Решение б/н Решение по жалобе ООО «ИРБИС» на действия заказчика — АО «ГН... от 15 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО «ИРБИС»

    111141, Москва, ул. Плеханова, д. 13, стр. 8
     

  2. АО «Государственное научно-производственное предприятие «Регион» (АО «ГНПП «Регион»)

    115230, Москва, ш. Каширское, д. 13А
     

     


     

     

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1365/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

05.06.2017 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

в присутствии представителей:

ООО «ИРБИС»

АО «ГНПП «Регион

рассмотрев жалобу ООО «ИРБИС» (далее — Заявитель, Общество) на действия заказчика — АО «ГНПП «Регион» (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений на право заключения договора на техническое перевооружение наружных тепловых сетей по объекту «Техническое перевооружение энергетического хозяйства, отдела общей сборки и цеха механической обработки на акционерном обществе «Государственное научно-производственное предприятие«Регион», г. Москва АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (реестровый № 31705066943) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в следующем:

    1. установление неправомерных требований к составу заявки на участие в Закупке;

    2. определение условий оплаты в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2016 № 70 «О порядке казначейского сопровождения в 2016 году государственных контрактов, договоров (соглашений), а так же контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения»;

    3. установление избыточного требования относительно наличия у участников Закупки допуска СРО к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

    4. нарушение принципа обеспечения конкуренции ввиду предоставления в составе заявки копий трудовых книжек, без возможности предоставления копий гражданско-правовых договоров.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупки (далее — Положение о закупках), размещено на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС).

Согласно представленным материалам и информации в ЕИС 27.04.2017 размещено извещение о проведении Закупки. Окончание срока подачи заявок — 16.05.2017. Дата подведения итогов — 18.05.2017.

В соответствии с итоговым протоколом № 350/1130 рассмотрения и оценки котировочных заявок от 18.05.2017 заявке Заявителя присвоено третье место.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

1. Согласно доводу Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в установлении неправомерных требований к составу заявки на участие в Закупке в части предоставления иных документов.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 3.4.2 Закупочной документации, участник запроса предложений должен включить в состав заявки следующие документы, подтверждающие его соответствие вышеуказанным требованиям, в том числе иные документы, которые, по мнению Участника запроса предложений подтверждают его соответствие установленным требованиям, с соответствующими комментариями, разъясняющими цель предоставления этих документов.

На заседании Комиссией установлено, что изложенное положение Закупочной документации носит диспозитивный характер и применяется по усмотрению участника Закупки.

Кроме того, Комисии представляется очевидным, что рассматриваемое положение Закупочной документации установлено Заказчиком в интересах участников Закупки в целях предоставления последними дополнительной возможности подтвердить свое соответствие тем или иным требованиям названной документации.

С учетом изложенного, Комиссией не усматривается в действиях Заказчика нарушение законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными юридическими лицами.

При этом, Заявителем не представлены доказательства обратного, равно как и не представлены доказательства нарушения прав и законных интересов Общества в результате рассматриваемых действий Заказчика.

Как было указано ранее, исходя из итогового протокола № 350/1130 рассмотрения и оценки котировочных заявок от 18.05.2017 заявка Заявителя была допущена к участию в Закупке. Кроме того, по итогам проведения процедуры заявке Общества присвоено третье место.

На основании изложенного, Комиссией принято решение о признании жалобы Заявителя в рассмотренной части необоснованной.

    1. В соответствии с доводом Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в определении условий оплаты в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2016 № 70 «О порядке казначейского сопровождения в 2016 году государственных контрактов, договоров (соглашений), а так же контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения».

Согласно пункту 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.

В соответствии с пунктом 4 Информационного паспорта Закупочной документации, а также пунктом 5 Технического задания, условия оплаты определяются, в том числе постановлением Правительства РФ от 04.02.2016 № 70 «О порядке казначейского сопровождения в 2016 году государственных контрактов, договоров (соглашений), а так же контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения» (далее — постановление № 70).

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что указанное постановление не распространяется на договоры, заключаемые по итогам проведения конкурентных процедур в рамках действующего законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц ввиду чего действия Заказчика по установлению условий оплаты в соответствии с постановление № 70 неправомерны.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом информационной открытости закупки.

С учетом изложенного, в действиях Заказчика установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 3, пункта 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках в связи с чем Комиссией принято решение о признании жалобы Заявителя в части указанного выше довода обоснованной.

    1. Согласно доводу Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в установлении избыточного требования относительно наличия у участников Закупки допуска СРО к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 3.4.2 Закупочной документации, участник запроса предложений должен включить в состав заявки документы, подтверждающие его соответствие вышеуказанным требованиям, в том числе: копию действующего свидетельства СРО о допуске к следующим видам работ в соответствии с «Перечнем видов работ, по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» п. 33.1.6, а также:

опалубочные работы (п. 6.1);

арматурные работы (п. 6.2);

устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций (п. 6.2);

гидроизоляция строительных конструкций (п. 12.9);

укладка трубопроводов канализационных безнапорных (п. 17.1);

укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя 115 градусов Цельсия и выше (п. 18.2);

монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования сетей теплоснабжения (п. 18.3);

устройство колодцев и камер сетей теплоснабжения (п. 18.4);

очистка полости и испытание трубопроводов теплоснабжения (п. 18.5);

пусконаладочные работы общекотельных систем и инженерных коммуникаций (п. 24.26).

Как указывает Заказчик в письменных пояснениях, представленных на заседании Комиссии, работы по устройству наружных сетей теплоснабжения, являющиеся предметом конкурентной процедуры, входят в перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624.

Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ), индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

В соответствии с частью 8 статьи 55.8 ГрК РФ, допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, подтверждается выданным саморегулируемой организацией свидетельством о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Форма такого свидетельства устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.

С учетом изложенного установлено, что действующим градостроительным законодательством Российской Федерации предусмотрена обязанность для лица, осуществляющего работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, иметь свидетельство о допуске к указанным работам.

Таким образом, исходя из изложенного в рассматриваемом случае установлена обоснованность установления Заказчиком требования в Закупочной документации о предоставлении в составе заявки на участие в Закупке копии действующего свидетельства СРО о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

При этом, Заявителем не представлены доказательства обратного, равно как и не доказана возможность выполнения работ, являющихся предметом Закупки в отсутствие спорного свидетельства, а также не представлены доказательства нарушения прав и законных интересов Общества в результате рассматриваемых действий Заказчика.

Как было указано ранее, исходя из итогового протокола № 350/1130 рассмотрения и оценки котировочных заявок от 18.05.2017 заявка Заявителя была допущена к участию в Закупке. Кроме того, по итогам проведения процедуры заявке Общества присвоено третье место.

С учетом изложенного, Комиссией принято решение о признании жалобы Заявителя в части рассмотренного довода необоснованной.

    1. Помимо изложенного, в соответствии с доводом Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в нарушении принципа обеспечения конкуренции ввиду предоставления в составе заявки копий трудовых книжек сотрудников, без возможности предоставления копий гражданско-правовых договоров.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Пунктом 9 Информационного паспорта Закупочной документации установлены иные требования к Участникам (товарам, работам, услугам) запроса предложений, документы, подтверждающие соответствие требованиям, которые оформляются в соответствии с п.3 Документации о проведении запроса предложений и входят в состав заявки Участника, в частности — о наличии действующей лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Персонал, привлекаемый для работ со сведениями, составляющими государственную тайну, должен иметь дополнительно допуск формы № 3 для работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

В соответствии с пунктом 9 Технического задания Закупочной документации относительно требования защиты государственной тайны при выполнении работ поясняется, что поскольку работы ведутся в непосредственной близости от фундамента здания на территории режимного предприятия на отметке ниже 0.000, то все работы по подключению к существующим инженерным системам здания согласовываются со службой эксплуатации Заказчика и проводятся с учетом геоподосновы (топосъёмка, масштаб 1:500). Геоподоснова является секретным документом. При проведении работы должно быть обеспечено выполнение требований Конституции Российской Федерации в части соблюдения государственной тайны, Закона Российской Федерации от 2-07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне», федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» и положений других актов, законодательно регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны. Генподрядчик обязан иметь действующую лицензию на право осуществления работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обеспечить соответствующей формой допуска работников исполнителя, а также иметь членство СРО.

Таким образом, установлено, что в составе заявки на участие в конкурентной процедуре необходимо представить подтверждение о наличии у персонала участника, привлекаемого к работам со сведениями, составляющими государственную тайну, допуск формы № 3 для работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

В соответствии с изложенным в Приложении № 1 Информационному паспорту Закупочной документации порядком оценки по показателю «Трудовые ресурсы для исполнения договора» критерия «Квалификация Участника» (значимость критерия 30 баллов) установлено, что максимальное количество баллов (10) (С1) присваивается заявке Участника привлекающего к непосредственному выполнению Строительно-монтажных работ наибольшее количество своих специалистов, имеющих профильное специальное образование, что должно подтверждаться копиями дипломов, сертификатов, аттестатов, свидетельств сотрудников, а также копии документов, подтверждающих факт работы у Участника (копии трудовых договоров либо копии трудовых книжек).

Таким образом, на основании вышеизложенного, участнику Закупки необходимо представить в составе заявки копии трудовых книжек или трудовых договоров сотрудников, имеющих допуск формы № 3 для работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

В обоснование установления требования о предоставления в составе заявки исключительно трудовых книжек или трудовых договоров сотрудников участника конкурентной процедуры, Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что в соответствии с действующим законодательством допуск формы № 3 для работы с вышеуказанными сведениями предоставляются только работникам, оформленными в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

При этом, Заявителем не представлены доказательства обратного, равно как и не доказана возможность получения работниками допуска формы № 3 для работы со сведениями, составляющими государственную тайну в отсутствие заключенного с работодателем трудового договора.

На основании вышеизложенного, Комиссией принято решение о признании жалобы Заявителя в рассмотренной части необоснованной.

Помимо изложенного, Комиссией установлено иное нарушение в действиях Заказчика.

В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Приложением № 1 к Информационному паспорту Закупочной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в запросе предложений:

№ п.п.

Критерий оценки

Значимость критерия

(в баллах)

1

Цена

40

2

Опыт работы по профилю закупки

20

3

Квалификация

30

4

Гарантия на выполненные работы

10

ИТОГО:

100

 

Приложением № 1 Информационному паспорту Закупочной документации установлен следующий порядок оценки по критерию «Квалификация Участника» (значимость критерия 30 баллов) :

Оценивается членами Закупочной комиссии самостоятельно по представленным Участником закупки документам и сведениям:

1

Трудовые ресурсы для исполнения договора

Максимальное количество баллов (10) (С1) присваивается заявке Участника привлекающего к непосредственному выполнению Строительно-монтажных работ наибольшее количество своих специалистов, имеющих профильное специальное образование, что должно подтверждаться копиями дипломов, сертификатов, аттестатов, свидетельств сотрудников, а также копии документов, подтверждающих факт работы у Участника (копии трудовых договоров либо копии трудовых книжек).

По степени ухудшения показателя снижается количество присваиваемых баллов.

При отсутствии документов и/или сведений о привлекаемых специалистах присваивается 0 баллов.

10

2

Наличие строительного оборудования, строительной техники и механизмов, необходимых для выполнения Строительно-монтажных работ

Максимальное количество баллов (10) (С2) присваивается заявке Участника имеющего в собственности или на правах аренды наибольшее количество необходимого для выполнения Строительно-монтажных работ оборудования, строительной техники и механизмов.

Наличие строительной техники подтверждается документально (ПТС либо договор аренды).

Наличие оборудования и механизмов должно подтверждаться перечнем данного оборудования и пояснениями к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. (приложение № 3 к Приказу Минфина № 66н от 02.07.2010)

По степени ухудшения показателя снижается количество присваиваемых баллов.

При отсутствии документов и/или сведений об оборудовании, механизмах и транспортных средствах присваивается 0 баллов.

10

3

Выполнение работ без привлечения субподрядчиков (соисполнителей)

Максимальное количество баллов (10) (С3) присваивается заявке участника который осуществит работы без привлечения субподрядчиков

При отсутствии документов и/или сведений о не привлечении субподрядчиков присваивается 0 баллов.

10

 

По степени ухудшения вышеуказанных показателей снижается количество присваиваемых баллов.

При отсутствии документов, подтверждающих квалификацию Участника присваивается 0 баллов.

При оценке поступивших заявок каждый член комиссии может принять голосованием любые самостоятельные решения.

Для получения оценки (значения в баллах) по критерию (показателю) для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами закупочной комиссии по критерию (показателю).

Rci=Сj1+Сj2+Сj3

где:

Rci рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

– значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов закупочной комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в запросе предложений по k-му показателю;

k количество установленных показателей.

Наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением и (или) квалификации участника запроса предложений.

Вместе с тем, Комиссия указывает, что Закупочная документация в изложенной части не содержит указания градации баллов по указанному показателю и порядка их присвоения, ограничиваясь наличием только минимального и максимального балла. Названное обстоятельство лишает участников Закупки возможности получить информацию о причинах такого начисления баллов и, при несогласии с решением Заказчика, оспорить его действия в установленном порядке, а у контролирующего органа, в свою очередь, отсутствует возможность проверить объективность начисления баллов и правильность определения победителя торгов.

Кроме того, как указывает в жалобе Заявитель, исходя из изложенного порядка оценки по показателю «Выполнение работ без привлечения субподрядчиков (соисполнителей)» не представляется возможным определить, какие документы необходимо представить в качестве подтверждения выполнения работ без привлечения субподрядчиков (соисполнителей).

Следует отметить, что основными целями Закона о закупках являются, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

Между тем, действия Заказчика в настоящем случае упомянутым целям и принципам не соответствовали.

Таким образом, должностное лицо Московского УФАС России приходит к выводу о том, что установленный в Закупочной документации порядок оценки по критерию «Квалификация Участника» раскрыт не полностью и может привести к субъективному начислению баллов Заказчиком в связи с чем, невозможно определить какое количество баллов исходя из максимального количества будет присвоено той или иной заявке участников Закупки, в зависимости от тех или иных представленных документов, что противоречит пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

На основании изложенного,Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчик, не устанавливая ни в извещении о проведении Закупки, ни Закупочной документации процедуры начисления баллов, имело возможность изменять порядок определения победителя и критерии оценки заявок участников с целью создания преимущественных условий участия в Закупке тем или иным участникам.

Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

При рассмотрении жалобы Заказчик сообщил, что по итогам проведения Закупки заключен договор от 30.05.2017 № 62/05-460.

Комиссия, руководствуюсь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной в части предоставления иных документов в составе заявки на участие в Закупке, установления требования относительно наличия у участников Закупки допуска СРО к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, относительно отсутствия возможности предоставления копий гражданско-правовых договоров сотрудников наряду с трудовыми книжками и трудовыми договорами, в остальной части обоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 3, пунктов 4, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, так как по итогам проведения Закупки заключен договор.

     

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны