Решение б/н Решение по жалобе ПАО «Мегафон» - ФАУ «ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОС... от 15 сентября 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDF-
ПАО «Мегафон»
115035, Москва, Кадашевская наб.,
д. 30
-
ФАУ «ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ»
101000, Москва, пер. Фуркасовский,
д. 6
-
ОАО «ЕЭТП»
117312, Москва, проспект 60-я Октября, д. 9
РЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-1451/77-15 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
02.09.2015 Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ПАО «Мегафон» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФАУ «ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ» (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по подключению и предоставлению выделенного доступа в Интернет на основе сети передачи данных и виртуальной частной сети с использованием технологии многопротокольной коммутации меток сети (реестровый № 31502605268) (далее - Конкурс),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, нарушения со стороны Заказчика выразились в следующем:
-
в неуведомлении участников Конкурса о дате и времени проведения переторжки.
-
в нарушении требований Положения о закупках и Конкурсной документации проведя процедуру переторжки в очной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
На официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ФАУ «ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ» (далее - Положение о закупках).
27.07.2015 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса.
Согласно извещению о проведении Конкурса от 27.07.2015 дата окончания подачи заявок - 17.08.2015, дата окончания рассмотрения заявок - 18.08.2015, дата подведения итогов - 20.08.2015.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок от 19.08.2015
№ ОКЭФ-2/2015-2 заявка ПАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» было признано победителем по итогам Конкурса.
Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчик не уведомил участников Конкурса о проведении процедуры переторжки.
Вместе с тем, 19.08.2015 в 10:00 оператором электронной площадки ОАО «ЕЭТП» (далее - Оператор ЭТП) участникам было направлено уведомление о проведении переторжки.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя Заказчик с доводом Заявителя не согласился и представил письменные возражения, согласно которым Заказчиком 19.08.2015 в 10:19 по собственной инициативе были направлены электронные письма участникам с уведомлением о проведении переторжки 19.08.2015 с 10:00 до 16:00.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
Положением о закупках и Конкурсной документацией не регламентированы дата и время проведения переторжки, а также сроки, в течение которых Заказчик должен уведомить участников Конкурса о проведении переторжки.
Вместе с тем, согласно пункту 3 «общие положения о конкурсе» части 3 Конкурсной документации конкурс проводится по правилам и в порядке, установленным Положением о закупках, а в случае проведения открытого конкурса в электронной форме на электронной площадке — по правилам и в порядке, установленным оператором электронной площадки и указанным в Конкурсной документации в электронной форме с учетом Положения о закупках.
Вместе с тем, в извещении о проведении Конкурса указано, что способом закупки является открытый конкурс в электронной форме.
Согласно пунктам 12.9, 12.10, 12.11 Регламента Оператора ЭТП время ожидания ценовых предложений при переторжке составляет 20 минут. Если до окончания переторжки остается менее 20 минут и в этот период поступает ценовое предложение, то переторжка продлевается на 20 минут с момента подачи такого предложения. Вместе с тем, если в течение 20 минут с момента продления процедуры переторжки ни одного предложения о более низкой цене договора не поступило, процедура переторжки автоматически, при помощи программных и технических средств ЭТП, обеспечивающих ее проведение, завершается.
Исходя из вышеизложенного, Оператор ЭТП уведомил участников Конкурса о начале проведения процедуры переторжки, однако регламентированного периода времени, в течении которого участники должны подать ценовые предложения, было недостаточно для оперативного реагирования участников Конкурса.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, а также принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Таким образом, учитывая тот факт, что Положением о закупках и Конкурсной документацией не предполагается заблаговременное уведомление участников Конкурса о проведении процедуры переторжки на сайте Оператора электронной площадки (www.roseltorg.ru), Заказчику следовало уведомить участников заранее, поскольку обратное является нарушаем требований пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Вместе с тем, согласно доводу Заявителя Заказчик нарушил требования Положения о закупках и Конкурсной документации проведя процедуру переторжки в очной форме.
Согласно пункту 3 статьи 9 Положения о закупках конкурс проводится заказчиком по правилам и в порядке, установленным Положением о закупке, а в случае проведения открытого конкурса в электронной форме на электронной площадке - по правилам и в порядке, установленным оператором электронной площадки и указанным в конкурсной документации в электронной форме с учетом Положения о закупке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Положения о закупках при проведении конкурса и запроса предложений заказчик вправе предусмотреть в конкурсной документации или в документации о запросе предложений возможность добровольного улучшения участниками закупки своих заявок (предложений) в части условий договора, являющихся критериями оценки заявок (предложений) (переторжка). При этом в документации о закупке должно быть указано, в отношении каких условий договора допускается переторжка.
Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 24 Положения о закупках закупочная комиссия осуществляет переторжку в порядке, в месте и дату переторжки, установленные документацией о закупке в соответствии с настоящим Положением.
В случае если документацией о закупке предусмотрено, что переторжка проводится исключительно в отношении цены договора и (или) размера аванса по договору, допускается проведение очной переторжки, предусматривающей возможность неоднократного улучшения условий исполнения договора непосредственно на заседании закупочной комиссии. В иных случаях переторжка проводится заочно путем подачи дополнительных (улучшенных предложений письменной форме в соответствии с документацией о закупке.
Очная переторжка не допускается при проведении закупок в электронной форме.
Согласно части 5 Конкурсной документации (Информационная карта) переторжка допускается в части условий договора, являющихся критериями оценки заявок: цена договора.
В соответствии с пунктами 12.4, 12.5 части 12 Регламента Оператора ЭТП переторжка может проводиться в очной и заочной формах. При проведении переторжки в очной форме добровольному улучшению подлежит цена в заявке.
Исходя из вышеизложенного, в понятия переторжки в «очной форме», указанная в Регламенте Оператора ЭТП, и «очная» переторжка, указанная в Положении о закупке, не являются тождественными. В соответствии с частью 3 статьи 24 Положения о закупке при очной переторжке предусматривается возможность неоднократного улучшения условий исполнения договора непосредственно на заседании закупочной комиссии, что не может быть осуществлено при проведении закупки в электронной форме. При этом, как следует из самого пункта, данное условие может применяться только в том случае, когда переторжка осуществляется непосредственно закупочной комиссией, что не может быть реализовано в случае проведения закупки в электронной форме, поскольку в этом случае закупочная комиссия не принимает участия в самой процедуре переторжки. Протокол переторжки не подписывается закупочной комиссией и в автоматически размещается на электронной торговой площадке. Таким образом, при проведении закупки в электронной форме Заказчик не должен определять в документации место и дату переторжки.
Таким образом, Заказчик, не установив в Конкурсной документации дату и время проведения процедуры переторжки, не нарушил требования Положения о закупках и Конкурсной документации, однако осуществление данных действий противоречит принципам, закрепленным в пунктах 1, 2 статьи 3 Закона о закупках. Таким образом, в целях обеспечения возможности предоставления наиболее выгодных для Заказчика условий ценовых предложений, соблюдения прав и законных интересов участников Конкурса, необходимо предоставить участникам наиболее полную информацию о порядке и времени проведения процедуры переторжки.
В связи с чем, Комиссия приняла решение о признании довода жалобы Заявителя обоснованным.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуюсь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.
-
Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
-
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.