Решение б/н Решение и Предписание по жалобе ООО «РегионКонсалт» на дейст... от 27 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1222/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

18.07.2018 Москва

Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

рассмотрев жалобу ООО «РегионКонсалт» (далее также - Заявитель) на действия организатора торгов - ГК «Агентство по страхованию вкладов» (далее также - Организатор торгов) при проведении торгов в форме открытого аукциона с закрытой формой представления предложений по цене на права требования к физическим лицам (сообщение № 2311436 лоты № 1-33903, 2330933 лоты 1-1964, 2533550 лоты
1-1475) (далее - Торги), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов
при провединии Торгов выразилось в отказе Организатора торгов предоставить
для ознакомления полную и достоверную информацию о предмете Торгов.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии
при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также
при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом
от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной
или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано
с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона
от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон
о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов. Кроме того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.04.2014 № 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.

Согласно пункту 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110
и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.

Решением арбитражного суда г. Москвы от 28.10.2015 по делу
№ А40-154909/2015 ОАО АКБ «Пробизнесбанк» (далее - Банк) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим Банка утверждена ГК «АСВ». Полномочия представлять ГК «АСВ» переданы Хамчичу М.А.

13.12.2017 на сайте Организатора торгов было опубликовано сообщение
о проведении торгов в форме открытого аукциона с закрытой формой представления предложений по цене на права требования к физическим лицам (сообщения
№ 2311436 лоты № 1-33903, 2330933 лоты 1-1964, 2533550 лоты 1-1475).

Аналогичное сообщение о Торгах было опубликовано на официальном сайте ЕФРСБ 13.12.2017 за № 2311436, а также в газете «Коммерсантъ» 16.12.2017
за № 77032462052.

В последующем Организатором торгов были опубликованы сообщения
о проведении торгов, предметом которых были права требования к физическим лицам по лотам 1-1964 (20.12.2017), а также по лотам 1-1475 (14.03.2018).

Аналогичное сообщение о Торгах было опубликовано на официальном сайте ЕФРСБ, а также в газете «Коммерсантъ».

Из материалов дела следует, что 08.05.2018 Заявитель направил в адрес Организатора торгов (на электронную почту ansurkov@prbb.ru) запрос
о предоставлении актуальной информации о правах требования, реализуемых
на Торгах.

Как пояснил Заявитель на заседании Комиссии, анализ вышеуказанной информации не позволил ООО «РегионКонсалт» принять решение об экономической целесообразности участия в Торгах и стоимости приобретения имущества.

В ответ на обращение Заявителя Организатор торгов сообщил, что привел исчерпывающую информацию об имуществе в соответствии с Законом
о банкротстве.

Вместе с тем, как подтверждается записью телефонных переговоров, представленной Заявителем на заседании Комиссии 25.06.2018, представитель Заявителя позвонил представителю Организатора торгов по телефону который указан в сообщениях о проведении торгов, в целях выяснения информации
о поступающих платежах и об актуальном размере задолженности по правам требования.

Из записи телефонного разговора следует, что такую информацию Организатор торгов представить не может, Заявителю рекомендовано сравнить сумму задолженности по правами требования, опубликованным на электронных торговых площадках, и суммы задолженности, указанные в графиках к соответствующим кредитным договорам.

Вместе с тем на заседании Комиссии представители Организатора торгов не смогли пояснить, имеется ли в наличии у Организатора торгов информация, интересующая Заявителя, о поступающих платежах и об актуальном размере задолженности, несмотря на то, что Комиссией в целях уточнения указанной информации было отложено рассмотрение настоящей жалобы. При этом на заседании Комиссии от представителя Организатора торгов присутствовало также лицо без надлежащим образом оформленных полномочий, представившееся помощником Хамчича М.А. Указанное лицо в ответ на прямой вопрос председателя Комиссии о наличии у Организатора торгов указанных сведений сообщило, что они имеются в наличии, при этом с этой информацией не ознакамливают потенциальных участников в связи с тем, что она «не влияет на цену лота». Представители
ГК «АСВ» статус данного лица подтвердили, подтвердили приведенные им доводы.

Кроме того, согласно статье 31 Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1
«О банках и банковской деятельности» кредитная организация осуществляет расчеты по правилам, формам и стандартам, установленным Банком России; при отсутствии правил проведения отдельных видов расчетов - по договоренности между собой; при осуществлении международных расчетов - в порядке, установленном федеральными законами и правилами, принятыми в международной банковской практике.

В соответствии с пунктом 1.3 Положения о порядке составления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса ликвидируемой кредитной организации для их согласования с Банком России, утвержденного Банком России 15.06.2017 № 588-П, в целях составления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса после отзыва (аннулирования) лицензии на осуществление банковских операций (далее - отзыв лицензии) кредитная организация осуществляет бухгалтерский учет в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета и порядком его применения, установленными Положением Банка России от 27.02.2017 № 579-П «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 20.03.2017 № 46021 (далее - Положение №579-П), с учетом соблюдения требований, предусмотренных указанным Положением.

При этом согласно пункту 28 Плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения, являющегося приложением к Положению 579-П, все совершенные за рабочий день операции отражаются в ежедневном балансе кредитной организации (ее филиала).

Также согласно абзацу третьему пункта 4.41 Плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения, являющегося приложением к Положению 579-П, по дебету счета отражаются суммы, получаемые физическим лицом наличными денежными средствами; суммы переводов денежных средств физических лиц на счета юридических и физических лиц, на счета депозитов (вкладов); суммы, направленные на погашение задолженности по предоставленным кредитам и другие операции, предусмотренные нормативными актами Банка России.

Кроме того, согласно представленной Заявителем информации, на сайте Организатора торгов 29.06.2018 была опубликована информация о ходе конкурсного производства в отношении ОАО АКБ «Пробизнесбанк», согласно которой в графах 3.3 и 3.4 содержатся сведения о погашении задолженности в добровольном
и принудительном порядках, что также подтверждает факт наличия у Организатора торгов испрашиваемых Заявителем сведений.

Вместе с тем, как установлено Комиссией ранее, из жалобы Заявителя следует,
что отсутствие возможности ознакомиться с полной и достоверной информацией
о поступающих платежах и об актуальном размере задолженности лишает Заявителя возможности в должной степени оценить риски и определить целесообразность участия в Торгах.

Учитывая изложенное, проверив обоснованность доводов, приведенных
в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия признает жалобу обоснованной, а действия Организатора торгов неправомерными ввиду следующего.

Согласно пункту 9 статьи 110 Закона о банкротстве Организатор торгов обязан осуществлять разумные необходимые действия для поиска и привлечения покупателей с учетом особенностей выставленного на торги имущества должника.

Организатор торгов обязан обеспечить возможность ознакомления
с подлежащим продаже на торгах имуществом должника и имеющимися
в отношении этого имущества правоустанавливающими документами, в том числе путем осмотра, фотографирования указанного имущества и копирования указанных правоустанавливающих документов.

Помимо прочего, Организатор торгов обязан осуществлять разумные необходимые действия для поиска и привлечения покупателей с учетом особенностей выставленного на торги имущества должника.

Комиссией установлено, что Заявитель, являясь потенциальным участником Торгов, обладая особым субъектным статусом (ООО «РегионКонсалт» включено
в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность
по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, на основании решения территориального органа ФССП России от 15.02.2017
№ 77922/17/96182-С, что подтверждается свидетельством № 22/17/77000-КЛ
от 16.02.2017), обоснованно изъявляет требование об ознакомлении с информацией
о поступающих платежах и об актуальном размере задолженности.

Отказывая Заявителю в ознакомлении с полной и достоверной информацией, Организатор торгов нарушает пункт 9 статьи 110 Закона о банкротстве, а также способствует отказу потенциальных участников Торгов, обладающих специальным субъектным статусом, от участия в Торгах, что, в свою очередь, ограничивает количество участников торгов, ведет к снижению уровня конкуренции на них и, следовательно, противоречит цели конкурсного производства.

Учитывая положения части 5 статьи 6 Закона № 230-ФЗ и субъектный статус Заявителя, у Организатора торгов отсутствовали правовые основания для отказа Заявителю в ознакомлении с информацией о поступающих платежах
и об актуальном размере задолженности по правам требования к физическим лицам, составляющим соответствующие лоты Торгов.

Дополнительно Комиссия отмечает, что согласно статье 11 статьи 89 Закона
об исполнительном производстве не допускается заключение договора по результатам торгов ранее чем через десять дней со дня подписания протокола, на основании которого осуществляется заключение договора, а в случае, если предусмотрено размещение указанного протокола на сайте в сети «Интернет», ранее чем через десять дней со дня такого размещения.

В соответствии с пунктом 10.2 Протокола в течении 5 дней после оплаты
(в случае заложенного недвижимого имущества)/не ранее чем через 10 дней после торгов (в случае продажи арестованного имущества или заложенного движимого имущества) Организатор торгов заключает с победителем торгов договор купли-продажи.

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Частями 18 и 19 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому
в порядке, установленном частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

Первичное уведомление о принятии жалобы Заявителя к рассмотрению, направлено Организатору торгов 02.07.2018 в 17:53. Соответственно договоры, заключенные Организатором торгов после указанной даты и времени направления уведомления, признаются Комиссией ничтожными.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов
      при проведении Торгов обоснованной.

    2. Признать в действиях Организатора торгов нарушения требований пункта 9 статьи 110 Закона о банкротстве.

    3. Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание
      об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу №1-00-1222/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

18.07.2018 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

руководствуясь пунктом 3.1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 18.07.2018 по делу № 1-00-1222/77-18,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ГК «Агенство по страхованию вкладов» (далее - Организатор торгов) устранить нарушения, допущенные при проведении торгов в форме открытого аукциона
с закрытой формой представления предложений по цене на права требования
к физическим лицам (сообщение № 2311436 лоты № 1-33903, 2330933 лоты 1-1964, 2533550 лоты 1-1475) (далее - Торги), а именно:

    1. Организатору торгов назначить новые даты проведения Торгов по лотам, договоры по которым не были заключены до 17:53 02.07.2018.

    2. Организатору торгов во исполнение пункта 9 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и с учетом решения Комиссии от 18.07.2018 по делу № 1-00-1222/77-18 предоставить возможность участникам Торгов ознакомиться с полной и достоверной информацией о проведении Торгов, в том числе с информацией о поступающих платежах и об актуальном размере задолженности.

    3. Организатору торгов исполнить настоящее предписание в срок до 07.09.2018.

    4. Организатору продажи о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 05.09.2018 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

    1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

    2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны