Решение б/н Решение и предписание по жалобе ИП <...> на дейтсвия ООО "Ин... от 9 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-148/77-19 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

04.02.2019 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России (далее — Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

<...>

при участии:

от конкурсного управляющего Ереминой В.С. - <...>

от ООО «Инфотек» - <...>

в отсутствие представителей ИП <...>, ООО «Ру-Трейд» (извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлением Московского УФАС России от 29.01.2019),

рассмотрев жалобу ИП <...> (далее — Заявитель, Индивидуальный предприниматель) на действия организатора торгов – ООО «Инфотек» (далее — Организатор торгов) и Оператора электронной площадки ООО «Ру-Трейд» (далее — Оператор площадки) при проведении торгов по продаже залогового имущества
АО «Тюменьремстройбыт», посредством публичного предложения (сообщение № 3349240) (далее — Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов и Оператора площадки при проведении Торгов.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Организатора торгов выразилось в нарушении порядка проведения Торгов, а именно
в неопубликовании надлежащим образом сообщения о проведении Торгов, а со стороны Оператора площадки в невозможности регистрации на ней.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии
с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом
от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона
от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон
о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов. Кроме того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС России от 22.04.2014 № 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.

Таким образом, Комиссией установлено, что жалоба подлежит рассмотрению
в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3–19 статьи 110
и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.

Определением Арбитражного суда Тюменской области от 12.12.2018 по делу
№ А70-7472/2016 АО «Тюменьремстройбыт» (далее - Должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.

ООО «Инфотек» является специализированной организацией, действующей на основании договора от 24.12.2018, заключенного между Должником
и Организатором торгов.

Во исполнение указанного договора информация о Торгах опубликована
в печатном издании «Коммерсантъ» (объявление № 76010022066 от 29.12.2018)
и на офицальном сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (далее — ЕФРСБ) (сообщение № 3349240 от 26.12.2018).

Торги были назначены на 02.01.2019, начало подачи заявок 31.12.2018 (00:00), срок окончания приема заявок был установлен 01.01.2019 (23:59) (праздничные дни).

Таким образом, по мнению Комиссии, Организатором торгов созданы условия, препятствующие своевременной оплате задатка, подаче заявок, так как период регистрации на ЭТП составляет 3 рабочих дня.

Учитывая изложенное, фактически Организатор торгов, установив срок подачи заявок на участие в Торгах и дату их проведения на нерабочие дни, создал искусственный барьер для участия в Торгах для Заявителя и неопределенного круга лиц. Следствием указанных действий стало то, что на Торги не было подано ни одной заявки.

При этом доводы Организатора торгов и конкурсного управляющего относительно того, что Положение о порядке продаже залогового имущества
в соответствии с которым Торги были проведены именно в указанный период, отклоняются Комиссией в связи с тем, что в Положении не установлены конкретные даты проведения, а лишь определена периодичность и начальная цена предмета Торгов.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 8 статьи 110 Закона о банкротстве в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая для этих целей специализированная организация.

Учитывая то, что конкурсный кредитор прямо не поименован в статье 18.1 Закона о защите конкуренции, установление тех или иных требований в Положении утвержденным конкурсным кредитором, не относятся к компетенции антимонопольного органа и является предметом обжалования в рамках Закона
о банкротстве.

Таким образом, Комиссия, исходя из данного довода жалобы, фиксирует нарушение в действиях Организатора торгов.

Согласно части 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Также не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Кроме того, Законом о защите конкуренции установлен запрет
на ограничивающие конкуренцию действия при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений.

Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 9 статьи 110 Закона о банкротстве организатор торгов обязан осуществлять разумные необходимые действия для поиска и привлечения покупателей с учетом особенностей выставленного на Торги имущества. В данном случае Организатор торгов, мотивируя законность своих действий исключительно отсутствием предусмотренного действующим законодательством запрета, злоупотребил своими гражданскими правами при реализации имущества должника на Торгах, сократив срок подачи заявок, что нарушило права Заявителя, который не успел подать заявку на участие в Торгах в установленный срок и не смог, таким образом, принять участие в Торгах.

Публичный порядок проведения торгов по реализации имущества, определенный законодательством о банкротстве, включает в себя регламентацию этапов проведения торгов, в рамках которых определены сроки совершения отдельных действий, направленных на достижение цели торгов - продажи имущества на конкурентной основе.

При этом законодатель предусматривает возможность признания торгов несостоявшимися в случае отсутствия должного количества заявок по истечении срока их подачи (часть 17 статьи 110 Закона о банкротстве).

Таким образом, безосновательное сокращение срока подачи заявок нарушает порядок проведения торгов, лишая правового смысла само предусмотрение такого срока изначально.

Относительно довода о невозможности регистрации на электронной торговой площадке, Комиссией установлено следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в целях всестороннего рассмотрения дела по жалобе Заявителя, Управлением была запрошена информация у Оператора площадки
о причинах отказа в регистрации Заявителя.

В своём ответе Оператор площадки указывает на то, что Заявитель подавал заявку на регистрацию в качестве физического лица, однако в платежном поручении, предоставляемом в составе заявки, плательщиком был указан индивидуальный предприниматель.

При этом довод Оператора площадки относительно того, что Заявителя обязан был предоставить выписку из ЕГРИП в составе заявки отклоняются Комиссией.

Кроме того, Оператор площадки не доказал, что в указанных правоотношениях Заявитель мог выступать лишь как индивидуальный предприниматель, а не как физическое лицо.

Учитывая, что предоставление документов имеет своей целью подтверждение соответствия требованиям Оператора площадки, он должен действовать таким образом, чтобы избегать формального подхода при оценке заявок.

Формализм при оценке заявок, когда документы отклоняются только на основании их несоответствия определенной форме, противоречит принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам Торгов.

Отклонение же заявки по основаниям представления им обозначенных документов, но не устроивших Оператора площадки по формальным причинам, явно противоречит обычаям делового оборота и является злоупотреблением правом.

При таких обстоятельствах у Оператора площадки отсутствуют правовые основания для отклонения заявки Заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

С учетом указанного принципа Оператор площадки не должен подвергать сомнению подлинность представленных документов и сведений. При этом в случае возникновения сомнений Оператор площадки должен направить соответствующие запросы информации, а не отклонять заявку участника без достаточных на то оснований.

Указанные основания для отклонения заявки оцениваются Комиссией критически, как сугубо формальные.

С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пункта 3.1 частьи 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов и Оператора площадки при проведении Торгов обоснованной.

    2. Установить в действиях Организатора торгов и Оператора площадки нарушения пункта 9 статьи 110 Закона о банкротстве, публичного порядка Российской Федерации, определенного законодательством о банкротстве и положениями законодательства, регулирующего проведение публичных торгов.

    3. Выдать Организатору торгов и Оператору площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

      Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-148/77-19 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

04.02.2019 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<...>

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 04.02.2019 по делу № 1-00-148/77-19,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ООО «Инфотек» (далее — Организатор торгов), ООО «Ру-Трейд» (далее - Оператор площадки) устранить нарушения, допущенные при проведении торгов по продаже залогового имущества АО «Тюменьремстройбыт», посредством публичного предложения (сообщение № 3349240) (далее — Торги), а именно:

    1. Организатору торгов внести изменения в Сообщение с учётом решения Комиссии от 04.02.2019 по делу 1-00-148/77-19.

    2. Организатору торгов отменить протоколы, составленные в ходе проведения Торгов.

    3. Организатору торгов вернуть всем участникам ранее поданные заявки на участие в Торгах с указанием о возможности повторной подачи заявки.

    4. Организатору торгов обеспечить возврат задатков, ранее поданных для участия в Торгах в случае, если задатки до настоящего времени не возвращены.

    5. Организатору торгов назначить новые даты окончания срока подачи заявок, рассмотрения заявок, проведения Торгов в соответствии с Положением
      о порядке, сроках и условиях реализации имущества АО «Тюменьремстройбыт»
      с учетом решения Комиссии от 04.02.2019 по делу № 1-00-148/77-19, требованиями действующего законодательства.

    6. Организатору торгов разместить информацию о вышеуказанных изменениях в ЕФРСБ и газете «Коммерсантъ».

    7. Организатору торгов разместить в ЕФРСБ информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Торгах, новой дате рассмотрения заявок на участие в Торгах и подведения итогов Торгов с учетом решения Комиссии
      от 04.02.2019 по делу № 1-00-148/77-19, требованиями действующего законодательства, Положения о порядке, сроках и условиях реализации имущества АО «Тюменьремстройбыт».

    8. Оператору площадки обеспечить возможность регистрации Заявителя
      на электронной площадке с учетом решения Комиссии по делу от 04.02.2019 № 1-00-148/77-19.

    9. Организатору торгов, Оператору площадки исполнить настоящее предписание в срок до 05.03.2019.

    10. Организатору торгов, Оператору площадки о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 07.03.2019 с приложением подтверждающих документов.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны