Решение б/н Решение по жалобе АО «Научно-производственное объединение «Э... от 15 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ЗАО «Научно-производственное объединение «Эшелон»

107023, Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, стр. 1

 

  1. ФГУП «ГИВЦ Минкультуры России»

109074, Москва, Китайгородский пр-зд, д. 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №1-00-1447/77-15 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

02.09.2015 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

 

рассмотрев жалобу ЗАО «Научно-производственное объединение «Эшелон» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГУП «ГИВЦ Минкультуры России» (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на проведение работ по созданию системы защиты информации и аттестации Федеральной государственной информационной системы «Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации» на соответствие требованиям по безопасности информации (реестровый № 31502553090) (далее - Конкурс),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.

По мнению Заявителя, нарушения со стороны Заказчика при проведении Аукциона выразились в следующем:

    1. во включении в Конкурсную документацию требований к товару, под которые попадает товар только одного производителя;

    2. во включении в состав конкурсной комиссии членов комиссии, не обладающей специальными техническими знаниями.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

На официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ФГУП «ГИВЦ Минкультуры России» (далее - Положение о закупках).

09.07.2015 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса от 09.07.2015 дата окончания подачи заявок - 30.08.2015, дата рассмотрения заявок - 07.08.2015, дата проведения итогов Конкурса - 14.08.2015.

Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок от 10.08.2015 № 3 победителем Конкурса было признано ЗАО «НИЦ».

Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в Конкурсную документацию включены требования, исходя из которых под описание поставляемого товара подпадает только одно изделие конкретного производителя.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя Заказчик с доводом Заявителя не согласился.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Пунктами 11.2, 11.5 Технического задания Конкурсной документации установлены конкретные требования поставляемого товара.

Согласно подпункту 1 пункта 4.2.2. Положения о закупках Конкурсная документация должна содержать требования, установленные Заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.

В рамках заседания Комиссии, Заказчик сообщил, что под указанные в Конкурсной документации характеристики подпадает только определенный товар, соответствующий требования Заказчика.

Исходя из вышеизложенного, Положением о закупке Заказчика предусмотрено право установления требований к качеству, техническим характеристикам товаров (работ, услуг), соответствующим потребностям Заказчика. Кроме того, Конкурсная документация не содержит упоминания или ссылок на торговую марку.

Учитывая ранее изложенное, Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком предъявлено требование не к участникам Конкурса, подавшим заявку на участие, а к продукции, что свидетельствует о том, что участник, подавший заявку, соответствующей предъявленным требованиям не ограничен в правах на заключение договора. Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении договора, возможности поставить товар, определенный Пунктами 11.2, 11.5 Технического задания Конкурсной документации с определенными характеристиками, не свидетельствует о нарушении Заказчиком требований Закона о закупках.

Также, по мнению Заявителя, члены конкурсной комиссии, оценивающие заявки участников на предмет качества технического предложения, не имеют соответствующего технического образования для возможности адекватно оценивать такие заявки.

Согласно пункту 2.3. Положения о закупках единая комиссия по осуществлению закупок - коллегиальный орган, создаваемый заказчиком для принятия решений в ходе проведения закупок и определения победителя закупки.

Единая комиссия создается приказом генерального директора, согласно которому определяется состав и порядок работы комиссии, назначается председатель комиссии.

Число членов комиссии должно быть не менее чем пять человек.

Вместе с тем, согласно пункту 10 Конкурсной документации комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании комиссии присутствует не менее половины ее членов. Принятие решения членами комиссии путем заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается.

Исходя из вышеизложенного, в Положении о закупках и Конкурсной документации нет указания на обязательность обладания членами комиссии какими-либо специфическими познаниями, что также не противоречит Закону о закупках.

Учитывая изложенное ранее, Комиссия пришла к выводу о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной.

Вместе с тем, согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с четом всех выявленных нарушений.

Основываясь на вышеуказанной норме, Комиссия установила иные нарушения в действиях Заказчика.

Согласно пункту 25.3. Конкурсной документации порядок оценки конкурсных заявок указан в приложении № 3 к Конкурсной документации.

Вместе с тем, в пункте 2.2. Конкурсной документации (приложение № 3) представлена следующая шкала с указанием на количество баллов, присваиваемых заявке по показателю «Качество работ (качество технического предложения)»:

Кол-во баллов

Содержательная проработанность предложения о качестве работ (качестве Технического предложения)

100

В составе заявки представлено предложение о качестве выполнения работ в полном объеме, то есть представлено указание методов и/или способов исполнения всех обязательств, предусмотренных Техническим заданием Конкурсной документации.

50

В составе заявки представлено предложение о качестве выполнения работ в неполном объеме, то есть представлено указание методов или способов исполнения не всех обязательств, предусмотренных Техническим заданием.

0

В составе заявки:

- отсутствует предложение о качестве работ, или

- представлено только полностью скопированное Техническое задание,

или

- представлено только согласие выполнить работы в соответствии с требованиями Технического задания, в том числе в виде указания на то, что Исполнитель выполнит работы надлежащим образом в соответствии с требованиями Технического задания,

или

- представлено предложение о качестве работ в виде измененного Технического задания без указания методов или способов исполнения обязательств, предусмотренных Техническим заданием Конкурсной документации.

Наличие любого из обстоятельств, указанных выше, влечет присвоение оценки 0 баллов по показателю «Качество работ (качество Технического предложения)».

 

Исходя из вышеизложенного, в порядке оценки по критерию «Качество работ (качество технического предложения)» значимостью - 70%, отсутствуют сведения относительно необходимого объема сведений и документов, необходимых для получения соответствующего балла.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе: информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

Таким образом, порядок оценки заявок по критерию «Качество работ (качество технического предложения)», утвержденным в Конкурсной документации не позволяет определить порядок начисления баллов по указанным критериям, что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам и правомерность определения победителя, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах.

Согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов (заказчика) в целях определения победителя проводимой закупки.

Предоставленное заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании конкурсной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в закупочной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться заказчиком. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.

Отсутствие порядка расчета баллов, значимости тех или иных критериев, их веса при сопоставлении заявок в составе Конкурсной документации, доступной для участников, неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны Заказчика, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии Заказчика.

Более того, названные критерии оценки заявок участников, а также порядок расчета баллов, являются необходимыми для участников закупочных процедур, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

Исходя из вышеизложенного, в действиях Заказчика усматриваются нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Вместе с тем, на заседании Комиссии Заказчиком был представлен договор, заключенный с победителем по итогам Конкурса — ЗАО «НИЦ» от 13.08.2015
1308/2015-01.

Таким образом, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса необоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, в связи с заключением договора по итогам Конкурса.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны