Решение б/н ООО «Росгосстрах» на действия заказчика - ГУП «Мосгортранс» от 18 сентября 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

1. ООО «Росгосстрах»

140002, Московская обл., г. Люберцы, ул. Парковая, д. 3

 

2. ГУП «Мосгортранс»

115035, Москва, Раушская наб., д. 22/1, стр. 1

 

3. ОАО «ЕЭТП»

117312, Москва, пр-т. 60-я Октября, д.

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1230/77-14 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
03.09.2014                                                                                                    г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

 

рассмотрев жалобу ООО «Росгосстрах» на действия заказчика - ГУП «Мосгортранс» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение ущерба жизни, здоровью и имуществу пассажиров (реестровый № 31401448990), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА

В Московское УФАС России поступила жалоба ООО «Росгосстрах» (далее — Заявитель) на действия заказчика - ГУП «Мосгортранс» (далее — Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение ущерба жизни, здоровью и имуществу пассажиров (реестровый № 31401448990) (далее — Закупка).

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов выразилось в установлении Заказчиком критериев оценки и сопоставления заявок, заведомо определяющих возможность победы определенного участника.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

30.07.2014 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ГУП «Мосгортранс» (далее — Положение о закупках).

21.08.2014 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.

Начальная (максимальная) цена договора — 378 497 355,48 руб.

Согласно извещению о проведении Закупки от 21.08.2014 дата окончания подачи заявок — 27.08.2014, дата рассмотрения заявок — 28.08.2014, дата подведения итогов — 28.08.2014.

В соответствии с протоколом от 28.08.2014 рассмотрения и оценки заявок на участие в Закупке комиссией Заказчика были рассмотрены заявки следующих участников: Общество с ограниченной ответственностью «Росгосстрах», Открытое акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности», Общество с ограниченной ответственностью «Страховая Группа «Компаньон», Общество с ограниченной ответственностью «Страховая Компания «Согласие», Закрытое акционерное общество «Московская акционерная страховая компания». По итогам рассмотрения заявок участников комиссия приняла решение признать победителем процедуры ОАО «СОГАЗ», предложившего цену договора - 378 497 355,48 руб.

Согласно доводам и пояснениям Заявителя, неценовые критерии, указанные в закупочной документации, не могут привести к определению иной страховой организации, чем ОАО «СОГАЗ». Заказчиком при проведении Закупки создан порядок оценки и сопоставления, заведомо определяющие возможность победы определенного участника закупки - ОАО «СОГАЗ», что не допустимо.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно пункту 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции, признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

По мнению Заявителя, Заказчиком в Закупочной документации установлен порядок оценки по критерию «качество услуг и квалификация участника конкурса», обеспечивающий присвоение максимального количества баллов ОАО «СОГАЗ» и определение его победителем.

Изучив представленные документы, Комиссия установила следующее.

Пунктом 11 Информационной карты Закупочной документации установлены критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, величины значимости этих критериев, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений:

Оценка заявок осуществляется с использованием следующих критериев оценки заявок:

а) Цена договора;

б) Рейтинг надежности страховой компании;

в) Размер оплаченного уставного капитала страховой компании по состоянию за 1-ые полгода 2014 г;

г) Размер собственных средств страховой организации по состоянию за 1-ые полгода 2014 г;

д) Размер чистой прибыли страховой компании по состоянию за 1-ые полгода 2014 г.

Оценка и сопоставление заявок осуществляется с использованием рейтингового метода, учитывая следующее:

1) присвоение рейтинговых мест осуществляется по каждому критерию отдельно по мере убывания выгодности предложений;

2) первое рейтинговое место присваивается лучшему показателю по критерию, последнее – худшему. Максимальное количество рейтинговых мест равно количеству оцениваемых заявок на участие в запросе предложений. В случае равенства показателей по критерию заявкам на участие в запросе предложений присваиваются одинаковые рейтинговые места, при этом количество рейтинговых мест соответственно уменьшается;

3) каждым членом комиссии по каждой заявке на участие в запросе предложений подводится итоговое рейтинговое значение участника запроса предложений, которое рассчитывается после суммирования рейтинговых мест, набранных таким участником по каждому из критериев с учетом их значимости, по следующей формуле:

Q1…к = A*B + C*D,

 

где: C*D = C1*D1 + C2*D2 + …+ Cn*Dn,

 

при этом: A+ C1+ C2+ …+ Cn =100 %,

где:

Q1..к – итоговое рейтинговое значение претендента;

А – значимость ценового критерия «Цена договора, цена единицы продукции»;

B – рейтинговое место участника запроса предложений по ценовому критерию;

C1, …, Cnзначимость каждого неценового критерия установленного документацией.

D1, …, Dnрейтинговое место участника запроса предложений по неценовым критериям;

n – количество неценовых критериев.

На основании подведенных итоговых рейтинговых значений каждым членом, комиссией рассчитывается общее итоговое рейтинговое значение участника, которое получается путем деления суммированных итоговых значений на количество присутствующих членов комиссии.

R= (Q1+…Qk) / K

R – общее итоговое рейтинговое значение участника запроса предложений

Q1…Qk итоговое рейтинговое значение участника запроса предложений по каждому члену комиссии;

K,k – количество членов комиссии.

На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений комиссией каждой заявке относительно других по мере увеличения итогового рейтингового значения присваивается порядковый номер <...> Первый номер присваивается заявке на участие в запросе предложений, набравшей по результатам оценки минимальное общее итоговое рейтинговое значение. Такая заявка считается содержащей лучшие условия исполнения договора. Оценка и присвоение порядковых номеров осуществляется по каждому лоту отдельно. Победителем запроса предложений признается участник запроса предложений, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в запросе предложений которого присвоен первый номер <...>

В случае если в нескольких заявках на участие в запросе предложений содержатся одинаковые условия исполнения договора и/или такие заявки получили одинаковые итоговые рейтинговые значения, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в запросе предложений, которая поступила ранее других заявок на участие в запросе предложений, содержащих такие условия.

  1. Критерии оценки заявок на участие в запросе предложений и их значимость

Номер
критерия

Критерии оценки
заявок на участие в конкурсе

Значимость критериев в процентах

1.

Цена договора

20%

(коэффициент значимости А=0,2)

 

2.

Рейтинг надежности страховой компании

20% (коэффициент значимости С1=0,2)

3.

Размер оплаченного уставного капитала страховой компании по состоянию за 1-ые полгода 2014 г

20% (коэффициент значимости С2=0,2)

4.

Размер собственных средств страховой организации по состоянию за 1-ые полгода 2014 г

20% (коэффициент значимости С3=0,2)

5.

Размер чистой прибыли страховой компании по состоянию за 1-ые полгода 2014 г

20% (коэффициент значимости С4=0,2)

Сумма значимостей критериев оценки заявок на участие в конкурсе

100%



  1. Содержание критериев оценки заявок на участие в конкурсе

Наименование

Единица изменения

Содержание критерия

Цена договора

Российский рубль

Оценивается снижение цены договора, предложенной участником запроса предложений в его заявке на участие в запросе предложений, по сравнению с установленной в извещении о проведении запроса предложений и документации о проведении запроса предложений начальной (максимальной) ценой договора

Рейтинг надежности страховой компании

Рейтинговый класс

Оценивается уровень надежности страховой компании по данным Рейтингового агентства «Эксперт-РА» по данным на момент размещения извещения о проведении запроса предложений

Размер оплаченного уставного капитала по состоянию за 1-ые полгода 2014 г (данные из бухгалтерского баланса за 1-ые полгода 2014 г.)

Российский рубль

Оценивается документально подтвержденный в составе заявки на участие в запросе предложений размер оплаченного уставного капитала (данные из бухгалтерского баланса за 1-ые полгода 2014 г.)

Размер собственных средств страховой организации по состоянию за 1-ые полгода 2014 г (данные из бухгалтерского баланса за 1-ые полгода 2014 г.)

Российский рубль

Оцениваются документально подтвержденные в составе заявки на участие в запросе предложений размер собственных средств претендента (копией бухгалтерского баланса страховщика: Форма №1 (сведения ст. 2100), утвержденная приказом Минфина РФ от 27 июля 2012 г. N 109н «О бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков) (данные из бухгалтерского баланса за 1-ые полгода 2014 г.)

Размер чистой прибыли страховой компании по состоянию за 1-ые полгода 2014 г (данные из бухгалтерского баланса за 1-ые полгода 2014 г.)

Российский рубль

Оценивается документально подтвержденный размер чистой прибыли претендента (данные из бухгалтерского баланса страховщика: Форма №2 (сведения ст. 3000), утвержденная приказом Минфина РФ от 27 июля 2012 г. N 109н «О бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков) (данные из бухгалтерского баланса за 1-ые полгода 2014 г.

 

При оценке заявок по критерию «цена договора» лучшим условием исполнения договора по указанному критерию признается предложение участника конкурса с наименьшей ценой договора. Договор заключается на условиях по данному критерию, указанных в заявке.

При оценке по критерию «уровень надежности страховой компании» оценивается уровень надежности страховой компании по данным Рейтингового агентства «Эксперт-РА»

Оценка заявок по подкритерию происходит согласно следующей рейтинговой шкале:

Первое рейтинговое место присваивается страховым компаниям с «высокой надежностью» (рейтинговые классы: А++, А+, А)

Следующее после первого рейтингового места присваивается страховым компаниям с «приемлемой надежностью» (рейтинговые классы: В++, В+,В)

Последнее рейтинговое место присваивается страховым компаниям с «низкой надежностью», в стадии «банкротства», в стадии «отзыва лицензии или ликвидации» (рейтинговые классы: С++, С+, С, Д, Е)

Подтверждается копией действующего свидетельства о присвоении рейтинга надежности страховых компаний

При оценке по критерию «размер оплаченного уставного капитала страховой компании по состоянию на I квартал 2014 г» первое рейтинговое место присваивается страховым компаниям с наибольшим суммарным размером уставного капитала по данным за 1-ые полгода 2014 г.

При оценке по критерию «размер собственных средств страховой организации по состоянию на I квартал 2014 г» первое рейтинговое место присваивается страховым компаниям с наибольшим размером собственных средств по данным бухгалтерского баланса за 1-ые полгода 2014 г.

При оценке по критерию «размер чистой прибыли страховой компании по состоянию на I квартал 2014 г» первое рейтинговое место присваивается страховым компаниям с наибольшим суммарным размером чистой прибыли по данным бухгалтерского баланса за 1-ые полгода 2014 г.

В соответствии с протоколом от 28.08.2014 рассмотрения и оценки заявок на участие в Закупке комиссией Заказчика были рассмотрены и оценены заявки следующих участников процедуры:

 

Порядковый номер участника

Наименование участника

Участник №1

Общество с ограниченной ответственностью «Росгосстрах»

Участник №2

Открытое акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности»

Участник №3

Общество с ограниченной ответственностью "Страховая Группа «Компаньон»

Участник №4

Общество с ограниченной ответственностью «Страховая Компания «Согласие»

Участник №5

Закрытое акционерное общество «Московская акционерная страховая компания»

 

Критерии оценки

Участник №1

Участник №2

Участник №3

Участник №4

Участник №5

Цена договора, руб.

378 497 355,48

378 497 355,48

378 497 355,48

378 497 355,48

378 497 355,48

Рейтинг надежности страховой компании (по данным рейтингового агентства «Эксперт-РА»)

А++

А++

АА- (по данным Национального рейтингового агентства)

А++

А++

Размер оплаченного уставного капитала по состоянию за 1-ые полгода 2014 г (данные из бухгалтерского баланса за 1-ые полгода 2014 г.), руб.

8 113 434 000

15 111 482 640

2 100 000 000

8 390 740 000

2 800 000 000

Размер собственных средств страховой организации по состоянию за 1-ые полгода 2014 г (данные из бухгалтерского баланса за 1-ые полгода 2014 г.), руб.

23 861 232 000

38 552 093 000

2 256 925 000

11 377 292 000

4 046 638 000

Размер чистой прибыли страховой компании по состоянию за 1-ые полгода 2014 г (данные из бухгалтерского баланса за 1-ые полгода 2014 г.), руб.

1 371 181 000

8 509 710 000

3 361 000

457 000

366 165 00

Согласно пояснениям Заявителя, среди страховщиков Российской Федерации, имеющих лицензию на соответствующий вид деятельности, по всем критериям за исключением «размер уставного капитала», лидирует ОАО «СОГАЗ». При этом МСК, лидирующий по критерию «размер уставного капитала», обладает худшими показателями по иным критериям, в связи с чем с учетом относительно веса подкритерия «размер уставного капитала» не обладает возможностью быть признанным победителем конкурса. Размер уставного капитала является публичным, указан в уставных документах страховщиков, размещенных на официальных сайтах в сети интернет. В подтверждение своего довода Заявитель представил таблицу:

 

Компания

Рейтинг Рейтингового агенства Эксперт

Размер оплаченного уставного капитала страховой компании по состоянию за 1-ые полгода 2014 г (тыс.руб.)

Размер собственных средств страховой

организации по состоянию за 1-ые полгода 2014 г (тыс.руб.)

Размер чистой прибыли страховой компании по состоянию за 1-ые полгода 2014 г (тыс.руб.)

СОГАЗ

А++

15111483

38552093

8509710

РОСГОССТРАХ

А++

8113434

23861232

1371181

ИНГОССТРАХ

А++

2500000

22289686

147183

РЕСО-ГАРАНТИЯ

А++

3100000

12 859169

64847

АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ

А++

5000000

18729355

данные за отчетный период отсутствует

ВТБ СТРАХОВАНИЕ

А++

5500000

10398606

3731139

АЛЬЯНС

А++

5861220

7456796

2168319

ТРАНСНЕФТЬ

А++

2099983

6724837

данные за отчетный период отсутствует

СОГЛАСИЕ

А++

8390740

11377292

457

ГРУППА РЕНЕСАНС СТРАХОВАНИЕ

А++

2109629

4385753

данные за отчетный период отсутствует

ЖАСО

А++

1500000

2767601

данные за отчетный период отсутствует

СТРАХОВАЯ ГРУППА МСК

А+

16100000

706402

3174020

КОМПАНЬОН

не присвоен

2100000

2256925

3361

МАКС

А++

2800000

4046638

366165

ВСК

А++

3200000

7800000

данные за отчетный период отсутствует

СГ УРАССИБ

А++

3349898

3489807

данные за отчетный период отсутствует

Энергогарант

А++

2040000

3064000

данные за отчетный период отсутствует

КАПИТАЛ СТРАХОВАНИЕ

А++

1000000

8351936

142258

Цюрих

А +

1500000

2077968

данные за отчетный период отсутствует

На заседании Комиссии представитель ОАО «СОГАЗ» не согласился данными, представленными Заявителем в таблице, и признал их некорректными в связи отсутствием в позиции «размер чистой прибыли» данных всех страховщиков и указанного размера уставного капитала ИНГОССТРАХ, а именно: представленная в таблице информация относительно уставного капитала ИНГОССТРАХ не соответствует данным официального сайта ИНГОССТРАХ, в соответствии с которым уставной капитал увеличен с 2,5 млрд. до 17,5 млрд. руб. и представил тому подтверждение.

Таким образом, Комиссия изучив документы, установила, что представленные Заявителем доказательства не являются достаточными и достоверными. Согласно данным таблицы не представляется возможным сделать вывод об установлении Заказчиком в Закупочной документации требований, обеспечивающих победу одного страховщика, а именно ОАО «СОГАЗ». В соответствии с представленными в таблице показателями, Комиссия приходит к выводу о наличии на страховом рынке и других страховых компаний, обладающих финансовыми показателями, позволяющими одержать победу в Закупке.

На основании ранее изложенного Комиссия пришла к выводу, что довод Заявителя об установлении Заказчиком критериев оценки и сопоставления заявок, заведомо определяющих возможность победы определенного участника Закупки является необоснованным, в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции не усматривается.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА

 

1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения на размещение закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 27.08.2014 № ИК/25567(1-3).

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии: 

 

 

Члены Комиссии:  

 

 

   

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны