Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «БС-ГРУППА» на действия... от 14 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО «БС-ГРУППА»

    142700, Московская обл., г. Видное,
    ул. Березовая, д. 3, нежилое пом. 36,

    лит. А1

     

  2. ОАО «ОЭК»

    115035, Москва, Раушская наб., д. 8

     

  3. ОАО «ЕЭТП»

    117312, Москва, проспект 60-я Октября, д. 9

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №1-00-1299/77-15 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения

 

10.08.2015 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО «БС-ГРУППА» (далее — Заявитель) на действия заказчика - ОАО «ОЭК» (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку электротехнической лаборатории РЗиА (реестровый № 31502549552)(далее — Закупка).

По мнению Заявителя, нарушения со стороны Заказчика выразились в следующем:

  1. в неправомерном порядке оценки заявок на участие в Закупке по критериям «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», «квалификация участника закупки»;

  2. в наличии в Закупочной документации порядка проведения процедуры переторжки, неотраженной в положении о закупках Заказчика.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд открытого акционерного общества «объединенная энергетическая компания» утверждено советом директоров ОАО «ОЭК» (протокол заседания от 26 июня 2014 г. № 101) (далее — Положение о закупках).

Согласно представленным материалам и информации на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) 08.07.2015 размещено извещение о проведении Закупки. Окончание срока подачи заявок — 15.07.2015. Подведение итогов — 21.07.2015.

Согласно протоколу заседания комиссии по закупкам заказчика от 21.07.2015 № 79/2 победителем Закупки признано ООО «Альфа-Энерджи» (7 баллов), Заявителю присвоено второе место (7,5 балла).

1. В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно пункту 17 информационной карты Закупочной документации установлены следующие критерии (показатели) оценки заявок на участие в конкурсе:

1. Цена договора - 0,5

Содержание: определяется исходя из сравнения и оценки предложений участников закупки о цене договора.

2.Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки –0,2

Содержание: определяется исходя из предложения участника закупки о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки (по Форме 5).

3. Квалификация участника закупки – 0,3

Содержание: определяется исходя из сравнения опыта работы, связанной с предметом договора, наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов, обеспеченности трудовыми ресурсами.

В соответствии с пунктом 5.2.2 Закупочной документации оценка заявок осуществляется с использованием рейтингового метода.

Присвоение рейтинговых мест осуществляется по каждому критерию отдельно по мере убывания выгодности предложений.

Первое рейтинговое место присваивается лучшему показателю по критерию, последнее  худшему. Максимальное количество рейтинговых мест равно количеству оцениваемых заявок на участие в процедуре закупки. В случае равенства показателей по критерию заявкам на участие в процедуре закупки присваиваются одинаковые рейтинговые места, при этом количество рейтинговых мест соответственно уменьшается.

Итоговое рейтинговое значение участника процедуры закупки рассчитывается после суммирования рейтинговых мест, набранных таким участником по каждому из критериев с учетом их значимости, по следующей формуле:

Q = A × B + C × D,

где:

C × D = C1 × D1 + C2 × D2 + ... + Cn × Dn,

при этом:

A + C1 + C2 + ... + Cn = 1,

где:

Q  итоговое рейтинговое значение участника процедуры закупки;

A  значимость ценового критерия;

B  рейтинговое место участника процедуры закупки по ценовому критерию;

C1, ... , Cn – значимость каждого неценового критерия, установленного документацией о закупке;

D1, ..., Dn  рейтинговое место участника процедуры закупки по неценовым критериям;

n  количество неценовых критериев.

На основании результатов оценки заявок на участие в процедуре закупки Комиссией каждой заявке относительно других по мере увеличения итогового рейтингового значения присваивается порядковый номер <...> Первый номер присваивается заявке, набравшей по результатам оценки минимальное итоговое рейтинговое значение. Такая заявка считается содержащей лучшие условия исполнения договора.

В случае если в нескольких заявках на участие в процедуре закупки содержатся одинаковые условия исполнения договора и такие заявки получили одинаковые итоговые рейтинговые значения, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в процедуре закупки, которая поступила ранее других заявок, содержащих такие условия.

Победителем запроса предложений признается участник, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке которого присвоен первый номер.

На заседании Комиссия установила, что Закупочная документация не содержит информации о порядке оценки заявок на участие в Закупке по критериям «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», «квалификация участника закупки», значимость которых составляет 50%, следовательно, определение правомерности выбора победителя не представляется возможным.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

На заседании Комиссии представитель Заказчика не смог пояснить порядок присвоения баллов по критериям «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», «квалификация участника закупки», установленным в Конкурсной документации.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

Таким образом, порядок оценки заявок в Закупочной документации по критериям «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», «квалификация участника закупки» отсутствует, что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах.

В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов в целях определения победителя проводимой закупки.

Соответственно, гарантии юридического равенства участникам закупки организатором торгов не обеспечены, что не соответствует положениям части 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Предоставленное заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании конкурсной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в конкурсной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться организаторами торгов. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.

Отсутствие порядка расчета баллов неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии организатора торгов (заказчика).

Более того, порядок расчета баллов является необходимым для участников закупочных процедур, поскольку его наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

Отсутствие конкретного порядка оценки заявок позволяет организатору торгов на стадии оценки заявок произвольно трактовать причины квалификационного отбора, оставляя за собой право по собственному усмотрению допускать и отклонять поданные заявки, и лишает участников торгов возможности получить информацию о причинах такого отклонения и, при несогласии с решением организатора торгов, оспорить его действия в установленном порядке.

Таким образом, жалоба Заявителя в части неправомерного порядка оценки заявок на участие в Закупке по критериям «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», «квалификация участника закупки» признается обоснованной. В действиях Заказчика усматривается нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

    1. Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Положением о закупках определено понятие «переторжка» – процедура, предполагающая добровольное изменение первоначальных предложений участниками процедур закупки. Переторжка возможна при проведении конкурсов, запросов предложений. Переторжка может проводиться только в случае, если информация о возможности ее проведения содержится в документации о закупке.

Согласно пункту 6.2.10 Положения о закупках конкурс, запрос предложений может проводиться с переторжкой по решению Заказчика.

В соответствии с пунктом 2.3.1.17 Положения о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупках, в том числе сведения о возможности проведения переторжки и порядке ее проведения.

Разделом 5.3 Закупочной документации определен порядок проведения переторжки.

Таким образом, Положение о закупках не противоречит требованиям Закупочной документации. В Положении о закупках установлена возможность проведения процедуры переторжки при запросе предложений по решению заказчика.

Комиссией установлено, что способом проведения данной процедуры Закупки является запрос предложений; разделом 5.3 Закупочной документации определен порядок проведения переторжки, что свидетельствует о соблюдении Заказчиком требований пунктов 6.2.10, 2.3.1.17 Положения о закупках. Кроме того, при проведении Закупки процедура переторжки Заказчиком не применялась.

Таким образом, жалоба Заявителя в части наличия в Закупочной документации порядка проведения процедуры переторжки, неотраженной в положении о закупках Заказчика, признается необоснованной.

На основании изложенного и в соответствие с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной в части неправомерного порядка оценки заявок на участие в Закупке по критериям «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», «квалификация участника закупки», в остальной части необоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

  4. Передать материалы дела должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности согласно части 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

  1. 1. ООО «БС-ГРУППА»

142700, Московская обл., г. Видное,
ул. Березовая, д. 3, нежилое пом. 36,

лит. А1

 

  1. 2. ОАО «ОЭК»

115035, Москва, Раушская наб., д. 8

 

  1. 3. ОАО «ЕЭТП»

117312, Москва, проспект 60-я Октября, д. 9

 

  •  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу №1-00-1299/77-15 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения

 

10.08.2015 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 10.08.2015 по делу № 1-00-1299/77-15,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ОАО «ОЭК» (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку электротехнической лаборатории РЗиА (реестровый № 31502549552) (далее — Закупка), а именно:

  1. Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Закупки.

  2. Заказчику разместить информацию об отмене вышеуказанных протоколов на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ruалее — Официальный сайт) в сети Интернет.

  3. Заказчику вернуть участникам Закупки ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Закупке.

  4. Заказчику внести изменения в Закупочную документацию с учетом решения Московского УФАС России от 10.08.2015 по делу № 1-00-1299/77-15.

  5. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Закупке таким образом, чтобы он составлял не менее чем четыре рабочих дня с момента размещения информации о внесении изменений в Закупочную документацию до даты окончания приема заявок.

  6. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях на Официальном сайте.

  7. Заказчику разместить на Официальном сайте информацию о новой дате рассмотрения заявок на участие в Закупке, подведения итогов Закупки.

  8. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 11.09.2015.

  9. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 18.09.2015 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

  1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

  2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны