Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «СИГМА-ФЕЛИЦА» на действ... от 9 июня 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF-
ООО «СИГМА-ФЕЛИЦА»
119285, Москва, ул. Мосфильмосвская,
д. 36, под. Пом. 3, ком. 1 -
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» (НИЦ «Курчатовский институт»)
123182, Москва, пл. Академика Курчатова, д. 1 -
ЗАО «Сбербанк-АСТ»
119180, Москва, ул. Большая Якиманка,
д. 23
РЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-1369/77-17 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
05.06.2017 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия),
при участии в заседании:
от заявителя, ООО «СИГМА-ФЕЛИЦА»,
от заказчика, НИЦ «Курчатовский институт»,
рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО «СИГМА-ФЕЛИЦА» (далее - Заявитель) на действия заказчика - НИЦ «Курчатовский институт» (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку спецодежды, обуви и индивидуальных средств защиты (реестровый № 31705040424) (далее - Аукцион),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Аукциона выразилось в необоснованном отклонении заявки ООО «СИГМА-ФЕЛИЦА».
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).
21.04.2017 в ЕИС Заказчиком размещено извещение о проведении Аукциона.
Согласно извещению о проведении Аукциона дата окончания подачи заявок - 15.05.2017. Дата рассмотрения заявок 19.05.2017, дата подведения итогов - 25.05.2017.
Из протокола рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 19.05.2017 № 31705040424-01 следует, что заявка Заявителя отклонена от участия в связи с тем, что: Первая часть заявки участника закупки не соответствует требованиям подпункта б пункта 1 Раздела III «Требования к форме, оформлению, содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе в электронной форме» документации об аукционе в электронной форме, так как в заявке участника закупки отсутствует указание на наименование страны происхождения товара, кроме подпунктов 3, 57.
Вторая часть заявки участника закупки не соответствует требованиям документации об аукционе в электронной форме, так как участник закупки не предоставил документы, предусмотренные второй частью заявки подпунктом 11 Раздела III «Требования к форме, оформлению, содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе в электронной форме» документации об электронном аукционе, а именно:
- документы, подтверждающие принадлежность участника закупки к субъектам малого или среднего предпринимательства в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических» (далее - постановление № 1352).
В ходе заседания Комиссия установила следующее.
1) Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны, в том числе: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Аналогичная норма установлена подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Положения о закупках.
Согласно подпункту «б» пункта 1 Раздела III Закупочной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения, в том числе: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и товарный знак (при наличии), марку и модель (при наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак, страну происхождения товара.
Таким образом, участник Аукциона в составе заявки должен представить, в том числе, сведения о стране происхождения поставляемого товара.
Заявителем в составе первой части заявки представлены конкретные характеристики предлагаемого товара без указания на страну происхождения товара, за исключением подпунктов 3, 57, в которых указана страна происхождения «Российская Федерация».
В соответствии с частью 2 Раздела IV Аукционной документации заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, в случае, в том числе: непредставления документов, предусмотренных Разделом III документации и документацией об электронном аукционе либо наличия в документах недостоверных сведений об участнике процедуры закупки или о товарах, работах, услугах на поставку, выполнение, оказание которых осуществляется закупка.
Таким образом, согласно пояснениям Заказчика, в случае непредставления документов, предусмотренных Разделом III документации и документацией об электронном аукционе либо наличия в документах недостоверных сведений в составе первой части заявки, участник отклоняется от участия в Аукционе.
Однако, пунктом 2.22 Раздела I Извещение «Приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» установлено, в том числе, что:
- отсутствие в заявке на участие в аукционе в электронной форме указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке, и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров.
Согласно пояснениям Заказчика, в данном Аукционе не применяется постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее - постановление № 925).
Вместе с тем, в составе Аукционной документации отсутствует указание на неприменение постановления № 925 при проведении Аукциона и причины его неприменения.
Соответственно, Заявитель при формировании заявки учитывал требования, установленные, в том числе, Разделом III и Разделом I Закупочной документации.
Таким образом, Заявителем в составе заявок были представлены конкретные характеристики предлагаемого товара без указания на страну происхождения товара, что в соответствии с пунктом 2.22 Раздела I Извещение не является основанием для отклонения.
Соответственно, Заказчик не имеет достаточных правовых оснований для отклонения заявки ввиду непредставления сведений о стране происхождения товара.
Доказательств обратного Заказчиком не представлено, доводы Заявителя не опровергнуты.
Следовательно, отклонение Заказчиком заявки Заявителя по причине непредставления в первой части заявки сведений о стране происхождения товара является неправомерным.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Таким образом, в рассматриваемых действиях Заказчика усматривается нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 2 Раздела IV Аукционной документации.
В этой связи Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя в части отклонения заявки ООО «СИГМА-ФЕЛИЦА» по причине непредставления сведений о стране происхождения товара обоснованной.
-
-
В соответствии с пунктом 2.23 Раздела I Аукционной документации участниками закупки могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, участники закупки обязаны декларировать в заявке на участие в закупке свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства.
-
Согласно пункту 11 Раздела III Аукционной документации вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и сведения, в том числе: документы, подтверждающие принадлежность участника закупки к субъектам малого или среднего предпринимательства в соответствии с постановлением № 1352.
Таким образом, участник Аукциона должен представить в составе второй части заявки подтверждение принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 11 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением № 1352 участники закупки, осуществляемой в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 настоящего Положения, и привлекаемые участниками закупки, осуществляемой в соответствии с подпунктом «в» пункта 4 настоящего Положения, субподрядчики (соисполнители) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства путем представления в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 209 от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», содержащих информацию об участнике закупки, или декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - декларация), по форме согласно приложению в случае отсутствия сведений об участнике закупки, который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пояснениям Заказчика, Заявитель в составе второй части заявки представлена декларация о принадлежности ООО «СИГМА-ФЕЛИЦА» к субъектам малого предпринимательства, которая не соответствует форме, установленной Постановлением Правительства № 1352. Также ООО «СИГМА-ФЕЛИЦА» не является вновь созданным юридическим лицом, при этом Заявителем не представлена выписка из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 2 Раздела IV Аукционной документации заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, в случае, в том числе: непредставления документов, предусмотренных Разделом III документации и документацией об электронном аукционе либо наличия в документах недостоверных сведений об участнике процедуры закупки или о товарах, работах, услугах на поставку, выполнение, оказание которых осуществляется закупка.
Вместе с тем, пунктом 14(1) постановления № 1352 установлено, что при осуществлении закупок в соответствии с подпунктами «б» и «в» пункта 4 настоящего Положения заказчик принимает решение об отказе в допуске к участию в закупке в отношении участника закупки или об отказе от заключения договора с участником закупки, являющимся единственным поставщиком, в следующих случаях, в том числе: отсутствия сведений об участнике закупки или привлекаемом участником закупки субподрядчике (соисполнителе) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства или непредставление указанными лицами декларации.
Таким образом, в соответствии с пунктом 14(1) постановления № 1352 Заказчик вправе отказать участнику в допуске к участию в Аукционе в случае отсутствия сведений об участнике закупки в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
Комиссией установлено, что, согласно сведениям из единого реестра субъектов СМП с сайта Федеральной налоговой службы Российской Федерации https://rmsp.nalog.ru/, сведения о ООО «СИГМА-ФЕЛИЦА» находится в реестре СМП.
На основании вышеизложенных обстоятельств, Комиссия установила неправомерность отклонения Заказчиком заявки Заявителя от участия в Аукционе в нарушение пунктов 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 2 Раздела IV Аукционной документации, так как сведения о ООО «СИГМА-ФЕЛИЦА» включены в реестр СМП.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Указанные принципы не могут быть признаны соблюденными при неправомерном отклонении заявок Заявителя, в то время как Заказчик не предпринял никакой попытки надлежащим образом оценить все представленные Заявителем документы, а предпочел отклонить заявки фактически по формальным основаниям.
Таким образом, в рассматриваемых действиях Заказчика усматривается нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 15.1.6 Положения о закупках.
Ссылка Заказчика на письма Минэкономразвития России от 16.12.2016 № Д28и-3458; от 10.04.2017 № ОГ-Д28-4261; от 17.04.2017 № Д28и-1629; от 24.04.2017 № Д28и-1656 отклоняется Комиссией на основании Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», а также в связи с тем, что Заказчик не доказал причастия их к рассматриваемому случаю.
В этой связи Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя обоснованной.
С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупок обоснованной.
-
Установить в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 2 Раздела IV Аукционной документации.
-
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 1-00-1369/77-17 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
05.06.2017 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 05.06.2017 по делу № 1-00-1369/77-17,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
НИЦ «Курчатовский институт» (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку спецодежды, обуви и индивидуальных средств защиты (реестровый № 31705040424) (далее - Аукцион) следующее:
-
Отменить протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 19.05.2017 № 31705040424-01.
-
Разместить в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru информацию о новой дате рассмотрения заявок на участие в Аукционе.
-
Уведомить участников Аукциона о новой дате рассмотрения заявок на участие в Аукционе.
-
Провести процедуру рассмотрения заявок на участие в Аукционе с учетом решения Комиссии от 05.06.2017 по делу № 1-00-1369/77-17.
-
Разместить вышеуказанные изменения в ЕИС.
-
Исполнить настоящее предписание в срок до 07.07.2017.
-
О выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 14.07.2017 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.