Решение б/н Решение по жалобе ООО «Сервис Партнер» на действия заказчика... от 19 июня 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF-
ООО «Сервис Партнер»
125167, Москва, пр-т Ленинградский,
д. 43а
-
Открытое акционерное общество «Авиационный комплекс
им. С.В. Ильюшина» (ОАО «Ил»)
125190, Москва, пр-т Ленинградский,
д. 45-Г
-
АО «ЕЭТП»
115114, Москва, ул. Кожевническая,
д. 14, стр. 5
РЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-1393/77-17 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
08.06.2017 Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
в присутствии представителей:
ООО «Сервис Партнер»
ОАО «Ил»
в отсутствие АО «ЕЭТП» (уведомлено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 05.06.2017 № ИШ/27402/17),
рассмотрев жалобы ООО «Сервис Партнер» (далее — Заявитель, Общество) на действия заказчика — ОАО «Ил» (далее — Заказчик) при проведении открытых конкурсов в электронной форме на право заключения договоров на уборку помещений, территорий и дезработы, на ОАО «Ил» (филиал ОАО «Ил» в г.Жуковском); уборку помещений, территорий, вывоз отходов, дезработы, чистка крыш на ОАО «Ил» (реестровые №№ 31705077238, 31705077253) (далее — Конкурсы),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурсов.
На заседании Комиссии Заявитель пояснил, что нарушение со стороны Заказчика при проведении Конкурсов выразилось в установлении в Конкурсной документации неправомерного требования о предоставлении в составе заявок на участие в Конкурсах лицензии ФСБ, непредоставление которой послужило основанием для отклонения заявки Общества.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Законом о закупках установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупки (далее — Положение о закупках), размещено на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС).
Согласно представленным материалам и информации в ЕИС 02.05.2017 размещены извещения о проведении Конкурсов. Окончание срока подачи заявок — 22.05.2017. Дата подведения итогов — 30.05.2017.
В соответствии с протоколами № 2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 29.05.2017 заявки Заявителя отклонены от участия в Конкурсах со следующим обоснованием: не представлен документ согласно пп.1 п.11 Информационной карты.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
В соответствии с пунктами 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Таким образом, Заказчик исходя из своих потребностей устанавливает требования к участникам и составу заявки на участие в Конкурсах.
Согласно подпункту 10 пункта 10.1 Конкурсной документации, участник процедуры закупки должен включить в состав Заявки на участие документы, подтверждающие его соответствие требованиям, установленные пунктом 10 Информационной карты и указанные в пункте 11 названой карты.
Согласно пункту 10 Информационной карты Конкурсной документации установлено дополнительное требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии ФСБ.
В соответствии с пунктом 11 Информационной карты Конкурсной документации установлено, что документом, подтверждающим требование, установленное пунктом 10 Информационной карты является копия действующей лицензии ФСБ.
Согласно пункту 12 Технического задания Конкурсной документации установлено требование к наличию разрешительных документов (сертификатов, лицензий и т. п.), а именно — наличие у Участника лицензии Федеральной службы безопасности Российской Федерации на осуществление деятельности, связанной с использованием сведений составляющих государственную тайну.
Таким образом, установлено, что в составе заявок на участие в Конкурсах участнику необходимо представить копии действующей лицензии Федеральной службы безопасности Российской Федерации на осуществление деятельности, связанной с использованием сведений составляющих государственную тайну.
В соответствии со статьей 27 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее — Закон о государственной тайне) установлено, что допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Согласно статье 17 Закона о государственной тайне, передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 названого Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом, до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.
В соответствии с письменными пояснениями Заказчика, рассматриваемое требование установлено последним ввиду следующего обстоятельства: ОАО «Ил» является организацией — исполнителем государственного оборонного заказа, где большая часть выполняемых заказов (работ) являются секретными и направлены на поддержание и повышение обороноспособности страны.
Как отмечает Заказчик, согласно утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 № 3-1 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, в организациях, допущенных к проведению секретных работ, устанавливается и обеспечивается режим секретности (внутриобъектовый режим). ОАО «Ил» входит в перечень объектов, определенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.03.2006 № 411-РС, на основании которого является критически важным объектом. Территория является режимной, где Заказчик обеспечивает в пределах своих полномочий защиту сведений, составляющих государственную тайну.
Кроме того, в соответствии с пояснениями Заказчика, услуги, являющиеся предметами Конкурсов, в том числе оказываются в помещениях, которые закреплены за подразделениями и сотрудниками, имеющими доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. В данных подразделениях выполняются работы по разработке новых образцов вооружения и военной технике, разработке и доработке существующих решений, применяющихся на воздушных суднах, хранятся носители сведений, составляющих государственную тайну, что подразумевает материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.
Помимо изложенного, как отмечает Заказчик, филиал ОАО «Ил» в г. Жуковском Московской области является особорежимным объектом. На территории филиала производятся работы по испытанию, модернизации и сервисному обслуживанию, в том числе военных воздушных судов, содержащих секретные изделия.
Как указывает Заказчик, в ходе исполнения договоров возможен несанкционированный доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, что в силу пункта 69 Инструкции о порядке доступа должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2013 № 63, предполагает наличие у работников сторонних организаций соответствующих допусков к сведениям, составляющим государственную тайну.
Таким образом, на основе изложенного, Комиссией установлена обоснованность установления Заказчиком требования о предоставлении в составе заявок на участие в Конкурсах спорной лицензии.
При этом, Заявителем не представлены доказательства обратного, равно как и возможность выполнения работ, являющихся предметом Конкурсов без предоставления спорной лицензии.
Помимо изложенного, Заказчик также отмечает, что по итогам проведения проверки со стороны контролирующего и надзорного органа, а именно, Прокуратуры Московской области, Заказчику выдано Представление от 25.04.2017 № 7/6-72дсп-2017/38296 о выявленнном нарушении статей 2, 27 закона о государственной тайне, пункта 4 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановление Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 № 3-1, выразившегося в привлечении генеральным подрядчиком к выполнению работ, оказанию услуг на территории филиала ОАО «Ил» субподрядных организаций, не имеющих лицензий ФСБ на осуществление работ, связанных с использованием сведений.
При рассмотрении жалобы Заказчик пояснил, что в составе заявки Заявителя представлена лицензия ФСБ на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну со сроком действия до 11.11.2016, что не отвечает условиям Конкурсной документации. Заявителем данный факт не оспаривается, при этом, последний отмечает, что в составе заявки представлено письмо о намерении получения спорной лицензии.
Принимая во внимание факт недоказанности со стороны Заявителя возможности оказания услуг по договорам, подлежащим заключению по итогам проведения Конкурсов, в отсутствие лицензии ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, Комиссия приняла решение о признании жалоб Заявителя необоснованными.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
-
Признать жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурсов необоснованной.
-
Снять ограничения на размещение Конкурсов, наложенные письмом Московского УФАС России от 05.06.2017 № ИШ/27402/17.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.