участникам закупки организатором торгов не обеспечены, что не соответствует положениям части 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Предоставленное заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании конкурсной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в конкурсной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться организаторами торгов. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.

Отсутствие порядка расчета баллов неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии организатора торгов (заказчика).

Более того, порядок расчета баллов является необходимым для участников закупочных процедур, поскольку его наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

Отсутствие конкретного порядка оценки заявок позволяет организатору торгов на стадии оценки заявок произвольно трактовать причины квалификационного отбора, оставляя за собой право по собственному усмотрению допускать и отклонять поданные заявки, и лишает участников торгов возможности получить информацию о причинах такого отклонения и, при несогласии с решением организатора торгов, оспорить его действия в установленном порядке.

Таким образом, жалоба Заявителя в части неправомерного порядка оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию «Качество технического предложения Участника размещения заказа» признается обоснованной. В действиях Заказчика усматривается нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Вместе с тем, на заседание Комиссии Заказчиком представлен договор от 13.07.2015 № 15LM1779, заключенный по результатам Конкурса.

На основании изложенного и в соответствие с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной в части неправомерного порядка оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию «Качество технического предложения Участника размещения заказа», в остальной части необоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, так как по результатам Конкурса заключен договор.

  4. Передать материалы дела должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности согласно части 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны