Решение б/н Решение и предписание ООО «АМИСТАТ» на действия заказчика —... от 1 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО «АМИСТАТ»

    353440, Краснодарский край, г. Анапа, ул. Толстого, д. 120, оф. 3

     

  2. ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Минздрава России (ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России)

    119991, Москва, ул. Трубецкая, д. 8,

    стр. 2

     

  3. АО «ЕЭТП»

    115114, Москва, ул. Кожевническая,

    д. 14, стр. 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №1-00-1344/77-16 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

27 июля 2016 года г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)

в присутствии представителей:

ООО «АМИСТАТ»

ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Минздрава России

в отсутствие:

АО «ЕЭТП» (уведомлено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 25.07.2016 №ИШ/32315),

рассмотрев жалобу ООО «АМИСТАТ» на действия заказчикаГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку и сборку мебели для нужд ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России в 2016 году (реестровый № 31603812724),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО «АМИСТАТ» алее - Заявитель) на действия заказчикаГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку и сборку мебели для нужд ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России в 2016 году (реестровый № 31603812724) (далее – Аукцион).

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке товаров, работ, услуг ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (далее - Положение) размещено 26.12.2014 в Едином информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее — ЕИС, Официальный сайт).

Согласно представленным материалам и информации на Официальном сайте 23.06.2016 размещено извещение о проведении Аукциона. Окончание срока подачи заявок — 15.07.2016. Подведение итогов — 21.07.2016.

Согласно протоколу по рассмотрению заявок на участие в электронном аукционе от 18.07.2016 №31603812724/1 (644эа-оа) Заявителю отказано в допуске на участие в Аукционе, в связи с несоответствием заявки требованиям абзаца «б» подпункта 1 пункта 6 документации об аукционе в электронной форме, а именно: информация, предоставленная участником электронного аукциона в заявке на участие в электронном аукционе, при описании показателей поставляемого товара, не соответствует требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме: высота («Комплект мебели (в составе шкаф, антресоль, зеркало)»; п. 3 Заявки).

Согласно жалобе Заявителя, Заказчиком неправомерно отклонена заявка на участие в Аукционе, т. к. заявка на участие в Аукционе была составлена Заявителем в соответствии с требованиями Аукционной документации, согласно которой габаритные размеры шкафа с антресолью не должны быть: высота > 2400 мм. Таким образом Заказчиком в заявке указана высота 2000 мм.

Заказчик на жалобу Заявителя возразил, отметив, что пункт 3 приложения №2 к Техническому заданию «Комплект мебели» (в составе шкаф, антресоль, зеркало)», Заказчиком установлены следующие значения показателей товаров: габаритные размеры шкафа с антресолью (длина, ширина) не должны быть: длина < 880 мм, ширина < 560 мм. При этом, требование по показателю «высота», установлено следующим образом: > 2400 мм.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно пункту 51 Положения комиссия в течении одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, рассматривает заявки на соответствие требованиям, установленным в извещении и документации о проведении аукциона, и принимает решение о допуске участника закупки к участию в аукционе.

Абзацем 5 пункта 9 Аукционной документации установлено следующее: при рассмотрении заявок комиссия в отношении каждого участника принимает решение о допуске к дальнейшему участию в аукционе и о соответствии такого участника и его заявки в целом требованиям документации об аукционе в электронной форме, либо об отказе в допуске и отклонению его заявки, в том числе, по следующему основанию: несоответствия информации, предусмотренной абзацем «б» подпунктом 1 пункта 6 настоящей документации об аукционе в электронной форме, требованиям документации о таком аукционе.

Согласно абзацу «б» подпункта 1 пункта 6 Аукционной документации заявка на участие в аукционе в электронной форме должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара предлагаемого для поставки- требуется.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно пункту 3 приложения №2 к Техническому заданию Аукционной документации Заказчиком установлено, что габаритные размеры шкафа с антресолью (длина, ширина) не должны быть: длина < 880 мм, ширина < 560мм, высота > 2400мм.

Таким образом, Заказчик в Аукционной документации установил требование, согласно которому заявка на участие в Аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие условиям Аукционной документации.

Согласно представленным материалам и сведениям, представленным сторонами в ходе заседания, Комиссией установлено, что Заявитель в составе заявки на участие в Аукционе указал следующие габаритные размера шкафа с антресолью: длина 882 мм, ширина 562 мм, высота 2000 мм.

Однако, вышеуказанное требование Аукционной документации, относительно габаритных размеров шкафа с антресолью, вводит в заблуждение участников, так как при установлении в предложении фразы «габаритные размеры шкафа с антресолью (длина, ширина) не должны быть: длина < 880 мм, ширина < 560мм, высота > 2400мм», не представляется возможным однозначно определить требование Заказчика к техническим параметрам высоты.

Таким образом, установив одновременно параметры по длине, ширине, высоте и и указав «габаритные размеры шкафа с антресолью (длина, ширина)», Заказчик вводит в заблуждение потенциальных участников, так как возникает двойственное прочтение требования относительно габарита по высоте.

Из вышеуказанного требования не вытекает четкого представления о том, какой размер необходимо указывать участникам Аукциона: высота более 2400 мм, либо высота не должна быть более 2400 мм.

Однако, документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к техническим характеристикам товаров, позволяющие определить потребности Заказчика.

Отсутствие однозначного прочтения названных сведений может явиться самостоятельным препятствием для формирования и подачи заявок со стороны

 

 

потенциальных участников конкурса, а также привести к сужению круга таких участников, ограничив их число лицами, заранее извещенными о технических характеристиках требуемых к поставке товаров.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Исходя из вышеизложенного, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в закупке, а также недопустимости злоупотребления правом заказчику надлежит максимально четко и конкретно формулировать свои требования относительно необходимых к поставке товаров либо требуемых к выполнению работ или услуг.

Исходя из вышеизложенного, Комиссией установлено, что Заказчик неправомерно отклонил заявку Заявителя на участие в Аукционе в связи с установлением требования в Аукционной документации, относительно габарита по высоте шкафа, вводящего в заблуждение потенциальных участников Аукциона.

Таким образом, ввиду установления Заказчиком требования, вводящего в заблуждение потенциальных участников Аукциона, Заказчиком нарушены пункты 1, 2 части 1, часть 6 статьи 3 Закона о закупках, пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, абзац 5 пункта 9 Аукционной документации.

Комиссия признала жалобу Заявителя на действия Заказчика обоснованной.

Одновременно, Комиссией установлено, что 22.07.2016 в ЕИС опубликована информация о заключении Заказчиком договора от 21.07.2016 № 31603812724 по результатам проведения Аукциона.

Вместе с тем, итоговый протокол, а именно протокол по подведению итогов электронного аукциона от 21.07.2016 № 31603812724/2 (644эа-оа), опубликован в ЕИС 21.07.2016. Таким образом, договор по итогам Аукциона заключен в день определения победителя по итогам проведения Аукциона, то есть до истечения срока на обжалование в антимонопольный орган действий организаторов торгов, аукционной комиссии, заказчика в десять дней, установленного частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Как было указано ранее, в силу части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Заказчик должен разработать положение о закупке, которое регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 84 раздела VII «Порядок заключения и исполнения договора» Положения договор с победителем либо иным лицом, с которым в соответствии с Положением о закупке заключается такой договор (далее — участник закупки, обязанный заключить договор), должен быть заключен Заказчиком не позднее 12 дней со дня подписания итогового протокола.

Таким образом, договор по итогам закупочных процедур должен быть заключен не позднее 12 рабочих дней со дня принятия Заказчиком решения о заключении такого договора.

В соответствии с пунктом 111 изменений в положение о закупке товаров, работ, услуг ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России от 28.03.2014, утвержденных заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации Н.А. Хоровой от 27.01.2016 (изменения в положение о закупке товаров, работ, услуг размещены в ЕИС 29.01.2016), срок заключения договора при осуществлении закупки в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства должен составлять не более 20 рабочих дней со дня принятия Заказчиком решения о заключении такого договора, за исключением случаев, когда действия (бездействие) Заказчика при осуществлении закупки обжалуются в антимонопольном органе либо судебном порядке. В указанных случаях договор должен быть заключен в течении 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения антимонопольного органа или судебного акта, предусматривающего заключение договора.

Таким образом, договор по итогам Аукциона (среди субъектов малого и среднего предпринимательства) должен быть заключен не позднее 20 рабочих дней со дня принятия Заказчиком решения о заключении такого договора.

Между тем, из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

Следовательно, установление в Положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

В силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

На основании вышеуказанных положений действующего законодательства разрабатываемое Заказчиком Положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.

Данная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2016 № 309-КГ15-14384 по делу № А60-28335/2014 Арбитражного суда Свердловской области.

Таким образом, нормы, описанные ранее, исключают возможность применение оперативных мер, направленных на устранение допущенных нарушений, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и лишает права на обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

 

 

РЕШИЛА:

 

 

    1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной.

    2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, абзаца 5 пункта 9 Аукционной документации.

    3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

  1. ООО «АМИСТАТ»

353440, Краснодарский край, г. Анапа, ул. Толстого, д. 120, оф. 3

 

  1. ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Минздрава России (ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России)

119991, Москва, ул. Трубецкая, д. 8,

стр. 2

 

  1. АО «ЕЭТП»

115114, Москва, ул. Кожевническая,

д. 14, стр. 5

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-1344/77-16 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
 

27.07.2016 г. Москва

 

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

 

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 27.07.2016 по делу № 1-00-1344/77-16,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку и сборку мебели для нужд ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России в 2016 году (реестровый № 31603812724) (далее – Аукцион), а именно:

      1. Заказчику внести изменения в Положение о закупке товаров, работ, услуг ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России с учетом решения Комиссии Московского УФАС России от 27.07.2016 по делу № 1-00-1344/77-16, а именно установить сроки заключения договора, не ранее окончания срока, установленного для подачи жалобы в антимонопольный орган в соответствии с частью 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

      2. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) .

      3. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 24.10.2016.

      4. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 31.10.2016 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

    1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

    2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны