Решение б/н решение по жалобе ООО «ЭнергоДата» на действия заказчика — О... от 29 сентября 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №1-00-1269/77-14 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

11.09.2014 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

 

 

рассмотрев жалобу ООО «ЭнергоДата» (далее — Заявитель) на действия заказчика — ОАО «МРСК Центра» (далее — Заказчик) при проведении открытых конкурентных переговоров на право  заключения Договора на оказание услуг по ведению системы управления нормативно-справочной информации (СУ НСИ) и актуализации справочника физических лиц дебиторов/кредиторов в СУ НСИ для нужд ОАО «МРСК Центра» (филиалов «Белгородэнерго», «Брянскэнерго», «Воронежэнерго», «Костромаэнерго», «Курскэнерго», «Липецкэнерго», «Орелэнерго», «Смоленскэнерго», «Тамбовэнерго», «Тверьэнерго» и «Ярэнерго»). (41415) (реестровый № 31401401401851)
(далее — Закупка)
,

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов выразилось в следующем:

  1. в неправомерном установлении в Закупочной документации требования о предоставлении информации о собственниках;

  2. в неправомерном установлении в Закупочной документации требования о предоставлении согласия на обработку персональных данных;

  3. в отсутствии в Конкурсной документации методики ранжирования заявок в соответствии с оцениваемыми критериями;

  4. в установлении в Закупочной документации порядка проведения Конкурентных переговоров, ограничивающего конкуренцию;

  5. в ограничении допуска к участию в Закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

  6. в неправомерном установлении в Закупочной документации требования о предоставлении заверенных копий балансов;

  7. в неправомерном установлении в Закупочной документации требования о предоставлении информационного письма о наличии у исполнителя связей, носящих характер аффилированности с сотрудниками Заказчика или организатора Закупки;

  8. в установление в Техническом задании требований противоречащих Закону о защите конкуренции накладывающих ограничения на конкуренцию участников Закупки;

  9. в неправомерном отказе в допуске к участию в Закупке.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно данным Официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО МРСК Центра размещено 24.07.2014 (далее — Положение о закупке).

Согласно извещению о проведении Закупки дата окончания подачи
заявок —
21.08.2014, дата рассмотрения заявок — 26.08.2014, дата подведения
итогов
26.08.2014.

В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок от 27.08.2014 № 31401401851-02 на участие в Закупке было подано четыре заявки от следующих организаций: ООО «Сайнер», ООО «ЭнергоДата», ООО «АйТи Энерджи Сервис», ООО «ИНТЕР РАО Информационные Технологии».

Заявителю было отказано в допуске к участию в Закупке в связи с наличием у Заявителя отрицательных отзывов и рекламаций по выполненным договорам от ОАО «МРСК Центра» или сторонних заказчиков.

Заказчик с жалобой не согласился представил письменные возражения на жалобу Заявителя.

  1. В соответствии с пунктом 4 Поручения Председателя Правительства России от 28.12.2011 № ВП-П13-9308 (далее - Поручение) в целях обеспечения прозрачности финансово-хозяйственной деятельности, в том числе исключения случаев конфликта интересов и иных злоупотреблений, связанных с занимаемой должностью при проведении предконтрактной работы, в том числе по подготовке к подписанию новых договоров, в качестве необходимого условия заключения договора требуется раскрытие контрагентом информации в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), с подтверждением соответствующими документами.

Во исполнение вышеуказанного Поручения в Закупочную документацию включено требование согласно подпункту 2.1.3.8 пункта 2.1.3 Закупочной документации, в соответствии с которым исполнитель должен подготовить Закупочную заявку, включающую информация о собственниках исполнителя (включая конечных бенефициаров) по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей Документации по конкурентным переговорам (подраздел 4.14).

Подраздел 4.14 Закупочной документации установлена форма письменного согласия собственников/бенефициаров, являющихся физическими лицами, на обработку и передачу персональных данных в адрес ОАО «МРСК Центра» и инструкции по её заполнению.

  1. Согласно подпункта 2.1.3.9 пункта 2.1.3 Закупочной документации, установлено требование о предоставлении письменного согласия собственников/бенефициаров, являющихся физическими лицами, на обработку и передачу персональных данных в адрес ОАО «МРСК Центра» по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей Документации по конкурентным переговорам (подраздел 4.15).

В соответствии с п. 1, п. 3 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных):

- персональные данные это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

- обработка персональных данных это любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 6 Закона о персональных обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, в том числе в случае реализации оператором своего права на уступку прав (требований) по такому договору, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.

На заседании Комиссия установила, что требование о предоставлении письменного согласия собственников/бенефициаров на обработку персональных данных является необходимым, в связи с обязанностью организаций раскрывать контрагентами по действующим договорам информации «в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) с подтверждением соответствующими документами», установленных Закупочной документацией и Поручением. Требования подпункта 2.1.3.9 и 2.1.3.8 пункта 2.1.3 Закупочной документации являются взаимозависимыми и обязательными.

  1. Согласно пунктам 2.1.20, 2.1.21 документации о Закупке оценка заявок участников осуществляется исходя из следующих критериев: a) Общая стоимость (без учета НДС); b) Технологические и организационно-технические предложения по оказанию услуг c) Надежность Исполнителя (опыт, ресурсные возможности, деловая репутация и т.д.); d) Условия и график оказания услуг; e) Условия и график оплаты оказания услуг., При этом при оценке количественных параметров деятельности членов объединения эти параметры суммируются, а не подлежащие суммированию показатели должны быть в наличии хотя бы у одного члена объединения.

В соответствии с пунктом 2.1.22 документации о Закупке по результатам проведения оценки предложений Заказчик сопоставляет предложения и проводит их ранжирование, при этом победителем признается, занявший 1 место участник в итоговой ранжировке по степени предпочтительности для Заказчика.

При этом Закупочная документация не содержит указания на значимость каждого из установленных критериев, методику присвоения баллов по критериям, на основании которых будет определен участник, предложивший наилучшие условия, на основании чего Комиссия приходит к выводу об отсутствии порядка оценки заявок в Конкурсной документации.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствие с пунктом 13 части 10 статьи 9 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Таким образом жалоба в данной части является обоснованной.

  1. В соответствии с подпунктом 2.1.1 пункта 2.1 Закупочной документации, процедура конкурентных переговоров проводится в следующем порядке:

- публикация Извещения о проведении открытых конкурентных переговоров;

- предоставление Документации по конкурентным переговорам;

-подготовка исполнителями своих предложений и разъяснение организатором документации по конкурентным переговорам, если необходимо;

- подача исполнителями предложений на участие в конкурентных переговорах по форме и в соответствии с настоящей документацией;

- предварительное рассмотрение представленных предложений исполнителей;

-приглашение к переговорам исполнителей, соответствующих по результатам предварительного рассмотрения и отбора требованиям документации;

- проведение переговоров с каждым из приглашенных исполнителей по положениям его предложения;

-подача окончательных оферт (технико-коммерческих предложений), с учетом достигнутых в ходе переговоров договоренностей;

-оценка окончательных технико-коммерческих предложений;

- определение Победителя;

- подписание Договора.

уведомление Исполнителей о результатах конкурентных переговоров.

Согласно пункту 2.1.25 Закупочной документации организатор после подписания договора с победителем направит всем исполнителям уведомление, в котором укажет наименование и адрес победителя, подписавшего договор, а также краткое изложение предмета и общей стоимости договора.

Изучив Закупочную документацию, Комиссия пришла к выводу, что установление Заказчиком ранее названного порядка уведомления участников о результатах Закупки не привело к нарушению прав и законных интересов участников Закупки.

  1. Согласно доводам Заявителя Заказчиком были указаны требования об наличии опыта выполнения аналогичных договоров не менее 3 лет, управленческой компетентности и положительной деловой репутации, а так же Закупочная документация определяет, что участник Закупки должен иметь свидетельства о допуске саморегулируемых организаций, лицензии и сертификаты на выполнение видов деятельности в рамках договора. По мнению Заявителя, данные требования противоречат пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а именно являются ограничением допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

На заседании Комиссии представитель Заказчика не смог пояснить Комиссии относительно установления требований подпункта а) пункта 3.1.1 Закупочной документации (что конкретно понимается под этими терминами), а также пояснить каким именно образом Заказчик будет оценивать участников на соответствие этому критерию.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, довод Заявителя об отсутствии в Закупочной документацией порядка оценки требований пункта 3.1.1 Закупочной документации является обоснованным.

На заседании Комиссии представитель Заказчика не смог пояснить Комиссии относительно установления требования Заказчика об обладании управленческой компетентностью (что конкретно понимается под этим термином), а также пояснить каким именно образом Заказчик будет оценивать участников на соответствие этому критерию.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, довод Заявителя об отсутствии в Конкурсной документации порядка оценки по критерию «управленческая компетентность» является обоснованным.

В соответствие с пунктом b) пункта 3.1.1 Закупочной документации установлено требование об обладании гражданской правоспособностью в полном объеме для заключения и исполнения Договора (должен быть зарегистрирован в установленном порядке и иметь сопутствующие действующие действующие свидетельства о допуске СРО, лицензии и сертификаты на выполнение видов деятельности в рамках договора).

Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании) регулируется отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Статьей 12 Закона о лицензировании установлен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что у Заявителя не было препятствий для определения перечня требуемых лицензий для участие в Конкурсе, так как Конкурсной документацией определен конкретный предмет закупки.

На основании вышеизложенного, Комиссия признает довод Заявителя о неправомерном установлении в Закупочной документации требования о предоставлении копий разрешающих документов на виды деятельности, связанные с выполнением договора необоснованным.

  1. Согласно подпункту d) пункта 3.2.1 Закупочной документации участнику закупки необходимо предоставить копии балансов вместе с отчетами о прибылях и убытках за три истекших года.

Согласно Приложению № 1 к приказу Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» форма № 1 бухгалтерской отчетности имеет название «Бухгалтерский баланс».

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что установление требования о предоставлении копий балансов является технической ошибкой, имелись ввиду бухгалтерские балансы.

Таким образом, Комиссия признает довод Заявителя о неправомерном установлении в Закупочной документации требования о предоставлении заверенных копий балансов обоснованным, однако не повлекшим негативных последствий в виде отказа в допуске какому-либо из участников.

  1. В соответствии с подпунктом j) пункта 3.2.1 Закупочной документации участнику закупки необходимо предоставить Информационное письмо о наличии у исполнителя связей, носящих характер аффилированности с сотрудниками Заказчика или Организатора конкурентных переговоров (форма 13).

Согласно статье 4 Закона от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» аффилированными лицами признаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Комиссия пришла выводу, что требование о предоставлении информации о наличии у Исполнителя связей, носящих характер аффилированности с сотрудниками Заказчика или Организатора, было установлено Заказчиком в целях предотвращения ситуаций с возможным конфликтом интересов между заказчиком и потенциальным исполнителем.

Кроме того, Комиссия отмечает следующее.

Доводы Заявителя о том, что некоторым лицам создаются преимущественные условия участия в Закупке по отношению к Заявителю не обоснованы, поскольку требования Закупочной документации о предоставлении в составе заявки информации о собственниках Исполнителя (включая конечных бенефициаров), согласия собственников/бенефициаров на обработку персональных данных, информации о наличии у Исполнителя связей, носящих характер аффилированности с сотрудниками Заказчика или Организатора Закупки возложены в одинаковой степени на всех участников Закупки и при подготовке положений Закупочной документации Заказчик не располагал сведениями об участниках процедуры закупки и их собственниках и сотрудниках, а риски неполучения или несвоевременного получения от третьих лиц сведений и документов, необходимых для включения в состав заявки, лежат на участнике процедуры закупки.

Таким образом, доводы Заявителя о неправомерном установлении в Закупочной документацией требования о предоставлении в составе заявки информации о собственниках Исполнителя (включая конечных бенефициаров), согласия собственников/бенефициаров на обработку персональных данных, информации о наличии у Исполнителя связей, носящих характер аффилированности с сотрудниками Заказчика или Организатора Закупки, являются необоснованными.

  1. Согласно Приложению № 1 «Технические требования» раздела 7 «Требования к исполнителю» участник должен обладать опытом реализации проектов оказания услуг в области сопровождения систем НСИ электросетевых компаний (не менее трех), в том числе опытом реализации подобных проектов для ДЗО ОАО «Россети», а так же требование о предоставлении участником проектной команды не менее 10 квалифицированных сотрудников-специалистов, обладающих необходимыми навыками, квалификацией и опытом для выполнения поставленных задач

На заседании Комиссии было установлено, что данное требование является критерием оценки, а не допуска к участию в Закупки, при этом методика оценки по данному критерию в Закупочной документации не установлена.

Таким образом в данной части жалоба обоснована.

  1. Согласно протоколу от 27.08.2014 31401401851-02 Заявителю было отказано в допуске к участию в Закупке на основание наличия у него отрицательных отзывов и рекламаций по выполненным договорам ОАО «МРСК Центра» или сторонних Заказчиков.

В соответствие с пунктом 3.1.2. Закупочной документации организатор Закупки вправе отклонить предложение Исполнителя в случае наличия отрицательных отзывов и рекламаций по выполненным договорам от ОАО «МРСК Центра» или сторонних Заказчиков

В соответствии с пунктом 3.1.2 Закупочной документации, Организатор конкурентных переговоров вправе отклонить предложение Исполнителя в случае наличия отрицательных отзывов и рекламаций по выполненным договорам от ОАО «МРСК Центра» или сторонних Заказчиков.

На заседании Комиссии установила, что в Закупочной документации отсутствует пояснения требования о наличии отрицательных отзывов и рекламаций по выполненным договорам. Таким образом, невозможно установить какие сведения учитываются Заказчиком при решении вопроса о наличии отрицательных отзывов и рекламаций по выполненным договорам.

Также в Закупочной документации не раскрывается термин «рекламация», что не позволяет определить какие именно требования предъявляет Заказчик к участникам процедуры.

Таким образом, Комиссия установила, что установление Заказчиком данных требований не позволяет применять требования в равной мере ко всем участникам, и в данной части жалоба является обоснованной.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной в части отсутствия в Конкурсной документации указания на значимость каждого из установленных критериев оценки заявок участников, методики ранжирования заявок по установленным критериям, неправомерного установления в Конкурсной документации дополнительных требований к участникам Закупки, неправомерного отказа в допуске к участию в Конкурсе.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны