Решение б/н Решение и предписание жалобе ООО «Электросети БН-800» на дей... от 25 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО «Электросети БН-800»

    624500, обл. Свердловская, г. Заречный, ул. Попова, д. 4

     

  2. АО «Концерн Росэнергоатом»
    109507, Москва, ул. Ферганская, д. 25
     

  3. ООО «Фабрикант.ру»
    123317, Москва, ул. Тестовская, д. 10,
    п. 1, эт. 25

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1490/77-17 о нарушении процедуры торгов и порядка

заключения договоров

29.06.2017 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

рассмотрев жалобу ООО «Электросети БН-800» (далее — Заявитель) на действия заказчика — АО «Концерн Росэнергоатом» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ и оказание услуг проектного сопровождения по объекту «Реконструкция зданий и сооружений санатория-профилактория Белоярской АЭС, расположенного в 1470 м юго-западнее плотины Белоярского водохранилища» в части модернизации корпуса № 2 (спальный «Бизнес») и корпуса № 4 (спальный «Семейный») в соответствии с техническим заданием (реестровый № 31705071201) (далее — Конкурс),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении заявки Заявителя от участия в Конкурсе, а также неправомерном объединении строительных работ и иных услуг в один лот.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Единый отраслевой стандарт закупок (положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «РОСАТОМ» в редакции, действующей на момент объявления Конкурса (далее — Положение о закупках), размещено на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС, Официальный сайт).

Извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте — 28.04.2017, дата и время окончания подачи заявок — 22.05.2017, дата рассмотрения заявок — 02.06.2017, дата и время подведения итогов Конкурса — 09.06.2017. Начальная (максимальная) цена договора: 53 187 260 ,00 руб.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Обязательным требованием, в соответствии с подпунктом 1.1.211 пункта 12.1 Положения о закупках, является такое минимально необходимое заказчику требование, невыполнение которого означает отклонение заявки соответствующего участника закупки.

Согласно подпункту 1.1.393 пункта 14.8 Положения о закупках в рамках отборочной стадии конкурсная комиссия рассматривает заявки на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников конкурса установленным требованиям. Цель отборочной стадии — допуск к дальнейшему участию в конкурсе заявок, отвечающих требованиям конкурсной документации, поданных участниками, отвечающими требованиям конкурсной документации, и отклонение остальных.

В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 подраздела 2.1.1 раздела 2 части 1 Конкурсной документации установлены требования к субподрядчикам, выполняющим работы на сумму более 5% от общей цены заявки участника закупки (за исключением требований в отношении разрешительных документов, которые установлены независимо от выполняемого таким субподрядчиком объема работ по отношению к общей цене заявки участника закупки) в объеме выполняемых работ, а именно, обладать специальной правоспособностью в соответствии с действующим законодательством РФ (или законодательством государства, на территории которого будет использоваться поставляемая по договору продукция), связанной с осуществлением видов деятельности, предусмотренных договором, в том числе необходимыми лицензиями или свидетельствами о допуске на выполнение работ или оказание услуг, полученными не позже изначально установленного в извещении и документации о закупке срока окончания подачи заявок, в объеме выполняемых работ, услуг, а именно:

  1. должен иметь соответствующие разрешающие документы на осуществление видов деятельности, видов работ, требуемые для выполнения договора, право на заключение которого является предметом настоящей закупки:

свидетельство СРО о допуске к определенному виду или видам работ, требуемых к выполнению в соответствии с предметом договора, выданных саморегулируемыми организациями.

Подпунктом 1.1.235 пункта 12.6 Положения о закупках установлено, что если заявкой на закупку, документацией о закупке и проектом договора предусмотрено привлечение субподрядчиков (поставщиков, соисполнителей) (пункт 12.6) и если выполняемый ими объем поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг превышает 5% цены заявки, заказчик вправе предъявлять обязательные требования к таким субподрядчикам (поставщикам, соисполнителям), предусмотренные пунктом 12.5, и устанавливать предпочтения в соответствии с пунктом 12.7. В любом случае проект договора, включаемый в документацию о закупке, и договор, заключаемый по результатам закупки, должны содержать положение о том, что субподрядчики (поставщики, соисполнители) должны отвечать требованиям, установленным пунктом 12.5, и что ответственность за их соответствие несет участник (поставщик).

В соответствии с подпунктом 1.1.238 пункта 12.6 Положения о закупках в случае предъявления требований, указанных в пункте 12.6, заказчик вправе в документации о закупке потребовать предоставления участником закупки в составе его заявки копии договора (в том числе предварительного или под условием) с каждым из указанных субподрядчиков (поставщиков, соисполнителей), подтверждающего их привлечение для исполнения указанных видов обязательств.

В соответствии с пунктом 1.1.236 Положения о закупках при установлении требований согласно подразделам 12.5 и 12.6 заказчик устанавливает требования, которым должен отвечать сам участник закупки, и требования к привлекаемым субподрядчикам (поставщикам, соисполнителям), устанавливаемые соответственно объему выполняемых ими обязательств по договору. Также организатор закупки в соответствии с положениями пункта 12.1 обязан потребовать предоставления участником закупки в составе его заявки соответствующих подтверждающих документов в отношении заявленных субподрядчиков (поставщиков, соисполнителей), если к ним предъявлялись соответствующие требования.

Таким образом, Конкурсная документация предусматривает раскрытие субподрядчиков с приложением необходимых документов.

Протоколом заседания комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии № 31705071201-03 от 02.06.2017 заявка Заявителя отклонена на основании подпункта а) пункта 8.3 раздела 1 Приложения 12 Положения о закупках и пункта а) части 2 Конкурсной документации, а именно, на привлекаемого участником субподряда ООО «УС БАЭС» не представлено, в том числе после направления запроса, свидетельство СРО о допуске к определенному виду или видам работ, требуемых к выполнению в соответствии с предметом договора, выданных саморегулируемыми организациями, с правом на выполнение определенных Конкурсной документацией работ. В ответ на запрос участником представлен новый план распределения видов и объемов работ, согласно которому на проектные работы привлекается субподрядчик ООО «СПК «Урал», ранее не заявленный в заявке на участие в закупке. На данного субподрядчика предоставлено свидетельство СРО. Таким образом, участником изменена суть ранее поданной заявки.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

При этом, согласно части 3 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе выполнения работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.

По мнению Комиссии, установление требования о раскрытии в составе заявки участника сведений о субподрядчиках (соисполнителях) является избыточным, установлено Заказчиком неправомерно, и представляет собой вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.

При этом, Заказчик предусмотрев возможность привлечения субподрядчиков (соисполнителей), должен обеспечить наиболее доступный механизм возможности их привлечения в условиях выполнения работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства.

Включение в состав Конкурсной документации требования о раскрытии участником сведений о субподрядчиках накладывает на потенциальных участников Конкурса дополнительные ничем не обоснованные ограничения, при этом предоставление данных сведений возможно на стадии заключения договора.

Те или иные требования к потенциальным контрагентам, а равно положения закупочных аукционных, конкурсных и проч. документаций, должны иметь именно объективное обоснование, соответствовать законодательно закрепленному принципу равенства участников гражданских правоотношений, установленному частью 1 статьи 1 Гражданским Кодексом РФ и не должны приводить к необоснованному сокращению количества участников закупочной процедуры (торгов).

При этом, в данном случае Заявитель предоставил информацию о наличии допуска СРО, только на другое лицо — субподрядчика.

Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, Заказчик вправе требовать от участника закупки исключительно свидетельство на работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).

Таким образом, ввиду неправомерного установления требования о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в Конкурсной документации Заказчиком нарушен пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Комиссия приняла решение признать жалобу в части неправомерного отклонения заявки от участия в Конкурсе, ввиду установления в Конкурсной документации требования о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией на определенные виды работ, которые должен выполнить субподрядчик при его привлечении, обоснованной.

В дополнение к вышеизложенному, Комиссия сообщает, что с 1 июля 2017 года вступили в силу поправки в Градостроительный кодекс Российской Федерации касательно статуса саморегулируемых организаций (отмены свидетельства, выдаваемого саморегулируемой организацией).

Согласно доводам жалобы, Заказчиком неправомерно объединены строительные работы и иных услуг в один лот.

Выполнение строительно-монтажных работ и оказание услуг проектного сопровождения по объекту «Реконструкция зданий и сооружений санатория-профилактория Белоярской АЭС» Заказчиком объединены в один лот.

При этом, Заявитель на заседание Комиссии не явился не доказал, что объединение объединение работ по условиям Конкурса ограничивают его права и законные интересы.

Таким образом, Комиссия признает жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной в части неправомерного отклонения заявки Заявителя от участия в Конкурсе; в части объединения Заказчиком работ по условию Конкурса в один лот — признает необоснованной.

На основании изложенного и в соответствие с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

РЕШИЛА:

    1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной в части установления избыточного требования, установленного в Конкурсной документации.

    2. Признать Заказчика нарушившим часть 1 статьи 3 Закона о закупках

    3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.

 

 

  1. ООО «Электросети БН-800»

    624500, обл. Свердловская, г. Заречный, ул. Попова, д. 4

     

  2. АО «Концерн Росэнергоатом»
    109507, Москва, ул. Ферганская, д. 25
     

  3. ООО «Фабрикант.ру»
    123317, Москва, ул. Тестовская, д. 10,
    п. 1, эт. 25

     

     

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-1490/77-17 о нарушении процедуры торгов и порядка

заключения договоров

29.06.2017 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 29.06.2017 № 1-00-1490/77-17,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

АО «Концерн Росэнергоатом» (далее — Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ и оказание услуг проектного сопровождения по объекту «Реконструкция зданий и сооружений санатория-профилактория Белоярской АЭС, расположенного в 1470 м юго-западнее плотины Белоярского водохранилища» в части модернизации корпуса № 2 (спальный «Бизнес») и корпуса № 4 (спальный «Семейный») в соответствии с техническим заданием (реестровый № 31705071201) (далее — Конкурс), а именно:

    1. Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Конкурса.

    2. Заказчику вернуть участникам Конкурса ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Конкурсе.

    3. Заказчику внести изменения в Конкурсную документацию с учетом решения Комиссии от 29.06.2017 по делу № 1-00-1490/77-17.

    4. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Конкурсе таким образом, чтобы он составлял не менее пятнадцати дней с момента размещения информации о внесении изменений в Конкурсную документацию до даты окончания приема заявок.

    5. Заказчику назначить новую дату окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Конкурса с учетом решения Комиссии от 29.06.2017 по делу № 1-00-1490/77-17.

    6. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в сети Интернет.

    7. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 04.08.2017.

    8. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 11.08.2017 с приложением подтверждающих документов.

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

    1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

    2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны