Решение б/н Решение по жалобе ООО «Никерман» на действия заказчика - ГБО... от 9 сентября 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDF-
ООО «Никерман»
142116, г. Подольск, Домодедовское ш., д. 14. оф. 114
-
ГБОУ ВПО Первый МГМУ
им. И.М. Сеченова минздрава России
119991, Москва, ул. Трубецкая, д. 8,
стр. 2
РЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-1433/77-15 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
31.08.2015 Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО «Никерман» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБОУ ВПО Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку и сборку мебели для нужд ГБОУ ВПО Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России в 2015 году (реестровый № 31502584643) (далее - Конкурс),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в отсутствии в Конкурсной документации порядка оценки и сопоставления заявок по критерию «качество товара».
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
На официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГБОУ ВПО Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (далее - Положение о закупках).
20.07.2015 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса.
Согласно извещению о проведении Конкурса от 20.07.2015 дата окончания подачи заявок - 11.08.2015, дата окончания рассмотрения заявок - 14.08.2015, дата подведения итогов - 14.08.2015.
В соответствии с протоколом оценки и сопоставления заявок от 14.08.2015 №31502584643 (544к-оа/3) по итогам оценки экспертной группы конкурсных заявок участникам присвоены следующие итоговые балльные оценки и порядковые номера:
Наименование участника закупки |
Баллы |
Ранжир заявок по номерам |
ООО «НЭКСТ МЕБЕЛЬ» |
13,40 + 35 = 48,40 |
2 (второй) |
ООО «Никерман» |
14,45 + 7 = 21,45 |
3 (третий) |
ООО «Высокие технологии медикал» |
3,02 + 52,50 = 55,52 |
1 (первый) |
Согласно доводу жалобы Заявителя, при формировании Конкурсной документации Заказчик не включил в ее состав методику оценки заявок участников на участие в Конкурсе по критерию «качество товара».
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя Заказчик с доводом Заявителя не согласился и представил письменные возражения.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок от 14.08.2015 №31502584643 (544к-оа/3) по итогам оценки экспертной группы конкурсных заявок по критерию «качество товара» участникам присвоены следующие балльные оценки:
Наименование участника закупки |
Показатель «качество товара»
|
Расчет баллов |
ООО «НЭКСТ МЕБЕЛЬ» |
50+85+50+15+25+75=300/6 |
50 |
ООО «Никерман» |
5+15+0+20+10+10=60/6 |
10 |
ООО «Высокие технологии медикал» |
50+100+75+45+90+90=450/6 |
75 |
В соответствии с частью 18 Конкурсной документации конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Для определения лучших условий исполнения государственного контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия оценивает такие заявки по критериям:
-
цена контракта;
-
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок.
Критерием «качество товара» является степень проработанности предложения о качестве товара и оптимальности продляемой участником конкурса методологии производства товара для достижения наилучшего результата, в части наиболее подробного и детализированного описания каждой позиции технического задания.
Исходя из письменных доводов Заказчика, Заявителем в составе заявки было представлено коммерческое предложение с указанием технических и функциональных характеристик товара, полностью соответствующих техническому заданию Конкурсной документации (приложение № 2 Конкурсной документации).
Исходя из вышеуказанного, конкурсная комиссия оценила заявку Заявителя по критерию «Качество товара» на 10 баллов.
На основании изложенного ранее, Комиссия установила, что в отношении критерия «качество товара», утвержденного частью 18 Конкурсной документации отсутствует методика и порядок начисления конкретных баллов за предоставление тех или иных материалов, следовательно одно и тоже предложение от разных участников может быть оценено разным количеством баллов.
Ранее названный критерий оценивается субъективно членами комиссии, баллы присваиваются в зависимости от предпочтительности предложения участника. В утвержденном порядке оценки отсутствуют сведения, относительно конкретного объема сведений, необходимого для получения максимального балла.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе: информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
Таким образом, порядок оценки заявок по критерию, утвержденному в Конкурсной документации не позволяет определить порядок начисления баллов по указанному критерию, что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам и правомерность определения победителя, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах.
Согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов (заказчика) в целях определения победителя проводимой закупки.
Предоставленное заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании конкурсной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.
Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в закупочной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться заказчиком. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.
Отсутствие порядка расчета баллов, значимости тех или иных критериев, их веса при сопоставлении заявок в составе Конкурсной документации, доступной для участников, неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны Заказчика, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии Заказчика.
Более того, названный критерий оценки заявок участников, а также порядок расчета баллов, являются необходимыми для участников закупочных процедур, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.
В связи с чем, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя обоснованной.
В действиях Заказчика усматриваются нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Заказчиком был представлен договор, заключенный с победителем по итогам Конкурса - ООО «Высокие технологии медикал» от 20.08.2015 № 87704047505150001030000.
Таким образом, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.
-
Признать в действиях Заказчика нарушение части 18 Конкурсной документации, пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
-
Обязательное для исполнения предписание об устранении вывяленных нарушений Заказчику не выдавать, в связи с заключением договора по итогам Конкурса.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.