Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «ЭСГ «Охрана труда» на д... от 30 июня 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF-
ООО «ЭСГ «Охрана труда»
101000, Москва, ул. Покровка, д. 14/2, стр. 1
-
ОАО «Московское конструкторское бюро «Компас»
115184, Москва, ул. Б.Татарская, д. 35, стр. 5
-
ООО «ЭТП»
420097, г. Казань, ул. Достоевского,
д. 66
РЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-1444/77-17 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
26.06.2017 Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
в присутствии представителей:
ООО «ЭСГ «Охрана труда»
ОАО «Московское конструкторское бюро «Компас»
в отсутствие:
ООО «ЭТП» (уведомлено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 13.06.2017 № ИШ/28763/17),
рассмотрев жалобу ООО «ЭСГ «Охрана труда» (далее — Заявитель, Общество) на действия заказчика — ОАО «Московское конструкторское бюро «Компас» (далее — Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на проведение работ по Сертификации «Специальной оценки условий труда» (СОУТ) (реестровый № 31705128278) (далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Закупки выразилось в неправомерном отклонении заявки Общества от участия в конкурентной процедуре.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам названой статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупки (далее — Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС).
Согласно представленным материалам и информации в ЕИС 19.05.2017 размещено извещение о проведении Закупки. Дата окончания подачи заявок — 29.05.2017. Дата подведения итогов — 30.05.2017. Начальная (максимальная) цена договора — 178 421,60 руб.
В соответствии с протоколом от 30.05.2017 № 15 заявка Заявителя отклонена от участия в Закупке со следующим обоснованием: участник в своей заявке предоставил Аттестат аккредитации Испытательной лаборатории, область аккредитации которой содержит не полный перечень вредных и опасных факторов, требуемый для выполнения работ в рамках договора. Полный перечень вредных и опасных производственных факторов содержится в Приложении №2 Раздела 9 документации о закупке «Дополнение к Техническому заданию», опубликованном 19.05.2017. Отклонить заявку на основании п.4.12.9 (3) Документации о закупке (несоответствие предлагаемой продукции и условий исполнения договора требованиям, установленным в разделах 8-9 и п. 12 информационной карты) и п.4.12.9 (6) Документации о закупке (наличие в составе заявки недостоверных сведений)».
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Приложением № 3 к Информационной карте Закупочной документации установлены требования к составу заявки в соответствии с которыми заявка на участие в закупке должна включать в себя, в том числе копии документов, подтверждающих соответствие участника процедуры закупки обязательным требованиям, установленным в приложении №1 (пункт 1.6) к информационной карте, а именно: подписанные и/или заверенные должным образом Аттестат аккредитации в качестве Испытательной лаборатории (СОУТ), а так же Уведомление «о внесении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» или Уведомление «о регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2014 № 599.
В соответствии с Приложением № 1 к Инфомармационной карте Закупочной документации Заказчиком установлено обязательное требование к участникам Закупки относительно наличия специальных допусков и разрешений, установленных в соответствии с законодательством и касающихся исполнения обязательств по предмету договора, а именно: участник закупки должен быть зарегистрирован в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, ведение которого осуществляется в соответствии с ч.3 ст.19 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2014 № 599.
Таким образом, во исполнение вышеуказанных положений Закупочной документации участник Закупки должен представить в составе заявки на участие в Закупке, в том числе Аттестат аккредитации в качестве Испытательной лаборатории (СОУТ) (далее — Аттестат).
В соответствии с письменными пояснениями Заказчика установлено, что в составе заявки Заявителя представлен Аттестат аккредитации и области аккредитации испытательной лаборатории, соответствующий требованиям Российской Федерации.
Таким образом, Комиссия указывает об исполнении Заявителем требований Закупочной документации в части предоставления Аттестата.
В соответствии с письменными пояснениями Заказчика, 19.05.2017 последний опубликовал на электронной торговой площадке (далее — ЭТП) разъяснения положений Закупочной документации, содержащие дополнения Технического задания по видам вредных и опасных производственных факторов по производству, где среди прочего были указаны следующие металлы: никель и его соединения; олово и его соединения; платиновые металлы и их соединения (далее — Разъяснения).
Таким образом, исходя из пояснений Заказчика, участники Закупки должны были представить Аттестат с указанием перечня вредных и опасных производственных факторов, указанных в Разъяснениях.
Вместе с тем, из Закупочной документации, опубликованной в ЕИС не следует, что в рассматриваемом случае участникам процедуры необходимо было предоставить в составе заявки на участие в Закупке Аттестат с указаным выше содержанием.
Кроме того, Комиссией установлено, что указанные разъяснение отсутствуют в составе Закупочной документации в ЕИС.
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 названной статьи.
Таким образом, информация о проведении Закупки, в том числе разъяснения такой документации, подлежат опубликованию в ЕИС, в связи с чем действия Заказчика по размещению рассматриваемых разъяснений только на ЭТП нарушают положения части 5 статьи 6 Закона о закупках.
Комиссия указывает, что Закупочная документация, являющаяся по своей сути офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования, каких-либо неточностей и разночтений, приводящих к искажению ее смысла.
Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в Закупке, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений Заказчиком. В этой связи представляется возможным сделать вывод о том, что в целях исключения какого-либо субъективного усмотрения при разрешении вопроса об отклонении заявки, а также исходя из недопустимости злоупотребления правом, Заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования относительно состава заявки на участие в конкурентной процедуре. Наличие же в таких требованиях каких-либо разночтений или отсутствие в Закупочной документации какого-либо требования исключает последующую возможность отклонения заявки участника процедуры со ссылкой на ее несоответствие таким требованиям документации.
Кроме того, наличие любых равновесных противоречий, возникающих при работе с Закупочной документацией, является следствием действий Заказчика, а следовательно, возникшие противоречия должны трактоваться в пользу более слабой стороны правоотношений (участника Закупки).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом информационной открытости закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение пункта 1 части 1, части 6 статьи 3, части 5, пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Кроме того, при вынесении решения Комиссия также исходит из того, что в соответствии с протоколом от 30.05.2017 № 15 все участники Закупки отклонены от участия в конкурентной процедуре по аналогичному основанию.
На основании вышеизложенного, Комиссией принято решение о признании жалобы Заявителя обоснованной.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.
-
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1, части 6 статьи 3, части 5, пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
-
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
-
ООО «ЭСГ «Охрана труда»
101000, Москва, ул. Покровка, д. 14/2, стр. 1
-
ОАО «Московское конструкторское бюро «Компас»
115184, Москва, ул. Б.Татарская, д. 35, стр. 5
-
ООО «ЭТП»
420097, г. Казань, ул. Достоевского,
д. 66
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 1-00-1444/77-17 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
26.06.2017 Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 26.06.2017 по делу № 1-00-1444/77-17,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ОАО «Московское конструкторское бюро «Компас» (далее — Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на проведение работ по Сертификации «Специальной оценки условий труда» (СОУТ) (реестровый № 31705128278) (далее — Закупка), а именно:
-
-
Заказчику отменить все протоколы, составленные в ходе проведения Закупки.
-
Заказчику вернуть участникам Закупки ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Закупке.
-
Заказчику внести изменения в Закупочную документацию с учетом решения Комиссии от 26.06.2017 по делу № 1-00-1444/77-17.
-
Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Закупке таким образом, чтобы он составлял не менее пятнадцати дней с момента размещения информации о внесении изменений в Закупочную документацию до даты окончания приема заявок.
-
Заказчику назначить новую дату окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Закупки с учетом решения Комиссии от 26.06.2017 по делу № 1-00-1444/77-17.
-
Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в сети Интернет.
-
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 28.07.2017.
-
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 04.08.2017 с приложением подтверждающих документов.
-
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.